СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08. Технология машиностроения

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ предназначена для обучающихся по специальности  среднего профессионального образования базовой подготовки 15. 02. 08 Технология машиностроения  

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08. Технология машиностроения»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тюменский индустриальный университет»

Колледж информатики и связи












Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ



15. 02. 08 Технология машиностроения

по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки





При разработке программы в основу положен Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 15.02.08 Технология машиностроения (№ 350 от 18 апреля 2014 г.)




Рабочую программу разработал:

Преподаватель высшей квалификационной категории, инженер-технолог

__________ И.А. Жгурова




Тюмень

ТИУ

2017





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10




1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО . 15. 02. 08 Технология машиностроения.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по профессии рабочих:

18809 Станочник широкого профиля.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина ОП.08 Технология машиностроения входит в профессиональный цикл дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Учебная дисциплина ОП.08 Технология машиностроения является технической и направлена на формирование у обучающегося прикладных производственных знаний и умений в профессиональной деятельности с позиции технологии производства.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:


- применять методику отработки деталей на технологичность;

- применять методику проектирования операций;

- проектировать участки механических цехов;

- использовать методику нормирования трудовых процессов;


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:


- способы обеспечения заданной точности изготовления деталей;

- технологические процессы производства типовых деталей и узлов машин

- схемы базирования.








1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 149 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 99 часов;

самостоятельной работы обучающегося 50 часов.










2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Вид учебной работы

Объем часов


Максимальная учебная нагрузка (всего)

149

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

99

в том числе:


  • практические занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:


подготовка сообщений. докладов по решению задач и эскизирование

50

Итоговая аттестация в форме:

3 курс 6 семестр – зачет;

4 курс 7 семестр – экзамен.











2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Введение


Содержание учебного материала

2


1

Определение технологии машиностроения как науки

2

1

2

Технологическая подготовка производства

1

Раздел 1

Основы проектирования технологических процессов

56


Тема 1.1

Производственный и технологический процессы

Содержание учебного материала

2

1

Определения и основные понятия дисциплины


2

1

2

Характеристика типов производства

2

3

Дифференциация и концентрация технологического процесса

1

Практическое занятие № 1. Выбор метода механической обработки заготовки детали и определение типа производства

2


Самостоятельная работа № 1. Установка содержания технологической операции механической обработки для заготовки детали

2

Тема 1. 2

Точность обработки

Содержание учебного материала

2

1

Точность станков, инструментов и станочных приспособлений


2

1

2

Жёсткость технологической системы станок-приспособление

1

3

Влияние факторов на точность механической обработки заготовки детали

2

4

Точность станков, инструментов и станочных приспособлений

3

Практическое занятие № 2. Определение точности формы поверхности и взаимного расположения заготовок деталей при их механической обработке

2


Самостоятельная работа № 2. Доклад на тему «Размерный анализ эскиза детали»

2

Тема 1.3.

Качество поверхности

Содержание учебного материала

4

1

Параметры и методы оценки шероховатости поверхности у заготовки детали

2

1

2

Влияние качества поверхности деталей на свойства машин

2

1

Практическая работа № 3. Определение шероховатости поверхности заготовки детали

2


Тема 1.4

Базы и базирование


Содержание учебного материала

4

1

Классификация баз заготовок деталей

2

1

2

Схемы базирования заготовок деталей

1

3

Погрешности базирования заготовок деталей

2

2

Практическое занятие № 4

Схема базирования призматических заготовок, длинных и коротких цилиндрических заготовок

2


Самостоятельная работа № 3. Составление схемы базирования заготовки детали

2

Тема 1.5

Выбор заготовок деталей

Содержание учебного материала

4

1

Способы изготовления заготовок деталей

2


1

2

Требования к заготовкам деталей

1

3

Предварительная обработка заготовок деталей

2

2

Самостоятельная работа № 4. Сообщение на тему «Конструирование заготовок деталей из серого чугуна»

2


Тема 1.6

Припуски на механическую обработку заготовок



Содержание учебного материала

2

1

Межоперационные припуски металла на механическую обработку деталей машин


2

1

2

Выбор и расчёт промежуточных размеров при механической обработке вала

2

3

Установление статистическим методом промежуточных припусков металла на каждый переход технологической операции

2

Практическое занятие №5. Определение припуска металла на механическую обработку заготовки детали

2


Самостоятельная работа № 5. Сообщение на тему: «Операционные размеры и их допуски»

2

Тема 1.7

Технологическая подготовка производства

Содержание учебного материала

4

1

Основы организации и управления производством


2


1

2

Исходные данные проектирования технологического процесса механической обработки заготовок деталей

1

3

Техническое нормирование технологической операции

2

1

Самостоятельная работа № 6. Доклад на тему: «Оформление технологической документации по механической обработке заготовок деталей»

2


Тема 1.8

Технологичность конструкций изделий

Содержание учебного материала

2

1

Технологическая рациональность конструкции заготовки


2

1

2

Выбор технологической схемы для конструкции заготовки

2

3

Определение показателей технологичности деталей

1

4

Технологичность конструкции детали

1

Практическое занятие №6. Определение штучно-калькуляционного времени технологической операции по расчётной формуле

2


Тема 1.9

Методы измерения основных поверхностей


Содержание учебного материала

4

1

Контроль поверхностей тел вращения

2


1

2

Контроль углов и конусов детали

1

3

Контроль параметров резьбы детали

2

1

4

Контроль отклонений размеров детали

1

Тема 1.10

Средства измерения поверхностей

Содержание учебного материала

2


1

Виды измерений детали

2

1

2

Контроль отклонений формы детали

1

Практическая работа № 7.

Определение измерительной базы на эскизе заготовки детали

2


Раздел 2

Основы проектирования приспособлений

10

Тема 2.1

Общие сведения о приспособлениях


Содержание учебного материала

1

1

Виды станочных приспособлений для механической обработки


1

1

2

Элементы станочных приспособлений

1

Практическое занятие № 8. Расчёт зажимной силы станочного приспособления

1


Самостоятельные работы

8

Самостоятельная работа № 7. Сообщение на тему: «Виды установочных элементов станочных приспособлений»

4

Самостоятельная работа № 8. Сообщение на тему: «Назначение зажимных элементов станочных приспособлений»

4

3 курс 6 семестр – зачёт


Обязательная учебная нагрузка:

Самостоятельная учебная нагрузка:

Максимальная учебная нагрузка:

48

20

68

Раздел 3

Методы обработки основных поверхностей

66

Тема 3.1

Обработка наружных поверхностей тел вращения

Содержание учебного материала

4

1

Выбор метода механической обработки заготовок деталей

2

1

2

Токарная обработка заготовок деталей

1

3

Обработка шлифованием заготовок деталей

2

1

4

Отделочные виды обработки заготовок деталей

1

Практическая работа № 1. Проектирование операции черновой обработки ступенчатого вала из горячекатаного проката и из штампованной поковки, проектирование шлифовальной операции

2


Самостоятельные работы

4

Самостоятельная работа № 1. Выбор поводкового центра для закрепления детали

2

Самостоятельная работа № 2. Сообщение на тему «Отделочные виды обработки»

2

Тема 3.2

Обработка внутренних поверхностей тел вращения

Содержание учебного материала

4

1

Способы обработки отверстий в заготовке

2

1

2

Механическая обработка заготовок на сверлильных и на расточных станках

2

3

Механическая обработка заготовок на шлифовальных станках

2

4

Механическая обработка заготовок на протяжных станках

2

2

5

Отделочные виды обработки заготовок

2

6

Механическая обработка на револьверных и карусельных станках

2

Практическая работа № 2. Проектирование сверлильной операции при механической обработке заготовок

2


Самостоятельные работы

6

Самостоятельная работа № 3.1. Сообщение на тему «Механическая обработка заготовок на револьверных станках»

2


Самостоятельная работа № 3.2. Сообщение на тему «Механическая обработка заготовок на карусельных станках»

2

Самостоятельная работа № 3.3. Сообщение на тему «Механическая обработка заготовок на протяжных станках»

2

Тема 3.3

Образование резьбовых поверхностей

Содержание учебного материала

4

1

Нарезание наружной резьбы в заготовке

2

2

2

Нарезание внутренней резьбы в заготовке

2

3

Фрезерование резьбы в заготовке

2

1

4

Накатывание резьбы в заготовке

1

5

Подготовка поверхностей заготовки под наружную и внутреннюю резьбу

1

6

Обработка резьбовых поверхностей заготовки

1

Самостоятельные работы

6


Самостоятельная работа № 4.1. Выбор способа изготовления резьбы в заготовке

2

Самостоятельная работа № 4.2. Сообщение на тему: «Фрезерование резьбы в заготовке»

2

Самостоятельная работа № 4.3. Сообщение на тему: «Накатывание резьбы в заготовке»

2

Тема 3.4

Обработка плоских поверхностей и сложных поверхностей


Содержание учебного материала

4

1

Механическая обработка на строгальных и долбёжных станках

2



1

2

Механическая обработка на фрезерных станках

2

3

Механическая обработка на шлифовальных станках

2

4

Механическая обработка на протяжных станках

2

1

5

Методы механической обработки сложных поверхностей

1

6

Механическая обработка плоских поверхностей и пазов

1

Практическая работа № 3. Проектирование токарно-револьверной и фрезерной операций плоской поверхности детали

2


Самостоятельные работы

6

Самостоятельная работа № 5.1. Выбор метода механической обработки фасонной поверхности детали

2

Самостоятельная работа № 5.2. Механическая обработка заготовок на строгальных станках

2

Самостоятельная работа № 5.3. Механическая обработка заготовок на долбёжных станках

2

Тема 3.5

Обработка зубчатых поверхностей и шлицевых поверхностей




Содержание учебного материала

4

1

Методы обработки зубьев цилиндрических и конических зубчатых колёс

2


2

2

Методы обработки зубьев деталей червячных пар

2

3

Отделочные операции зубчатых колёс

2

1

4

Методы обработки шлицевых поверхностей деталей

1

5

Выбор метода обработки зубьев зубчатых колёс

1

Практическая работа № 4 . Выбор метода обработки шлицевых поверхностей деталей

2



Тема 3.6

Особые методы обработки


Содержание учебного материала

4

1

Обработка деталей давлением в холодном состоянии

2


1

2

Электрические методы обработки деталей

1

3

Балансировка и подгонка деталей механизмов

2

1

Практическая работа № 5. Разработка технологической операции фрезерования детали из жаропрочной стали

2


Самостоятельная работа № 6. Сообщение на тему: «Операция накатывания гладкой шейки вала»

4

Тема 3.7

Автоматизация проектирования и управления ТП

Содержание учебного материала

4

1

Автоматизация проектирования технологического процесса механической обработки заготовок деталей

2



1

2

Автоматизация управления технологического процесса механической обработки заготовок деталей

1

3

Автоматизация технологических процессов механической обработки механической обработки заготовок деталей

2

1

4

Проектирование технологических процессов механической обработки заготовок деталей на станках с числовым программным управлением

1

Практическая работа № 6. Проектирование технологической операции по механической обработке ступенчатого вала на токарном полуавтомате

2


Раздел 4

Методы изготовления типовых деталей машин

8


Тема 4.1

Обработка корпусных деталей и валов

Содержание учебного материала

2

1

Механическая обработка корпусных деталей

2

1

2

Процесс механической обработки корпуса редуктора

2

3

Процесс механической обработки вала

1

4

Процесс механической обработки шпинделя

1

Практическая работа № 7.

Проектирование технологического процесса механической обработки ступенчатого вала

2


Тема 4.2

Обработка зубчатых колёс

Содержание учебного материала

4

1

Процесс механической обработки цилиндрических зубчатых колёс

2

2

2

Процесс механической обработки конических зубчатых колёс

2

3

Процесс механической обработки червячных пар

2

2

Раздел 5

Технология сборки машин

7



Тема 5.1

Основные понятия и методы сборки Тема 5.2

Классификация соединений при

сборке

Содержание учебного материала

2


1

Основные понятия о сборочных процессах

2

1


2

Технологическая организация процессов сборки узлов

1


3

Методы сборки узлов

1


4

Подготовка деталей к сборке узлов

1


5

Контроль сборки узла

1


Самостоятельная работа № 7. Реферат на тему: «Технологические схемы и организационные формы сборки узлов»

4




Практическая работа № 8.

Расчёт размеров отверстия и вала при сборке методом групповой взаимозаменяемости

1


4 курс 7 семестр - экзамен



Обязательная учебная нагрузка:

Самостоятельная учебная нагрузка:

Максимальная учебная нагрузка:

51

30

81


Всего

Обязательная учебная нагрузка:

Самостоятельная учебная нагрузка:

Максимальная учебная нагрузка:


99

50

149



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных зада



  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Экспертное оценивание в форме:

Применение методики отработки деталей на технологичность

Практических работ и самостоятельной работы студента

Применение методики проектирования операций


Практических работ и самостоятельной работы студента

проектирование участков механических цехов

Самостоятельной работы студента

Использование методики нормирования трудовых процессов

Оценивания выполнения практического занятия

Знания:


Способы обеспечения заданной точности изготовления деталей

Опрос и оценивание самостоятельной работы студента

Технологические процессы производства типовых деталей и узлов машин

Опрос и оценивание самостоятельной работы студента

Схемы базирования


Опрос и оценивание самостоятельной работы студента


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие профессиональных и общих компетенций обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Для специальностей СПО

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

Качественное выполнение своей профессиональной деятельности

-применение знаний на практике.


1.Накопительное оценивание;

2. анкетирование;

3.интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях и форумах).

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Развитие способности планировать собственную деятельность и

способности выбора методов и способов выполнения своей деятельности.

Умение оценивать эффективность и качество выполнения своей профессиональной деятельности.

Экспертная оценка выполняемых профессиональных задач.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


Понимание методов принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях, меры своей ответственности.

Умение определять проблему в профессионально. ориентированных ситуациях

Умение предлагать способы и варианты решения проблемы, оценивать ожидаемый результат.

Способность планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить коррективы, контролировать ситуацию.

Применение навыков принятия решений в соответствии с ситуацией.

Экспертная оценка стандартности и нестандартности принятия решений при осуществлении профессиональной деятельности.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Извлечение и анализ информации из различных источников.

Понимание способов поиска и анализа информации.

Применение найденной информации для выполнения профессиональных ситуаций и задач.

Экспертная оценка по формированию профессиональных умений и личностного развития в исследовательской деятельности.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Работа с информационными справочно-правовыми системами

Работа с электронной почтой и ресурсами локальных и глобальных информационных сетей

Экспертная оценка формирования навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Взаимодействие со студентами, преподавателями в ходе обучения

Понимание общих целей.

Способность координировать свои действия с другими участниками общения

Способность контролировать свое поведение, эмоции, настроение.

Интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, олимпиадах, участие в конференциях).

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Способность добровольно брать на себя ответственность за общекомандный результат.


Самоанализ и коррекция результатов собственной работы.

Умение осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определять соответствующий результат деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в деловых играх, дискуссиях, диспутах, работе в группах).

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации.

Организует самостоятельную работу при изучении учебной дисциплины.

Экспертная оценка устных ответов, докладов, сообщений.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Анализировать инновации в области документационного обеспечения управления.

Экспертная оценка формируемых умений.

ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке

технологических процессов изготовления деталей.

Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.


Экспертная оценка устных ответов, докладов, сообщений.

ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.


Экспертная оценка устных ответов, решения задач, докладов, сообщений.

ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Экспертная оценка устных ответов, решения задач, докладов, сообщений.

ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.


Выполнение работ по монтажу систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса.

Экспертная оценка устных ответов, решения задач, докладов, сообщений.

ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

Проведение ремонта технических средств и систем автоматического управления.

Экспертная оценка устных ответов, докладов, сообщений.

ПК 2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения.


Выполнение практических работ в производственной деятельности.

Экспертная оценка устных ответов, решения задач. докладов, сообщений.


ПК 2.2. Руководить работой структурного подразделения.


Умение контролировать и анализировать функционирование параметров технологического процесса.

Экспертная оценка устных ответов, решения задач, докладов, сообщений.

ПК 2.3. Анализировать процесс и результаты деятельности подразделения.


Осуществление анализа работы производственного и технологического процессов.

Экспертная оценка устных ответов, решении задач. докладов, сообщений.

ПК 3.1. Обеспечивать реализацию технологического процесса по изготовлению деталей.

Умение контролировать и анализировать функционирование параметров технологического процесса.

Экспертная оценка устных ответов, решении задач. докладов, сообщений.

ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

Умение контролировать и анализировать функционирование параметров технологического процесса.

Экспертная оценка устных ответов, решении задач. докладов, сообщений.