МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»
Утверждаю
Директор
ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина» _________________В.Б. Мартыненков
Приказ № ____ от «___» ______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03 Техническая механика с основами технических измерений
по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
Рыльск 2024
Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика с основами технических измерений» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности СПО код 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства , (базовая подготовка, входящий в состав укрупненной группы специальностей код , примерной программы учебной дисциплины Техническая механика с основами технических измерений автора , одобренной ФГАУ «ФИРО» или ИРПО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе рекомендаций социального партнера по
специальности СПО код 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства (базовая подготовка\ входящей в состав укрупненной группы профессий, специальностей 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».
Организация-разработчик: ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»
Разработчики: Морозов Владимир Семенович, преподаватель ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»
Рассмотрена на заседании предметной комиссии профессионального учебного цикла специальности «Операционная деятельность в логистике», «Механизация сельского хозяйства», «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» 08.02.01.»Эксплуатация зданий и сооружений и профессий35.01.13 «Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства» 35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства»
Протокол № 1 от 29.08. 2024 г
Председатель П(Ц)К / Шатилина Н.И./
Ф.И.О.
Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика с основами технических измерений» рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета колледжа
Протокол № 19 от 02.07.2024 г.
Председатель педагогического совета /В.Б. Мартыненков/
Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика с основами технических измерений
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.03 Техническая механика с основами технических измерений» является обязательной частью общепрофессионального цикла ПО СПО в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ОК, ПК | Умения | Знания |
ПК 1.1 | У 1.1.02 Осуществлять выбор инструментов, приспособлений для разборки и сборки сельскохозяйственных машин и оборудования | 3 1.1.02 Назначение и конструктивное устройство сельскохозяйственных машин и оборудования |
| У 1.1.03 Использовать инструменты, приспособления, пневматическое, электрическое, слесарно-механическое оборудование при разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования | 3 1.1.03 Технологическая последовательность разборки и сборки сельскохозяйственных машин и оборудования |
| У 1.1.04 Производить операции по разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования при ремонте | 3 1.1.04 Назначение и правила применения слесарных инструментов и приспособлений для разборки и сборки сельскохозяйственных машин и оборудования |
| У 1.1.05 Использовать нормативно-техническую документацию по разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования | 3 1.1.05 Наименование и маркировка металлов, масел, топлива, смазок и моющих составов |
| У 1.1.06 Подбирать технологическое оборудование и оснастку | 3 1.1.06 Назначение и виды стандартизованных и унифицированных деталей |
| У 1.1.07 Пользоваться технической документацией на монтаж сельскохозяйственного оборудования | 3 1.1.01 Назначение и правила применения и контрольно-измерительных инструментов и приборов |
| У 1.1.08 Пользоваться средствами индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и правилами охраны труда | 3 1.1.07 Способы и параметры оценки качества проведенных разборочно-сборочных работ |
ПК 1.2 | У 1.2.01 Использовать контрольно-измерительный инструмент для выявления неисправных узлов и механизмов | 3 1.2.01 Назначение и конструктивное устройство узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования |
| У 1.2.02 Осуществлять выбор оборудования, оснастки для ремонта узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования | 3 1.2.02 Основные приемы слесарных работ по ремонту узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования |
| У 1.2.02 Использовать оснастку, пневматическое, электрическое, слесарно-механическое оборудование и инструмент при ремонте узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования | 3 1.2.03 Технические условия на ремонт узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования |
| У 1.2.04 Использовать нормативно-техническую документацию по ремонту узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования | 3 1.2.04 Методы выявления и способы устранения дефектов в работе узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования |
| У 1.2.05 Пользоваться средствами индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и правилами охраны труда | 3 1.2.05 Инструкции и правила охраны труда, в том числе на рабочем месте |
ПК 1.3 | У 1.3.01 Использовать контрольно-измерительный инструмент при восстановлении деталей сельскохозяйственных машин и оборудования | 3 1.3.01 Назначение и конструктивные особенности деталей сельскохозяйственных машин и оборудования |
| У 1.3.02 Осуществлять выбор оборудования, оснастки для восстановления деталей сельскохозяйственных машин и оборудования | 3 1.3.02 Основные приемы слесарных работ при восстановлении деталей сельскохозяйственных машин и оборудования |
| У 1.3.03 Использовать оснастку и пневматическое, электрическое, слесарно-механическое оборудование при восстановлении деталей сельскохозяйственных машин и оборудования | 3 1.3.03 Технические условия на восстановление деталей сельскохозяйственных машин и оборудования |
| У 1.3.04 Производить ремонтные операции по устранению дефектов деталей при восстановлении сельскохозяйственных машин и оборудования | 3 1.3.04 Методы выявления и устранения дефектов деталей сельскохозяйственных машин и оборудования |
| У 1.3.05 Пользоваться средствами индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и правилами охраны труда | 3 1.3.05 Методика контроля геометрических параметров деталей сельскохозяйственных машин |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | В том числе в форме практического обучения |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 36 | 14 |
в том числе во взаимодействии с преподавателем: | |
теоретическое обучение | 20 | * |
практические занятия | 14 | * |
лабораторные занятия | * | * |
курсовая работа (проект) | * | * |
самостоятельная работа | * | * |
консультации | * | * |
промежуточная аттестация в форме дифф. зачета | 2 | |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техническая механика с основами технических измерений»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | В том числе в форме практической подготовки | Объем часов | Коды компетенций формированию, которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. | Основные сведения о машинах и деталях | 12 | 26 | |
Тема 1.1 Виды машин и механизмов, принцип действия. Кинематические и динамические характеристики | Содержание учебного материала | 6 - | 12 2 |
1 Введение, машины и их основные элементы | |
2.Основные сборочные единицы и детали. Детали вращательного движения. Корпусные детали. Пружины и рессоры. Подшипники скольжения. Подшипники качения. Муфты | - | 2 | ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 |
3.Типы соединений деталей и машин. Неразъемные соединения деталей. Разъемные соединения деталей | - | 2 |
4. Практическое занятие №1 Чтение кинематических схем. | 2 | 2 |
5. Практическое занятие № 2 Изображение и обозначение неразъемных соединений | 2 | 2 |
6. Практическое занятие №3 Изучение подшипников качения | 2 | 2 |
Тема 1.2. Виды движений и преобразующие движения механизмы | Содержание учебного материала | 6 - | 14 2 |
7. Виды передач Их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах. Передача винт- гайка скольжения. Передача винт- гайка качения. Реечные передачи | |
8. Передачи трением. Передачи трением с непосредственным контактом тел качения (фрикционные) и с гибкой связью (ременные). Устройство, назначение, преимущества и недостатки. | - | 2 | ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 |
9. Передачи зацеплением. Передачи зацеплением с непосредственным контактом (зубчатые и червячные) и с гибкой связью (цепные). Устройство, назначение, преимущества и недостатки | - | 2 |
10. Механизмы, преобразующие движения Назначение, устройство, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах. Кривошипно- шатунные механизмы. Кулисные механизмы. Кулачковые механизмы. Общие сведения о редукторах. | - | 2 |
11. Практическое занятие № 4 Изучение конструкции ременных передач | 2 | 2 |
| 12. Практическое занятие №5 Изучение конструкции цепных передач | 2 | 2 |
| 13. Практическое занятие № 6 Расчет ременных передач | 2 | 2 |
Раздел 2. | Основы технических измерений | 2 | 8 |
Тема 2.1. Общие сведения о средствах измерения; их классификация | Содержание учебного материала | 2 - | 4 2 |
14. Измерительные средства Классификация, назначение, устройство, принцип действия. | |
15. Практическое занятие № 7 Пользование контрольно-измерительными приборами | 2 | 2 | ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 |
Содержание учебного материала | - | 4 |
Тема 2.2. Понятие о взаимозаменяемости. Допуски и посадки |
16. Понятие о взаимозаменяемости Принцип взаимозаменяемости. Унификация. Точность изготовления сборочных единиц при взаимозаменяемости. Допуски и посадки. Квалитет. Посадки в системе вала и отверстия. Обозначение допусков и посадок. Стандартизация. | - | 2 |
17. Допуски и посадки. Квалитет. Посадки в системе вала и отверстия. Обозначение допусков и посадок. Стандартизация. | - | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | 0 | |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 | |
Всего: | 36 | |
.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Техническая механика с основами технических измерений»,
оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
№ Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование 1 Стол ученический
2 Стул ученический 3 Стол учителя
4 Стул компьютерный Дополнительное оборудование
1 Шкаф для хранения оборудования II Технические средства
Основное оборудование
1 Автоматизированное рабочее место преподавателя 2 Проектор
Дополнительное оборудование 1 Колонки
2 Видеокамера
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование
1 Комплекты учебно-наглядного материала по всем темам программы
2 Комплект для индивидуальной и групповой работы по всем темам программы
Дополнительное оборудование
1 Образцы подшипников качения и скольжения
2 Образцы деталей механизмов (валы, оси, зубчатые колеса, звездочки, шкивы и пр.
3 Измерительные инструменты (штангенциркули, микрометры и пр.)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Основные печатные издания
1. Вереина Л.И. Техническая механика. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 220 с
2. Зайцев С.А, А.Д.Куранов, А.Н. Толстов. «Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении». Учебник. М.: Академия, 2002
3.2.2. Основные электронные издания
1. Основы технических измерений https://lektsii.org/1-54079.html
2. Что такое техническая механика http://k-a-t.ru/tex_mex/1-vvedenie/
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1. Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Житков В.К. Детали машин. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – 7-е из.испр. – М.: Высш. Шк., 2008. – 406 с.: ил.
2. Олофинская В. П. Детали машин. Краткий курс и тестовые задания: Учеб.пособие. — М.; ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. — 208 с.
3. Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Теоретическая механика и сопротивление материалов. 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 320 с.
4. Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Детали машин. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 288 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения Знать:
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар; характер соединения деталей и сборочных единиц; принцип взаимозаменяемости; основные сборочные единицы и детали;
- читать кинематические схемы;
- проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером деталей и сборочных единиц;
- производить расчёт прочности несложных деталей и узлов;
- подсчитывать передаточное число;
- пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментами;
Критерии оценки Полнота ответов, точность формулировок, не менее 70% правильных ответов Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, адекватность применения профессиональной терминологии
определение по схеме устройств и принципа работы, изображённого на нём устройств проведение сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
проведение расчетов на прочность
несложных деталей и узлов;
подсчитывать передаточное число пользование контрольно-измерительными приборами и инструментом
Методы оценки Текущий контроль – фронтальный опрос, тестирование, Промежуточный и итоговый контроль – тестирование
Текущий контроль: выполнение самостоятельных и практических работ
Промежуточная аттестация: - выполнение практических заданий