МБОУ «Криволесская ОШ»
Рассмотрена и принята педагогическим Советом Протокол № 1 от 30.08.2017 г. | | Утверждена приказом № от 31.08. 2018 г /Л.П. Терехова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Абсолютная грамотность»
предмет
ДЛЯ 9 КЛАССА
класс
Афонина Елена Леонидовна
Ф.И.О., категория
2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа элективного курса для 9-го класса разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерной программы основного общего образования, Положения о рабочих программах МБОУ «Криволесская ОШ», Федерального учебного плана для ступени основного общего образования и в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 31.12.2015 №1576);
Общее число учебных часов в 9 классе 17 часов (0,5 часа в неделю).
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на практическую подготовку учащихся, необходимую им для лучшего овладения УУД, которые позволят успешно осваивать программу среднего общего образования и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Цель курса:
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Актуальность:
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл). Темы, связанные с орфографией, на уроках русского языка в 9 классе присутствуют только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии. В основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену. Данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Формы и методы работы
На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие методы:
1. Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2. Тренировочный (тестовые задания)
3. Игровой (шарады, кроссворды)
4. Контролирующий (диктанты, тесты)
Планируемые результаты освоения программы
Выпускник научится:
правильно выбирать нужную орфограмму в соответствии с опознавательными признаками;
выбирать правильное написание приставки, корня, суффикса, окончания в соответствии с необходимой орфограммой;
правильно обозначать условия выбора орфограммы;
различать части речи;
выбирать правильное написание союзов, предлогов, сложных слов, числительных в соответствии с необходимой орфограммой;
графически обозначать орфограммы;
использовать существующие правила переноса.
Выпускник получит возможность научиться:
владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения,
сравнивать и сопоставлять, соотносить, синтезировать, обобщать, абстрагировать, оценивать и классифицировать,
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, работать с текстом;
формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Тематическое содержание курса
1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа- тест
Планирование занятий (17 часов)
№ п/п | Название тем курса | Количество часов всего | Кол-во часов по теме | Форма занятий |
1. | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки. | 1 | 1 | Лекция с составлением таблиц-памяток |
2. | Орфограммы в корнях | 2 | | Семинары-практикумы. Тестирование по темам |
| Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные | | 1 | |
| Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне | | 1 | |
3. | Правописание приставок | 1 | | Лекция. Практическое применение правил |
| Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения | | 1 | |
4 | Орфограммы в суффиксах | 3 | | Лекции с составлением алгоритмов по темам |
| О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск | | 1 | |
| Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик) | | 1 | |
| Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий | | 1 | |
5 | Орфограммы в окончаниях | 2 | | Семинары - практикумы |
| О, Ё после шипящих в окончаниях слов | | 1 | |
| Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов | | 1 | |
6 | Правописание сложных слов | 2 | | Лекция учителя. Тренировочные задания |
| Соединительная гласная в сложных словах | | 1 | |
| Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных | | 1 | |
7 | Правописание предлогов | 1 | | Семинары-практикумы |
| Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов | | 1 | |
8 | Правописание союзов | 1 | | Компьютерное тестирование |
| Слитное и раздельное написание союзов | | 1 | |
9 | Правописание частиц | 1 | | Семинары -практикумы |
| Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи | | 1 | |
10 | Правописание числительных | 1 | | Семинары -практикумы |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных | | 1 | |
11 | Принципы и правила переносов | 1 | 1 | Тренировочные задания |
12 | Итоговая работа | 1 | | |
| Тест | | 1 | |
| Итого 17 часов | | | |
Литература для учащихся
В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности"Семейный наставник"
Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2011.
http://www.mediahouse.ru/catalogue.html?sel=1122550170#1122550170
1. Технические средства обучения |
-
| М/М комплекс |
-
| Конструктор «Геоконт» |
2. Экранно-звуковые пособия, ЭОР |
-
| http://nashol.com/201011015898/prezentaciya-po-russkomy-yazyky.html |
-
| http://ppt4web.ru/ russkomy-yazyky /zanimatelnyi- russkyi-yazyk.html -.html |
-
| Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2011. http://www.mediahouse.ru/catalogue.html?sel=1122550170#1122550170 |
3.Печатные пособия |
-
| Плакат «Не и Ни с глаголами» |
-
| Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. Д.Э. Розенталь. ОНИКС21 век. 2010 |
-
| Подготовка к экзаменам по русскому языку. М.В..Козулина. Лицей. 2014 |
-
| Обобщающая работа по орфографии. Г.П. Скобликова. Просвещение. 2001 |
-
| Орфография и пунктуация. Справочник. Н. С. Волгина, В.Н. Светлышева. Просвещение. 1993 |