СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Физкультура 9 класс"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Физкультура 9 класс"»

областное государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Решемская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»

155840 Ивановская область, Кинешемский район, с. Решма,

ул. Ленина, д. 14

Тел, факс 8-(49331)98277 8-(49331)98296, 98277, 98271

е-mail: [email protected]


«Согласовано»

Руководитель МО

Учителей- предметников


___________ подпись

Протокол ______ от

«___»____20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Рыбина Н.В.

___________ подпись

«___»____20__г.

Утверждаю

Директор ОГКОУ Решемская

школа- интернат

___________Н.А Бизеева

Приказ №___ от

«__»___20__г.


Рабочая программа по физической культуре 9 класс


Учитель: Зеленов И.В.

с. Решма

2024-2025 уч.г.



ОГЛАВЛЕНИЕ



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 15




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО , утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Физическая культура».

Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.

Задачи обучения:

  • воспитание интереса к физической культуре и спорту;

  • овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;

  • коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности);

  • воспитание нравственных качеств и свойств личности;

  • содействие военно- патриотической подготовке.

  • Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» в 9 классе определяет следующие задачи:

  • совершенствование ранее изученной техники выполнения строевых команд;

  • формирование умения подобрать разбег для прыжков и метания мяча на дальность;

  • совершенствование техники легко - атлетических упражнений;

  • совершенствование умений выполнять физические упражнения с предметами, с элементами акробатики и гимнастических на снарядах;

  • совершенствование умений передвигаться на лыжах изученными способами;

  • совершенствование техники и приемов в спортивных играх;

  • формирование мотивации к здоровому образу жизни;

  • формирование способности объективно оценивать свои возможности.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

  • беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;

  • выполнение физических упражнений на основе показа учителя;

  • выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;

  • самостоятельное выполнение упражнений;

  • занятия в тренирующем режиме;

  • развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.

В связи с увеличением индивидуальных различий обучающихся дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений.

В процессе проведения уроков физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания.

При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

В процессе совершенствования двигательных навыков в единстве с воспитанием двигательных качеств используются метод расчленено-конструктивного и целостно-конструктивного упражнения.



Учебно-тематический план


Содержание

Количество часов

Гимнастика и акробатика

14

Лёгкая атлетика

23

Лыжная подготовка

12

Волейбол

9

Баскетбол

10

Итого:

68 часов





  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости, отслеживание результатов параолимпийских игр, специальной олимпиады международного и федерального уровней;

  • испытание чувства гордости школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня;

  • формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • демонстрировать знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;

  • демонстрировать правильную осанку; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;

  • понимать влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;

  • планировать занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя);

  • выбирать (под руководством учителя) спортивную одежду и обувь в зависимости от погодных условий и времени года;

  • знать основные физические качества человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация;

  • демонстрировать жизненно важные способы передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);

  • определять индивидуальные показатели физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя);

  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и учебной деятельности;

  • демонстрировать акробатические и гимнастические комбинации из числа усвоенных (под руководством учителя);

  • участвовать со сверстниками в подвижных и спортивных играх;

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • иметь представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;

  • оказывать посильную помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;

  • применять спортивный инвентарь, тренажерных устройств на уроке физической культуры.


Достаточный уровень:

  • иметь представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе о Параолимпийских играх и Специальной олимпиаде;

  • выполнять общеразвивающие и корригирующие упражнения без предмета: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;

  • выполнять строевые действия в шеренге и колонне;

  • знать виды лыжного спорта, демонстрировать технику лыжных ходов; знать температурные нормы для занятий;

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • знать и измерять индивидуальные показатели физического развития (длина и масса тела),

  • подавать строевые команды, везти подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя);

  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на доступном техническом уровне;

  • участвовать в подвижных играх со сверстниками, осуществлять их объективное судейство; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • знать особенности физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;

  • доброжелательно и уважительно объяснять ошибки при выполнении заданий и предлагать способы их устранения;

  • объяснять правила, технику выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки (с помощью учителя);

  • пользоваться спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;

  • правильно ориентироваться в пространстве спортивного зала и на стадионе;

  • правильно размещать спортивные снаряды при организации и проведении подвижных и спортивных игр.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 9 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.

В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей.

В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 9 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре.

Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся.

Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и физических качеств.

Тесты для обучающихся в 9 классе:

  • бег 100м;

  • прыжок в длину с места;

  • сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (мальчики);

  • наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке;

  • поднимание туловища, лёжа на спине, руки за голову;

  • бег на 500 м.; 1000 м;

При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей обучающихся конкретного класса. Возрастных нормативов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нет. Учитель руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала.

Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты)
усвоения физических умений и развития физических качеств
у обучающихся 9 класса

Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом возможностей дифференцированных групп обучающихся.

1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального состояния обучающихся, уровня физического развития.

2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения умений, навыков и уровня физической подготовленности.

Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.

Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка, свисток, флажок.

Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даёт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания.

Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов:

1. Бег на 100 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время.

2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги.

3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола максимальное количество раз.

4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное количество раз.

5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу:

а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая колени.

6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.).

7. Преодолеть расстояние за наименьшее время: бег на 1000 м

Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов:

1. Бег 100 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание.

2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги.

3. Удерживание «планки» в упоре лёжа на предплечьях, по состоянию здоровья, по возможности.

4. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен.

5. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук.

6. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени.



Учебные нормативы* и испытания (тесты)
развития физических качеств, усвоения умений, навыков
по адаптивной физической культуре
(9 класс)

№ п./п.


Виды испытаний
(тесты)

Показатели


Учащиеся

Мальчики

Девочки

Оценка

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

1

Бег 100 м. (сек.)

14,7/18,0

14,3/17,4

13,9/17,0

18,2/20,5

17,8/20,0

16,5/19,5

2

Поднимание туловища из положения, лёжа на спине (количество раз за 1м.)

28/22

38/29

48/37

18/12

28/17

35/25

3

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.)

185/130

205/140

225/160

155/105

165/125

180/145

4

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (количество раз)

20/9

24/10

30/12

8/5

9/6

15/8

5

Наклон вперёд из и.п. стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке (см ниже уровня скамейки)

+4

+6

+12

+5

+7

+15

6

Бег на 1 км (мин, сек.)

5,35/6,50

5,15/6, 20

4,35/5,36

6,15/8,05

5,53/7,30

5,16/6,40






















Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов по теме

урока по теме

урока

Темы программы

Дата проведения

План

Факт

23/7


1 четверть

Лёгкая атлетика




1.

1.

Ходьба на скорость с переходом на бег и обратно.

03.09



2.

2.

Бег на скорость на 100 м.

04.09



3.

3.

Контрольные испытания: пресс, подтягивание, отжимание.

10.09



4.

4.

Прыжок в длину способом «согнув ноги»

11.09



5.

5.

Метание мяча с различных исходных положений.

17.09



6.

6.

Бег на 60 метров – 4 раза за урок.

18.09



7.

7.

Бег на средние дистанции (800 м)

24.09


9.


Волейбол




1.

8.

Приём мяча снизу у сетки.

25.09



2.

9.

Отбивание мяча снизу через сетку на месте и в движении.

01.10



3.

10.

Нижняя прямая подача.

02.10



4.

11.

Верхняя прямая подача

08.10



5.

12.

Прямой нападающий удар через сетку с шага.

09.10



6.

13.

Блокирование мяча.

15.10



7.

14.

Прыжки вверх с места, с шага, с трёх шагов.

16.10



8.

15.

Передача мяча в тройках.

22.10



9.

16.

Учебная игра

23.10


10.


2 четверть Баскетбол





1.

17.

Ловля и передача мяча двумя и одной рукой в движении.

05.11



2.

18.

Ведение мяча с изменением направлений.

06.11



3.

19.

Вырывание и выбивание мяча.

12.11



4.

20.

Бросок по корзине двумя руками от груди и в движении.

13.11



5.

21.

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении.

19.11



6.

22.

Повороты в движении без мяча и после получения мяча.

20.11



7.

23.

Ловля мяча при отскоке от щита.

26.11



8.

24.

Понятие о «тактике игры».

27.11



9.

25.

Правила судейства.

03.12



10.

26.

Учебная игра по упрощённым правилам.

04.12


14/6



Гимнастика, акробатика




1.

27.

Лазание по гимнастической стенке различными способами

10.12



2.

28.

Разновидности ходьбы, прыжков, поворотов на рейке перевёрнутой скамейке.

11.12



3.

29.

Прыжок через козла в длину способом «согнув ноги».

17.12



4.

30.

Вис на одной руке на время.

18.12



5.

31.

Упражнения с набивными мячами

24.12



6.

32.

Подтягивание на перекладине

25.12


12.



3 четверть Лыжная подготовка




1.

33.

Виды лыжного спорта. Техника лыжных ходов.

14.01



2.

34.

Одновременный 2-х шажный ход.

15.01



3.

35.

Одновременный одношажный ход.

21.01



4.

36.

Одновременный бесшажный ход.

22.01



5.

37.

Спуск в средней и высокой стойке.

28.01



6.

38.

Преодоление бугров и впадин.

29.01



7.

39.

Поворот на параллельных лыжах при спуске на лыжне.

04.02



8.

40.

Повторное передвижение в быстром темпе

05.02



9.

41.

Прохождение на скорость отрезка до 100 м. (4-5 раз за урок).

11.02



10.

42.

Лыжные эстафеты (по кругу 400-500 м).

12.02



11.

43.

Передвижение на лыжах на дистанцию до 2 км. (девочки), до 3 км. (мальчики).

18.02



12.

44.

Игры на лыжах.

19.02


14/8



Гимнастика, акробатика




7.

45.

Вис на гимнастической стенке, хватом сверху, подтягивание.

25.02



8.

46.

Лазание по канату различными способами на скорость.

26.02



9.

47.

Упражнения на преодоления сопротивления.

04.03



10.

48.

Преодоление полосы препятствий.

05.03



11.

49.

Прыжок боком через коня.

11.03



12.

50.

Совершенствование длинных, коротких кувырков вперёд, назад.

12.03



13.

51.

Кувырок через левое (правое) плечо.

18.03



14.

52.

Стойка на руках.

19.03


23/16



4 четверть Лёгкая атлетика




8.

53.

Упражнения в беге на отрезках до 50 м




9.

54.

Прыжок в высоту способом «перешагивание».




10.

55.

Медленный бег до 10-12 минут




11.

56.

Пешие переходы по пересечённой местности от 3 до 4 км.




12.

57.

Прыжок в высоту с разбега способом «перекидной».




13.

58.

Эстафетный бег с этапами до 100 метров




14.

59.

Метание мяча с разбега на дальность




15.

60.

Кроссовый бег 800 и 1000 метров.




16.

61.

Прыжки на скакалке до 2-х минут




17.

62.

Бег с преодолением препятствий




18.

63.

Повторное прохождение отрезков




19.

64.

Контрольные испытания: пресс, подтягивание, отжимание.




20.

65.

Совершенствование эстафетного бега.




21.

66.

Толкание ядра.




22.

67.

Метание гранаты в цель и на дальность.




23.

68.

Кросс – мальчики 1000 м, девочки 800 метров.









Список литературы

Е.С.Черник «Физическая культура во вспомогательной школе», 1997 г. Москва, «Учебная литература».

Ю.Д.Железняков «Спортивные игры», 2001 г. Москва, Издательский центр «Академия»

Г.А.Колодницкий «Лёгкая атлетика», 2011г. Москва, «Просвещение».

Е.М.Лутковский, и А.А.Филиппов «Лёгкая атлетика», 1977 г. Москва «Физкультура и спорт».

И.А.Винер «Гимнастика», 2011г. Москва, «Просвещение».

Периодические издания «Физкультура в школе» 2016-2017г. и «Спорт в школе» 2016-2017г.

Государственная программа под редакцией Воронковой В.В. , (автор –В. Н.Белов, В.С.Кувшинов, В.М.Мозговой ) 2014 г., Москва, «Владос»