СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (в соот-ии с изменениями в ФГОС, 2016-2017 у.г.)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку (в соот-ии с изменениями в ФГОС, 2016-2017 у.г.).  1) Планируемые результаты, 2) Содержание предмета "русский язык" 3) Тематическое планирование на ступень обучения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (в соот-ии с изменениями в ФГОС, 2016-2017 у.г.)»

  1. Планируемые результаты по изучению предмета «Русский язык»
Выпускник научится:
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.







  1. Содержание учебного предмета «Русский язык

5 КЛАСС (175 ч)

О языке (1 ч)

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.

 Речь (30 ч)

Текст: основные признаки текста; тема и основ­ная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; стро­ение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).

Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).

Типы речи: повествование, описание, рассуж­дение. Особенности строения:

а) художественного и делового повествования;

б) описания предмета;

в) рассуждения-доказательства;

г) оценочных сужде­ний.

Композиционные   формы: деловая инст­рукция (как что-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению.

Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34 ч)

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (10ч)

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твер­дые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные све­дения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правиль­ное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим слова­рем и его использование.

ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ (12 ч)

Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфо­граммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; раздели­тельных ъ и ь; -тся я -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА(3 ч)

Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные спо­собы толкования лексического значения слова: крат­кое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (4 ч)

Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части сло­ва. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и слова­рем морфемного строения слов.

 СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (5 ч)

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. .Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим сло­варем.

Язык. Правописание (систематический курс)

Синтаксис и пунктуация (39 ч)

    Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в сло­восочетании .Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествова­тельные, побудительные, вопросительные). Воскли­цательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логиче­ское ударение .Предложения распространенные и нераспростра­ненные. Главные члены предложения. Второстепен­ные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выражен­ными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед одно­родными членами. Двоеточие и тире при обобщаю­щих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложнопод­чиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

Лексика. Словообразование. Правописание (25 ч)

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и пе­реносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: мета­форы, олицетворения, эпитета. Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского язы­ка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приста­вочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема постро­ения слов определенной части речи, имеющих общ­ность в значении (^оватый, ^ательница и т. п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типич­ным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- — -лаг-; -рос- -раст-(-ращ~). Буквы о—е после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлеж­ность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в пе­реносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устарев­ших слов и фразеологических оборотов.

Морфология. Орфография (39ч)

Классификация частей речи русского языка (по­вторение) (1 ч).

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

ГЛАГОЛ (22 ч)

Глагол как часть речи: общее грамматическое зна­чение, морфологические признаки, роль в предложе­нии. Начальная форма (инфинитив).  Основные способы образования глаголов. Право­писание не с глаголами (закрепление).

  Возвратные глаголы. Правописание -ться и –тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир- -мер-; -тир- — -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правопи­сание безударных личных окончаний глагола. Раз­носпрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образова­ние, правописание. Повелительное наклонение: значение, образова­ние, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоцио­нальности. Глагольная синонимия в художествен­ных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (15ч)

Имя существительное как часть речи: общее грам­матическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имей существи­тельных. Правила   употребления   при   письме   типичных  суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написа­ния не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные.   Правила употребления большой буквы при написании имен сущест­вительных. Род имен существительных. Существительные об­щего рода; род неизменяемых имен существитель­ных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разно­склоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен су­ществительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим, толковым, словооб­разовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном текс­те: их образная и экспрессивная роль.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее грам­матическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагатель­ных. Разряды имен прилагательных по значению: при­лагательные качественные, относительные и притя­жательные.  Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилага­тельных в художественном тексте. Эпитеты. Синони­мия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагатель­ных в переносном значении.

Повторение   (3ч).

Резервные часы (4ч).


6 КЛАСС (210ч)

 О языке (1 ч)

Слово как основная единица языка.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

ГРАММАТИКА (5 ч)

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.   Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.     Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами,   обращением и  прямой речью.

      ПРАВОПИСАНИЕ (15 ч)

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окон­чаний слов; слитное и раздельное написание не сглаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, меж­ду частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (64 ч)

Словообразование имен существительных, прила­гательных, глаголов. Основные способы образования слов:   приставочный,   суффиксальный,   приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлеж­ности.   Словообразовательные   цепочки   однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн вименах при­лагательных, образованных от имен существитель­ных; правописание приставок при- и пре-, букв ыи в корне после приставок.

Употребление в речи имен существительных, при­лагательных и глаголов.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Причастие и деепричастие (52ч)

Причастие как особая форма глагола: общее грам­матическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Об­разование действительных и страдательных причас­тий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предло­жениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и стра­дательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных сти­лей. Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические при­знаки, роль в предложении. Суффиксы дееприча­стий. Образование деепричастий совершенного и несо­вершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных сти­лей.

Имя числительное (26ч)

Имя числительное как часть речи: общее грамма­тическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, со­бирательные,   дробные;   их   значение,   особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматиче­ских норм) текстов с именами числительными.

Местоимение (20ч)

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, пра­вописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложе­ний в тексте в роли синонимической замены.

Повторение (23ч)

Резервные часы (4ч)

 

7 КЛАСС (140ч)

О языке (1 ч)

Язык как развивающееся явление.

Речь (32ч)

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых сред­ствах, характерных для разных типов и стилей речи.

Текст: прямой и обратный (экспрессивный) по­рядок слов в предложениях текста.

Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

   Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы:   заметка в га­зету, рекламное сообщение, портретный очерк.

Закрепление и углубление изученного в 6 классе (15ч)

 Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лекси­ческая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суф­фиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.

 Язык. Правописание. Культура речи.

Морфология. Орфография

НАРЕЧИЕ (25 ч)

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в пред­ложении. Степени сравнения наречий. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Предикативные слова (зна­комство). Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для по­лучения необходимой справки по наречию. Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (38 ч)

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 ч)

ПРЕДЛОГ (10 ч)

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.

СОЮЗ (12 ч)

Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинитель­ные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

ЧАСТИЦА (22 ч)

Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными час­тями речи и в составе предложения.    Частицы как средство выразительности речи.

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (3 ч)

Общее понятие о междометиях и звукоподража­тельных словах. Междометия, обслуживающие сфе­ру эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междоме­тиями.    

 ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ (10ч)

Семантико-грамматический анализ внешне сход­ных явлений языка: по прежнему по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.

Повторение (5ч)

Резервные часы (14ч)


8 КЛАСС (105ч)

О языке (1ч)

Русский язык в семье славянских языков.

Речь (17 ч)

Систематизация сведений о тексте, стилях и ти­пах речи; расширение представления о языковых  средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публи­цистических высказываний (задача речи, структура  текста, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы:

высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: посещении театра, экскур­сии, походе); высказывание типа репортажа-описания (описа­ние родного города, поселка, улицы, памятника ис­тории или культуры, музея); высказывание типа портретного очерка (об инте­ресном человеке).

Деловые бумаги: автобиография (стандарт­ная форма, языковые средства, характерные для это­го вида деловых бумаг).

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО)(11ч)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Словосочетание и предложение (6 ч)

Понятие о словосочетании. Строение словосочета­ния: главное и зависимое слово. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели выска­зывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой иобратный порядок слов. Логическое ударение.

 Синтаксис простого предложения

 ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч)

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и имен­ное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды об­стоятельств. Сравнительный оборот. Выделение за­пятыми сравнительного оборота.

ОДНОСОСТАВНЫЕ И ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8ч)

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемо­го (определенно-личные, неопределенно-личные, без­личные).

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2 ч)

Понятие о неполных предложениях.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (12 ч)

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при по­мощи сочинительных союзов. Однородные и неодно­родные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однород­ными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обоб­щающих словах в предложениях с однородными чле­нами.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ (11 ч)

Обращение нераспространенное и распространен­ное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (17ч)

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняю­щие члены предложения.

Прямая и косвенная речь (6 ч)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвен­ная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделе­ние цитаты знаками препинания. Диалог.

Резервные часы (3 ч)

 

9 КЛАСС (102ч)

О языке (1 ч)

Русский язык среди языков мира.

Речь (17ч)

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного пуб­лицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждени­ем-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитан­ный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьи в газету с рассуждени­ем-доказательством (Надо ли читать книги в век ра­дио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.

Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.

Тезисы, конспекты научно-популярных и публи­цистических статей,

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ(16 ч)

Основные единицы языка и их особенности (зву­ки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтакси­ческие признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение (2 ч)

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация   сложных    предложений:   сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 ч)

Строение    сложносочиненного    предложения    и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные).   Смысловые   отношения   между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного пред­ложения.  

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (29 ч)

Строение     сложноподчиненного     предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: опреде­лительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по от­ношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточ­ным предложениями.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11 ч)

Смысловые отношения между простыми предло­жениями в составе бессоюзного сложного предложе­ния. Интонация бессоюзного сложного предложе­ния. Знаки препинания в бессоюзном сложном предло­жении.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5ч)

Сложное предложение с различными видами со­юзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Резервные часы (6ч)





3. Тематическое планирование на ступень обучения

3.1. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык».. 5 класс, 175 часов

п.п.

Раздел

Кол-во часов

1

Введение. Язык и общение

3

2

Вспоминаем, повторяем, изучаем

22

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

32

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

16

5

Лексика. Культура речи

11

6

Морфемика. Орфография. Культура речи

24

7

Морфология. Орфография. Культура речи (Имя существительное)

19

8

Имя прилагательное

13

9

Глагол

25

10

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

10


ИТОГО:

175


3.2.Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 6 класс, 210 часов

п.п.

Раздел

Кол-во

часов.

1

Введение. Русский язык – язык русского народа

1

2

Лексическое богатство русского языка

7

3

Имя существительное как часть речи

45

4

Местоимения-существительные как часть речи и как член предложения

4

5

Глагол как часть речи и как член предложения

6

6

Простое и сложное предложение

11

7

Текст

2

8

Количественные числительные в языке и речи

13

9

Имя прилагательное в языке и речи

30

10

Порядковые числительные в языке и речи

8

11

Местоимения-прилагательные и местоимения-числительные в языке и речи

24

12

Причастие в языке и речи

45

13

Повторение

14


ИТОГО

210


3.3. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 7 класс , 140 часов

п.п.

Раздел

Кол-во

часов

1

Введение. Русский язык среди других славянских языков

1

2

Текст

8

3

Простое и сложное предложение

8

4

Части речи

20

5

Наречие в языке и речи

32

6

Категория состояния в языке и речи

2

7

Деепричастие в языке и речи

16

8

Служебные слова

1

9

Предлог

10

10

Союз

14

11

Частица

12

12

междометие

3

13

повторение

13


ИТОГО

140


3.4. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 8 класс , 105 часов

п.п.

Раздел

Кол-во часов.

1

Введение. Русистика – наука о русском языке

1

2

Фонетика

2

3

Орфоэпия

1

4

Графика

1

5

Орфография

14

6

Лексика. Фразеология

4

7

Этимология

4

8

Морфемика. Словообразование

1

9

Морфология

4

10

Синтаксис. Пунктуация.

8

11

Простое предложение

2

12

Двусоставные предложения

17

13

Односоставные предложения с главным членом-сказуемым

7

14

Односоставные предложения с главным членом-подлежащим

7

15

Полные и неполные предложения

5

16

Осложненные предложения

21

17

Повторение изученного в 8 классе

6


ИТОГО

105


3.5. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 9 класс , 105 часов

п.п

Раздел

Кол-во часов

1

Введение. Русский язык как отражение духовно-нравственного опыта народа

1

2

Повторение и углубление изученного в 8 классе

20

3

Способы передачи чужой речи

19

4

Сложносочиненное предложение

20

5

Сложноподчиненное предложение

20

6

Сложное бессоюзное предложение

20

5

Повторение

5


ИТОГО

105


Календарно-тематическое планирование на каждый год обучения дано в приложении.





  1. Тематическое планирование на ступень обучения по предмету «Русский язык»

Содержание курса.

Тематическое планирование (тема и основное содержание курса)

5 КЛАСС

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ

(2 ч + 1 ч)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. Стили речи.

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

(17 ч + 5 ч)


Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма Правописание проверяемых безу­дарных гласных в корне слова. Правописание проверяемых со­гласных в корне слова. Правописание непроизносимых со­гласных в корне слова. Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Что мы знаем о тексте. Части речи. Глагол. -тся и -ться в глаголах. Тема текста. Личные окончания глаголов. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Основная мысль текста.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(24 ч + 8 ч)


Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетания. Предложение. Виды предложений по цели вы­сказывания. Восклицательные предложения. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространённые и распростра­нённые предложения. Второстепенные члены предложе­ния. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными чле­нами. Знаки препинания в предложени­ях с однородными членами. Предложения с обращениями. Письмо. Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Прямая речь. Диалог. Повторение.

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(13 ч + 3 ч)

Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие. Повествование. Согласные звонкие и глухие. Графика. Алфавит. Описание предмета. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Орфоэпия. Фонетический разбор слова. Повторение.

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(7 ч + 4 ч)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Повторение.

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(18 ч + 6 ч)


Морфема — наименьшая значи­мая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание. Основа слова. Корень слова. Рассуждение. Суффикс. Приставка. Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и соглас­ных в приставках. Буквы з и с на конце приставок. Буквы а — о в корне -лаг--лож-. Буквы а — о в корне -расти--рос-. Буквы ё — о после шипящих в корне. Буквы и — ы после ц. Повторение.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Имя существительное

(16 ч + 3 ч)

Имя существительное как часть речи. Доказательства в рассуждении. Имена существительные одушев­лённые и неодушевлённые. Имена существительные соб­ственные и нарицательные. Род имён существительных. Имена существительные, кото­рые имеют форму только множе­ственного числа. Имена существительные, кото­рые имеют форму только един­ственного числа. Три склонения имён существи­тельных. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падеж­ных окончаниях существительных в единственном числе. Множественное число имён су­ществительных. Правописание о — е после ши­пящих и if в окончаниях существи­тельных. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное

(7 ч + 6 ч)


Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падеж­ных окончаниях прилагательных. Описание животного. Прилагательные полные и крат­кие. Морфологический разбор имени прилагательного. Повторение.

Глагол

(19 + 6 ч)

Глагол как часть речи. Не с глаголами. Рассказ. Неопределённая форма глагола. Правописание -тся и -тъся в глаголах. Виды глагола. Буквы еи в корнях с чередо­ванием. Невыдуманный рассказ (о себе). Время глагола. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время. Спряжение глаголов. Как определить спряжение гла­гола с безударным личным оконча­нием. Морфологический разбор глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единствен­ного числа. Употребление времён. Повторение.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

(9 ч + 1 ч)

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов.Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предло­жениях с прямой речью.

6 КЛАСС (210 часов)

ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ

(3 ч + 1 ч)

Русский язык — один из разви­тых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

(6 ч + 2 ч)

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предло­жений. Прямая речь. Диалог.

ТЕКСТ

(3 ч + 2 ч)

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предло­жения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(10 ч + 2 ч)


Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочине­нию Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствован­ные слова. Новые слова (неологизмы). Устаревшие слова. Словари. Повторение.

ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(3 ч + 1 ч)

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(31 ч + 4 ч)

Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к со­чинению. Сложный план. Буквы а; и о в корне -кас--кос-. Буквы а; и о в корне -гар--гор-. Буквы а; и о в корне -зар-

-зор-. Буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразователь­ный разбор слова. Повторение

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Имя существительное

(22 ч + 3 ч)


Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена суще­ствительные. Буква е в суффиксе -ен- суще­ствительных на –мя. Несклоняемые имена существи­тельные. Род несклоняемых имён суще­ствительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе суще­ствительных -чик (-щик). Гласные в суффиксах существи­тельных -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение

Имя прилагательное

(22 ч + 3 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имён прила­гательных. Разряды прилагательных по зна­чению. Качественные прилагатель­ные Относительные прилагательные. Притяжательные прилагатель­ные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к--ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

Имя числительное

(16 ч + 2 ч)


Имя числительное как часть речи. Простые и составные числитель­ные. Мягкий знак на конце и в сере­дине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числи­тельных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Мягкий знак на конце и в сере­дине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числи­тельных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение

Местоимение

(23 ч + 3 ч)


Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местои­мения. Повторение.

Глагол

(30 ч + 6 ч)


Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Наклонение глагола. Изъяви­тельное наклонение. Глаголы переходные и непере­ходные. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суф­фиксах глаголов. Повторение.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5—6 КЛАССАХ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10 ч + 2 ч)

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

7 КЛАСС (170 часов)

Введение

(1 ч.)

Русский язык как развивающее­ся явление.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—6 КЛАССАХ (12 ч + 2 ч)


Синтаксис. Синтаксический раз­бор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонети­ческий разбор слов. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразователь­ный разбор. Морфология и орфография. Мор­фологический разбор слова. Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Причастие

(25 ч + 6 ч)

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правопи­сание гласных в падежных оконча­ниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия на­стоящего времени. Гласные в суф­фиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия про­шедшего времени. Страдательные причастия насто­ящего времени. Гласные в суффик­сах страдательных причастий на­стоящего времени. Страдательные причастия про­шедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных прича­стиях. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошед­шего времени. Одна буква н в от­глагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прила­гательных. Морфологический разбор прича­стия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных прича­стий прошедшего времени. Повторение.

Деепричастие

(10 ч + 2 ч)


Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с дее­причастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепри­частия. Повторение.

Наречие

(28 ч + 6 ч)


Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наре­чия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е. Буквы е и и в приставках н. и Одна и две буквы н в наречиях на о и е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в на­речиях.ни отрицательных наречий. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образован­ных от существительных и количе­ственных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. Повторение.

Категория состояния

(4 ч + 2 ч)

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор катего­рии состояния. Повторение.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 ч)

Самостоятельные и служебные части речи.

Предлог

(11 ч + 2 ч)


Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги Морфологический разбор пред­лога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Союз

(16 ч + 2 ч)


Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчи­нительные. Запятая между простыми пред­ложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов так­же, тоже, чтобы. Повторение сведений о предло­гах и союзах.

Частица

(18 ч + 4 ч)


Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразу­ющие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написа­ние частиц. Морфологический разбор час­тицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и при­ставки не. Частица ни, приставка ни, союз нини. Повторение.

Междометие (4 ч)


Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5—7 КЛАССАХ (12 ч + 2 ч)

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

8 КЛАСС (105 часов)

Введение

(1 ч)

Русский язык в современном мире.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—7 КЛАССАХ

(5 ч + 2 ч)

Пунктуация и орфография. Зна­ки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н и нн в суффиксах при­лагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(7 ч + 1 ч)


Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица син­таксиса. Словосочетание как единица син­таксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в сло­восочетаниях .Синтаксический разбор словосо­четаний.

Простое предложение

(2 ч + 1 ч)

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.

ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Главные члены предложения

(6 ч + 2 ч)

Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и ска­зуемым.

Второстепенные члены предложения (6 ч + 2 ч)


Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нём. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусо­ставного предложения. Характеристика человека. Повторение.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(9 ч + 2 ч)


Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определённо-личные предложе­ния. Неопределённо-личные предло­жения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односо­ставного предложения. Повторение.

Простое осложнённое предложение (1 ч)

Понятие об осложнённом предло­жении


Однородные члены предложения (12 ч + 2 ч)


Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интона­цией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пун­ктуация при них. Обобщающие слова при однород­ных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предло­жения с однородными членами. Пунктуационный разбор предло­жения с однородными членами. Повторение.

Обособленные члены предложения

(18 ч + 2 ч)


Понятие об обособленности. Обособленные определения. Вы­делительные знаки препинания при них Рассуждение на дискуссионную тему. Обособленные приложения. Вы­делительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие чле­ны предложения. Выделительные знаки препинания при уточняю­щих членах предложения. Синтаксический разбор предло­жения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предло­жения с обособленными членами. Повторение.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Обращение (4 ч)

Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препина­ния при обращении. Употребление обращений


Вводные и вставные конструкции (5 ч + 2 ч)


Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препина­ния при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предло­жениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуацион­ный разбор предложений со слова­ми, словосочетаниями и предложе­ниями, грамматически не связан­ными с членами предложения. Повторение.

Чужая речь (6 ч + 1 ч)


Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

(5 ч + 1 ч)

Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.

9 КЛАСС (105 часов)

Введение

(1 ч)

Международное значение русско­го языка

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—8 КЛАССАХ

(11 ч + 2 ч)

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грам­матическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(11 ч + 2 ч)

Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предло­жения Разделительные и выделитель­ные знаки препинания между ча­стями сложного предложения. Интонация сложного предложе­ния.

Сложносочинённые предложения

(5 ч + 2 ч)


Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложно­сочинённых предложениях. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препина­ния между частями сложносочи­нённого предложения. Синтаксический и пунктуацион­ный разбор сложносочинённого предложения. Повторение (контрольные вопро­сы и задания).

Сложноподчинённые предложения

(5 ч + 2 ч)

Понятие о сложноподчинённом предложении. Союзы и союзные слова в слож­ноподчинённом предложении. Роль указательных слов в слож­ноподчинённом предложении

Основные группы

сложноподчинённых предложений

(28 ч + 2 ч)


Сложноподчинённые предложе­ния с придаточными определитель­ными. Сложноподчинённые предложе­ния с придаточными изъяснитель­ными. Сложноподчинённые предложе­ния с придаточными обстоятель­ственными. Сложноподчинённые предложе­ния с придаточными цели, причи­ны, условия, уступки, следствия. Сложноподчинённые предложе­ния с придаточными образа дей­ствия, меры и степени и сравни­тельными. Сложноподчинённые предложе­ния с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложно­подчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложно­подчинённого предложения. Повторение.

Бессоюзное сложное предложение

(11 ч + 2 ч)


Понятие о бессоюзном сложном предложении Интонация в бессоюзных слож­ных предложениях. Бессоюзные сложные предложе­ния со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессо­юзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложе­ние со значением причины, поясне­ния, дополнения. Двоеточие в бес­союзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложе­ние со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном пред­ложении. Синтаксический и пунктуацион­ный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.

Сложные предложения с различными видами связи

(10 ч + 2 ч)

Употребление союзной (сочини­тельной и подчинительной) и бес­союзной связи в сложных предло­жениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными вида­ми связи. Синтаксический и пунктуацион­ный разбор сложного предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5—9 КЛАССАХ (8 ч + 2 ч)

Лексикология (лексика) и фра­зеология. Фонетика и графика. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация