СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МОУ Сусанинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа курса
«Общая ХИМИЯ
для общеобразовательных учреждений»
(базовый уровень)
Класс: 11
Учитель: Обливанова С.В. - учитель высшей квалификационной категории
Количество часов: всего: 68 часов; в неделю: 2 часа
Плановых контрольных работ - 4 , практических работ - 7 ч.;
лабораторных работ -
Рабочая программа курса составлена на основе программы:
О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010г.).
Учебник: «Химия» О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2003г.
2011-2012 учебный год
Рассмотрено на заседании кафедры __________________________________ МОУ Сусанинская средняя общеобразовательная школа - « ___» сентября 20__ г.
Руководитель кафедры: /_________________/
Утверждено на заседании методического совета – «_____» сентября 20___ г.
Директор школы: /Голубева М.А./
1. Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа учебного курса «Общая химия» для 11 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Дрофа, 2010 г.). Рабочей программе соответствует учебник: «Химия 11 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 3-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2003г.
Рабочая программа курса «Общая химия» в 11 классе универсального направления (базовый уровень) рассчитана на 2 часа в неделю, общее число часов – 68 и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по химии. Преподавание ведется по УМК автора О.С. Габриеляна. Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на контрольные - 4 часа, на практические работы – 7 часов, 4 часа резерв.
Учебный материал по химии в 11 классе начинается с темы «Строение атома», которая завершается повторением и обобщением Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева в свете строения атомов на новом концентре.
Аналогично вторая тема «Строение вещества» завершается повторением и обобщением современной теории строения химических веществ на новом концентре. Именно в этой теме впервые в методике преподавания химии рассмотрены органические и неорганические полимеры.
В темах «Строение атома» и «Строение вещества» подчеркивается ведущая роль русских химиков в становлении мировой химической науки.
Третья тема «Химические реакции» посвящена рассмотрению общих приемов классификации и закономерностей протекания химических реакций с участием органических и неорганических веществ, а также рассмотрению материалов одной из наиболее сложных тем курса химии – «Гидролиз органических и неорганических веществ».
В следующей теме «Вещества и их свойства» рассматриваются наиболее общие свойства классов органических и неорганических веществ: кислот, оснований, амфотерных соединений. Таким образом, в ней обобщается материал предыдущих тем. Тема завершается изучением наиболее методически сложного материала, посвященного генетической связи между классами органических и неорганических веществ.
Ведущую идею курса – единство органических и неорганических веществ – также реализует предложенных в курсе практикум из восьми работ.
Завершает кур тема, которая часто отсутствует в учебниках других авторов, - «Химия в жизни общества». Она содержит разделы «Химия и производство», «Химия и сельское хозяйство», «Химия и экология», «Химия и повседневная жизнь человека». В этой теме акцентируется внимание на значимости знаний по химии в практической деятельности человека и общества.
Этот курс развивает линию обучения химии, начатую в основной школе и построен по концентрическому принципу.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- тема №3 « Химические реакции» вместо 12часов – 14 часов, за счет включения практической работы № 2,3;
-тема №4 «Вещества и их свойства» вместо 21 часа – 23 часа, за счет включения практической работы № 4,5,6,7;
2.Сокращено число часов
-тема №5 «Химия и общество» вместо 8 часов - 7 часов.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
Тема 1 Строение атома (9 ч)
Атом — сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.
Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и f-семейства.
Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников (И. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера); съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости.
Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать: современные представления о строении атомов, важнейшие химические понятия – ХЭ, изотопы, электронная орбиталь, электронное облако, формы орбиталей, валентность, степень окисления, вещество, Хэ, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, изотоп; взаимосвязь номера уровня и энергии электрона; основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами; смысл и значение ПЗ, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины; физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы
Уметь: определять состав и строение атома элемента по положению в ПС, составлять электронные формулы атомов; давать характеристику ХЭ по его положению в ПС
Тема 2 Строение вещества. Дисперсные системы (11 ч)
Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение.
Межмолекулярные взаимодействия.
Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т. д.
Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.
Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. sр3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sр2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.
Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты.
Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников (Ж.Б. Дюма, Ф. Велер, Ш.Ф. Жерар, Ф.А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А.М. Бутлерова.
Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.
Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения).
Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д.И. Менделеева и теории строения А.М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы — Ga, Se, Ge и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки).
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.
Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии. Свойства толуола. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 1. Свойства гидроксидов элементов 3-го периода. 2. Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать: классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них; основные положения ТХС А.М.Бутлерова; важнейшие понятия – изомерия, гомологический ряд, мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерезис; основные способы получения ВМС; наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение; определение и классификацию дисперсных систем; способы выражения концентрации растворов.
Уметь: характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки, по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решетки, уметь определять геометрию молекулы по характеристикам хим. связей; составлять структурные формулы изомеров и гомологов; определять наиболее широко распространенные полимеры по их свойствам.
Тема 3 Химические реакции (14 ч)
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные реакции и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии.
Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Энтропия. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.
Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.
Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей — три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.
Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации. 4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый, кислорода — в озон. Модели н-бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола. Цепочка превращений Р → Р2О5 → Н3РО4; свойства соляной и уксусной кислот; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов; окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, известняка или мела) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание йодной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Модель «кипящего слоя». Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNS- ↔ Fe(CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца (II). Гидролиз карбида кальция.
Лабораторные опыты. 3. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) перманганата калия. 4. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды для органических и неорганических кислот. 5. Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока и других соков организма человека. 6. Разные случаи гидролиза солей.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать: какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть; знать понятия – теплота образования вещества, тепловой эффект реакции, катализ, катализатор, гомогенный и гетерогенный катализ, химическое равновесие, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, электролиты и неэлектролиты; факторы, влияющие на скорость химических реакций; классификацию химических реакций; условия, влияющие на сдвиг равновесия; отличия ОВР от реакций ионного обмена; примеры сильных и слабых электролитов, сущность механизма диссоциации, основные положения ТЭД; константу диссоциации воды, ионное произведение; типы гидролиза солей и органических соединений.
Уметь: устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации» вычислять тепловой эффект, определять смещение равновесия от различных факторов; составлять уравнения ОВР методом эл. баланса; определять характер среды раствора неорганических веществ; определять pH среды различными методами; уметь составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды.
Тема 4 Вещества и их свойства (23 ч)
Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.
Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.
Металлы. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов.
Коррозия металлов. Понятие «коррозия металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.
Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.
Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).
Водородные соединения неметаллов. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.
Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.
Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.
Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.
Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.
Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ.
Расчетные задачи. 1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного. 3. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие: а) лития, натрия, магния и железа с кислородом; б) щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; в) цинка с растворами соляной и серной кислот; г) натрия с серой; д) алюминия с иодом; е) железа с раствором медного купороса; ж) алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Переход хромата в бихромат и обратно. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. Коллекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Взаимодействие: а) водорода с кислородом; в) натрия с иодом; е) обесцвечивание йодной воды этиленом или ацетиленом. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот. Взаимодействие концентрированных серной, азотной кислот и разбавленной азотной кислоты с медью. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами (оксидом углерода (IV)), амфотерными гидроксидами (гидроксидом цинка). Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Аналогично для метиламина. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. Осуществление переходов: Са → СаО → Са(ОН)2; Р → Р2О5 → Н3РО4 → Са3(РО4)2; Сu → СuО → CuSO4 → Си(ОН)2 → СиО → Си; С2Н5ОН → С2Н4 → С2Н4Вг2.
Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ. 8. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ. 9. Ознакомление с коллекцией руд. 10. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой и азотной кислот. 11. Свойства соляной, серной (разб.) и уксусной кислот. 12. Взаимодействие гидроксида натрия с солями, сульфатом меди (II) и хлоридом аммония. 13. Разложение гидроксида меди (II). Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать: важнейшие классы неорганических и органических соединений; основные металлы и неметаллы, их свойства; причины коррозии, основные ее типы и способы защиты от коррозии; изменения кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах; классификации и номенклатуру кислот и оснований; особенности свойств серной и азотной кислот, муравьиной и уксусной кислот, органических оснований; знать понятия амфотерность.
Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений, составлять формулы комплексных соединений; характеризовать свойства металлов и неметаллов, опираясь на их положение в ПС и строение атомов; составлять уравнения электролиза, производить по ним вычисления; писать уравнения реакций, характеризующих свойства металлов; характеризовать свойства кислот и оснований; характеризовать свойства амфотерных соединений, составлять формулы пептидов.
Тема 5 Химический практикум (7 ч)
1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств.
2. Скорость химических реакций, химическое равновесие.
3. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».
4. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
5. Решение экспериментальных задач по органической химии.
6 Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.
7. Распознавание пластмасс и волокон.
Тема 6 Химия и общество (7 ч)
Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства (аммиака и метанола). Сравнение производства этих веществ.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.
Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.
Демонстрации. Модели производства серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. Коллекции средств гигиены и косметики, препаратов бытовой химии.
Лабораторные опыты. 14. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать: основные стадии производства аммиака и метанола; производство кислот, щелочей, солей, способы безопасного применения лекарственных веществ, состав, свойства и области применения важнейших строительных и поделочных материалов, основные химические загрязнители, последствия загрязнения, правила ТБ при использовании токсичных, горючих и взрывоопасных веществ.
Уметь: определять возможность протекания химических превращений в различных условиях и оценивать их последствия; оценивать влияние химического загрязнения ОС на организм человека; использовать приобретенные знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе и на производстве; вести себя экологически грамотно, соблюдать правила безопасности при использовании средств бытовой химии, уметь объяснять влияние на организм часто используемых лекарств, грамотно использовать химические вещества, грамотно обращаться с опасными веществами.
3. Требования к уровню подготовки
(базовый уровень).
Называть: вещества по их химическим формулам; виды химической связи; типы кристаллических решёток в веществах с различным видом химических
связей; признаки классификации неорганических и органических веществ; типы химических реакций по всем признакам их классификации;
общие свойства классов органических и неорганических соединений; аллотропные видоизменения
химических элементов; факторы, определяющие скорость химических реакций; условия смещения химического равновесия; виды коррозии
металлов; способы предупреждения коррозии металлов; качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-, сульфид-,
фосфат- и нитрат-ионы; катионы H+, Ag+, Ba2+, Fe2+, Fe3+, Cu2+, Cr3+; альдегиды, многоатомные спирты, глюкозу, белок, крахмал, непредельные
углеводороды; условия, при которых реакции ионного обмена в водных растворах идут до конца (практически осуществимы).
способы получения важнейших неорганических и органических веществ, общие способы получения металлов.
Определять: принадлежность веществ к соответствующему классу: а) по химическим формулам; б) по характерным химическим свойствам;
валентность и степень окисления химических элементов по формулам соединений; заряд иона в ионных и ковалентно-полярных
химических соединениях; вид химической связи в неорганических и органических веществах; типы кристаллических решёток в веществах
с различным видом химических связей; принадлежность веществ к электролитам и неэлектролитам; характеризовать свойства высших
оксидов и соответствующих им гидроксидов металлов и неметаллов; реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные;
характерные свойства простых веществ, образованных данным химическим элементом; тип химической реакции по всем известным
признакам классификации; реакцию среды растворов солей.
Соблюдать правила техники безопасности: при работе с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими
реактивами; поведения при обращении с веществами в химической лаборатории и повседневной жизни;
оказании первой помощи себе и пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Проводить: опыты по получению, собиранию и изучению свойств неорганических и органических веществ; определять по характерным реакциям анионы (хлорид-, сульфат-, карбонат-, сульфид-, фосфат- и нитрат-ионы ); катионы (H+, Ag+, Ba2+, Fe2+, Fe3+, Cu2+,
Cr3+); проводить опыты подтверждающие свойства веществ; изготавливать модели молекул веществ, проводить необходимые химические вычисления и расчёты.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
Контроль предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ. К основным формам контроля, используемые мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания (бумажный вариант или компьютерная проверка) по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы, оценка рефератов и докладов. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время занятий. Шкала оценки знаний – пятибалльная
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»: задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»: задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
Контроль уровня обученности:
Формы контроля
Текущий контроль «Строение атома».
Текущий контроль «Строение вещества».
Текущий контроль «Химические реакции».
Текущий контроль «Вещества и их свойства».
Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.
4. Календарно - тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них |
| |
Практические работы | Контрольные работы |
| |||
1. | Тема 1. Строение атома | 9 | - | К.р. №1 | |
2. |
Тема 2. Строение вещества | 11 | Практическая работа№1 «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон». | К.р. №2 | |
3 |
Тема 3. Химические реакции | 14 | Практическая работа № 2 «Скорость химической реакции. Химическое равновесие». Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз». | К.р. №3 | |
4. | Тема 4. Вещества и их свойства | 23 | Практическая работа №4 «Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств». Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии». Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по органической химии». Практическая работа №7 «Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений». | К.р. №4 | |
5 | Тема 5. Химия в жизни человека | 7 |
|
| |
6 | Резерв | 4 |
|
| |
|
Итого | 68 | 7 | 4 |
5. Список литературы
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия Методическое пособие - профильный уровень» - М.: Дрофа 2006 год.
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс» – М.: Дрофа, 2003 год.
О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова «Химия 11 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику». – М.: Дрофа, 2004 г.
О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 1 – М.: Дрофа, 2003 год.
О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 2 – М.: Дрофа, 2003 год.
О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и способы их решения» - М.: «Дрофа», 2004год.
В.Г. Денисова «Химия 11 класс поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой» - Волгоград» Учитель 2003год.
М.А.Рябова, У.Ю.Невская, Р.В.Линко «Тесты по химии 11 класс», - М.: Экзамен, 2006г.
6. Поурочное планирование
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема № 1: «Строение атома» - 9 часов
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п./п | № урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Демонстрационная часть | Дата проведения | |||||||||||||||||||||||||
Д.- демонстрация, Л.о. – лабораторный опыт | Практическая работа | По плану | По факту | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Атом – сложная частица. | Обобщение и систематизация знаний | Атом, ядро и электронная оболочка, электроны, протоны, нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира. | Знать: современные представления о строении атома, понятия: химический элемент, изотопы. Уметь: определять состав и строение атома элемента по положению в ПС | Д. Периодическая система химических элементов. Таблица «Строение атома». Модели атома. |
| 1 четверть 1 неделя сентября |
| |||||||||||||||||||||||
2 | 2 | Состояние электронов в атоме. | Комбинированный урок | Электронное облако, орбиталь, форма орбиталей, энергетические уровни и подуровни, атомные орбитали. | Знать: сущность понятий электронная орбиталь и электронное облако, формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона. | Д Таблица «Изображение электронных орбиталей и облаков» |
| 1 неделя сентября |
| |||||||||||||||||||||||
3 | 3 | Электронная конфигурация атомов химических элементов. | Комбинированный урок | Электронная формула атомов элементов. Графические и электронные формулы | Знать: основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами. Уметь: составлять электронные формулы атомов. | Д. Таблица «Распределение электронов по уровням» |
| 2 неделя сентября |
| |||||||||||||||||||||||
4 | 4 | Электронная конфигурация атомов химических элементов. | Комбинированный урок | Электронно – графические формулы атомов элементов, электронная классификация элементов, особенности электронных оболочек переходных элементов | Знать: основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами. Уметь: составлять электронные формулы атомов. |
|
| 2 неделя сентября |
| |||||||||||||||||||||||
5 | 5 | Валентные возможности атомов химических элементов. | Комбинированный урок |
Валентные электроны, сравнение валентности и степени окисления. | Знать: понятия: валентность и степень окисления. Уметь: составлять сравнивать эти понятия. | Д Периодическая система химических элементов |
| 3 неделя сентября |
| |||||||||||||||||||||||
6 |
6 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома | Комбинированный урок |
Предпосылки открытия закона, Строение периодической системы, изотопы, современное представление химического элемента |
Знать: смысл и значение периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины. Уметь: давать характеристику элемента на основании его расположения в ПС. | Д. Периодическая система химических элементов |
| 3 неделя сентября |
| |||||||||||||||||||||||
7 | 7 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома. | Комбинированный урок |
Физический смысл порядкового номера элемента, причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов, значение закона для развития науки |
Знать: физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы. | Презентация «Имени Менделеева» |
| 4 неделя сентября |
| |||||||||||||||||||||||
8 | 8 | Обобщение знаний по теме: «Строение атома», подготовка к контрольной работе. | Комбинированный урок |
| Знать: понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, изотоп. Уметь: давать характеристику элемента на основании его расположения в ПС. | Д. Периодическая система химических элементов |
| 4 неделя сентября |
| |||||||||||||||||||||||
9 | 9 | Контрольная работа №1 по теме: «Строение атома».
| Урок контроля и знаний |
|
|
|
| 1 неделя октября |
| |||||||||||||||||||||||
Тема №2: «Строение вещества» – 11 часов
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п./п | № урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Демонстрационная часть | Дата проведения | |||||||||||||||||||||||||
Д.- демонстрация, Л.о. – лабораторный опыт | Практическая работа | По плану | По факту | |||||||||||||||||||||||||||||
10 | 1 | Химическая связь. Единая природа химической связи. | Комбинированный урок | Ковалентная связь и ее разновидности и механизмы образования, ионная связь и ионные кристаллические решетки, электроотрицательность, катионы, анионы | Знать: классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Уметь: характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решетки. | Д. 1.Периодическая система химических элементов. 2.Модели кристаллических решеток различных веществ |
| 1 неделя октября |
| |||||||||||||||||||||||
11 | 2 | Химическая связь. Единая природа химической связи. | Комбинированный урок | Металлическая связь и металлические кристаллические решетки, водородная связь ее разновидности. Водородная связь | Знать: классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Уметь: характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решетки. | Д. 1.Периодическая система химических элементов. 2.Модели кристаллических решеток различных веществ |
| 2 неделя октября |
| |||||||||||||||||||||||
12 | 3 | Свойства ковалентной химической связи. | Комбинированный урок | Насыщаемость и поляризуемость, направленность – геометрия молекулы | Уметь: характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки; по формуле предполагать тип связи, предсказывать тип решетки, определять геометрию молекулы по характеристикам химической связи. | Д. Периодическая система химических элементов. |
| 2 неделя октября |
| |||||||||||||||||||||||
13 | 4 | Дисперсные системы | Урок ознакомления с новым материалом | Дисперсные системы, дисперсионная среда и дисперсная фаза, типы дисперсных систем и их значение в природе, золи, гели, коллоиды? Диффузия, способы выражения концентрации растворов | Знать: определение и классификацию дисперсных систем, понятия: истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерзис. Способы выражения концентрации растворов. | Д. Образцы золей, гелей, истинных растворов
|
| 3 неделя октября |
| |||||||||||||||||||||||
14 | 5 | Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова | Комбинированный урок, семинар | Предпосылки создания теории, основные положения ТХС, изомерия, гомология, аллотропия, качественный и количественный состав | Знать: основные положения ТХС Бутлерова, важнейшие понятия: изомерия, гомологический ряд. Уметь: составлять структурные формулы изомеров и гомологов, определять индукционный и мезомерный эффекты. | Д. Модели изомеров и гомологов |
| 3 неделя октября |
| |||||||||||||||||||||||
15 | 6 | Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова. | Комбинированный урок | Углеродный скелет, радикал, функциональные группы, гомологический ряд, виды изомерии, взаимное влияние атомов в молекуле, основные направления развития теории. Стереорегулярность | Знать: основные положения ТХС Бутлерова, важнейшие понятия: изомерия, гомологический ряд. Уметь: составлять структурные формулы изомеров и гомологов, определять индукционный и мезомерный эффекты.. |
|
| 4 неделя октября |
| |||||||||||||||||||||||
16 | 7 | Полимеры органические и неорганические. | Комбинированный урок |
Полимеры, ВМС, структурное звено, степень полимеризации, Мr. | Знать: основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса, основные способы получения полимеров, наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение. | Образцы различных полимеров (коллекции). |
| 4 неделя октября |
| |||||||||||||||||||||||
17 | 8 | Полимеры органические и неорганические. | Комбинированный урок, семинар | Способы получения полимеров, строение полимеров.
| Знать: основные способы получения полимеров, наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение. | Л .о. № 1. Знакомство с образцами полимеров |
| 5 неделя октября |
| |||||||||||||||||||||||
18 | 9 | Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон». | Урок - практикум | Правила работы в химической лаборатории, правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать: основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Уметь: определять наиболее широко распространенные полимеры и их свойства. |
|
П.Р. № 1 | 5 неделя октября |
| |||||||||||||||||||||||
19 | 10 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение вещества» | Урок применения знаний и умений | Строение вещества, химическая связь, кристаллические решетки, истинные и коллоидные растворы | Знать: понятия: вещество, электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология. Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи. | Д. Знакомство с образцами полимеров |
| 2 четверть 2 неделя ноября |
| |||||||||||||||||||||||
20 | 11 | Контрольная работа №2 по теме: «Строение вещества | Урок контроля и знаний |
|
|
|
| 2 неделя ноября |
| |||||||||||||||||||||||
Тема №3: «Химические реакции» – 14 часов
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п./п | № урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Демонстрационная часть | Дата проведения | |||||||||||||||||||||||||
Д.- демонстрация, Л.о. – лабораторный опыт | Практическая работа | По плану | По факту | |||||||||||||||||||||||||||||
21 | 1 | Классификация химических реакций в неорганической химии. | Комбинированный урок | Химическая реакция, типы химических реакций, идущие без изменения качественного состава вещества, реакции ионного обмена в водных растворах | Знать: какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть. Уметь: устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным признакам классификации. |
|
| 3 неделя ноября |
| |||||||||||||||||||||||
22 | 2 | Классификация химических реакций в органической химии. | Комбинированный урок | Типы химических реакций, идущие с изменением качественного состава вещества, электролиз растворов и расплавов | Знать: какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть. Уметь: устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным признакам классификации. |
|
| 3 неделя ноября |
| |||||||||||||||||||||||
23 | 3 | Как идут химические реакции. | Комбинированный урок | Понятие о скорости химической реакции. Скорость гомогенной и гетерогенной реакции. Катализ. Энергия активации | Знать: понятия: скорость химической реакции, катализ, энергия активации
|
|
| 4 неделя ноября |
| |||||||||||||||||||||||
24 | 4 | Факторы, влияющие на скорость химической реакции. | Комбинированный урок | Природа реагирующих веществ, температура, концентрация, катализатор, катализ, ферменты, поверхность соприкосновения реагирующих веществ | Знать: факторы, влияющие на скорость реакций, сравнение ферментов с неорганическими катализаторами.
| Д.1.Зависимость скорости от концентрации и температуры. 2.Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора и фермента. |
| 4 неделя ноября |
| |||||||||||||||||||||||
25
| 5 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. | Комбинированный урок | Обратимость реакций. Понятие о химическом равновесии, равновесные концентрации, константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия. Принцип Ле Шателье | Знать: классификацию химических реакций (обратимые и необратимые), понятие химическое равновесие и условия его смещения.
|
|
| 1 неделя декабря |
| |||||||||||||||||||||||
26 | 6 | Практическая работа № 2 по теме: «Скорость химической реакции. Химическое равновесие». | Урок - практикум
| Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы. | Знать: основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
|
| П.Р. № 2 | 1 неделя декабря |
| |||||||||||||||||||||||
27 | 7 | Степень окисления | Обобщение (лекция) | Понятие о степени окисления | Знать: понятие степени окисления, Уметь: определять степень окисления в сложных веществах ионах, составлять формулы по степени окисления |
|
| 2 неделя декабря |
| |||||||||||||||||||||||
28 | 8 | Окислительно-восстановительные реакции | Обобщение (лекция) | Понятие об окислительно – восстановительной реакции. Окислителе, восстановителе, Метод электронного баланса. Окисление, восстановление | Знать: понятия окислитель, восстановитель, Уметь: составлять ОВР методом элктронного балланса | Д. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (П) Л .о. № 2 Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком |
| 2 неделя декабря |
| |||||||||||||||||||||||
29 | 9 | Электролитическая диссоциация. | Урок ознакомления с новым материалом | Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация электролитов, Механизм диссоциации, свойства ионов, катионы Катионы и анионы, степень диссоциации, константа диссоциации. Сильные, слабые электролиты. Основные положения ТЭД. | Знать: понятия: электролит, неэлектролит, сущность механизма диссоциации, катион, анион, примеры сильных, средних, слабых электролитов. Уметь: определять характер среды растворов неорганических соединений. | Д. 1.Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации 2.Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления Л. о.№3 Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды |
| 3 неделя декабря |
| |||||||||||||||||||||||
30 | 10 | Водородный показатель.
| Комбинированный урок | Диссоциация воды, константа ее диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель, (рН) раствора
| Знать: константу диссоциации воды, ионное произведение. Уметь: определять рН среды различными методами. |
|
| 3 неделя декабря |
| |||||||||||||||||||||||
31 | 11 | Гидролиз.
| Урок ознакомления с новым материалом | Понятие гидролиза, среда водных растворов: кислая, щелочная, нейтральная, гидролиз органических соединений | Знать: типы гидролиза солей и органических соединений. Уметь: составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды.. |
|
| 4 неделя декабря |
| |||||||||||||||||||||||
32 | 12 | Гидролиз.
| Урок ознакомления с новым материалом | Гидролиз неорганических соединений, гидролиз солей – 3 случая. Практическое значение гидролиза. | Знать: типы гидролиза солей и органических соединений. Уметь: составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды. | Д. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (П), карбида кальция Л .о. № 4 Разные случаи гидролиза солей |
| 4 неделя декабря |
| |||||||||||||||||||||||
33 | 12 | Практическая работа № 3 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз». | Урок - практикум
| Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы. | Знать: основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
|
|
П.Р. № 3
| 5 неделя декабря |
| |||||||||||||||||||||||
34 | 13 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Химические реакции» | Урок применения знаний и умений | Типы химических реакций, скорость химических реакций, гидролиз, ТЭД. | Знать: классификацию химических реакций. ТЭД. Ионные реакции. Скорость реакций и факторы, на нее влияющие. Химическое равновесие и условия его смещения. |
|
| 3 четверть 3 неделя января |
| |||||||||||||||||||||||
35 | 14 | Контрольная работа № 3 по теме: «Химические реакции». | Урок контроля и знаний |
|
|
|
| 3неделя января |
| |||||||||||||||||||||||
Тема №4: «Вещества и их свойства» - 23 часа
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п./п | № урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Демонстрационная часть | Дата проведения | |||||||||||||||||||||||||
Д.- демонстрация, Л.о. – лабораторный опыт | Практическая работа | По плану | По факту | |||||||||||||||||||||||||||||
36 | 1 | Классификация неорганических веществ.
| Комбинированный урок | Вещество, простые и сложные вещества, оксиды гидроксиды, кислоты, основания, соли – классификация, химические свойства основных классов неорганических соединений. | Знать: важнейшие классы неорганических соединений. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений. | Л. о .№ 5 Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами
|
| 4 неделя января |
| |||||||||||||||||||||||
37 | 2 | Классификация органических веществ.
| Комбинированный урок | Углеводороды их классификация, производные углеводородов, кислородсодержащие соединения, азотсодержащие соединения. Метан, этилен, этин, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки. | Знать: основные металлы их свойства. Уметь: характеризовать свойства металлов опираясь на их положение в ПС и строении атомов. |
|
| 4 неделя января |
| |||||||||||||||||||||||
38 | 3 | Металлы.
| Комбинированный урок
|
Простые вещества – металлы, строение кристаллов и металлическая связь. Свойства металлов, оксиды и гидроксиды металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Основные металлы и сплавы. | Знать: промышленные и лабораторные способы получения спиртов. Уметь: определять принадлежность вещества к различным классам. | Д. 1.Коллекция «Образцы металлов и их соединений». 2.Горение железа, магния. 3.Взаимодействие меди с кислородом и серой, натрия – с водой. Л. о .№ 6 Ознакомление с коллекцией металлов и их соединениями; рудами |
| 5 неделя января |
| |||||||||||||||||||||||
39 | 4 | Коррозия металлов. | Комбинированный урок
|
Коррозия, виды коррозии, способы защиты от коррозии. | Уметь: причины коррозии, основные её типы и способы защиты от коррозии. | Д.Опыты по коррозии металлов и защите от неё. |
| 5 неделя января |
| |||||||||||||||||||||||
40 | 5 | Общие способы получения металлов. | Комбинированный урок
| Металлы в природе, общие способы получения; металлургия; пиро-, гидро-, электрометаллургия. | Понимать: суть металлургических процессов. Уметь: составлять уравнения электролиза, производить по ним вычисления. |
|
| 1 неделя февраля |
| |||||||||||||||||||||||
41 | 6 | Общие способы получения металлов. | Комбинированный урок
|
Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его значение. | Понимать: суть металлургических процессов. Уметь: составлять уравнения электролиза, производить по ним вычисления. |
|
| 1 неделя февраля |
| |||||||||||||||||||||||
42 | 7 | Неметаллы.
| Урок ознакомления с новым материалом | Неметаллы, атомное и молекулярное строение, аллотропия, инертные газы. Свойства неметаллов. | Знать: основные неметаллы, их окислительно-восстановительные свойства. | Д. Горение фосфора и серы. |
| 2 неделя февраля |
| |||||||||||||||||||||||
43 | 8 | Неметаллы.
| Комбинированный урок
| Изменения кислотно – основных свойств периодах и группах, оксиды, кислоты. Окислительно – восстановительные свойства типичных неметаллов, характеристика подгруппы галогенов. | Уметь: характеризовать свойства неметаллов, опираясь на их положение в ПС. Изменение кислотных свойств высших окисдов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. | Л .о. №7 Знакомство с образцами неметаллов (по коллекциям).
|
| 2 неделя февраля |
| |||||||||||||||||||||||
44 | 9 | Практическая работа №4 «Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств». | Урок - практикум
| Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы. | Знать: основные способы получения и собирания газов в лаборатории
|
|
П.Р. № 4 | 3 неделя февраля |
| |||||||||||||||||||||||
45 | 10 | Кислоты неорганические. | Комбинированный урок
| Кислоты в свете протолитической теории, классификация, общие свойства, особенности свойств некоторых кислот. Соляная, азотная, уксусная кислоты. | Знать: классификацию, номенклатуру кислот, особенности свойств серной, азотной кислот. Уметь: характеризовать свойства кислот. | Д. 1.Разбавление концентрированной серной кислоты. 2.Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью Л .о. №8 Ознакомление с коллекцией кислот |
| 3 неделя февраля |
| |||||||||||||||||||||||
46 | 11 | Кислоты органические. | Комбинированный урок
|
Классификация, общие свойства, особенности некоторых кислот. | Знать: классификацию, номенклатуру кислот, особенности свойств муравьиной и уксусной кислот. Уметь: характеризовать свойства кислот. | Л .о. №9 Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями и солями. |
| 4 неделя февраля |
| |||||||||||||||||||||||
47 | 12 | Основания неорганические и органические | Комбинированный урок
| Основания в свете протолитической теории. Классификация, свойства оснований. Щелочи. Взаимное влияние атомов в молекуле. | Знать: классификацию, номенклатуру оснований, Уметь: характеризовать свойства оснований. | Л .о. №10 Ознакомление с коллекцией оснований Л .о. №11 Получение и свойства нерастворимых оснований |
| 4 неделя февраля |
| |||||||||||||||||||||||
48 | 13 | Амфотерные неорганические соединения. | Комбинированный урок
| Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов, комплексные соединения. | Знать: понятие амфотерности. Уметь: характеризовать свойства амфотерных соединений | Л .о. №12 Получение и амфотерные свойства гидрокисда алюминия |
| 1 неделя марта |
| |||||||||||||||||||||||
49 | 14 | Амфотерные органические соединения. | Комбинированный урок |
Амфотерность аминокислот. | Знать: понятие амфотерности. Уметь: характеризовать свойства амфотерных соединений, составлять формулы пептидов. |
|
| 1 неделя марта
|
| |||||||||||||||||||||||
50 | 15 | Соли. | Комбинированный урок
| Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (П) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (П) и (Ш) | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: соли, минеральные удобрения Уметь -называть: соли по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: характер среды в водных растворах солей; - характеризовать: -общие химические свойства солей - объяснять: зависимость свойств солей от их состава и строения; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших солей | Д. Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Д. Качественные реакции на катионы и анионы. |
| 2 неделя марта |
| |||||||||||||||||||||||
51 | 16 | Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии». | Урок - практикум
| Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы. | Знать: основные правила ТБ. Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
|
|
П.Р. № 5 | 2 неделя марта |
| |||||||||||||||||||||||
52 | 17 | Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по органической химии». | Урок - практикум
| Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы. | Знать: основные правила ТБ. Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
|
|
П.Р. № 6 | 3 неделя марта |
| |||||||||||||||||||||||
53 | 18 | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | Урок применения знаний и умений | Понятие о генетической связи генетических рядах в неорганической химии, генетические ряды металла и неметалла, переходного элемента. |
Знать: важнейшие классы неорганических соединений. |
|
| 3 неделя марта |
| |||||||||||||||||||||||
54 | 19 | Генетическая связь между классами органических соединений. | Урок применения знаний и умений |
Генетические ряды и генетическая связь в органике. |
Знать: важнейшие классы органических соединений. |
|
| 4 четверть 1 неделя апреля |
| |||||||||||||||||||||||
55 | 20 | Практическая работа №7 «Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений». | Урок - практикум
| Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы. | Знать: основные правила ТБ. Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
|
| П.Р. № 7 | 2 неделя апреля |
| |||||||||||||||||||||||
56 | 21 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Вещества и их свойства». | Урок применения знаний и умений | Систематизация материала по данной теме, отработка теоретического материала в рамках данной темы. | Знать: основы классификации и номенклатуры неорганических и органических веществ, важнейшие свойства изученных классов соединений. |
|
| 2 неделя апреля |
| |||||||||||||||||||||||
57 | 22 | Контрольная работа № 4 по теме: «Вещества и их свойства». | Урок контроля и знаний |
|
|
|
| 3 неделя апреля |
| |||||||||||||||||||||||
58 | 23 | Резервный час |
|
|
|
|
| 3 неделя апреля |
| |||||||||||||||||||||||
Тема №5: «Химия в жизни человека» - 7 часов
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п./п | № урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Демонстрационная часть | Дата проведения | |||||||||||||||||||||||||
Д.- демонстрация, Л.о. – лабораторный опыт | Практическая работа | По плану | По факту | |||||||||||||||||||||||||||||
59 | 1 | Химия и производство. | Лекция | Химическая промышленность, химическая технология, сырье, научные принципы производства. Основные стадии химического производства, защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. |
Знать: основные стадии производства аммиака и метанола, производство кислот и щелочей. Уметь: определять возможность протекания химических превращений в различных условиях, их последствия. |
Д. Модели производства серной кислоты |
| 4 неделя апреля |
| |||||||||||||||||||||||
60 | 2 | Химия и сельское хозяйство. | Семинар |
Удобрения и их классификация, химические средства защиты. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними, химизация. | Оценивать: влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Уметь: использовать приобретенные знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе. | Д. Коллекции удобрений и пестицидов. |
| 4 неделя апреля |
| |||||||||||||||||||||||
61 | 3 | Химия и экология. | Конференция |
Химическое загрязнение окружающей среды, охрана гидросферы и почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. | Оценивать: влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Уметь: использовать приобретенные знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе, на производстве. Вести себя экологически грамотно. |
|
| 5 неделя апреля |
| |||||||||||||||||||||||
62 | 4 | Химия и повседневная жизнь человека. | Ролевая игра
| Домашняя аптечка, моющие и чистящие средства, средства борьбы с бытовыми насекомыми, средства личной гигиены и косметики. Химия и пища, экология жилища, химия и генетика человека. | Уметь: использовать приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни, соблюдать правила безопасности при использовании средств бытовой химии. | Д. Образцы средств гигиены и косметики Л .о. №13 Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению |
| 5 неделя апреля |
| |||||||||||||||||||||||
63-64 | 5-6 | Систематизация и обобщение знаний по курсу «Общая химия». | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний |
Основные понятии курса | Знать: основные понятия курса.
|
|
| 1 неделя мая |
| |||||||||||||||||||||||
65-68 | 7-10 | Резерв |
|
|
|
|
| 2- 3 недели мая
|
|
План график проведения контрольных работ
| План | Факт | Тема контрольной/практической работы | ||
К.р. | П.р. | К.р. | П.р. | ||
1 четверть |
1 |
1 |
|
| Контрольная работа №1 по теме: «Строение атома». Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон». |
2 четверть |
1 |
2 |
|
| Контрольная работа №2 по теме: «Строение вещества» Практическая работа № 2 по теме:«Скорость химической реакции. Химическое равновесие». Практическая работа № 3 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз». |
3 четверть |
1 |
3 |
|
| Контрольная работа № 3 по теме: «Химические реакции». Практическая работа №4 «Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств». Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии». Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по органической химии». |
4 четверть |
1 |
1 |
|
| Практическая работа №7 «Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений». Контрольная работа № 4 по теме: «Вещества и их свойства». |
Итого |
4 |
7 |
|
| Контрольных работ - 4 Практических работ - 7 |