Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету «Письмо» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой Москва: Просвещение 2011 г.; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».
Обучение грамоте глубоко умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико- синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей - олигофренов. Прежде, чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука( выделение и различение его, правильное произношение).Освоение слоговых структур и упражнений в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должно проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
На младших годах обучения учащиеся осваивают, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки, с различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения.)
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов и предложений.
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
Специальная логопедическая работа (проводится логопедом и закрепляется учителем). Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи. Различать звуки окружающей действительности (стук, звон, жужжание и т.д.), правильно произносить за учителем слова (1 уровень), состоящие из одного звука (у-у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т.д.) (3 уровень); 3-4 звуков (там, мама, и т.д.)(2 уровень) называть слова по предъявленным предметным картинкам. Составлять простые предложения из 2-3 слов. Делить эти предложения на слова. Слова «предложение», »слово»-употребляются учителем. Учащиеся должны понимать их и выполнять действия, связанные с этими словами. Выделение в устной речи звуков « а» и «у» в начале слова. Безречевые (3 уровень) дети вместо называния слов и действий должны изображать действия по предложенной картинке и вопросам учителя.
Уточнять и развивать слуховое восприятие учащихся. Развивать речевой слух. Уточнять и развивать зрительное восприятие учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо в горизонтальном положении).
Специальная подготовка к обучению письму. Прививать навыки правильно сидеть за партой во время письма. Правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом.
Последовательно изучать звуки и буквы, усваивать слоговые структуры. Изучение звуков и букв: ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ, ь. Правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции, а также различие их в начале или конце слова ( в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).Образование из усвоенных звуков и букв слогов (ща,ча,щу,чу), чтение этих слов с протяжным произношением. (2,3 уровень).Образование прямых и обратных слогов, сравнение их. Сопоставлять слова с этими слогами из букв разрезной азбуки. (2,3 уровень), чтение их (1 уровень). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Юю, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем ( 3 уровень). Письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов (2 уровень).
Расчасовка:1ч. в неделю
Всего 34 часа.
1 четверть- 8 часов.
2 четверть- 7 часов.
3 четверть- 11 часов.
4 четверть- 8 часов.
№ |
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока. Вид деятельности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Вид Контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
| 1четверть | 8 | | | | | | План | Факт |
1 | Буква Ю строчная. Слоги и слова | 1 | Комбинированный | Элементы содержания буквы Ю строчной. Письмо слогов и слов с б. Ю | Знать: элементы написания б. Ю строчной. Уметь: писать б. Ю строчную. Слоги и слова | Индивидуальный | С.115, письмо в тетради | | |
2 | Письмо буквы Ю заглавной | 1 | Комбинированный | Элементы содержания буквы Ю заглавной. Письмо слогов и слов с б. Ю | Знать: элементы написания б. Ю заглавной. Уметь: писать б. Ю заглавную Слоги и слова | Индивидуальный | С.115, письмо в тетради | | |
3 | Письмо словосочетаний с буквой Ю | 1 | Комбинированный | Элементы содержания буквы Ю заглавной. Письмо слогов и слов с б. Ю | Знать: элементы написания б. Ю заглавной. Уметь: писать б. Ю заглавную Слоги и слова | Индивидуальный | С.116,117 письмо в тетради | | |
4 | Письмо строчной буквы Ц | 1 | Комбинированный | Элементы содержания буквы Ц строчной. Письмо слогов и слов с б. Ц | Знать: элементы написания б. Ц строчной. Уметь: писать б. Ц строчную Слоги и слова | Индивидуальный | С.118 письмо в тетради | | |
5 | Письмо слов и предложений с буквой Ц | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Ц строчной, заглавной. Письмо слов с б. Ц и предложений. | Знать: элементы написания буквы Ц строчной, заглавной Уметь: писать букву Ц строчную и заглавную. Слоги и слова с б. Ц | Индивидуальный | С118, 119 письмо в тетради | | |
6 | Письмо слов и предложений с буквой Ц | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Ц строчной, заглавной. Письмо слов с б. Ц и предложений. | Знать: элементы написания буквы Ц строчной, заглавной Уметь: писать букву Ц строчную и заглавную. Слоги и слова с б. Ц | Индивидуальный | С.118, 119 письмо в тетради | | |
7 | Письмо б.Ч строчной | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Ч строчной. Письмо слогов и слов с б.Ч. | Знать: элементы написания буквы Ч строчной Уметь: писать букву Ч строчную. Слоги и слова с б.Ч | Индивидуальный | С.120 письмо в тетради | | |
8 | Письмо заглавной б. Ч Письмо слогов и слов с б. Ч | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Ч строчной. Письмо слогов и слов с б.Ч. | Знать: элементы написания буквы Ч строчной Уметь: писать букву Ч строчную. Слоги и слова с б.Ч | Индивидуальный | С.121 письмо в тетради | | |
| 2 четверть | 7 | | | | | | | |
1 | Письмо букв Ч, ч Слогов и слов, предложений | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Ч строчной. Письмо слогов и слов с б.Ч. | Знать: элементы написания буквы Ч строчной, заглавной Уметь: писать букву Ч строчную и заглавную. Слоги и слова с б.Ч | Индивидуальный | С.122 письмо в тетради | | |
2 | Правописание Слогов Ча и слов с Ча | 1 | Комбинированный | Элементы написания слога Ча, Письмо слов с Ча. | Знать: элементы написания Ча, Уметь: писать Ча Слоги и слова с Ча | Индивидуальный | С.123 письмо в тетради | | |
3 | Правописание Слогов Чу и слов с Чу | 1 | Комбинированный | Элементы написания слога Чу, Письмо слов с Чу. | Знать: элементы написания Ча, Уметь: писать Ча Слоги и слова с Ча | Индивидуальный | С. 123, 124 письмо в тетради | | |
4 | Письмо слов с ЧК; ЧН | 1 | Комбинированный | Элементы написания слога ЧК, ЧН Письмо слов с ЧК,ЧН. | Знать: элементы написания слога ЧК, ЧН Уметь:писать слова с ЧК, ЧН. | Индивидуальный | С.124 письмо в тетради | | |
5 | Письмо строчной буквы Щ | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Щ строчной. Письмо слогов и слов с б.Щ. | Знать: элементы написания буквы Щ строчной Уметь: писать букву Щ строчную. Слоги и слова с б. Щ | Индивидуальный | С.125 письмо в тетради | | |
6 | Письмо заглавной буквы Щ | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы заглавной. Письмо слогов и слов с б. Щ | Знать: элементы написания букв Щ заглавной Уметь: писать букву Щ заглавной, строчной. Слоги и слова с б. Щ | Индивидуальный | С.125,126 письмо в тетради | | |
7 | Правописание слога Ща; Щу | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы заглавной. Письмо слогов и слов с б. Ща | Знать: элементы написания слога Ща, Щу Уметь: писать слоги Ща, Щу . Слоги и слова с б.Ща, Щу | Индивидуальный | С.127 письмо в тетради | | |
| 3 четверть | 11 | | | | | | | |
1 | Письмо слов с Ча; Ща | 1 | Комбинированный | Элементы написания слога Ча, Ща, Письмо слов с Ча, Ща | Знать: элементы написания слога ЧА, Ща Уметь: писать слог Ча, Ща. Слоги и слова Ча, Ща | Индивидуальный | С.126, 127 письмо в тетради | | |
2 | Письмо слов с Чу; Щу | 1 | Комбинированный | Элементы написания слога Чу, Щу. Письмо слов с Чу, Щу | Знать: элементы написания слога Щу, Чу Уметь: писать слог Щу, Чу. Слоги и слова с Чу, Ща | Индивидуальный | С.127, 128 письмо в тетради | | |
3 | Письмо предложений с Ча. Ща | 1 | Комбинированный | Элементы написания слога Ча Ща , Письмо слов с Ча. Ща | Знать: элементы написания слога Ча, Ща Уметь: писать слог Ча, Ща. Слоги и слова с Ча, Ща | Индивидуальный | С.126 Письмо в тетради | | |
4 | Проверочная работа. Списывание. | 1 | Комбинированный | Письмо изученных букв, слогов с ними, слов и предложений | Знать: написание изученных букв, слов с ними Уметь: применять на практике | Индивидуальный | Письмо в тетради | | |
5 | Письмо строчной буквы Ф | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Ф строчной. Письмо слогов и слов с б. Ф. | Знать: элементы написания буквы Ф строчной Уметь: писать букву Ф строчную. Слоги и слова с б. Ф | Индивидуальный | С.129 Письмо в тетради | | |
6 | Письмо заглавной буквы Ф | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Ф заглавной. Письмо слогов и слов с б.Ф. | Знать: элементы написания буквы Ф заглавной Уметь: писать букву Ф заглавную. Слоги и слова с Ф | Индивидуальный | С.129 Письмо в тетради | | |
7 | Письмо слов и предложений с б. Ф Письмо слогов и слов с буквами В-Ф | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Ф строчной и заглавной. Письмо слов с б. Ф. | Знать: элементы написания буквы Ф строчной, заглавной Уметь: писать букву Ф строчную, заглавную, слова, предложения с б. Ф | Индивидуальный | С.130 Письмо в тетради | | |
8-9 | Письмо слогов и слов с буквами В-Ф | 2 | Комбинированный | Элементы написания буквы В, Ф строчной и заглавной. Письмо слов с б. В, Ф. | Знать: элементы написания буквы Ф, В строчной, заглавной Уметь: писать букву Ф, В строчную, заглавную, слова, предложения с б. Ф, В. | Индивидуальный | С.131 Письмо в тетради | | |
10 | Контрольная работа. Списывание. | 1 | Комбинированный | Письмо изученных букв, слогов с ними, слов и предложений | Знать: элементы написания букв изученных ранее Уметь: писать буквы Слоги и слова | Индивидуальный | | | |
11 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Исправление ошибок | Знать: элементы написания букв изученных ранее Уметь: писать буквы Слоги и слова | Индивидуальный | С.130-131 Письмо в тетради | | |
| 4 четверть | 8 | | | | | | | |
1 | Письмо строчной б. Э, письмо заглавной б. Э | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Э строчной и заглавной. Письмо слов с б.Э. | Знать: элементы написания буквы Э строчной, заглавной Уметь: писать букву Э строчную, заглавную. Слоги и слова с б.Э | Индивидуальный | С.132 Письмо в тетради | | |
2 | Письмо слов и предложений с б. Э | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Э строчной и заглавной. Письмо слов, предложений с б. Э | Знать: элементы написания буквы Э строчной, заглавной Уметь: писать букву Э строчную, заглавную. Слоги и слова с б. Э | Индивидуальный | С.133 Письмо в тетради | | |
3 | Письмо буквы Ъ знак | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Ъ знак. | Знать: элементы написания буквы Ъ знак Уметь: писать букву Ъ . Слоги и слова с б. Ъ | Индивидуальный | С.134 Письмо в тетради | | |
4 | Письмо слов и предложений с Ъ знак | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Ъ знак. Письмо слов, предложений с б. Ъ знак. | Знать: элементы написания буквы Ъ знак Уметь: писать букву Ъ . Слоги и слова с б. Ъ | Индивидуальный | С.135 Письмо в тетради | | |
5 | Письмо слов с разделительным Ь знаком | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Ь знак. Письмо слов с б. Ь знаком. | Знать: элементы написания буквы Ь знак Уметь: писать букву Ь . Слоги и слова с б. Ь | Индивидуальный | С.135 Письмо в тетради | | |
6 | Письмо слов с Ь знаком на конце | 1 | Комбинированный | Элементы написания буквы Ь знак. Письмо слов с б. Ь знаком на конце. | Знать: элементы написания буквы Ь знак Уметь: писать букву Ь . Слоги и слова с б. Ь | Индивидуальный | С.135-136 Письмо в тетради | | |
7 | Контрольное списывание | 1 | Комбинированный | Письмо изученных букв, слогов с ними, слов и предложений | Знать: элементы написания букв изученных ранее Уметь: писать буквы Слоги и слова | Индивидуальный | Письмо в тетради | | |
8 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Исправление ошибок | Знать: элементы написания букв изученных ранее Уметь: писать буквы Слоги и слова | Индивидуальный | Письмо в тетради | | |