муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора школы Директор МБОУ «Санномыская сош»
_______/ Мартынова И.А. ________/Рекунова Н.В.
от « _____» _______2018г. Приказ № ______ от «_____» ______2018 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок «Шашки»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 10-12 лет
Программу составил:
Романов В.В.- педагогог-организатор
ОБЖ, допризывной подготовки,
учитель физической культуры.
квалификационная категория: I.
2018г.
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Шашки» разработана в соответствие с:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»
3. Плана внеурочной деятельности МБОУ «Санномыская СОШ» для учащихся 5-9 классов обучающихся по ФГОС на 2018-2019 учебный год.
4. Специальной обучающей и методической литературы по игре в шашки.
1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей (логического, образного и аналитического мышления), чувств (быть впереди соперника на шаг вперёд и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, проявлять уважение к окружающим;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-умение преподносить себя, быть тактичным;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебно-игровой
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебно-игровые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебно-игровой деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- овладение логическими и аналитическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение
рассуждений.
Познавательные УУД:
- применение знаний, правил, тактических приемов при решении учебно-игровыхзадач;
- решение многоходовых задач по заданному алгоритму;
- использование знаний в практической игре;
- ориентирование на плоскости;
- схематизация шашечной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шашечной доской и диаграммой;
- анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.
Коммуникативные УУД:
- общение с педагогом, сверстниками, партнерами и соперниками по игре с использованием шашечного этикета;
- формирование коммуникативной компетентности: координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;
- формирование социально адекватных способов поведения;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения.
Предметные результаты:
- знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;
- правильно расставлять шашки перед игрой;
- названия шашечных фигур: шашка, дамка.
- сравнивать, находить общее и различие.
- уметь ориентироваться на шашечной доске.
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение шашки.
Обучающийся научиться:
- ориентироваться на шашечной доске,
- правильно помещать доску между партнерами,
- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность игры в шашки,
- пользоваться логическими и аналитическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
общение с педагогом, сверстниками, партнерами и соперниками по игре с использованием шашечного этикета;
- в процессе игры развивать умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей (логическое, образное и аналитическое мышление), чувств (быть впереди соперника на шаг вперёд и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор;
2. Содержание программы по шашкам.
Цель программы: развитие логического мышления при игре в шашки.
Задачи:
- познакомить и научить учащихся технике игры в шашки, видам игры в шашки
- в процессе игры развивать умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей (логическое, образное и аналитическое мышление), чувств (быть впереди соперника на шаг вперёд и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор;
- популяризовать игру в шашки в массах учащихся, воспитывая в них отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
Введение. История развития шашек. Происхождение шашек.
Правила шашечных соревнований.
Русская шашечная школа. Проникновение шашек в Европу и Россию. Великие люди и шашки.
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности.
Правила шашечной игры. Шашечная доска. Поля, линии, их обозначение. Правила игры в шашки
Что изучает теория шашечной игры. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности шашек. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске. Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья,
виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Турнирная дисциплина, правила соревнований. Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Основы шашечной игры. Основы шашечной игры: сила флангов, как выиграть шашку, как пройти в дамки, ловушки, ловушки и короткие партии
Основные приемы борьбы на шашечной доске. Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция, связка, зажим, жертва, угроза, окружение, роздых, самообложение, заключение (запирание), центр.
Комбинации. Комбинации: комбинация для прохождения в дамки, комбинация для получения материального преимущества, комбинация для получения материального преимущества, комбинация для получения лучшей позиции.
Окончание. Окончание: нормальные окончания, окончание треугольник Петрова, окончание три дамки против дамки с простой, эстафетные окончания.
Тренировочные и соревновательные турниры.
Анализ сыгранных партий.
Решение задач и комбинаций.
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия. | Количество часов |
всего | теория | практика |
Введение ( 1 час) |
1 | История развития шашек. | 1 | 1 | |
Русская шашечная школа (6 часов) |
2 | Русская шашечная школа | 1 | 1 | |
3 | Правила шашечной игры | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 - 6 | Что изучает теория шашечной игры | 3 | 3 | |
7 | Турнирная дисциплина, правила соревнований | 1 | 1 | |
Основы шашечной игры (5 часов) |
8 | Основы шашечной игры: сила флангов | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Основы шашечной игры: как выиграть шашку | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Основы шашечной игры: как пройти в дамки | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Основы шашечной игры: ловушки | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основные приемы борьбы на шашечной доске (10 часов) |
13 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: связка | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: зажим | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: жертва | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: угроза | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: окружение | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: роздых | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: самообложение | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: заключение (запирание) | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: центр | 1 | 0,5 | 0,5 |
Комбинации (4 часа) |
23 | Комбинации: комбинация для прохождения в дамки | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Комбинации: комбинация для получения материального преимущества | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Комбинации: комбинация для получения лучшей позиции | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Комбинации: комбинация для достижения ничьей в худшей позиции | 1 | 0,5 | 0,5 |
Окончание (4 часа) |
27 | Окончание: нормальные окончания | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Окончание: треугольник Петрова | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Окончание: три дамки против дамки с простой | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Окончание: эстафетные окончания | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тренировочные и соревновательные турниры. Анализ сыгранных партий (2 часа) |
31 | Тренировочные и соревновательные турниры | 1 | | 1 |
32 | Анализ сыгранных партий | 1 | 1 | |
Решение задач и комбинаций (2 часа) |
33 | Решение задач и комбинаций | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Решение задач и комбинаций | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого за год | 34 | 19,5 | 14 |
Отчёт
по внеурочной деятельности «Шашки» в 5,7,8 классах
за 1 четверть 2018 – 2019 учебного года.
Цель и задачи программы:
Цель программы: развитие логического мышления при игре в шашки.
Задачи:
- познакомить и научить учащихся технике игры в шашки, видам игры в шашки
- в процессе игры развивать умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей (логическое, образное и аналитическое мышление), чувств (быть впереди соперника на шаг вперёд и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор;
- популяризовать игру в шашки в массах учащихся, воспитывая в них отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
Согласно Плана работы внеурочной деятельности «Шашки» на 2018 – 2019 учебный год выполнены следующие мероприятия:
№ п/п | Тема занятия. | Количество часов |
всего | теория | практика |
Введение ( 1 час) |
1 | История развития шашек. | 1 | 1 | |
Русская шашечная школа (6 часов) |
2 | Русская шашечная школа | 1 | 1 | |
3 | Правила шашечной игры | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 - 6 | Что изучает теория шашечной игры | 3 | 3 | |
7 | Турнирная дисциплина, правила соревнований | 1 | 1 | |
Основы шашечной игры (5 часов) |
8 | Основы шашечной игры: сила флангов | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Основы шашечной игры: как выиграть шашку | 1 | 0,5 | 0,5 |
Учитель физкультуры: /Романов В.В./
МБОУ « Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Отчет
по кружку «Шашки»
за 2017-2018 учебный год.
Цель:
- раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- обучение основам шашечной игры;
- подготовка квалифицированных спортсменов;
- обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
- воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения
производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое
мышление;
- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Кружок «Шашки» работал в течении 2017 – 2018 учебного года .
Количество занятий в неделю – 1.
Продолжительность занятия - один академический час.
День недели – вторник, время проведения: с 18 : 00 – 19 : 00.
Группа – смешанная 16 учащихся, из них 6 класс – 2, 7 класс – 3, 8 класс – 1, 9 класс – 3, 10 класс – 6, 11 класс – 1.
В течении года было проведено 19 теоретических занятий и 15 практических занятий согласно плана кружка.
Ребята учились правилам и технике игры, принимали участие в общешкольных мероприятиях: месячнике оборонно-массовой работы, где показали хорошие результаты. Лучшими были Колбина Вера и Краев Вячеслав учащиеся 9 и 11 классов.
Результаты: - Шашки – район: - 1 место юноши (2005 – 2003 г.р); - 1 место девушки (2000 - 2002 г. р); - 3 место – юноши (2000 - 2002 г. р; - 1 место девушки 2006 – 2008 г.р; - 2 место юноши 2006 – 2008 г.р
В следующем году планируем выезд на соревнование в МБОУ «Верхне-Талецкая средняя общеобразовательная школа» и МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа № 2» , а так же участвовать в районных соревнованиях.
Учитель физкультуры: /Романов В.В./
Заместитель директора по воспитательной работе: /Мартынова И.А./
МБОУ « Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Отчет
по внеурочной деятельности «Шашки»
за 2018-2019 учебный год.
Цель программы: развитие логического мышления при игре в шашки.
Задачи:
- познакомить и научить учащихся технике игры в шашки, видам игры в шашки
- в процессе игры развивать умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей (логическое, образное и аналитическое мышление), чувств (быть впереди соперника на шаг вперёд и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор;
- популяризовать игру в шашки в массах учащихся, воспитывая в них отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
По внеурочной деятельности «Шашки» работал в течении 2017 – 2018 учебного года .
Количество занятий в неделю – 1.
Продолжительность занятия - один академический час.
День недели – понедельник, время проведения: с 14 : 45 – 15 : 30.
Группа – смешанная 21 учащихся, из них 5 класс – 5, 6 класс – 9,7 класс – 7.
В течении года было проведено 19 теоретических занятий и 15 практических занятий согласно плана кружка.
Ребята учились правилам и технике игры, принимали участие в общешкольных мероприятиях: месячнике оборонно-массовой работы, где показали хорошие результаты. Лучшими были Авдеева Полина и Григорьев Сергей учащиеся 7 класса.
Результаты: - Шашки – район: - 1 место юноши 2005 – 2003 г.р; - 1 место девушки 2006 – 2008 г.р; - 2 место юноши 2006 – 2008 г.р
В следующем году планируем выезд на соревнование в МБОУ «Верхне-Талецкая средняя общеобразовательная школа» и МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа № 2» , а так же участвовать в районных соревнованиях.
Учитель физкультуры: /Романов В.В./
Заместитель директора по воспитательной работе: /Мартынова И.А./