Рабочая программа
по внеурочной деятельности
История родного края и нашей школы.
Класс: 6а
Ф.И.О. педагога-разработчика программы: Барабанова И.Н.
Пояснительная записка
1.Программа курса по внеурочной деятельности «История родного края и нашей школы» для 6а класса составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654);
примерной основной образовательной программы основного общего образования; методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228);
2.Актуальность программы данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности школьников.
3. Цель программы формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, села; воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
4. Задачи программы: включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность; развитие мотивации к сбору краеведческого материала; изучение истории родного края; формирование потребности в саморазвитии; формирование активной жизненной позиции; развитие культуры общения; воспитание любви к своей малой Родине;
5. Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип связи теории с практикой;
принцип доступности;
принцип добровольного участия школьников в занятиях;
принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;
принцип занимательности.
6. Возраст обучающихся: 12-13лет
7. Срок реализации программы:
Форма организации - кружок.
Количество часов –1 час в неделю (45 минут).
За год (34 недели) – 34 занятия.
8. Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
групповые (работа в больших и малых группах);
индивидуальные.
Виды деятельности:
теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);
практические (экскурсия, работа над словом, работа с книгой, составление диалогов, выступлений, подготовка сообщений, выполнение проектов);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия, проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов, использованием скороговорок, дидактических и раздаточных материалов, текстов разных стилей речи.
9. Тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Введение | работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений |
2 | “Я и моя семья” | работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений |
3 | “Моя школа” | работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений |
4 | “Гайский городской округ ” | работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений |
5 | “Мой город Гай” | работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений |
6 | “Мой край Оренбургский” | работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений |
7 | “Моё Отечество” | работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений |
8 | “Музеи города ” | работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений |
10. Содержание программы
“Я и моя семья”.
Учащиеся узнают, каким должен быть человек по отношению к старшим, сверстникам, малышам, к себе. Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных – способность творить, изобретать. Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, доброта, честность, умение дружить). Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, леность, нечестность). Учащиеся знакомятся с правилами поведения в общественных местах. Учатся давать объективную оценку своих и чужих поступков; уважать чужое мнение. Семья, в которой ты живёшь: состав семьи, сколько поколений живёт в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей членов семьи. Старинные семейные вещи, фотографии.
“Моя школа”.
Школа и её место в жизни ребёнка. Взаимоотношения, взаимопомощь в классе, дома, в школе. Изучают безопасный маршрут от дома до школы.
Оценка ребёнком взаимоотношений, взаимопомощи. Определение своей роли в жизни классного коллектива. Правила поведения в школе, их сущность. Необходимость организации школьной жизни по определённым правилам. Оценка соблюдения или несоблюдения правил отдельными учениками, объяснения своего мнения.
“ Гайский городской округ ”.
История возникновения района. Знакомство с сёлами района. Работа с картой Оренбургской области. История происхождений и названий улиц родного края. Каким бы хотелось видеть свой район в будущем. Как соизмерить потребности района и его возможности. Что нужно сделать для того, чтобы родной район процветал, чтобы сохранить его красоту для будущих поколений. Бережное отношение к историческим названиям – залог сохранения национальных традиций, быта, их назначениями и месторасположением; преобладающими профессиями в районе; условиями жизни человека в селе.
“Мой город Гай”.
Место родного города на карте Оренбургской области. Учащиеся знакомятся с важнейшими достопримечательностями и культурными ценности родного города. Даётся понятие Герой Советского Союза, Герой России.
“Мой край Оренбургский”.
Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение эмоционально ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.
“Моё Отечество”.
Учащиеся узнают, кто такой гражданин, как осуществляется управление в нашей стране, как проходит голосование. Вводится понятия "президент", "Федеральное Собрание", "Государственная Дума", "Совет Федерации", "правительство". Учащиеся узнают о главных праздниках страны, вводится понятие "государственный праздник". Даётся понятие Родины. Формируется отношение к Родине, как к матери. Учащиеся осознают неразрывную связь истории и развития Оренбургской области с историей и развитием всего нашего государства.
“Музеи города ”.
Учащиеся знакомятся с известными людьми города: первостроителями, героями труда, ветеранами Великой Отечественной войны, участниками военных действий. Формируется бережное отношение к окружающей среде.
11. Планируемые результаты
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов: формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
12. Формы и виды контроля
Формы контроля: творческие конкурсы, экскурсия, проекты, практикум, мониторинг, ученическая студия.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
13. Методические рекомендации
Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от классных занятий во внеурочной деятельности обучающиеся мало пишут и много говорят.
14. Материально-техническое обеспечение программы
- компьютер
- проектор
15. Календарно-тематическое планирование (Приложение)
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Коли-чество часов | Дата проведения | Виды деятельности | Форма проведения |
план | факт |
| |
| Я и моя семья | 5 | | | | |
2 | Кто живет в моем доме | 1 | 05.09 | | теоретический, практический | практикум
|
3 | Мое имя и фамилия | 1 | 12.09 | | теоретический, практический | практикум
|
4 | Генеалогическое древо семьи | 1 | 19.09 |
| практический | мониторинг
|
5 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | 1 | 26.10 |
| теоретический, практический | практикум
|
6 | «Мои предки – участники ВОВ». | 1 | 03.10 | | теоретический, практический | практикум
|
| Наша школа | 6 | | | | |
7 | Школьные кабинеты | 1 | 10.10 | | теоретический, практический | обзорная экскурсия
|
8 | Правила школьной жизни | 1 | 17.10 | | практический | проект
|
9 | Адрес школы. Дорога в школу | 1 | 24.10 | | теоретический, практический | проект |
10 | Мои одноклассники. Мой сосед по парте | 1 | 14.11 | | практический | творческий конкурс |
11 | Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников). | 1 | 28.11 | | теоретический, практический | практикум |
12 | Школьная библиотека и музей | 1 | 05.12 | | практический | экскурсия
|
| Гайский городской округ | 5 | | | | |
13 | История возникновения округа. | 1 | 12.12 | | теоретический, практический | практикум |
14 | История нашего округа. | 1 | 19.12 | | практический | творческий конкурс |
15 | Памятные места округа. | 1 | 26.12 |
| теоретический, практический | практикум
|
16 | «Мои земляки в Великой Отечественной войне» | 1 | 16.01 | | теоретический, практический | практикум |
17 | «Как живёшь ты, отчий дом» | 1 | 23.01 |
| теоретический, практический | творческий конкурс |
| Мой город Гай | 4 | | | | |
18 | Название моего города | 1 | 30.01 | | практический | экскурсия в музей |
19 | Памятные и исторические места города | 1 | 06.02 | | теоретический, практический | заочная экскурсия
|
20 | Главная улица нашего города | 1 | 13.02 | | теоретический, практический | практикум
|
21 | Наши земляки – Герои Советского Союза. | 1 | 20.02 |
| теоретический, практический | ученическая студия
|
| Мой край Оренбургский | 4 | | | | |
22 | Путешествие в прошлое. | 1 | 27.02 | | практический | проект
|
23 | Культурная жизнь края. | 1 | 06.03 | | теоретический, практический | практикум
|
24 | Природные богатства родного края. | 1 | 13.03 | | практический | творческий конкурс |
25 | «Люби и знай свой край родной» | 1 | 20.03 | | теоретический, практический | викторина
|
| Моё отечество | 4 | | | | |
26 | Россия - родина моя | 1 | 03.04 | | теоретический, практический | практикум
|
27 | Москва - столица нашей Родины | 1 | 10.04 | | теоретический, практический | практикум
|
28 | Славные символы России | 1 | 17.04 | | практический | мониторинг
|
29 | Родной край- частица России | 1 | 24.04 |
| теоретический, практический | ученическая студия
|
| Музеи города | 4 | | | | |
30 | Экскурсия в городской краеведческий музей. | 1 | 30.04 | | практический | экскурсия |
31 | Экскурсия в выставочный зал. | 1 | 07.05 |
| практический | экскурсия
|
32 | Экскурсия в музей ЦДТ «Радуга» | 1 | 15.05 | | практический | экскурсия |
33 | Работа в школьном музее | 1 | 22.05 |
| практический | творческий конкурс |
34 | Работа в школьном музее | 1 | 29.05 | | практический | творческий конкурс |
Литература.
Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982г.
Материалы школьного музея.