МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 24» АУЛА ШЕНДЖИЙ
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР директор школы
__________Мирза С.А. ___________Жане С.И.
«___»________2015 г. «___»________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основного общего образования на базовом уровне
по всеобщей истории 6 класса
на 2015-2016 учебный год
Учитель истории и
обществознания
Жане С.И.
а. Шенджий.
2015 г.
Класс - 6
Кол-во часов на год (на класс) - 31
В неделю 2 часа.
Данная рабочая программа составлена на основе:
1. Стандарта основного общего образования по истории (базовый уровень) 2004г.;
2. Закона об образовании;
3. Учебного плана;
4. СанПиН 2.4.2.1178-02 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях;
5. Программа по истории Средних веков. В. А. Ведюшкина «Программы общеобразовательных учреждений. История и обществознание 5-11 классы» «Просвещение», М., 2008г. Допущенная Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения, которая легла в основу действующего учебника «История Средних веков» для 6 класса. Авторы: Агибалова Е.В., Донской Г.М. - М.: Просвещение 2008г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество часов – 30 (История России – 40ч.)
В неделю – 2 часа
Данная программа ориентирована на использование учебников, выпускаемых издательством «Просвещение» и включенных в Федеральный перечень:
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность просле-
дить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внима-
ние тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную
цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования
Задача курса – показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Цели:
сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
сформировать умения:
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- работать с исторической картой;
- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений
Тип программы – адаптированная, создана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы В.А. Ведюшкина к учебнику Е.В. Агибаловой «История Средних веков» для 6 кл. (в виду отсутствия авторской программы Е. В. Агибаловой).
Актуальность содержания. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте, историческом пути человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучение учебного курса идет с использованием различных типов и форм уроков, а заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, контрольных работ по разделам учебника.
1. Типы уроков |
Классические типы: | Нетрадиционные типы: |
1. Вводный урок | 1. Интегрированный урок |
2. Тренировочный урок | 2. Урок-соревнование |
3. Контрольный урок | 3. Урок фантазирования |
4. Урок закрепления знаний, умений, навыков | 4. Урок-турнир |
5. Урок самостоятельной работы | 5. Урок-спектакль |
6. Урок ТСО | 6. Урок-конкурс |
7. Урок практической работы | 7.Урок-конференция |
8. Комбинированный урок | 8. Урок-игра |
9. Повторительно-обобщающий урок | 9. Урок КВН |
10 Урок изучения нового материала | 10. Урок-путешествие |
11. Урок проверки и коррекции знаний и умений | 11. Аукцион знаний |
| 12. Урок-сказка |
| 13.Урок взаимообучения |
| 14. Урок-диспут |
2. Методы и способы обучения:
1. Объяснительно-иллюстрированный
2. Репродуктивный
3. Частично-поисковый
4. Проблемное обучение
5. Исследовательский
3. Формы обучения: |
1. Лекция | 8. Диктант |
2. Семинар | 9. Тест |
3. Беседа | 10. Промежуточная диагностика |
4. Зачет | 11. Контрольная работа |
5. Работа по карточкам | 12. Смотр знаний |
6. Групповая работа | 13. Лабораторная работа |
7. Работа в парах | 14. Практическая работа |
4. Ключевые компетенции:
1. Нравственная - толерантность
1) способность учиться всю жизнь, |
2) взаимосвязь знаний, |
3) стремление заниматься исследовательской деятельностью, |
4) умение работать с дополнительной литературой, |
5) выдвижение собственных идей |
2. Интеллектуальная -
1) владение письменным и устным общением, |
2) способность работать в группах, парах, |
3) способность поддерживать эмоционально устойчивое поведение в критических ситуациях |
3. Коммуникативная -
Планирование по истории Средних веков в 6 классе составлено на основе нормативных документов:
Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по истории.
Программы по истории Средних веков в 6-х классах. В. А. Ведюшкина «Программы общеобразовательных учреждений. История и обществознание 5-11 классы» «Просвещение», М., 2007г., стр. 42-48.
Закона об образовании,
Учебного план МБОУ «СШ №24» А.Шенджий на 2015-2016 учебный год.
Методическая литература для учителя:
Учебник: История Средних веков для 6 класса Агибалова Е.В., Донской Г.М. - М.: Просвещение 2012 г.
Петрович В.Г. Петрович Н.М. Уроки истории. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Литература для обучающегося:
Учебник: История Средних веков для 6 класса Агибалова Е.В., Донской Г.М. М.,- Просвещение 2012 г.
Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2010.
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2009.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Итоговая (четвертная) оценка обучающихся будет складываться из:
серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;
активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);
написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.
Критерии оценки
ОЦЕНКА «5» - выставляется за безукоризненное знание материала, использование различных версий для раскрытия исторической темы, владение историческими терминами, знание хронологии исторических событий, творческий подход к рассмотрению исторической проблемы.
ОЦЕНКА «4» - выставляется за достаточно полное знание материала, владение понятийным аппаратом, умение анализировать различные исторические события, высказывать свою точку зрения.
ОЦЕНКА «3» - выставляется за недостаточно грамотное употребление исторических терминов, удовлетворительное знание хронологии исторических событий, поверхностное знание материала.
ОЦЕНКА «2» - выставляется в том случае, если учащийся совершенно не владеет понятийным аппаратом, не может раскрыть суть исторического события или проблемы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
Календарно-тематическое планирование по Истории Средних веков 6 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Д/з | дата | Тип урока | Формы контроля | Знания, умения, навыки |
1. | Вводный урок «Живое Средневековье» | 1ч. | Введе-ние | | Вводный | Вопросы | Раскрывать смысл понятия «Средние века». Называть источники наших знаний об истории средних веков. |
| Раздел 1.Раннее Средневековье | 11ч. | | | | | |
| Глава I. Западная Европа в раннее Средневековье | 5ч. | | | | | |
2 | Древние германцы и Римская империя | 1ч. | § 1 | | Урок изучения нового материала | Вопросы | Определять роль семьи, рода, общины племени в жизни варваров. Называть причины Великого переселения народов и его результаты. Выделять отличия в обществе варваров от общества Римской империи. Сравнивать религиозные верования древних греков и варваров. |
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI—VIII веках | 1ч. | § 2 | | Комбиниро-ванный | Вопросы | Называть отличия власти короля от власти вождя, изменения у франков в управлении и суде после завоевания Галлии. Объяснять смысл и последствия военной реформы Карла Мартелла |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1ч. | § 3 | | Комбиниро-ванный | Вопросы | Давать оценку деятельности Карлу Великому. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Называть причины распада империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности. |
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX—XI веках | 1ч. | § 4 | | Комбиниро-ванный | Вопросы | Называть причины набегов норманнов на Европу и их последствия. |
6 | Англия в раннее Средневековье | 1ч. | § 5 | | Урок-семинар | Доклады, сообщения | Составлять рассказ о представлениях человека в раннее Средневековье о мире. Называть отличия обучения в средневековой школе от современного обучения. |
| Глава II. Византия и славяне в VI—XI веках | 3ч. | | | | | |
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами | 1ч. | § 6 | | Урок-практикум | Практическая работа | Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Называть причины неудач в попытке Юстиниана восстановить римскую империю. Дать оценку правлению и личности Юстиниана. |
8 | Культура Византии | 1ч. | § 7 | | Урок-семинар | Доклады, сообщения |
9 | Образование славянских государств | 1ч. | § 8 | | Комбиниро-ванный | Вопросы | Показывать историческую связь славянских государств с другими средневековыми государствами. |
| Глава III. Арабы в VI—XI веках | 1ч. | | | | | |
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад Культура стран халифата | 1ч. | § 9,10 | | Комбиниро-ванный | Вопросы Доклады, сообщения | Определять влияние природы и климата на занятия населения Аравии. Определять причины и условия объединения арабов. Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Объяснять причины военных успехов арабов и последующего распада халифата. Сопоставлять достижения науки в странах халифата и в Византии. Определять различие в назначении христианских и мусульманских храмов. |
11 | Контрольный урок по разделу «Раннее средневековье» | 1ч | | | Контрольно-обобщающ. урок | Контрольный тест | |
| Раздел 2 Расцвет Средневековья | 7ч. | | | | | |
| Глава IV. Феодальное общество | 2ч. | | | | | |
12 | В рыцарском замке | 1ч. | § 11 | | Урок изучения нового материала | Вопросы | Используя иллюстрации описывать снаряжение рыцаря, замок и его осаду, пояснять причину роли военного дела как основного занятия феодалов. Составлять рассказ «День феодала». |
13 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1ч. | § 12 | | Комбиниро-ванный | Вопросы | Называть повинности крестьян и причины их установления. Пояснять, в чем состояла власть Определять причины неизбежности господства натурального хозяйства. |
| Глава V. Средневековый город | 1ч. | | | | | |
14 | Формирование средневековых городов Горожане и их образ жизни. | 1ч. | § 13 § 14 | | Комбиниро-ванный | Вопросы, тест | Пояснять причины возникновения городов. Определять роль в развитии городов королей, монастырей, феодалов. Показывать связь между ростом городов и расширением торговли. Иметь представление о жизни горожан в средневековье |
| Глава VI. Католическая церковь в XI—XIII веках. | 2ч. | | | | | |
15 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1ч. | § 15 | | Урок изучения нового материала | Вопросы | Выделять главную причину разделения церквей. Определять различия между католической и православной церквами. Называть причины появления ереси. |
16 | Крестовые походы | 1ч. | § 16 | | Комбиниро-ванный | Вопросы, тест | Называть причины и последствия крестовых походов. Определять роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев. |
| Глава VII.Разные судьбы государств в Западной Европе (XI—XV века) | 2ч. | | | | | |
17 | Как происходило объединение Франции | 1ч. | § 17 | | Урок изучения нового материала | Вопросы | Выделять слои населения и причины их заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции. Определять роль Филиппа II Августа в объединении Франции. |
18 | Что англичане считают началом своих свобод | 1ч. | § 18 | | Комбиниро-ванный | Вопросы | Определять главные последствия нормандского завоевания Англии. Называть реформы в управлении государством при Генрихе II, определять значение реформ. Выявлять причины недовольства в стране Иоанном Безземельным. |
| Раздел 3. «Осень» Средневековья | 8ч. | | | | | |
| Глава IХ. Западная Европа в XIV – XV вв. | 4ч. | | | | | |
19 | Столетняя война | 1ч. | § 19 | | Комбиниро-ванный | Вопросы | Определять причины Столетней войны. Сравнивать английскую и французскую армии. Определять причины поражения французской армии в начале 15 века и причины перелома в войне с появлением Жанны д Арк. |
20 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии | 1ч. | § 20 § 21 | | Комбиниро-ванный | Вопросы, тест | Сравнивать цели и средства достижения у Людовика XI и Карла Смелого. Оценивать значение победы Людовика XI над Карлом Смелым. |
21 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1ч. | § 22 | | Урок-практикум | Практическая работа | Называть причины успехов и неудач Реконкисты. Определять особенности развития христианских государств на Пиренейском полуострове. |
22 | Германия и Италия в XIV—XV веках | 1ч. | 23-24 | | Урок-практикум | Практическая работа | Определять условия и причины роста богатств городов Италии. |
| Глава Х. Центральная и Юго-Восточная Европа | 2ч. | | | | | |
23 | Гуситское движение в Чехии | 1ч. | § 25 | | Урок изучения нового материала | Вопросы | Сравнивать цели умеренных и таборитов. Определять причины победы гуситов над крестоносцами, умеренных над таборитами. Определять последствия гуситских войн. |
24 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1ч. | § 26 | | Урок изучения нового материала | Вопросы, тест | Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия. |
| Глава X. Культура Западной Европы в XI— XV веках | 2ч. | | | | | Давать характеристику университета как корпорации. Сравнивать взгляды средневековых богословов. Раскрывать представления гуманистов о роли, значении и цели человека. |
25 | Образование и философия. Научные открытия и изобретения. | 1ч. | § 27, 30 | | Комбиниро-ванный | Вопросы |
26 | Средневековая литература и искусство. Культура раннего Возрождения в Италии | 1ч. | § 28, 29 | | Комбиниро-ванный | Вопросы, сообщения |
| Раздел 4. Вдали от Европы. | 3ч. | | | | | |
27 | Средневековый Китай | 1ч. | § 31 | | Урок изучения нового материала | Вопросы. | Называть последствия объединения Китая в 6 веке. Выделять причины крестьянской войны в Китае в конце IX века, отличия от обычных крестьянских восстаний. По тексту и рисункам определять особенности китайской архитектуры. |
28 | Индия. Государства и культура | 1ч. | § 32 | | Урок изучения нового материала | Вопросы. | Сравнивать причины распада Делийского султаната с причинами распада Арабского халифата. Используя иллюстрации описывать индийские архитектурные сооружения. |
29 | Культура и государства Америки и Африки | 1ч. | §33,34 | | Урок изучения нового материала | Вопросы. | Определять особенности цивилизаций американского континента. Характеризовать главные достижения культуры народов Америки. Определять особенности развития народов стран Африканского континента |
30 | Контрольно-обобщающий урок по всему курсу «История средних веков» | 1ч. | | | Контрольно-обобщающ. урок | Контроль ный тест | |
Распределение учебного времени
Классы | Объем учебного времени | Разделы программы | Резерв учебного времени |
| | История России | Всеобщая история | |
| | Что изучает история – не менее 10 ч | |
V-VI классы | 140 ч | История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч. | История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч | 25 ч |
VII-VIII классы | 140 ч | История России (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 72 ч | История Нового времени (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 48 ч | 20 ч |
IX класс | 70 ч | Новейшая и современная история России – не менее 36 ч | Новейшая и современная история – не менее 24 ч | 10 ч |
Предмет «история» в 6 классе включает два курса: первое полугодие изучается история средних веков – 28 часов; второе полугодие – истории России – 40 часов. Всего - 68 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.
Данная программа ориентирована на использование учебников, выпускаемых издательством «Просвещение» и включенных в Федеральный перечень:
- Данилов А. А., Косулина Л. Г.,: История России. С древнейших времен до конца XVI века.
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков.
В соответствие со школьным планом и для качественного усвоения программного материала обучающимися мною изменено количество часов в темах:
№ | Название темы | Кол.часов по прогр. | Сокращено/ добавлено | оставлено | |
1. | Вводный урок | 1ч. | | 1ч. | |
2. | Раздел 1.Раннее Средневековье | 10ч. | 0/1 | 11ч. | Добавлен 1 урок – контрольный |
| Глава I. Западная Европа в раннее Средневековье | 5ч. | | 5 | |
| Глава II. Византия и славяне в VI—XI веках | 3ч. | | 3 | |
| Глава III. Арабы в VI—XI веках | 2ч. | | 2 | |
3. | Раздел 2 Расцвет Средневековья | 13ч. | 4/0 | 9ч. | Целесообразно уменьшить кол-во часов на изучение истории средних веков, чтобы завершить её изучение в первом полугодии. |
| Глава IV. Феодальное общество | 3ч. | | 2 | |
| Глава V. Средневековый город | 2ч. | | 1 | |
| Глава VI. Католическая церковь в XI—XIII веках. | 3ч. | | 2 | |
. | Глава VII. Разные судьбы государств в Западной Европе (XI—XV века) | 3ч. | | 2 | |
| Глава X. Культура Западной Европы в XI— XV веках | 2ч. | | 2 | |
4. | Раздел 3. «Осень» Средневековья | 6ч. | | 6ч. | |
| Глава IХ. Западная Европа в XIV – XV вв. | 4ч. | | 4 | |
5. | Раздел 4. Вдали от Европы. | 3ч. | | 3ч. | |
6. | Контрольно-обобщающий урок по всему курсу «История средних веков» | 1ч. | | 1ч. | |
| ИТОГО: | 34ч. | 4/1 | 31ч. | |