СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Абсолютная грамотность"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на практическую подготовку учащихся, необходимую им для лучшего овладения УУД,  которые позволят успешно осваивать программу среднего общего образования и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Рассчитана на 17 занятий по формированию грамотности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Абсолютная грамотность"»

МБОУ «Криволесская ОШ»



Рассмотрена и принята педагогическим Советом

Протокол № 1

от 30.08.2017 г.

Утверждена

приказом №

от 31.08. 2018 г

/Л.П. Терехова/








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса «Абсолютная грамотность»

предмет


ДЛЯ 9 КЛАССА

класс


Афонина Елена Леонидовна

Ф.И.О., категория
























2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа элективного курса для 9-го класса разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерной программы основного общего образования, Положения о рабочих программах МБОУ «Криволесская ОШ», Федерального учебного плана для ступени основного общего образования и в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 31.12.2015 №1576);


Общее число учебных часов в 9 классе 17 часов (0,5 часа в неделю).

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на практическую подготовку учащихся, необходимую им для лучшего овладения УУД, которые позволят успешно осваивать программу среднего общего образования и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,

  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,

  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Актуальность:

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл). Темы, связанные с орфографией, на уроках русского языка в 9 классе присутствуют только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии. В основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену. Данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Формы и методы работы

На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие методы:

1. Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2. Тренировочный (тестовые задания)

3. Игровой (шарады, кроссворды)

4. Контролирующий (диктанты, тесты)

Планируемые результаты освоения программы

Выпускник научится:

  • правильно выбирать нужную орфограмму в соответствии с опознавательными признаками;

  • выбирать правильное написание приставки, корня, суффикса, окончания в соответствии с необходимой орфограммой;

  • правильно обозначать условия выбора орфограммы;

  • различать части речи;

  • выбирать правильное написание союзов, предлогов, сложных слов, числительных в соответствии с необходимой орфограммой;

  • графически обозначать орфограммы;

  • использовать существующие правила переноса.


Выпускник получит возможность научиться:


  • владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения,

  • сравнивать и сопоставлять, соотносить, синтезировать, обобщать, абстрагировать, оценивать и классифицировать,

  • осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, работать с текстом;

  • формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Тематическое содержание курса

1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3. Правописание приставок

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4. Орфограммы в суффиксах

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

5. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание

6. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

7. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

8. Правописание союзов

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

9. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

10. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

11. Принципы и правила переносов

Цель: повторить принципы и правила переносов

Итоговая работа- тест











Планирование занятий (17 часов)

п/п

Название тем курса

Количество часов
всего

Кол-во часов по теме

Форма занятий

1.

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

1

1

Лекция с составлением таблиц-памяток

2.

Орфограммы в корнях

2

 

Семинары-практикумы. Тестирование по темам

 

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

 

1

 

 

Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне

 

1

 

3.

Правописание приставок

1

 

Лекция. Практическое применение правил

 

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения

 

1

 

4

Орфограммы в суффиксах

3

 

Лекции с составлением алгоритмов по темам

 

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

 

1

 

 

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

 

1

 

 

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

 

1

 

5

Орфограммы в окончаниях

2

 

Семинары - практикумы

 

О, Ё после шипящих в окончаниях слов

 

1

 

 

Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

 

1

 

6

Правописание сложных слов

2

 

Лекция учителя. Тренировочные задания

 

Соединительная гласная в сложных словах

 

1

 

 

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

 

1

 

7

Правописание предлогов

1

 

Семинары-практикумы

 

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

 

1

 

8

Правописание союзов

1

 

Компьютерное тестирование

 

Слитное и раздельное написание союзов

 

1

 

9

Правописание частиц

1

 

Семинары -практикумы

 

Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи

 

1

 

10

Правописание числительных

1

 

Семинары -практикумы

 

Мягкий знак на конце и в середине числительных

 

1

 

11

Принципы и правила переносов

1

1

Тренировочные задания

12

Итоговая работа

1

 

 

 

Тест

 

1

 


Итого 17 часов




Литература для учащихся

В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности"Семейный наставник"

  1. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2011.

  2. http://www.mediahouse.ru/catalogue.html?sel=1122550170#1122550170

1. Технические средства обучения

М/М комплекс

Конструктор «Геоконт»

2. Экранно-звуковые пособия, ЭОР

http://nashol.com/201011015898/prezentaciya-po-russkomy-yazyky.html

http://ppt4web.ru/ russkomy-yazyky /zanimatelnyi- russkyi-yazyk.html -.html

Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2011. http://www.mediahouse.ru/catalogue.html?sel=1122550170#1122550170

3.Печатные пособия

Плакат «Не и Ни с глаголами»

Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. Д.Э. Розенталь. ОНИКС21 век. 2010

Подготовка к экзаменам по русскому языку. М.В..Козулина. Лицей. 2014

Обобщающая работа по орфографии. Г.П. Скобликова. Просвещение. 2001

Орфография и пунктуация. Справочник. Н. С. Волгина, В.Н. Светлышева. Просвещение. 1993