муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Долгобудская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №1 от 30 августа 2018г. | Принята на заседании педагогического совета Протокол №1 От 31 августа 2018г. | Утверждена Приказом № 34/46 от 1 сентября 2018г. Директор Долгобудской СОШ _______Л. Н. Мищенко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
для 1 КЛАССА
Учитель: Мирошникова Наталья Александровна, I квалификационная категория
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана на основе авторской программы «Музыка» (Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.),2011, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и планируемых результатов начального общего образования.
Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы с.Талица Елецкого муниципального района Липецкой области;
Учебный план МБОУ СОШ с. Талица на 2012-2013 учебный год.
Цель массового музыкального образования и
воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
• воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
• развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
• накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане Долгобудской СОШ на изучение предмета «Музыка» в 3 классе отводится 1 ч в неделю (34 часа в год).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений представленных в учебнике для 2 класса;
понимать главные отличительные особенности музыкально- театральных жанров - оперы и балета;
узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе.
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Содержание учебного предмета
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Формы организации учебных занятий: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения умений и знаний, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-путешествие, урок-диалог. Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, разучивание и исполнение музыкального произведения, инструментальное музицирование, музыкально пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.
Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)
Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Элементы нотной грамоты.
Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.
Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
. Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика).
Формы организации учебных занятий: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок-конкурс, урок-турнир, урок применения умений и знаний, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-путешествие, урок-диалог. Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, разучивание и исполнение музыкального произведения, инструментальное
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон» М.П.Мусоргского).
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев). Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.
. Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения.
Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»).
С Рождеством Христовым! Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.
. Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику – «Новый год».
Формы организации учебных занятий: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок-конкурс, урок-турнир, урок применения умений и знаний, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-путешествие, урок-диалог. Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, разучивание и исполнение музыкального произведения, инструментальное музицирование, музыкально пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.
. Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».
. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.
. Проводы зимы. Встреча весны. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Формы организации учебных занятий: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок-конкурс, урок-турнир, урок применения умений и знаний, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-путешествие, урок-диалог. Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, разучивание и исполнение музыкального произведения, инструментальное музицирование, музыкально пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
. Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога.
Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
«Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере. Формы организации учебных занятий: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок-конкурс, урок-турнир, урок применения умений и знаний, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-путешествие, урок-диалог. Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, разучивание и исполнение музыкального произведения, инструментальное
Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)
. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.С.Баха.
. Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда). Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад).
Природа и музыка. «Печаль моя светла». Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Формы организации учебных занятий: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок-конкурс, урок-турнир, урок применения умений и знаний, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-путешествие, урок-диалог. Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, разучивание и исполнение музыкального произведения, инструментальное музицирование, музыкально пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел/тема | Кол – во часов | Дата проведения | Примечание |
План | факт |
1 | « И Муза вечная со мной!» | 1 | | | |
2 | Хоровод муз. | 1 | | | |
3 | Повсюду музыка слышна | 1 | | | |
4 | Душа музыки- мелодия | 1 | | | |
5 | Музыка осени. | 1 | | | |
6 | Сочини музыку. | 1 | | | |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…» | 1 | | | |
8 | Музыкальная азбука | 1 | | | |
9 | Музыка вокруг нас | 1 | | | |
10 | Музыкальные инструменты | 1 | | | |
11 | Музыкальные инструменты симфонического оркестра | 1 | | | |
12 | Звучащие картины | 1 | | | |
13 | Разыграй песню | 1 | | | |
14 | Пришло Рождество начинается торжество | 1 | | | |
15 | Родной обычай старины | 1 | | | |
16 | Добрый праздник среди зимы | 1 | | | |
17 | Край в котором ты живешь | 1 | | | |
18 | Художник, поэт, композитор | 1 | | | |
19 | Музыка утра. | 1 | | | |
20 | Музыка вечера | 1 | | | |
21 | Музыкальные портреты | 1 | | | |
22 | Музы не молчали. | 1 | | | |
23 | Музыкальные инструменты народного оркестра | 1 | | | |
24 | Мамин праздник | 1 | | | |
25 | Музыкальные инструменты . | 1 | | | |
26 | Музыка в цирке. | 1 | | | |
27 | Дом, который звучит | 1 | | | |
28 | Опера - сказка. | 1 | | | |
29 | «Ничего на свете лучше нету…». | 1 | | | |
30 | Афиша. Программа | 1 | | | |
31 | Музыкальный словарик | 1 | | | |
32 | Музыка и ты | 1 | | | |
33 | Обобщающий урок- концерт | | | | |