Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 204
с углубленным изучением иностранных языков (английского и финского)
Центрального района Санкт-Петербурга
«Рассмотрена» | «Согласована» | «Рекомендована к использованию» |
Методическим объединением учителей русского языка, литературы, истории Протокол от « 28 » августа 2016 г. № 1 Председатель методического объединения ___________________ А.К.Жукова | Зам. директора по УВР __________________ Т.Е.Ефимова « 29 » августа 2016 г. | Педагогическим советом ГБОУ школы № 204 с углубленным изучением иностранных языков (английского и финского) Центрального района Санкт-Петербурга Протокол от « 30 » августа 2016 г. № 1 |
«Утверждаю» Приказ от « 02 » сентября 2016 г. № 1 Директор ГБОУ школы 204 с углубленным изучением иностранных языков (английского и финского) Центрального района Санкт-Петербурга _______________________ С.В. Петрова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2016-2017 учебный год
Учебный предмет Обществознание
(название учебного предмета)
для учащихся 8 класса
Автор-составитель Учитель Королева Елена Викторовна _ (ФИО полностью) |
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Настоящая программа по обществознанию предназначена для учащихся 8 класса, осваивающих основную общеобразовательную программу основного общего образованияна базовом уровне, составлена с учетом выбранного УМК на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. и авторской программы под ред. Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Москва: Просвещение, 2011 г.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Учебно-методический комплект.
1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011.
2. Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Академический школьный учебник 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. М.: Просвещение, 2011.
3. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.
5. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л. Ф. и др. Промежуточная аттестация по
обществознанию. 6-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию / Е.В. Домашек. Ростов н/Д. :Феникс, 2010.
Корсанов Г.Г. Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов / Г.Г. Корсанов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007
Информационно-коммуникативные средства.
Обществознание 8-11 классы. Мультимедийное пособие. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев.
Технические средства обучения.
Интерактивная доска. Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Учащиеся должны знать/понимать:
• социальные свойства человека, виды его взаимодействия с друтими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей.
Учащиеся должны уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• первичного анализа и использования социальной информации.
Общая характеристика программы
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. (Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. М.: Просвещение, 2011).
Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа предназначена для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей. и т.д. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Курс включает изучение четырех тем.
Тема «Человек и общество» дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значении социализации личности, вводит учащихся в круг проблем современного общества и общественных отношений.
Следующая тема «Сфера духовной жизни» вводит подростков в круг проблем моральных, важных для осознания себя как существа нравственного.
Тема «Экономика» знакомит школьников с основными экономическими проявлениями (производство, обмен, потребление) через расшифровку основных экономических понятий. Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики. Особое внимание курс уделяет и нескольким макроэкономическим проблемам: роли государства в экономике, безработице, международной торговле.
Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальные роли. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
Функции курса
• Обучить правилам пользования научными инструментами, теориями и методами;
• сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса;
• воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение, способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;
• подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе, к будущей профессиональной деятельности.
Цели обучения
• Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской позиции, уважения к социальным нормам;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Учебно-методический план
№ | Тема | Количество часов |
ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (5 ч) |
1 | Быть личностью | 1 |
2 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 2 |
3 | Развитие общества | 1 |
| Повторение и обобщение изученного по теме «Личность и общество» | 1 |
ГЛАВА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ(9 ч) |
4 | Сфера духовной жизни | 1 |
5 | Мораль | 2 |
6 | Долг и совесть | 1 |
7 | Моральный выбор – это ответственность | 1 |
8 | Образование | 1 |
9 | Наука в современном обществе | 1 |
10 | Религия как одна из форм культуры | 1 |
| Повторение и обобщение изученного по теме «Сфера духовной культуры» | 1 |
ГЛАВА III. ЭКОНОМИКА (14 ч) |
11 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 |
12 | Главные вопросы экономики | 1 |
13 | Собственность | 1 |
14 | Рыночная экономика | 2 |
15 | Производство - основа экономики | 1 |
16 | Предпринимательская деятельность | 1 |
17 | Роль государства в экономике | 1 |
18 | Распределение доходов | 1 |
19 | Потребление | 1 |
20 | Инфляция и семейная экономика | 1 |
21 | Безработица, ее причины ц последствия | 1 |
22 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 |
| Повторение и обобщение изученного по теме «Экономика» | 1 |
ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (5 ч) |
23 | Социальная структура общества | 1 |
24 | Социальные статусы и роли | 1 |
25 | Нации и межнациональные отношения | 1 |
26 | Отклоняющееся поведение | 1 |
| Повторение и обобщение изученного по теме «Социальная сфера» | 1 |
| Повторение и обобщение изученного в курсе обществознания за 8 класс | 1 |
Итого | 34 |
Содержание программы
Тема 1. Личность и общество (5 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (9 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современно го общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От ношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тематическое (поурочное) планирование
по курсу обществознания для 8-х классов.
Учебник «Обществознание», 8 класс.
Авторы: Л. Н. Боголюбов
Планирование курса на базовом уровне из расчёта 34 часов.
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, самостоя тельной деятель- ности | Домашнее задание | Дата проведения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | |
ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (5 ч) | | | | | | | |
| | | | | | | | |
1 | Быть личностью | Урок- исследо- вание | Понятия человек, индивид, личность, мировоззрение, интеграция, адаптация, индивидуализация, социализация. Признаки индивидуальности, человека, личности. Мировоззрение и жизненные ценности. Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы становления личности. Дополнительно: агенты социализации | Знать: основные понятия по теме урока; признаки индивидуальности, индивида и личности; типы мировоззрения; этапы социализации личности. Уметь: высказывать суждения о том, что значит быть личностью, какие качества присущи личности; характеризовать этапы становления личности; объяснять влияние общества на становление человека; отве-чать на проблемные вопросы; работать со схемой, с таблицей | Текущий контроль | § 1 | | |
2, 3 | Общество как форма жизнедея-тельности людей | Уроки- характе- ристики | Понятия общество, общественные отношения, социальные нормы. Что мы называем обществом. Сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Социальные нормы и их роль в жизни общества. Ступени развития общества. Дополнительно: общество в широком и узком смысле слова; взаимоотношения общества и природы | Знать: основные понятия по теме уроков; основные сферы жизни общества; виды социальных норм; ступени развития общества. Уметь: объяснять значение понятия об-щество; характеризовать основные сферы жизни общества; высказывать суждения о роли социальных норм в жизни общества; характеризовать жизнь людей на разных ступенях развития общества; работать со схемами, с таблицей; работать над со-зданием учебного проекта | Устный опрос | § 2 | | |
4 | Развитие общества | Урок лабора-торного типа | Понятия эволюционное развитие, со-циальная революция, реформа, глобали-зация, информационнаяреволюция, гло-балъные проблемы. Эволюционное раз-витие человечества. Марксизм о роли социальных революций в жизни чело-вечества. Закономерности обществен-ных изменений. Реформы и реформато-ры. Противоречия и перспективы в раз-витии человечества в XXI в. Глобаль-ные проблемы человечества. Допол-нительно: оценка процесса ускорения общественного развития человечества | Знать: основные понятия по теме урока; различные теории развития общества; важнейшие черты развития современного общества; глобальные проблемы современности. Уметь: объяснять суть эволюционного развития общества, роль социальных революций в общественном развитии; называть глобальные проблемы современного обще-ства и предлагать пути их решения; отве-чать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой | Устный опрос | § 3 | | |
5 | Повторение и обобще-ние изучен-ного по теме «Лич-ность и общество» | Повто- рительно-обоб- щающий урок | Подведение итогов изучения темы «Личность и общество». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Личность и общество». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материа-ле; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Круглый стол | Вопросы для повторения (с. 28) | | |
ГЛАВА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (9 ч) | | | | | | | |
6 | Сфера духовной жизни | Урок- практикум | Понятия духовная сфера жизни обще-ства, культура, культура личности. Культура как достижение человека в преобразовании мира. Черты, от-личающие духовную сферу от других сфер общества. Духовные ценности. Культура личности и общества. Раз-витие культуры в современной России. Дополнительно: какой мир мы «творим по мере наших сил» и от чего зависит, каким будет этот мир | Знать: основные понятия по теме урока; отличительные черты духовной сферы общества; особенности культурной жизни современной России. Уметь: объяснять, что включают в себя понятия духовная жизнь и кулътура, как свя-заны между собой культура человека и общества; высказывать суждения о том, какими качествами должен обладать культурный человек; характеризовать духовную жизнь современной России; отвечать на проблемные вопросы; анализировать статистические данные | Тест | § 4 | | |
7, 8 | Мораль | Про- блемные уроки с эле- ментами дискуссии | Понятия мораль, нравственность, моральные нормы, моральный идеал, гуманизм, гражданственность, па-триотизм. Что такое мораль и зачем она нужна людям. Главный признак морали. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм – высшая моральная ценность. Добро и зло. Дополнительно: роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности; многоликое зло | Знать: основные понятия по теме уроков; главные моральные нормы. Уметь: высказывать суждения о том, что такое мораль и зачем она нужна; приводить примеры моральных норм; объяснять, поче-му гуманизм является высшей моральной ценностью; оценивать свои поступки и по-ступки других людей с точки зрения морали; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой | Устный опрос | § 5 | | |
9 | Долг и совесть | Урок- исследо- вание | Понятия долг, объективные обязанности, ответственность, общественный долг, моральный долг, совесть. Что та-кое долг. Научный подход к сущности понятия долг. Общественный и мораль-ный долг. Внешний и внутренний кон-троль за исполнением долга. Совесть и ее роль в жизни человека. Дополни-тельно: формальное и реальное понимание сущности долга; в вопросах совести закон большинства не действует | Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: объяснять роль долга и совести в жизни человека; оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения долга и совести; участвовать в дискуссии; работать со схемой | Устный опрос | § 6 | | |
10 | Моральный выбор – это ответственность | Урок- дискуссия | Поняшя моральный выбор, моральная ответственность. Способность челове-ка выбирать индивидуальное поведение. Свобода выбора. Взаимосвязь свободы и ответственности. Гарантии выполнения моральных норм. Критический анализ собственных мыслей и поступков. Проб-лема оценки и самооценки. Дополни-тельно: опасность безответственного поведения | Знать: основные понятия по теме урока; факторы, определяющие выбор человеком индивидуального поведения. Уметь: объяснять понятие свобода выбора, взаимосвязь свободы и ответственности; высказывать суждения о том, какого человека можно назвать ответственным; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; работать над созданием учебного проекта | Решение проб-лемных задач | § 7, учебный проект «Быть или казаться» | | |
11 | Образова-ние | Урок- практикум | Понятия образование, информационное общество, конкурентоспособность, самообразование. Приоритетность об-разования в России. Возрастание зна-чимости образования в информацион-ном обществе. Взаимосвязь конкуренто-способности страны и образования. Основные элементы образовательной системы РФ. Дополнительно: основные качества человека, отвечающие запро-сам информационного общества; непре-рывное образование – ключевая задача общества | Знать: основные понятия по теме урока; роль образования в современном обществе; элементы образовательной системы РФ. Уметь: объяснять причины приоритетности образования, его значение в совре-менном обществе, взаимосвязь конкуренто-способности страны и образования; характеризовать систему образования РФ; объяснять необходимость и называть важнейшие источники и средства непре-рывного образования, самообразования; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемами, с таблицей | Устный опрос | § 8 | | |
12 | Наука в совре-менном обществе | Урок-анализ | Понятия наука, естествознание, техно-знание, обществознание, человековеде-ние. Наука как особая система знаний. Отличительные черты науки как систе-мы государственных и общественных организаций, вырабатывающих, храня-щих и распространяющих научные зна-ния. Роль науки в современном общес-тве. Дополнительно: нравственные прин-ципы труда ученого | Знать: основные понятия по теме урока; отличительные черты науки; элементы со-временного научного знания. Уметь: характеризовать науку как особую систему знаний и особую сферу деятельности; объяснять возрастающую роль науки в современном мире; отвечать на проблем-ные вопросы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы | Тест | § 9 | | |
13 | Религия как одна из форм культуры | Урок- исследо- вание | Понятия религия, вера, религиозная вера, обряды, молитва, догматы, сек-та, свобода совести, атеизм. Харак-терные черты религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Основные виды религиозных организаций. Сущность принципа свободы совести. Свобода вероисповедания. Дополнительно: реализация принципа свободы совести в современной России | Знать: основные понятия по теме урока; сущность религиозных представлений о мире и обществе; характерные черты религиозной веры; основные религиозные организации и объединения. Уметь: объяснять роль религиозной веры в жизни общества, сущность принципа свобо-ды совести; характеризовать основные религиозные организации и объединения; участвовать в дискуссии; работать со схемой | Устный опрос | § 10 | | |
14 | Повторение и обобще-ние изучен-ного по теме «Сфера духовной культуры» | Повто- рительно-обоб- щающий урок | Подведение итогов изучения темы «Сфера духовной культуры». Повто-рение основных понятий темы. Обсу-ждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Сфера духовной культуры». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Семинар | Повторить выводы к главе II | | |
ГЛАВА III. ЭКОНОМИКА (14 ч) | | | | | | | |
15 | Экономика и ее роль в жизни общества | Урок-лекция | Понятия потребности, ограниченность ресурсов, экономические блага, предме-ты потребления, средства производст-ва, альтернативный выбор, альтерна-тивная стоимость. Потребности и ре-сурсы. Проблема ограниченности ресур-сов. Свободные и экономические блага. Проблема экономического выбора. Аль-тернативная стоимость. Дополнительно: влияние экономики на поведение людей; роль информационных ресурсов в наши дни | Знать: основные понятия по теме урока; сущность экономики как науки. Уметь: объяснять взаимосвязь потребностей людей и экономики, проблемы ограниченности ресурсов, экономического выбора; приводить примеры свободных и экономических благ; участвовать в дис-куссии; работать со схемой | Текущий контроль | § 11 вопросы 1-2 | | |
1617 | Главные вопросы экономики | Урок-лекция | Понятия экономическая эффективность, экономическая система, традиционная, рыночная, командная, смешанная эконо-мика. Главные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем. Дополнительно: соотношение экономи-ческой роли государства и рынка в управлении экономикой | Знать: основные понятия по теме урока; основные вопросы экономики; типы экономических систем. Уметь: раскрывать суть основных вопросов экономики; характеризовать основные типы экономических систем; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемами | Устный опрос | § 12, вопросы 2-3 | | |
18 | Собствен-ность | Урок-практи- кум | Понятия имущественные отношения, собственность, владение, использова-ние, распоряжение, физические и юри-дические лица, частная, общественная, коллективная собственность. Имуще-ственные отношения. Собственность как экономическая и юридическая катего-рия. Формы собственности. Защита права собственности. Дополнительно: сравнительный анализ рыночной и плановой экономики | Знать: основные понятия по теме урока; формы собственности; способы защиты права собственности. Уметь: объяснять сущность имущественных отношений в обществе; участвовать в дискуссии; работать со схемами | Тест | § 13 | | |
19 20 | Рыночная экономика | Уроки- прак- тикумы с эле- ментами деловой игры | Понятия рынок, конкуренция, спрос, предложение, диктатура цен, рыночное равновесие, равновесная цена. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночной цены. Принцип «невидимой руки» рынка. Основные функции цен. Дополнительно: взаимосвязь обмена и рынка; формы и виды рынков; эко-номическая сущность конкуренции | Знать: основные понятия по теме уроков; условия успешного функционирования ры-ночной экономики; факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке; главный принцип рынка; функции рынка в экономике. Уметь: объяснять значение конкуренции для рыночной экономики, механизм установления рыночного равновесия, принцип «невидимой руки» рынка; отвечать на про-блемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой | Тест | § 14 | | |
21 | Производ-ство – основа экономики | Урок – деловая игра | Понятия продукт, товар, потребитель-ная стоимость, меновая стоимость, услуга, факторы производства, производительность, разделение труда, специализация. Роль производства в экономике. Товары и услуги. Факторы производства: земля (природные ресурсы), труд, капитал, предприни-мательские способности. Распределе-ние труда и специализация. Дополнительно: современные отрасли экономики | Знать: основные понятия по теме урока; роль производства в экономике; основные характеристики производства; факторы производства. Уметь: объяснять процесс превращения продукта в товар; называть ртрасли эконо-мики, получившие наиболее широкое развитие в современном мире, и объяснять причины этого; объяснять суть разделения труда и его роль в развитии производства; проводить сравнительный анализ; работать в группах; отвечать на проблемные вопро-сы; работать с таблицей | Устный опрос | § 15 | | |
22 | Предпри-ниматель-ская дея-тельность | Урок- исследо- вание | Понятия предпринимательство, эконо-мическая свобода, фирма, индивидуаль-ное частное предприятие, товарищес-тво, акционерное общество, малое пред-приятие. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Меха-низм получения прибыли в бизнесе. Эко-номический статус предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономическая сущность мало-го бизнеса, его роль в экономике. Допол-нительно: отличительные черты экономи-ческого поведения и функции предприни-мателя; проблемы российских челноков | Знать: основные понятия по теме урока; сущность и функции предпринимательской деятельности; основные организационно-правовые формы предпринимательства. Уметь: раскрывать особенности предпри- нимательской деятельности; объяснять роль предпринимательства в обществе; ха-рактеризовать основные формы коммерческих организаций; высказывать суждения о том, от чего зависит успех предпринимательской деятельности; отвечать на про-блемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой | Устный опрос | § 16 | | |
23 | Роль государства в экономике | Урок – деловая игра | Понятия налог, прямые налоги, государ-ственный бюджет, статьи дохода, ста-тьи расхода, государственный долг, де-фицит бюджета, облигация. Экономи-ческая роль государства. Налоги как ис-точник доходов федерального правитель-ства. Виды налогов. Бюджет как финан-совый документ. Составление бюджета. Основные статьи государственных расхо-дов. Внешний и внутренний долг. Проб-лема дефицита государственного бюд-жета и ее решение. Дополнительно: ана-лиз способов воздействия государства на экономику; проблема платежей налогов в пользу государства | Знать: основные понятия по теме урока; функции государства в экономической жизни общества; способы влияния на экономику. Уметь: объяснять роль государства в эко- номической жизни страны; описывать систему налогообложения; отвечать на проблемные вопросы; проводить сравнительный анализ; работать в группах; работать со схемами | Устный опрос | § 17 | | |
24 | Распределение доходов | Урок – деловая игра | Понятия прожиточный минимум, потре-бителъская корзина, поляризация дохо-дов, минимальный размер оплаты труда. Доходы граждан и прожиточный мини-мум. Проблема неравенства доходов. Перераспределение доходов. Экономи-ческие меры социальной поддержки населения. Дополнительно: государст-венное регулирование занятости и помощь безработным | Знать: основные понятия по теме урока; основные принципы распределения до-ходов в обществе; экономические меры социальной поддержки населения. Уметь: объяснять причины неравенства доходов людей, механизм государственного регулирования неравенства доходов; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать с таблицей | Тест | § 18, составить модель бюджета своей будущей семьи | | |
25 | Потребле-ние | Урок- исследо- вание | Понятия потребление, производственное и непроизводственное потребление, семейное потребление, социалъное страхование, потребитель. Факторы, влияющие на объем и структуру по-требительских расходов. Структура расходов потребителей и степень благосостояния граждан той или иной страны. Виды страховых услуг. Защита прав потребителей в России. Дополнительно: прямая связь между доходом и потреблением | Знать: основные понятия по теме урока; структуру расходов потребителей; факторы, влияющие на специфику расходов; виды страховых услут, предоставляемых гражданам. Уметь: объяснять взаимосвязь между до-ходом и потреблением; приводить примеры расходов, связанных с различными потребностями людей; характеризовать систему защиты прав потребителей в России; проводить сравнительный анализ; решать познавательные и практические задачи; работать с документами; работать в группах | Текущий контроль | § 19 | | |
26 | Инфляция и семейная экономика | Урок изучения нового мате- риала с эле- ментами деловой игры | Понятия инфляция, номиналъный до-ход, реальный доход, сбережения, бан-ковский кредит, потребительский кре-дит. Влияние инфляции на доходы населения. Реальные и номинальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейные сбережения. Дополнительно: государство и сбере-жения граждан | Знать: основные понятия по теме урока; причины роста цен и его влияние на уровень жизни населения; формы сбережения граждан; виды банковских услуг, предо-ставляемых гражданам. Уметь: объяснятъ сущность процесса ин-фляции и его влияние на жизнь общества; характеризовать различные способы поддержания уровня доходов семьи в условиях инфляции; отвечать на проблемные вопро-сы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой | Устный опрос | § 20 | | |
27 | Безработи-ца, ее причины и последст-вия | Урок- практикум | Понятия безработица, занятость, сезонная безработица. Безработица – спутник рыночной экономики. При- чины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Дополнительно: безработица: за и против; конкурентоспособность в условиях рынка | Знать: основные понятия по теме урока; причины и последствия безработицы; меры, принимаемые государством по обес-печению занятости. Уметь: объяснять причины безработицы, ее экономические и социальные последствия; характеризовать деятельность государства в направлении снижения уровня безработицы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы; работать с документами | Тест | § 21 | | |
28 | Мировое хозяйство и междуна-родная торговля | Урок лабора- торного типа с эле- ментами дискуссии | Понятия мировое хозяйство, внешняя торговля, внешнеторговый оборот, международное разделение труда, протекционизм, фритрейдерство, валютный курс. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика и ее разновидности. Обменные курсы валют. Условия, влияюшие на обменный курс валюты. Дополнительно: особенности политики протекционизма и свободной торговли | Знать: основные понятия по теме урока; основы мирового хозяйства и международной торговли; разновидности международ-ной торговли; условия, влияющие на об-менный курс валюты. Уметь: объяснять, как осуществляется экономическое развитие стран в условиях мирового хозяйства; характеризовать осо-бенности политики протекционизма и свободной торговли; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; рабо-тать с документами | Устный опрос | § 22 | | |
29 | Повторение и обоб-щение изу-ченного по теме «Эко-номика» | Повто- рительно-обоб- щающий урок | Подведение итогов изучения темы «Экономика». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Экономика». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Тест | Повторить §11-21 | | |
ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (5 ч) | | | | | | | |
30 | Социальная структура общества | Урок-лекция | Понятия социальная структура, социаль-ная группа, социалъная мобильность. Социальная структура общества. Со-циальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Многообразие социальных групп. Признаки социальной группы, ее значение и влияние на поведение чело-века. Социальные конфликты и пути их разрешения. Дополнительно: проблемы формирования социальной идентичности; квазигруппы | Знать: основные понятия по теме урока; элементы социальной сферы; критерии разделения общества на страты; признаки социальной группы; виды социальных групп; причины и виды социальных конфликтов. Уметь: объяснять сущность и причины социального неравенства, процесс соци-альной мобильности; приводить примеры социальных групп; высказывать суждения о роли социальных конфликтов в развитии общества; анализировать, обобщать и де-лать выводы; работать со схемой | Текущий контроль | § 23 | | |
31 | Социаль-ные статусы и роли | Урок- исследо- вание | Понятия социальный статус, социальная роль, гендер. Социальная позиция челове-ка в обществе. Социальный статус: при-писанный и достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальные роли, выполняемые человеком, и требования, которые они налагают. Гендерные роли. Дополнительно: проблема взаимосвязи статуса и роли; статусные символы и знаки отличия | Знать: основные понятия по теме урока; факторы, определяющие социальный ста-тус человека; основные социальные роли. Уметь: характеризовать особенности социального статуса подростков; объяснять, что такое гендерные роли и как они за-крепляются за человеком; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой, с таблицей | Пись- менный опрос | § 24 | | |
32 | Нации и межнацинальные отношения | Урок- исследо- вание | Понятия этническая группа, нация, народность, этнос, национальная гор-дость. Соотношение понятий нация и этнос. Отношения между нациями. Национальные традиции. Причины межнациональных конфликтов и их последствия. Способы предотвращения межнациональных конфликтов. Дополнительно: межнациональные отношения в современном обществе | Знать: основные понятия по теме урока; причины межнациональных конфликтов и их последствия. Уметь: объяснять сущность межнациональных отношений, роль национальных традиций в жизни народа; называть причины и последствия национальных конфликтов и предлагать пути их разреше-ния; характеризовать межнациональные отношения в современном обществе; проводить сравнительный анализ; работать с документами; работать в группах | Устный опрос | § 25 | | |
33 | Отклоняю-щееся поведение | Урок- исследо- вание | Понятия отклоняющееся поведение, алкоголизм, наркомания. Разновидности отклоняющегося поведения. Основные причины распространения алкоголизма и наркомании. Влияние негативного отклоняющегося поведения на личность. Дополнительно: позитивное и нега-тивное отклоняющееся поведение | Знать: основные понятия по теме урока; факторы, влияющие на поведение человека; причины и разновидности отклоняю-щегося поведения. Уметь: объяснять сущностъ отклоняющегося поведения; приводить примеры позитивного и негативного отклоняющегося поведения; характеризовать влияние отклоняющегося поведения на личность и на общество; отвечать на проблемные во-просы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать с документами | Устный опрос | § 26 | | |
34 | Повторение и обобще-ние изучен-ного по теме «Со-циальная сфера» | Повто- рительно-обоб- щающий урок | Подведение итогов изучения темы «Социальная сфера». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Социальная сфера». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Решение проблем-ных задач | Вопросы для повторения (с. 215) | | |