СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс профильный уровень по Примерной программе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку, профильный уровень.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс профильный уровень по Примерной программе.»

Краснодарский край, Кавказский район, станица Казанская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 имени Н.Г.Чернышева станицы Казанская муниципального образования

Кавказский район



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от « ____» августа 2016 года протокол №1

Председатель __________/ Р.А.Сухорученко/






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По русскому языку


Уровень образования (класс) среднее общее образование (10-11 классы)


Профильный уровень


Количество часов 207


Учитель Маковкина А.Н.



Программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования 2004 г.



















Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

    • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

    • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

    • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

    • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

    • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

    • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

    • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

    • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

    • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

    • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

    • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

    • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

    • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Содержание учебного предмета русский язык.


Основное содержание

(207 часов)



содержание, обеспечивающее формирование
языковой и Лингвистической (языковедческой) компетенций

(137 часов)

Введение в науку о языке (25 часов).

Язык как общественное явление.

Русский язык в Российской Федерации. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.

Русский язык в современном мире.

Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Основные функции языка.

Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.

Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.

Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.

Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.

Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.

Современные нормативные словари, справочники, пособия.

Языковая система (82 часа).

Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.

Синонимия в системе языка (7 часов). Лексическая синонимия. Морфемная синонимия. Морфологическая синонимия. Морфологические синонимы. Синтаксическая синонимия. Синтаксические синонимы. Синтаксическая синонимия в словосочетании, в простом и сложном предложении.

Фонетика (11 часов). Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Чередования звуков речи. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке.

Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации.

Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Орфоэпия.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Лексика и лексикология (16 часов). Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Системные отношения в лексике русского языка. Выражение системных отношений в многозначности, омонимии. Выражение системных отношений в синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления . Лексика русского языка с точки зрения стилистической дифференциации.

Фразеологические единицы русского языка. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Идиомы. Фразеологические сочетания. Пословицы и поговорки. Крылатые выражения Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Лексические средства выразительности речи.

Морфемика и словообразование (11 часов). Виды морфем. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Морфемы корневые. Морфемы аффиксальные. Морфемы словоизменительные. Морфемы словообразовательные. Варианты морфем.

Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Морфемика и словообразование.Формообразование.

Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфология (13 час). Грамматические категории, значения, формы. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.

Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки.

Морфология. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Слова категории состояния. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.

Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис (24 часа).Синтаксические единицы и синтаксические связи. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.

Предложения простые и сложные. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.

Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).

Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.

Система функциональных разновидностей современного русского языка (15 час).

Лингвистические особенности текстов разных стилей. Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Лингвистические особенности научных текстов и их основных жанров. Лингвистические особенности официально-деловых текстов и их основных жанров. Лингвистические особенности публицистических текстов и их основных жанров.

Разговорная речь и ее особенности.

Лингвистический анализ текстов разных стилей. Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.Лингвистический анализ научных текстов. Лингвистический анализ официально-деловых текстов. Лингвистический анализ публицистических текстов. Лингвистический анализ разговорных текстов.



Язык художественной литературы. Литературный язык. Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.

Средства словесной образности.

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Тропы и особенности их использования. Стилистические фигуры и особенности их использования.

Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Правописание: орфография и пунктуация (15 час).

Разделы современной русской орфографии. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов Правила графического сокращения слов.

Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.



содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции

(60 час)

Речевое общение. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Официальное и неофициальное речевое общение. Публичное и непубличное речевое общение. Вербальные средства общения. Невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Речевая ситуация и её компоненты. Официальные и неофициальные ситуации общения. Официальные ситуации общения. Неофициальные ситуации общения.

Правила успешного речевого общения.

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Совершенствование продуктивных видов речевой деятельности. Совершенствование рецептивных видов речевой деятельности.

Особенности диалогической и монологической речи. Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Диалог в различных сферах общения. Разновидности диалога. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике. Правила ведения дискуссии. Правила ведения полемики.

Особенности монологической речи в различных сферах общения.

Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Изучающее чтение. Ознакомительно-изучающее чтение. Ознакомительно-реферативное чтение.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Культура речи и ее основные аспекты. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативный аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Совершенствование культуры учебно-научного общения. Устная и письменная формы учебно-научного общения. Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Участие в беседах. Участие в дискуссиях. Краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам .Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий. Написание докладов. Написание рефератов, тезисов. Написание рецензий.

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции. Деловые документы разных жанров. Заявление, доверенность, резюме, деловое письмо, объявление, инструкция.

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Подготовка к публичному выступлению. Выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.


Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции

(10 часов)

Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.

Русский язык в контексте русской культуры.

Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.

Взаимодействие национальных культур. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.

Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка.


СОДЕРЖАНИЕ

10 КЛАСС

(105 часов)


содержание, обеспечивающее формирование
языковой и Лингвистической (языковедческой) компетенций

(70 час)

Введение в науку о языке (13 часов).

Язык как общественное явление.

Русский язык в Российской Федерации. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.

Русский язык в современном мире.

Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Основные функции языка.

Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.

Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.

Языковая система (41 час).

Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка.

Синонимия в системе языка (4 часа). Лексическая синонимия. Морфемная синонимия. Морфологическая синонимия. Морфологические синонимы.

Фонетика (6 часов). Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Чередования звуков речи.Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке.

Интонационные особенности русской речи.

Лексика и лексикология (8 часов). Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Системные отношения в лексике русского языка. Выражение системных отношений в многозначности, омонимии. Выражение системных отношений в синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления . Лексика русского языка с точки зрения стилистической дифференциации.

Морфемика и словообразование (6 часов). Виды морфем. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Морфемы корневые. Морфемы аффиксальные. Морфемы словоизменительные. Морфемы словообразовательные. Варианты морфем.

Морфология (6 часов). Грамматические категории, значения, формы. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.

Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки.

Синтаксис (11 часов). Синтаксические единицы и синтаксические связи. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.

Предложения простые и сложные. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Система функциональных разновидностей современного русского языка (8 часов).

Лингвистические особенности текстов разных стилей. Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Лингвистические особенности научных текстов и их основных жанров. Лингвистические особенности официально-деловых текстов и их основных жанров. Лингвистические особенности публицистических текстов и их основных жанров.


Разговорная речь и ее особенности.

Лингвистический анализ текстов разных стилей. Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов. Лингвистический анализ научных текстов. Лингвистический анализ официально-деловых текстов. Лингвистический анализ публицистических текстов. Лингвистический анализ разговорных текстов.

Правописание: орфография и пунктуация (8 часов).

Разделы современной русской орфографии. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов Правила графического сокращения слов.

Принципы современной русской пунктуации.


содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции

(30 часов)

Речевое общение. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Официальное и неофициальное речевое общение. Публичное и непубличное речевое общение. Вербальные средства общения. Невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Речевая ситуация и её компоненты. Официальные и неофициальные ситуации общения. Официальные ситуации общения. Неофициальные ситуации общения.

Правила успешного речевого общения.

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Совершенствование продуктивных видов речевой деятельности. Совершенствование рецептивных видов речевой деятельности.

Особенности диалогической и монологической речи.

Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Диалог в различных сферах общения. Разновидности диалога.Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике. Правила ведения дискуссии. Правила ведения полемики.

Особенности монологической речи в различных сферах общения.

Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Изучающее чтение. Ознакомительно-изучающее чтение. Ознакомительно-реферативное чтение.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.


Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции

(5 часов)

Язык и культура.Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.

Русский язык в контексте русской культуры.

Слова с национально-культурным компонентом значения.


СОДЕРЖАНИЕ

11 КЛАСС


содержание, обеспечивающее формирование
языковой и Лингвистической (языковедческой) компетенций

(67 часов)


Введение в науку о языке (12 часов).

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.

Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.

Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.

Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.

Современные нормативные словари, справочники, пособия.



Языковая система (41 час).

Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.

Синонимия в системе языка (3 часа). Синтаксическая синонимия. Синтаксические синонимы. Синтаксическая синонимия в словосочетании, в простом и сложном предложении.

Фонетика (5 часов).

Основные элементы интонации.

Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Орфоэпия.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Лексика и лексикология (8 часов).

Фразеологические единицы русского языка. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Идиомы. Фразеологические сочетания. Пословицы и поговорки. Крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Лексические средства выразительности речи.

Морфемика и словообразование (5 часов).

Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Морфемика и словообразование.Формообразование.

Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфология (7 часов).

Морфология. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Слова категории состояния. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.

Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис (13 часов).

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.

Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).

Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.

Система функциональных разновидностей современного русского языка (7 часов). Язык художественной литературы. Литературный язык. Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.

Средства словесной образности.

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Тропы и особенности их использования. Стилистические фигуры и особенности их использования.

Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Правописание: орфография и пунктуация (7 часов).

Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции

(30часов)

Культура речи и её основные аспекты. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативный аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Совершенствование культуры учебно-научного общения. Устная и письменная формы учебно-научного общения. Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Участие в беседах. Участие в дискуссиях. Краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий. Написание докладов. Написание рефератов, тезисов. Написание рецензий.

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции. Деловые документы разных жанров. Заявление, доверенность, резюме, деловое письмо, объявление, инструкция.

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Подготовка к публичному выступлению. Выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.


Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции

(5 часов)

Национальная специфика русской фразеологии.

Взаимодействие национальных культур. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.

Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка.


Таблица тематического распределения количества часов.


п/п

Блок/раздел, подраздел.

Количество часов

ИТОГО:

10 класс

11класс


I.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.

70

67

137

1.

Введение в науку о языке.

13

12

25

2.

Языковая система.

41

41

82

2.1.

Синонимия в системе языка.

4

3

7

2.2.

Фонетика.

6

5

11

2.3.

Лексика и лексикология..

8

8

16

2.4.

Морфемика и словообразование.

6

5

11

2.5.

Морфология.

6

7

13

2.6.

Синтаксис.

11

13

24

3.

Система функциональных разновидностей современного русского языка.

8

7

15

4.

Правописание: орфография и пунктуация.

8

7

15

II.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.

30

30

60

III.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

5

5

10

ИТОГО:


105

102

207



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Раздел

Кол-во

часов

Темы

Кол-во

часов

I.содержание, обеспечивающее формирование
языковой и Лингвистической (языковедческой) компетенций

70










1.Введение в науку о языке.


13

1. Язык как общественное явление.

7

2. Русистика как наука о русском языке; её основные разделы.

3

3. Русский язык как один из индоевропейских языков.

3

2.Языковая система. 41ч.

2.1. Синонимия в системе языка.


4

1. Синонимия в системе русского языка.

4

2.2. Фонетика.

6

1. Классификация фонетических единиц русского языка.

3

2. Интонационные особенности русской речи.

3

2.3. Лексика и лексикология.

8

1. Слово - основная единица языка.

4

2. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения.

4

2.4. Морфемика и словообразование.

6

1. Виды морфем.

4

2.Варианты морфем.

2

2.5.Морфология.

6

1.Грамматические категории, значения, формы.

3

2. Проблема классификации частей речи в русистике.

3

2.6. Синтаксис.

11

1.Синтаксические единицы и синтаксические связи.

4

2.Предложения простые и сложные.

7

3.Система функциональных разновидностей современного русского языка

8

1. Лингвистические особенности текстов разных стилей.

4

2. Лингвистический анализ текстов разных стилей.

4

4.Правописание: орфография и пунктуация.

8

1.Разделы современной орфографии.

7

2.Принципы современной русской пунктуации.

1

II.содержание,

обеспечивающее формирование

Коммуникативной компетенции.

30

1.Речевое общение.

10

2.Особенности диалогической и монологической речи.

10


3.Текст как продукт речевой деятельности.

10

III.Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции

5

1. Язык и культура.

3

2.Русский язык в контексте русской культуры.

2

11 класс

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во

часов

I. содержание, обеспечивающее формирование
языковой и Лингвистической (языковедческой) компетенций

67



1.Введение в науку о языке.



12

1.Краткая история русской письменности.

3

2. Формы существования русского национального языка.

2

3.Языковая норма.

7

2.Языковая система.

41



2.1.Синонимия в системе языка.

3

1. Синонимия в системе русского языка.

3.

2.2.Фонетика.

5

1. Основные элементы интонации.

3



2.Изобразительные средства фонетики русского языка.

2

2.3.Лексика и лексикология.

8

1.Фразеологические единицы русского языка.

7

2.Лексические средства выразительности речи.

1

2.4. Морфемика и словообразование.


5

1.Система современного русского словообразования.

4

2.Словообразовательные средства выразительности речи.

1

2.5.Морфология.

7

1.Слова, находящиеся вне системы частей речи.

5

2.Морфологические средства выразительности речи.

2

2.6. Синтаксис.

13

1.Прямая и косвенная речь.

4

2.Синтаксис текста.

7

3. Этимология как раздел лингвистики.

2

3. Система функциональных разновидностей современного русского языка.

7

1. Язык художественной литературы и литературный язык.

3

2. Средства словесной образности.

4

4.Правописание: орфография и пунктуация.

7

1.Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них.

6

2. Трудные случаи орфографии и пунктуации.

1

II. содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции.

30

1. Культура речи и её основные аспекты.

6

2. Совершенствование культуры учебно-научного общения.

9

3. Совершенствование культуры официально-делового общения.

6

4. Формирование культуры публичной речи.

7

5.Совершенствование культуры разговорной речи.

2

III. Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции.

5

1. Отражение в современном русском языке культуры других народов.

4

2.Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка.

1



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения ___________________________ учителей русского языка и литературы подпись Ф.И.О.

МБОУ СОШ № 20 __________ 2016 года

от____________2016 года № 1

____________ _________________

Подпись руководителя МО Ф.И.О.