22
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
“Рассмотрено” Руководитель МО: _________ Саттарова Х.Ш. Протокол №1, «__» августа 2017 г. | “Согласовано” Зам. директора УР _______ Митрошина Г.Б. « ___ » августа 2017 г. | “Утверждаю” Директор школы: _________ Шаймурзин И.Г. Введена в действие приказом № ___ от «___ » августа 2017 г. |
рабочая программа
по ОДНКР
5 класс
общеобразовательной школы
1 час в неделю, всего 35 часов
Составила: Варфоломеева Л.А.., учитель истории
I квалификационной категории
Принята
На заседании педагогического
совета протокол №_____
от «____» августа 2017 г.
2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа по ОДНКР для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897» (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937);
-Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, реализующего Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан на 2017 – 2018 учебный год утвержденного решением педагогического совета (Протокол №__, от ___ августа 2017 года ) и приказом МБОУ «Камскоустьинская СОШ» от «___» ________ 2017 г, №____.
- Положения МБОУ «Камскоустьинская СОШ» о рабочей программе по учебному предмету, курсу в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 5 класса составлена на основе Программы курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2012г. с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цель рабочей программы: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
Задачи:
формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;
способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
знакомить учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;
развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные учащимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы;
развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 35часов в год из расчета 1 час в неделю.
Продолжительность учебного времени в 5- классе – 35 учебных недели.
Освоение программы по ОДНКР в 5 классе заканчивается защитой проектных работ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
оспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Предметные результаты:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Распределение тем по разделам
№ | Разделы | Количество часов |
1. | Введение в курс | 1 ч. |
2. | Христианство | 12 ч. |
3. | Ислам | 6 ч. |
4. | Иудаизм | 6 ч. |
5. | Буддизм | 6 ч. |
6. | Повторительно-обобщающий урок | 1 ч. |
7. | Творческий проект учащихся | 2 ч. |
8. | Повторение пройденного | 1 ч |
| Итого: | 35ч. |
Введение в курс. ( 1 ч)
Христианство. ( 12 ч)
Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии Печерские. КиевоПечерская лавра.
«Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах — православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.
Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель.
Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.
Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.
Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы».
Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм
Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро-Невский кафедральный собор - главный храм Старого Оскола.
Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Г осподне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.
Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.
Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей.
Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.
Ислам. ( 6 ч)
Древняя история ислама на территории России.
Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах.
Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.
Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России.
Мусульманские Ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.
Дом и семья в исламе. Семья — домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Иудаизм ( 6ч)
Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.
Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста.
Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.
Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея.
Буддизм ( 6ч)
Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета.
Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов.
Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном.
Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной
войны.
Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.
Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.
Повторительно-обобщающий урок. Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока (тип урока) | Кол− во часов | Характеристика деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Форма контроля | Дата план | Дата факт |
предметные | личностные | метапредметные |
1 | Введение в курс | 1 | Знакомство с традиционными религиями России. Прогнозирование разделов. | Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия для культурного идуховного развития | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма уважения к Отечеству, религий России. | Усвоение правил работы с учебником. Совершенствование Навыков целеполагания; формулирования собственной точкизрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному проце ссу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного. | Устный опрос | | 05.09а |
2 | Православие в Древней | 1 | Сообщение учащихся о Крещении Руси, о Киево-Печерском монастыре. Работа с дополнительными информационными источниками. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. | Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране. Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении» Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость, правдолюбие, честность и др. | Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. | Опрос, доклады | | 15.09а |
3 | «Поучение» Владимира Мономаха | 1 | Работа со словарем и с дополнительными информационными источниками. Работа над понятием «поучение». | Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране. Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении» Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость, правдолюбие, честность и др. | Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | | | 22.09а |
4 | Православ- ная Церковь и нашествие монголов | 1 | Сообщение учащихся о монгольском нашествии. Работа с дополнительными информационными источниками на тему: «Объединение русских земель вокруг Москвы». | Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Устное высказы-вание по теме | | 29.09а |
5 | Православие в Московской Руси | 1 | Представление иконы митрополита Петра, преп. Нила Сорского, преп. Иосифа Вырицкого. Сообщение учащихся о преп. Ниле Сорском и Иосифе Вырицком. Работа со словарем. Работа над понятием «нестяжание». | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Формируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Устное высказы-вание по теме | | 06.10а |
6 | Православие при царях и императорах Росии | 1 | Работа со словарем и с дополнительными информационными источниками - «История Российского царства». Сообщения учащихся на тему: «Митрополит Филипп», «Патриарх Гермоген». | Знать основные события истории православия во времена Российского царства и Империи. Иметь представление о патриотической позиции церкви во время Смутного времени. Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего. | Ориентация в системе моральных норм; владение национальными ценностями, традициями и культурой. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного | Научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; извлекать информацию, представленную в разных формах; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации | Ответы на вопросы | | 13.10а |
7 | Заветы оптинских старцев | 1 | Знакомство с историей православия во времена Российской империи по тексту учебника. Работа над понятием «старец». Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Представление иконы «Амвросий Оптинский». Сообщения учащихся на тему: «Заветы оптинских старцев». | Знать основные события истории православия во времена Российского царства и Империи. Иметь представление о патриотической позиции церкви во время Смутного времени. Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего. | Ориентация в системе моральных норм; владение национальными ценностями, традициями и культурой. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | Совершенствование навыков установления причинно- следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; | Устное высказывание | | 20.10а |
8−9 | От советской России до Современности. Православие в современной России | 2 | Знакомство с основными события истории православия XX — начала XXI в. И в современной России по тексту учебника. Сообщения учащихся на тему: «Патриарх Тихон», «Святитель Лука». Представление иконы. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Рассказ учителя о роли Церкви в годы Великой Отечественной | Знать основные события истории православия XX – начала XXI в. Иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на примере епископа Луки) и патриотической позиции Церкви в годы ВОВ Понимать и принимать ценности и идеалы, Проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание, добро и др. | Развитие социально- критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий; выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира | Совершенствование навыков установления причинно- следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной» культуры. | Ответы на вопросы | | 27.10а 08.11а 10.11б 17.11б |
10− 11 | Православие в Традициях русского народа. Православие и традиционные ценности русского народа | 2 | Знакомство с традициями и обрядами по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Сообщения учащихся на тему: «Таинства Церкви». Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Представление иконы «Преображение Господне». Работа в группах над проблемным вопросом «Что такое именины?» | Понимать важность в жизни человека традиций и обрядов, определявших его жизнь от рождения до смерти. Объяснять понятие крестины и именины, приводить примеры пословиц и поговорок религиозного характера. Понимать тесную связь православия и любви к Родине для жителя России на протяжении многих веков. Понимать и принимать Православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия. | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; формулирование собственного мнения и позиции. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; | Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно- следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». | Устное высказывание | | 15.11а 22.11а 24.11б 01.12б |
12− 13 | Дом и семья в Православии. Святые Петр и Феврония | 2 | Знакомство с семейными православными традициями по тексту учебника. Сообщения учащихся на тему: «Житие баговерных князей Петра и Февронии». Представление иконы святых Петра и Февронии. Исследовательская работа на тему: «Ценности православной семьи». Рассказ учителя о Всероссийском Дне семьи любви и верности | Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей. Знание сюжета жития Петра и Февронии. Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности. | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное изаботливое отношение к членам своей семьи | Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно- следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуни- кации с«другими». | Составление пересказа | | 29.11а 13.12а 08.12б 15.12б |
14− 15 | История ислама в России. Мусульмане в России | 2 | Знакомство с основными событиями, связанными с историей ислама в России с древности до современностипо тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Сообщения учащихся об известных мечетях России. | Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавший в исламских государствах и терпимости русского правительства поотношению к мусульманам после их вхождения в состав России. Объяснять смысл понятия «медресе». | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики | Совершенствование навыков установления причинно- следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». | Устное рисование, опрос | | 20.12а 10.01а 22.12б 12.01б |
16− 17 | Ислам в современной России. Мусульман ские ценности и идеалы | 2 | Знакомство с современным этапом развития мусульманства в нашей стране по тексту учебника. Соотношение иллюстрац учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Беседа о мусульманских ценностях. Просмотр слайдов.ии с содержанием текста в | Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях. Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др. принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другомучеловеку, его культуре и религии. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира | Совершенствование навыков установления причинно- следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». | Опрос, пересказ | | 17.01а 24.01а 19.01б 26.01б |
18− 19 | Дом и семья в исламе | 2 | Знакомство с мусульманскими ценностями семьи по тексту учебника. Обсуждение притчи о сыновьях. Пересказ старинного предания. Обсуждение в группах продолжения истории, данной в учебнике. | Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др. принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». | Осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | Ответы на вопросы | | |
20− 21 | Появление и развитие иудаизма в России. Иудаизм в Российской Империи | 2 | Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в России с древности до начала XX в. по тексту учебника. Знакомство с новыми словами. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа с дополнительными источниками информации. Сообщения учащихся | Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX века. Объяснять понятия кагал, хедер и иешива. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Формирование ответственного отношения к учению. | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | Опрос, пересказ | | |
22 − 23 | Иудаизм в СССР. Иудаизм в современной России | 2 | Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в СССР и на современном этапе по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Сообщения учащихся о геноциде евреев в годы Великой Отечественной войны. | Знать основные события, связанные с историей иудаизма в СССР и современной России. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотическойпозиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны. Понимать важную роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе. | Выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Освоение социальных норм, правил поведенияс учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира | Совершенствование навыков установления причинно- следственных связей между историческими событиями, социальными явлениями и их отражением в жизниобщества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». | Сообщения, опрос | | |
24− 25 | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа | 2 | Знакомство с основными ценностями семьи, дома, отношения к ближним. Обсуждение советов из книги «Доброе сердце». Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Сравнительный анализ семейных ценностей в православии, исламе и иудаизме. | Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с особенностями существования иудейских общин в России. Понимать важность ценностей семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре. | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; ориентация в особенностях социальных отношений. Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Совершенствование навыков целеполагания; форм собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; | Сообщения, опрос | | |
26− 27 | Появление и развитие буддизма в России. Распростра- нение буддизма среди Народов России | 2 | Знакомство с основными особенностями тибетского буддизма и историей его возникновения и распространения в России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Работа над усвоением понятий. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. | Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий лама, далай-лама, хурул, даган, дацан, хурэ. Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, проповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира | Продолжать формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам; - делать выводы; - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. | Сообщения, опрос | | |
28− 29 | Буддизм в СССР. Буддизм в современной России | 2 | Сообщения учащихся о буддийских монастырях. Знакомство с основными событиями, связанными с историей буддизма в СССР и современной России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. | Знать основные события, связанные с историей буддизма в СССР и современной России. Иметь Представление о патриотиче ской позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира. | Совершенствование навыков целеполагания; форм собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; | Ответы на вопросы | | |
30− 31 | Буддизм в культуре и традициях народов России | 2 | Сообщения учащихся о буддийских праздниках. Работа со словарем и с дополнительными информации. Работа над усвоением понятий. | Иметь представления о буддийских традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России. | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Создание моделей и схем;установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. | Опрос, тест | | |
32 | Повторительно- обобщающий урок «Мировые религии» | 1 | Работа в группах. Разгадывание кроссворда. Игра «Угадай картинки». Сообщения учащихся. | Понимать и принимать морально- нравственные ценности традиционных религий нашей страны | Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Пересказ, сообщение | | |
33− 34 | Творческий проект учащихся «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России» | 2 | Защита проекта «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России» | Умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; извлекать информацию, представленную в разных формах; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. | Ответы на вопросы | | |
35 | Повторение пройденного | 1 | Определение и формирование цели деятельности на урок; извлечение информации, представленной в разных формах; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. | Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения. | Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. | | | |
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2012г. — 32 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса /
А.Н.Сахаров,К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2014
Дополнительная литература:
Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь. – М.:Издательство Эксмо, 2007.- 544с.
Бородина А.В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. – М.: «Православная
педагогика», 2004.- 264с., илл.
Бородина А.В. История религиозной культуры:Основы православной культуры:Учебное пособие для основной и старшей ступеней
образовательных школ, лицеев, гимназий.- М.: Издательский дом «Покров», 2003.- 288с.,:ил.
Отец Вадим. Азбука православия. Ростов –на-Дону: ООО «Удача», 2008.-224с.
Синова И.В. Русские святыни: Рассказы из истории Отечества.Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.-
96с.:ил.
Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября»,2001.-
256с.
Приложения к рабочей программе.
Нормы оценок
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если обучающийся:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,теорий,взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительнуюлитературу,первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, которыйлегкоисправляетпотребованиюучителя.
Оценка "4" ставится, если обучающийся:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретнымипримерами;правильноотвечаетнадополнительныевопросыучителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи,используетнаучныетермины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускаетнегрубыенарушенияправилоформленияписьменныхработ.
Оценка "3" ставится, если обучающийся:
1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если обучающийся:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по истории.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками исторических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике исторических событий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по истории критерии оценок следующие:
«5» - 85 – 100 %;
«4» -66 – 84 %;
«3» - 45 – 65 %;
«2»- менее 44 %.
“Рассмотрено” Руководитель МО: _____Саттарова Х.Ш . Протокол №1, «__» августа 2017 г. | “Утверждаю” Директор школы: _________ Шаймурзин И.Г. Введена в действие приказом № ___ от «___ » августа 2017 г |
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по ОДНКР
Темы проектных работ по итогам курса:
«О сокровищах и жизни человека»,
«Что я хочу передать в наследство»,
«Обращение к школьникам 22 века «Желаю тебе…»,
«Святая Русь»,
«Сохраняем культурные ценности России»,
«О святынях России и подвигах героев Отечества»,
«Герои России»,
«Мои предки. Золотая цепь веков».