СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Россия - родина моя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для учащихся 3 класса 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Россия - родина моя"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Билярская средняя общеобразовательная школа”

Алексеевского муниципального района республики Татарстан



“Обсуждено” Руководитель МО ________ /Михайлова Е.В./ Протокол №1 от “___” _____________2018г

“Согласовано” Зам.руководителя по УВР МБОУ “Билярская СОШ” _____________/Измайлова Э.А./ “___” ________________2018 года

“Утверждено” Руководитель МБОУ “Билярская СОШ” ______________/Чугуров А.А/ Приказ №_____от “_____” _____________2018 года















Рабочая программа по кружку

«Россия – Родина моя»

в 3 классе

учителя начальных классов

учителя 1 квалификационной категории

Галимовой Римы Фоатовны





















Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ________ от «___» _____________2018 г.


























2018 - 2019 учебный год



Пояснительная записка



В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Чтобы приобщить детей к углубленному традиционному наследию, воспитать неравнодушного гражданина своей страны разработана данная программа по формированию гражданственности.

Кроме познавательного, она имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного чувства, основанного на понимании духовных ценностей, рождённых веками исторического пути любого народа.

Цели программы достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.

Данная программа имеет интегрированный характер.

В целях реализации поставленных задач предложено следующее направление: духовно-нравственное.



Цель программы– воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.


Основные задачи:

-воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;

- воспитание любви к школе, району, краю, Отечеству; воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;

- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;

- формирование у обучающихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;

- формирование культуры межнационального общения;

- формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;

- формирование традиций в коллективе;

- создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.



Особенности программы:

Программа реализуется на основе следующих принципов:

Принцип природосообразности.

Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

Принцип сотрудничества.

Деятельностный подход.

Личностно-ориентированный подход.

Возрастной подход.

Этапы реализации программы:

Программа «Россия – родина моя!» состоит из 6 разделов:

1. С чего начинается Родина?

2. Мы живем в правовом государстве.

3. Культурное и природное наследие нашей страны.

4. Праздники.

5. Никто не забыт, ничто не забыто!

6. «Родина» в творчестве поэтов и писателей.

Возраст детей: 9-10 лет

Срок реализации программы: 1 год.

Продолжительность занятия: 35 минут.

Формы деятельности: кружковые занятия.



Формы организации внеурочной деятельности

Для успешной реализации внеурочной деятельности используются: практическое занятие, экскурсии, групповая работа, ролевые игры, проектная работа.

Используется:фронтальная, индивидуальная, коллективная форма организации внеурочной деятельности.



Ожидаемые результаты:

- ценностное отношения к своей семье и еѐ родословной, толерантность в отношениях с представителями разных национальностей;

- любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;

- приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве, о социальной политике государства.

- у детей будут сформированы понятия «Родина», «Отечество», «семья», «здоровый образ жизни»;

- ребята за год учѐбы научатся проявлять активность в мероприятиях, помогать друг другу;

- укрепится положительная мотивация, интерес к учѐбе;

- дети посетят много интересных мест, где повысят свой интеллектуальный уровень, прикоснутся к прекрасному, поделятся впечатлениями.



Предполагаемые формы подведения итогов реализации данной программы:анкетирование, проектные работы, итоговое мероприятие.









Содержание программы:



1 раздел: «С чего начинается Родина?» (воспитание гражданина, патриота своего села, своей страны)

Воспитание любви к родной школе, краю, стране; знакомство с географическим положением, развитие чувства патриотизма; развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям; осознание своей значимости в судьбах нашей страны.

Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества; воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; организация самообслуживания, трудовые десанты; профориентация.

Формирование ценностного отношения к семье, её традициям; знакомство с понятием культура поведения; воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся; знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа ; привитие простейших навыков самоанализа.

2 раздел : « Мы живем в правовом государстве».( формирование правовых знаний и элементарных политических взглядов)

Предлагаемый раздел рассчитан на то, что ребенок ознакомился с: государственными символами нашей страны, Конституцией РФ, правами и обязанностями родителей и детей, политикой государства и видными политическими деятелями.
Программа предполагает комплексный подход к развитию личности , предусматривая тесную связь нравственного, трудового и политического воспитания. Чем младше возраст детей, тем глубже и разносторонней должна быть эта связь.

3 раздел: «Культурное наследие нашей страны.» (включение учащихся в сферу осмысления культурных ценностей нашей страны).

Раскрытие духовно-нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; воспитание чувства ответственности; формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла разносторонней личности, способной отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии; осознание себя частью единого общества.

4 раздел: «Праздники». (включение учащихся в праздничную атмосферу, осмысления главной идеи праздника)

Предлагаемый раздел рассчитан на ознакомление ребенком с разными направлениями праздников: государственными, семейными религиозными, профессиональными На занятии «Традиции проведения семейных праздников» ребята играют в игры, разгадывают кроссворды, участвуют в конкурсах. На последнем уроке ребята своими руками делают подарки и дарят их друг другу. В процессе работы учащиеся учатся договариваться, приходить к единому мнению, сотрудничать.

5 раздел: «Никто не забыт, ничто не забыто!» (воспитание истинного патриота своей страны, чувство гордости за свой народ и великую силу духа; осмысление разрушающей силы войны)

Этот раздел рассчитан на то, что ребята соприкасаются с историей нашей страны, а именно: с самой жестокой из войн – Великой Отечественной войной. Ребята осваивают понятие «города-герои», готовят проекты на эту тему; встречаются с Ветеранами Великой Отечественной войны. Яркие, красочные презентации погружают учащихся в атмосферу блокадного Ленинграда, войны на Северном Кавказе. Каждый видит войну своими глазами: из этого складывается его мировоззрение, воспитываются нравственные позиции и духовная близость с невинно убиенными.

6 раздел: «Родина» в творчестве поэтов и писателей».(воспитание нравственной культуры через средства художественной выразительности)

Этот раздел рассчитан на то, что к ребенку осмысление великого и дорогого понятия «Родина» приходит через художественное слово. Учащиеся знакомятся с творчеством великих писателей и поэтов, посвятивших Родине свои произведения. Анализируя и обсуждая наиболее значимые строки, ребята приходят к выводу о том, насколько необъятна и многогранна любовь к Родине.

7 раздел: «Знаменитые места моей Родины». (включение учащихся в сферу осмысления достопримечательностей нашей страны).

включение учащихся в сферу осмысления культурных ценностей нашей страны).

Воспитание любви к своей родной стране проходит через знакомства с достопримечательностями своей малой Родины. Мероприятие «Россия – Родина моя!» подводит итог данной кружковой работы.













Тематическое планирование

п\п

Раздел.

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

план

фактич

1

С чего начинается Родина?

10



1

Моя родина – Россия. Понятия «родина», «страна», «государство».

2

4.09

7.09


2-3

Малая родина. Родное село.


2

11.09

14.09


4

Малая родина. Алексеевский район.

1

18.09


5

Малая родина. Республика Татарстан

1

21.09


6-7

Моя семья. История ее возникновения.

Понятия «родственники», «предки», «потомки»

2

25.09


8

Генеалогическое древо моей семьи. Понятие.

1

28.09


9

Проектная работа. Древо моей семьи.

1

2.10


10

Роль семьи в жизни человека

1

5.10


2

Мы живем в правовом государстве.

7



11-12

Государственные символы нашей страны: герб, гимн, флаг.

2

9.10

12.10


13-14

Конституция РФ.

Права и обязанности родителей, детей.

2

16.10

19.10


15-16

Политика государства.

Видные политические деятели.

2

23.10

26.10


17

Проектная работа

1

30.10


3

Культурное наследие нашей страны.

9



18

19

Москва – столица нашей Родины. Московский Кремль.

1

1



20

21

Санкт-Петербург. Эрмитаж.

Петергоф (Петродворец).

1

1



22-23

Золотое Кольцо России.

2



24 25

Мы в театре.

Виртуальный кукольный театр.

1

1



26

Проектная работа.

1



4

Праздники.

7



27


28

29

Понятие «праздник». Государственные праздники.

Семейные, религиозные праздники. Профессиональные праздники.

1


1

1



30

Традиции проведения семейных праздников.

1



31-32

Подарки.

2



33

Проектная работа.

1



5

Никто не забыт, ничто не забыто!

13



34


35

Великая Отечественная война 1941-1945гг. в истории нашего народа.

Просмотр фильма.

1


1



36

37

38

Города-герои: Москва, Волгоград,

Брест, Керчь,

Севастополь.

1

1

1



39

Блокада Ленинграда.

1



40

41

Война на Северном Кавказе. Освобождение Днепра

1

1



42

Солдатские письма.

1



43

Ветераны Великой Отечественной войны

1



44

Война в современном обществе.

1



45

Война глазами молодого поколения.

1



46

Проектная работа.

1



6

«Родина» в творчестве поэтов и писателей.

4



47

Пословицы и поговорки о Родине.

1



48

49

Стихи о Родине.

Конкурс чтецов. (Стихи о Родине)

1

1



50



51

52

Рассказы о Родине.

М.Пришвин «Моя Родина» (Из воспоминаний детства)

К.Ушинский «Наше Отечество», И.Тургенев «Деревня»

1



1

1



53

Проектная работа.

1



7

Знаменитые места моей Родины

17



54-55

Казань – столица Татарстана

2



56

Казанский кремль и мечеть Кул-Шариф Казань, республика Татарстан

1



57

Озеро Байкал Иркутская область

1



58

Долина гейзеров

1



59

Транссибирская магистраль

1



60

Куршская коса

1



61

Сочинский дендрарий

1



62

Булгар - древний город Татарстана

1



63

Город Елабуга: достопримечательности

1



64

Алексеевское.

1



65-66

Село Билярск. Достопримечательности села. Проект.

2



67

Загадочные места Татарстана

1



68-69

Итоговое мероприятие: «Россия – Родина моя!»

2



70

Обобщение по теме

1













Литература.

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 2007;

2. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223

3. Н.Е. Щуркова. Воспитание в режиме повседневной жизни. – Воспитание школьников. - №7.- 2007. – с.17-23

4. Л.И. Гайдина, О.Е. Жиренко, В.А. Яровенко. Патриотическое воспитание 1-4 классы. Москва. «ВАКО» 2009

5. В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю. Книга для учителя. Москва. Дрофа, 1996

6. В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Учебник. Введение в историю. Москва. Дрофа, 1997

7. Википедия –свободная энциклопедия http:Wikipedia.org