ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по познавательно-речевому и социально-личностному развитию на основе подготовки детей к чтению и письму для дошкольной группы детей 5 – 7 лет разработана в соответствии:
с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013г.
с требованиями Министерства образования РФ «О подготовке детей к школе» № 990/14/15 от 22.07.97.
с рекомендациями Примерной образовательной программы дошкольного образования «Предшкола нового поколения» (для групп кратковременного пребывания детей 5-7 лет) /Под ред. Профессора Р.Г. Чураковой. – М., Академкнига/Учебник, 2014. с. 35.
с учётом целей и задач Образовательной программы МОБУ Лицея.
Цель программы: формирование у детей равных универсальных предпосылок учебной деятельности на основе подготовки к чтению и письму.
Задачи:
Пространственно-инструментальная:
(формировать умение ориентироваться в книге и на странице — находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву, а также пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы; формирование механизма контекстного прогнозирования (пролепса) как основного механизма, необходимого для чтения (прогнозирование продолжения слова, сочетания слов, предложения);
Фонетическая:
(учить ребенка слышать, различать и произносить изучаемые звуки; развивать его речеслуховой анализатор, отвечающий за правильное восприятие и представление звуков в сознании; помочь формированию его речедвигательного анализатора, отвечающего за правильное воспроизведение звуков).
Фрагментарно-знаковая:
научить сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв, научить узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв.
Предметно-символическая:
научить понимать различие между предметом и словом — названием этого предмета.
Аналитико-синтетическая:
добиться понимания каждым ребенком механизма звукослияния на примере открытого слога.
Формировать умение работать в паре, группе (взаимодействие).
Режим подготовки детей к школе:
Сроки | Количество посещений в неделю | Общее число занятий |
Октябрь - май | 1 раз в неделю продолжительностью 35 минут | 18 занятий за период обучения |
Формы обучения:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие-исследование;
- занятие-праздник;
- занятие-спектакль;
- занятие-конкурс;
- занятие-экскурсия;
- занятие-соревнование.
Методы обучения:
- Чтение - Обсуждение - Рассказ - Беседа - Игра - Инсценирование - Викторина | - Ситуативный разговор с детьми - Игра (сюжетно-ролевая, театрализованная - Продуктивная деятельность - Беседа - Сочинение загадок - Проблемная ситуация - Использование различных видов театра | - Игра - Продуктивная деятельность - Рассматривание - Самостоятельная деятельность в книжном уголке и уголке театрализованной деятельности (рассматривание, инсценировка) - Во всех видах самостоятельной детской деятельности |
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт «Друзья Кронтика учатся читать». Книга для работы взрослых с детьми, Академкнига/Учебник, 2016г.
- И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт «Друзья Кронтика учатся читать». Книга для работы взрослых с детьми, Академкнига/Учебник, 2016г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
• развитие положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и
самому себе, обладание чувством собственного достоинства; активно взаимодействуя со
сверстниками и взрослыми; способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляя свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, стараясь разрешать конфликты;
• развитие способности к волевым усилиям следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками;
• развитие инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности: игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности;
• развитие любознательности, способности к творческому самовыражению, которое
реализуется в разных видах деятельности;
• развитие интереса к художественной литературе.
Универсальные учебные действия:
С помощью системы пособий дошкольник научится:
удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения сверху вниз и слева направо;
ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);
пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, фишками, лупой и т. д.);
правильно держать орудие письма;
выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);
обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;
по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно (передвинуть рамочку или указатель и т. д.)
Предметные знания и умения:
Дошкольник будет способен:
слышать, различать и произносить изучаемые звуки;
иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества;
улавливать разницу между эталонным образом звука (в исполнении взрослого) и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребёнка;
понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;
сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв;
понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака (буквы);
узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв;
ориентироваться в книге и на странице: находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста;
пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы или детали картины;
менять бумажные инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки) по заданию взрослого;
различать и вычленять в звучащем слове отдельные звуки;
различать предмет и слово-название предмета;
членить слова на части (понимать, что слово делиться на отдельные слоги);
различать звуки разного качества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных — слогов и более мелких — отдельных звуков).
2. Развитие фонематического слуха:
а) практическое освоение разницы между произнесением звуков разного качества (гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;
б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова.
в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих ([с], [з], [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]), сонорных ([р], [л]).
3. Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки (обведение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством).
4. Формирование первичного навыка чтения:
а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;
б) отработка первой слоговой модели: буква М с разными гласными;
в) отработка второй слоговой модели: буква Б с разными гласными (с синхронным повторением первой модели);
г) чтение обратных закрытых слогов на базе освоенных прямых открытых слогов;
д) чтение открытых слогов с использованием все новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введенной согласной через звукоподражание).
Тематическое планирование
Темы содержания | Предметные знания и умения | Кол-во часов |
Глава 1. Про звук «У» и про раннее детство Маленькой Коровы | Знакомство с буквами У, М, О, А, Е, Ы, И. | 3 ч. |
Глава 2. Маленькая Корова учит читать Маленького Барана | Знакомство с буквой Б. | 2 ч. |
Глава 3. Мумука слушает музыку луга и леса | Знакомство с буквами П, З, С, Ш, Ч, Щ, К, Ж. | 2 ч. |
Глава 4. Ночные и утренние звуки. | Знакомство с буквами Л, Ю. | 1 ч. |
Глава 5. У Мумуки появляется новый ученик – Рыжий Бычок | Знакомство с буквами Х, Д. | 1 ч. |
Глава 6. Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком | Знакомство с буквами Э, В, Р, Ф, Г, Я. | 3 ч. |
Глава 7. Миша вышел во двор | Знакомство с буквами Т, Ц, Н. | 2 ч. |
Глава 8. Как Мумука учила Мишку говорить, когда он был совсем маленьким | Знакомство с буквами ь, Ё. | 2 ч. |
Глава 9. Первый урок, который Мумука дала Мише | Повторение изученных букв и звуков | 1 ч. |
Глава 10. Ещё одна глава про звук «У» | Алфавит. Диагностика готовности к школе. | 1 ч. |
Итого: | 18 ч. |
Для реализации программы используется следующее оборудование:
- мультимедийный проектор
- магнитная доска
- персональный компьютер с принтером (для учителя)
- ксерокс
- сканер
- CD/DVD-проигрыватель
- телевизор
- музыкальный центр
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № 1 от 28 августа 2017 года Руководитель методического совета ____________________ И.В. Свитова Согласовано Заместитель директора по УВР _________С.Е. Данилова 29.08.2017 |