Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2011 г. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимся с легкой степенью умственной отсталости. Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
Цель формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами.
Задачи курса изобразительного искусства в 5классе, состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающегося элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и учебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащегося и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
- развивать у учащегося эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
- моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Содержание курса.
Рисование с натуры (3 часа). Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей обучающегося. Объекты изображения располагаются, как правило, ниже уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для учащегося.
Для активизации мыслительной деятельности модели небольших размеров раздаются , чтобы можно было проводить их реальный анализ. Это может быть детский строительный конструктор (кубики, брусочки и др. фигуры).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. Важно выработать у учащегося потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование (4 часа). Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости; изделиями из стекла, керамики и другими предметами быта.
Задания по декоративно-прикладному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы (8 часов). Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащемуся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты, а для более точного изображения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащегося с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений можно использовать как подсобный материал книжные иллюстрации, плакаты, открытки, диафильмы.
Беседы об изобразительном искусстве (5 часов). На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну темы; или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащегося умения определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления отсталых школьников средства художественной выразительности.
Основные требования к знаниям и умениям .
Учащийся должен уметь:
Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
Учащийся должен знать:
Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
Отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, живопись);
Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь);
Основные средства выразительности (цвет, объем, освещение).
Контрольно-измерительные материалы.
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.
Календарно – тематическое планирование 5 класс
-
№ | Тема уроков | Кол-во часов | Дата |
1 | Рисование елочных игрушек. | 1 | 14.12. |
2 | Беседа о жанрах изобразительного искусства. | 1 | 21.12 |
3 | Рисование на тему: ”Зимний вечер”. | 1 | 28.12 |
4 | Декоративное рисование “Снегурочка”. | 1 | 18.01. |
5 | Рисование с натуры “Праздничная елка”. | 1 | 25.01. |
6 | Рисование по памяти и представлению “ Снежная королева”. | 1 | 1.02. |
7 | Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции. Тип натюрморта. | 1 | 8.02. |
8 | Рисование узора в круге “Кристалл”. | 1 | 15.02. |
9 | Декоративное рисование “Узоры” | 1 | 22.02. |
10 | Рисование на тему “Открытка маме”. | 1 | 1.03. |
11 | Беседа об основных характеристиках цвета, понятия колорита с показом иллюстраций. | 1 | 15.03. |
12 | Декоративное рисование “Цветы жостовского букета”. | 1 | 22.03. |
13 | Рисование С натуры объемных предметов (круг). | 1 | 29.03. |
14 | Рисование на тему “ Весенний пейзаж”. | 1 | 5.04. |
15 | Беседа о жанрах изобразительного искусства. Портрет. | 1 | 12.04. |
16 | Рисование узоров в круге” Хохломская роспись” | 1 | 19.04. |
17 | Беседа : репродукции картин о ВОВ. Рисование на тему” Открытка ветерану”. | 1 | 26.04. |
18 | Рисование с натуры “Скворцы прилетели”. | 1 | 17.05. |
19 | Рисование на тему ”Путешествие в космосе”. | 1 | 24.05. |
20 | Декоративное рисование “Птицы в полете” | 1 | 31.05. |
Всего 20 уроков.
-