Муниципальное общеобразовательное учреждение
«1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО естественно- математических наук Протокол №___ от «___» августа 201__г. Руководитель МО /______ /Е.Н. Сорокина/ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________ /Л.В.Черникова/ «_____» августа 201__г | « Утверждаю» Директор школы _______ /Т.В.Проскурина/ Приказ № ___ от «___» августа 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Юный патриот»
5 класс
Ступень обучения: основное общее
Количество часов: за год 34, в неделю 1 час
Учитель: Герасимова Татьяна Владимировна
( воспитатель ГПД; 1 квал. категории)
Сроки реализации программы: 201__ - 201__ учебный год
село 1-Засеймье
201__ год
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности « Юный патриот» по духовно-нравственному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения ООП ООО
I. Результаты освоения курса
В результате освоения курса внеурочной деятельности программы «Юный патриот», направленного на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС у обучающихся будут сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- мотивации к учению и познанию,
- основы российской, гражданской идентичности,
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне,
- чувство сопричастности к жизни общества,
- личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
- умение ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию,
- умение осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию
- навыки практического освоения обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
- навыки развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
-навыки практического освоения методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярного обращения в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
- действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
-умению работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
-практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Метапредметные результаты:
- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- умение выдвигать гипотезы. - умение использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
Предметные результаты
Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:
Название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
Символику страны, края, села, школы;
Традиции страны, села и семьи, школы;
Государственные праздники;
Имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
должны уметь:
Описывать изученные события истории Отечества;
Оценивать поступки других с позиции добра и зла;
Уважительно относиться к своему дому семье истории русского народа;
Поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях
II. Содержание
курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Форма организации | Содержание курса | Вид деятельности. |
Беседа, конкурс рисунков Просмотр фильма | Россия - Родина моя. Патриотизм - что это | познавательная деятельность; |
Просмотр фильма | Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | познавательная деятельность; |
Урок – путешествие | Мы Куряне. История Курска. | познавательная деятельность |
Урок – путешествие | Родной край – частица России. Символика края. | познавательная деятельность |
Учебный диалог, презентация учителя | Мантурово. История. Символика. | познавательная деятельность |
Беседа, конкурс | Село моё родное. Мои земляки. Конкурс на знание пословиц и поговорок о Родине | познавательная деятельность |
Экскурсия | Экскурсия «Наша улица». | - туристско-краеведческая деятельность |
Экскурсия по школе | Я - ученик. Традиции школы. | проблемно-ценностное общение |
Беседа | Родной дом и семья. | проблемно-ценностное общение |
Игра | Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут. | - игровая деятельность; |
Викторина | Имя. Род. Родовое дерево. | - проблемно-ценностное общение |
Урок – путешествие | Как жили наши предки славяне. | - проблемно-ценностное общение |
Урок | Богатырская наша сила | - проблемно-ценностное общение |
Викторина | Русские героические сказки. | - игровая деятельность; |
Учебный диалог | Русский солдат сам черт ему не брат. | познавательная деятельность |
Урок с просмотром презентации | Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский. | познавательная деятельность |
Урок с просмотром презентации | Русские полководцы. А.В. Суворов. | познавательная деятельность |
Урок – путешествие | Военные забавы юного Петра. | - досуговое общение |
Урок – путешествие | Село в годы Великой Отечественной войны. | познавательная деятельность |
Урок – путешествие | Возложение цветов к сельскому памятнику, в честь освобождения села от фашистских захватчиков. | познавательная деятельность |
| Путешествие по городам – героям. | познавательная деятельность |
Праздник | День защитника Отечества. | познавательная деятельность |
Урок мужества | Дети войны. | - проблемно-ценностное общение |
Проект | У войны не женское лицо. | - проблемно-ценностное общение |
Урок мужества | Дети войны | - проблемно-ценностное общение |
Проект | Проект «Военная летопись нашей семьи». | познавательная деятельность |
Урок Проект | Проект «Военная летопись нашей семьи». | познавательная деятельность |
Конкурс | Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». | познавательная деятельность |
экскурсия | День космонавтики. | познавательная деятельность |
Урок мужества | Герои России - Патриоты России | познавательная деятельность |
Конкурс | Конкурс рисунков «Мы за Мир!» | познавательная деятельность |
Конкурс | День Победы. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». | познавательная деятельность |
| Что мы узнали и чему научились за год. Подготовка проекта «Я патриот своей страны» | познавательная деятельность |
| Защита проекта | - проблемно-ценностное общение |
| Зарничка | - спортивно-оздоровительная деятельность |
III. Тематическое планирование.
№ п\п | Название темы | Кол-во час. | Дата провед. ( по плану) | Дата провед. (фактич) | Примечания |
Раздел I. Юный патриот. (11ч) |
1 | Россия - Родина моя. Патриотизм - что это | 1 | | | |
2 | Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 1 | | | |
3 | Мы Куряне. История Курска. | 1 | | | |
4 | Родной край – частица России. Символика края. | 1 | | | |
5 | Мантурово. История. Символика. | 1 | | | |
6 | Село моё родное. Мои земляки. | 1 | | | |
7 | Экскурсия «Наша улица». | 1 | | | |
8 | Я - ученик. Традиции школы. | 1 | | | |
9 | Родной дом и семья. | 1 | | | |
10 | Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут. | 1 | | | |
11 | Имя. Род. Родовое дерево. | 1 | | | |
Раздел II. Живые страницы прошлого (20ч) |
12 | Как жили наши предки славяне. | 1 | | | |
13 | Богатырская наша сила | 1 | | | |
14 | Русские героические сказки. | 1 | | | |
15 | Русский солдат сам черт ему не брат. | 1 | | | |
16 | Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский. | 1 | | | |
17 | Русские полководцы. А.В. Суворов. | 1 | | | |
18 | Военные забавы юного Петра. | 1 | | | |
19 | Село в годы Великой Отечественной войны. | 1 | | | |
20 | Возложение цветов к сельскому памятнику, в честь освобождения села от фашистских захватчиков. | 1 | | | |
21 | Путешествие по городам – героям. | 1 | | | |
22 | День защитника Отечества. | 1 | | | |
23 | Дети войны. | 1 | | | |
24 | У войны не женское лицо. | 1 | | | |
25 | Дети войны | 1 | | | |
26 | Проект «Военная летопись нашей семьи». | 1 | | | |
27 | Проект «Военная летопись нашей семьи». | 1 | | | |
28 | День космонавтики. | 1 | | | |
29 | Герои России - Патриоты России. | 1 | | | |
30 | Конкурс рисунков «Мы за Мир!» | 1 | | | |
31 | День Победы. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». | 1 | | | |
Раздел III. Заключение (3ч) |
32 | Что мы узнали и чему научились за год. Подготовка проекта «Я патриот своей страны» | 1 | | | |
33 | Защита проекта | 1 | | | |
34 | Зарничка | 1 | | | |
Тематическое содержание.
Содержание курса
Раздел I. Юный патриот. (11ч)
Занятие 1-2.
Тема. Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.
Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.
Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.
Занятие 3-4
Тема. Мы Куряне. История Курска. Родной край – частица России. Символика края. Символы Курска.
Цель: развивать познавательный интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. Люди и их занятия.
Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.
Занятие 5.
Тема. Мантурово. История. Символика
. Символика района. Достопримечательности района.
Цель: познакомить с историей основания родного района, его символикой (флаг, герб), достопримечательностями; познакомить со стихами местных поэтов
Занятие 6.
Тема. Село моё родное.
Достопримечательности села. Аллея Славы.
Цель: познакомить с историей основания родного села, достопримечательностями.
Понятия: односельчанин, достопримечательность.
Занятие 7.
Тема: Экскурсия «Наша улица».
Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Правила поведения на улице.
Цель: познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление.
Понятия: улица, дом.
Занятие 8.
Тема. Я - ученик.
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Цель: познакомить с традициями школы, её символикой (герб, флаг, гимн), правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.
Понятия: ученик, традиция.
Занятие 9.
Тема. Родной дом и семья.
Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Цель: формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.
Понятие: семья, родословная, труд, отдых.
Занятие 10.
Тема. Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.
Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.
Цель: познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.
Практическая работа: разучивание народных игр и песен.
Понятия: семейная традиция, праздник.
Занятие 11.
Тема. Имя. Род. Родовое дерево.
Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины-день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя.
Цель: познакомить с традицией имянаречения
Практическая работа: составление родового дерева, нахождение значение имён.
Понятия: Родина. Род. Родня. родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево.
Раздел II. Живые страницы прошлого (19ч)
Занятие 12.
Тема. Как жили наши предки славяне.
Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.
Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.
Понятия: предки, друг, заповедь.
Занятие 13.
Тема. Богатырская наша сила.
Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
Цель: познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.
Понятия: былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.
Занятие 14.
Тема. Русские героические сказки.
Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.
Цель: развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.
Понятия: герой, патриот.
Занятие 15.
Тема. Русский солдат сам черт ему не брат.
Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).
Цель: рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.
Понятия: оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли.
Занятие 16.
Тема. Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.
Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом. История названия села Александровского.
Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом; познакомить с историей названия родного села Александровского.
Понятия: полководец, святой.
Занятие 17.
Тема. Русские полководцы. А.В. Суворов.
Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Суворов в селе Александровском.
Цель: создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова, познакомить с его ролью в образовании села Александровского; воспитывать потребность в укреплении духовного и физического здоровья.
Понятия: сила духа, здоровье.
Занятие 18.
Тема. Военные забавы юного Петра.
Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.
Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.
Понятия: армия, флот.
Занятие 19-20.
Тема. Путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).
Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.
Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.
Понятия: город – герой, защитник.
Занятие 21.
Тема. Село в годы Великой Отечественной войны.
Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.
Цель: расширить знания учащихся об истории родного села в годы Великой Отечественной войны, земляках Героях Советского Союза.
Понятия: война, подвиг, награда.
Занятие 22.
Тема. История памятника..
Ученики – герои сражений Великой Отечественной войны.
Цель: познакомить с историей основания памятника
Понятия: памятник, память.
Занятие 23.
Тема. День защитника Отечества.
Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.
Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.
Понятия: военный, Отечество.
Занятие 24.
Тема. Проект «Военная летопись нашей семьи».
Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.
Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.
Занятие 25.
Тема. Дети войны.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.
Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формирование чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.
Понятие: дети войны.
Занятие 26.
Тема. День космонавтики.
Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.
Цель: дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.
Понятия: космос, космонавт, ученый.
Занятие 27.
Тема. День Победы.
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.
Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.
Понятия: ветеран, поклонение.
Занятие 28.
Тема. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».
Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты односельчане о войне.
Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов односельчан; развивать речевые умения.
Занятие 29.
Тема. Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы.
Участники боевых действий. Мемориал Воинской славы. Вечный огонь.
Цель: формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.
Занятие 30.
Тема. Дети войны.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Современные войны и судьбы детей. Дети Донбасса.
Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формирование чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.
Понятие: дети войны.
Раздел III. Заключение (4ч)
Занятие 31.
Тема. Конкурс рисунков «Мы за Мир!»
Дети за мир на планете.
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать свои чувства в рисунке; развитие творческих умений детей и умения работать в группе.
Занятие 32. Тема. Что мы узнали и чему научились за год.
Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.
Цель: подвести итоги работы за весь год. Подготовка проекта «Я патриот своей страны»
Занятие 33. Тема Защита проекта
Занятие 34 Тема. Зарничка.
Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».
Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.
12