Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Основы проектной и исследовательской деятельности»
(основное общее образование)
срок реализации рабочей программы – 1 год
Аннотация
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» реализует общеинтеллектуальное направление. Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся 6 классов.
Необходимость введения курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» определяется требованиями к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования, в частности метапредметным результатом – сформированность умений выполнения проектной деятельности. Отличительными особенностями программы курса внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» являются ее практико-ориентированность, гибкость содержания образования, вариативность используемых современных образовательных технологий, возможность широкого применения проектной и исследовательской деятельности.
Актуальность программы курса внеурочной деятельности заключается в учете ведущего вида деятельности подростка – проектной деятельности, которая позволяет школьникам практически применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Погружение их в мир проектирования позволяет пробудить в них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Представленная программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» предназначена для изучения основ проектной деятельности обучающимися основной школы, рассчитана на 1 год обучения, имеет общий объем – 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Освоение представленной рабочей программы направлено на достижение следующей цели: формирование целостного представления о проектной деятельности, направленной на достижение метапредметных и личностных результатов обучающимися в контексте предметной области определенных дисциплин, развитие их способностей для создания значимого продукта деятельности.
Задачи:
1. Обеспечить обучающимся освоение компонентов проектной и учебно-исследовательской деятельности, в том числе освоение:
алгоритма работы над проектом на основе знакомства со структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;
способов формулировки проблемы, проблемных вопросов;
умения определять цель, ставить задачи, делать выводы составлять и реализовывать план проекта;
умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
умения представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
способности оценивать свои результаты; проводить рефлексию деятельности.
2. Развивать творческие способности; умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; способности наблюдать и делать выводы.
3. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектной деятельности, осознанию значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» направлена на развитие творческого потенциала учащихся, на формирование их интереса к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области общеинтеллектуального образования, формирование у обучающихся коммуникативной культуры.
В ходе реализации рабочей программы активно используются технологии коллективного творчества, совместной продуктивной деятельности, информационные технологии.
Реализация курса в целом направлена на достижение результатов основной общеобразовательной программы учреждения и в частности предусматривает:
освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;
актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, самосознание и готовность преодолеть трудности;
освоение научной картины мира, понимание роли и знания науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
развитие творческих способностей и инновационного мышления, oвладения приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений задач;
формирование коммуникативной культуры, сотрудничества обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» в своем содержании направлена на:
реализацию системно-деятельностного подхода ФГОС основного общего образования;
формирование их интереса к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области общеинтеллектуального образования;
формирование навыка публичного выступления перед аудиторией;
осознанное развитие своих коммуникативных способностей, освоение новых языковых средств обучающихся.
Программа курса основана на реализации принципов:
1. Модульности, лежит в основе планирования учебного материала. Темы, выделяемые в содержании рабочей программы курса, могут реализовываться в последовательности, необходимой для организации запланированных педагогом творческих работ и проектных задач (краткосрочных групповых проектов), выполняемых обучающимися;
2. Естественности – тема исследования, за которую берется обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой.
3. Осмысленности – для того чтобы знания, полученные в ходе исследования, проекта, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы.
4. Культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то свое, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием.
5. Самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей исследовательской (проектной) работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте.
6. Соблюдение дидактических правил от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично-поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративный, эмпирический. На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные, индивидуальные. На каждом из этапов обучения предполагается выполнение и защита творческих работ учащихся – «продукта» (мини-проекты), выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Формы учебных занятий: теоретические: семинар, комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение, защита проектов и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
курса «Основы проектной и исследовательской деятельности»
6 класс
Личностные результаты:
▪проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности;
▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
▪ развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
▪ самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
▪ основы ценностных суждений и оценок;
▪ овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох;
▪проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты:
▪ самоопределение в области познавательных интересов;
▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;
▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;
▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта;
▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;
▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной деятельности;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ владение нормами и техникой общения;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра;
▪ повышение предметной компетенции подростков;
▪ расширение кругозора в различных областях;
▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
▪ формирование умений организации системы доказательств и её критики;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ владение нормами и техникой общения;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра.
▪ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
▪ основам реализации проектной деятельности;
▪ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
▪ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
▪ осуществлять контроль по результату и способу действия;
Предметные результаты:
▪ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;
▪ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения;
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Обучающийся получит возможность научиться:
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Предметные результаты освоения курса, отражающие НРЭО:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края на основе изучения традиций народов Уральского региона;
- воспитания основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества посредством изучения истории развития техники и технологий в России;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера посредством изучения и создания объектов декоративно-прикладного творчества.
Содержание программы курса
Тема 1. Введение в проектную деятельность. (2 часа) Что такое проект и чем интересна проектная деятельность? История развития проектного метода. Возможности и смыслы проекта. Основные элементы проектной деятельности
Основные понятия: проект, проектная деятельность
Ознакомление учащихся с целями, задачами и содержанием курса.
Тема 2. Этапы работы над проектом. (4 часа)
Общий алгоритм деятельности по выполнению творческого проекта. Что может быть объектом для проектной деятельности. Ознакомление с тематикой проектов.
Определение и формулировка проблемы. Титульный лист.
Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. Содержание творческого проекта. Содержание каждого этапа (организационно-подготовительного, основного: графической и технологической частей, заключительного). Определение и формулировка проблемы, содержание «звездочки обдумывания». Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.
Требования к общему оформлению. Критерии оценки.
Основные понятия: алгоритм, потребность, титульный лист, «звездочка обдумывания», эскиз, стиль, основная часть, графическая часть, технологический этап, конфекционная карта, экономический аспект, экологический аспект, контроль качества, самоконтроль,
Ознакомление с тематикой проектов. Выполнение оформления титульного листа.
Тема 3. Что такое презентация? Защита проекта. (4 часа)
Правила техники безопасности при работе на компьютере. Запуск программы Power Point, подготовка к работе. Создание презентации. Ввод и редактирование текста. Форматирование слайдов. Вставка рисунков, диаграмм, иллюстраций, фотографий, графических объектов. Настройка анимации. Критерии и требования к презентации творческого проекта. План защиты проекта. Реклама.
Основные понятия: презентация, защита проекта, реклама проекта.
«Публичные пробы», разработка рекламы, товарного знака изделия (услуги).
Тема 4. Классификация проектов. Виды проектов и их характеристика. (2 часа)
Информационные проекты. Мини-проекты. Прикладной проект (кулинарный проект, проекта по технологии обработки материалов, декоративно-прикладной проект). Исследовательский проект.
Тема 5. Информационные проекты. Мини-проекты (10 часов)
Особенности информационных проектов. Структура проекта: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) – презентация (публикация, обсуждение на конференции и пр.). Структура деятельности с целью информационного поиска и анализа: предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов – аналитическая работа над собранными фактами – выводы – корректировка первоначального направления – дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов – обобщение – выводы – получение данных, удовлетворяющих участников проекта – заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка). Работа над проектом.
Основные понятия: классификация проектов, информационные проекты, мини-проекты
Работа над проектом.
Практическая работа: работа в парах по созданию информационного мини - проекта
разбивка на пары, выбор темы, составление плана проекта
сбор, анализ и отбор информации. Оформление проекта и сопроводительной документации
подготовка проекта к защите. Подготовка доклада
публичное выступление (защита)
Примеры проектов и проектов отражающие НРЭО
1. Коркино. Улицы родного города (или Моя улица) (презентация)
2. Коркино. Достопримечательности (презентация)
3. Знаменитые спортсмены (земляки или Они прославили наш город, край) Коркино (презентация)
4. Ветераны Великой Отечественной войны нашего города (бумажный справочник)
5. Известные выпускники и учителя школы (электронная страница)
6. Моя школа, мой класс и я. (презентация)
Тема 6. Особенности и структура прикладного проекта. Планирование кулинарного проекта (10 часов)
Особенности кулинарных проектов. Структура проекта: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, доклад, видео и пр.) – презентация (публикация, обсуждение на конференции и пр.).
Содержание организационно-подготовительного этапа, критерии выбора блюда; план проекта по разделу Кулинария. Работа над проектом. Контроль качества. Требования к готовому проектному изделию.
Заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).
Основные понятия: кулинарного проекта, «звездочка обдумывания», экономический аспект, экологический аспект, контроль качества, самоконтроль.
Работа над проектом.
Практическая работа: работа по созданию кулинарного проекта
выбор темы, составление плана проекта
сбор, анализ и отбор информации. Оформление проекта и сопроводительной документации
подготовка проекта к защите. Подготовка доклада
публичное выступление (защита)
Темы проектов по кулинарии
1. Блюдо для праздничного стола (пояснительная записка с презентацией)
2. Рыбное блюдо в моей семье (пояснительная записка с презентацией)
3. Праздничный салат (пояснительная записка с презентацией)
4. Обед в походных условиях (пояснительная записка с презентацией)
5. Гурьевская каша (исследовательский проект)
6. Появление столовых приборов (исследовательский проект)
7. Блюда национальной кухни для традиционных праздников.(НРЭО)
8. Сервировка стола к празднику (пояснительная записка с презентацией)
мини-проекты по кулинарии
1. Приправы и пряности: укроп (презентация)
2. Приправы и пряности: чеснок (презентация)
3. Приправы и пряности: петрушка (презентация)
4. Приправы и пряности: гвоздика (презентация)
5. Приправы и пряности: лавровый лист (презентация)
6. Приправы и пряности: перец (презентация)
7. Приправы и пряности: тархун (презентация)
Тема 7. Особенности и структура прикладного проекта. Планирование швейного (Технология обработки материалов) проекта (10 часов)
Особенности швейных проектов. Структура проекта: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, доклад, видео и пр.) – презентация (публикация, обсуждение на конференции и пр.).
Содержание каждого этапа (организационно-подготовительного, основного: графической и технологической частей, заключительного). Определение и формулировка проблемы, содержание «звездочки обдумывания». Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Работа над проектом. Контроль качества. Требования к готовому проектному изделию.
Заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).
Основные понятия: швейный проект, «звездочка обдумывания», эскиз, стиль, основная часть, графическая часть, технологический этап, конфекционная карта, экономический аспект, экологический аспект, контроль качества, самоконтроль.
Работа над проектом.
Практическая работа: работа по созданию проекта по технологии обработки материалов
выбор темы, составление плана проекта
сбор, анализ и отбор информации. Оформление проекта и сопроводительной документации
подготовка проекта к защите. Подготовка доклада
публичное выступление (защита)
Темы проектов по технологии обработки материалов
1. Юбка в народном стиле (пояснительная записка с презентацией)
2. Отделка швейного изделия (пояснительная записка с презентацией)
3. Пляжная юбка (пояснительная записка с презентацией)
4. Школьная юбка (пояснительная записка с презентацией)
5. Юбка, исторические сведения (исследовательский проект)
6. Стили в одежде (исследовательский проект)
7. Зрительные иллюзии в одежде (исследовательский проект)
мини-проекты по технологии обработки материалов
1. Какие свойства ткани необходимо учитывать, чтобы сшить юбку для школы (исследование) (презентация)
2. Какой текстильный рисунок ткани зрительно может уменьшить фигуру человека (исследование) (презентация)
3. Какие природные красители можно использовать для окрашивания текстильных материалов (исследование) (презентация)
4. Мода XX века. Юбка (исследование) (альбом)
Тема 8. Особенности и структура прикладного проекта. Планирование декоративно-прикладного проекта (10 часов)
Особенности декоративно-прикладных проектов. Структура проекта: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, доклад, видео и пр.) – презентация (публикация, обсуждение на конференции и пр.).
Содержание каждого этапа (организационно-подготовительного, основного: графической и технологической частей, заключительного). Определение и формулировка проблемы, содержание «звездочки обдумывания». Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Работа над проектом. Контроль качества. Требования к готовому проектному изделию.
Заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).
Основные понятия: декоративно-прикладной проект, «звездочка обдумывания», основная часть, графическая часть, технологический этап, конфекционная карта, экономический аспект, экологический аспект, контроль качества, самоконтроль.
Работа над проектом.
Практическая работа: работа по созданию декоративно-прикладного проекта
выбор темы, составление плана проекта
сбор, анализ и отбор информации. Оформление проекта и сопроводительной документации
подготовка проекта к защите. Подготовка доклада
публичное выступление (защита)
Темы проектов по рукоделию (ДПТ)
1. Изделия в технике лоскутного шитья (пояснительная записка с презентацией)
2. Отделка швейного изделия (пояснительная записка с презентацией)
3. Диванная подушка (пояснительная записка с презентацией)
4. Игольница «Сердечко» (пояснительная записка с презентацией)
5. Лоскутная кукла (пояснительная записка с презентацией)
6. Сувенир (подарок своими руками) (пояснительная записка с презентацией)
7. Коллекция образцов декоративно-прикладного искусства края (исследование) (альбом) (НРЭО)
8. Украшение юбки вышивкой бисером и блестками (пояснительная записка с презентацией)
9. Сумка с вышивкой (пояснительная записка с презентацией)
10. Декоративное украшение кухни (детской) (пояснительная записка с презентацией)
11. Набор салфеток с отделкой для сервировки стола (пояснительная записка с презентацией)
Тема 9. Особенности и структура исследовательского проекта. Планирование проекта (10 часов)
Особенности исследовательских проектов. Структура проекта: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) – презентация (публикация, обсуждение на конференции и пр.). Структура деятельности с целью информационного и исследовательского поиска и анализа: предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов – аналитическая работа над собранными фактами – выводы – корректировка первоначального направления – дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов – обобщение – выводы – получение данных, удовлетворяющих участников проекта – заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка). Работа над проектом.
Основные понятия: классификация проектов, исследовательский проект, мини-проекты
Работа над проектом.
Практическая работа: работа по созданию исследовательского мини - проекта
выбор темы, составление плана проекта
сбор, анализ и отбор информации. Оформление проекта и сопроводительной документации
подготовка проекта к защите. Подготовка доклада
публичное выступление (защита)
Примеры проектов
1. Гурьевская каша (исследовательский проект)
2. Появление столовых приборов (исследовательский проект)
3. Юбка, исторические сведения (исследовательский проект)
4. Стили в одежде (исследовательский проект)
5. Зрительные иллюзии в одежде (исследовательский проект)
6. Мода XX века. Юбка (исследование) (альбом)
7. Коллекция образцов декоративно-прикладного искусства края (исследование) (альбом) (НРЭО)
Тема 10. Запуск индивидуального проекта. (8 часа)
Выбор темы проекта. Обоснование темы проекта. Планирование индивидуального проекта. Критерии выбора индивидуального проекта. Сбор материалов. Работа над проектом. Оформление, подготовка проекта к защите. Защита.
Темы проектов по профессиям
1. Вышивальщица (презентация)
2. Дегустатор (презентация)
3. Дизайнер (презентация)
4. Закройщик (презентация)
5. Кондитер (презентация)
6. Лекальщик (презентация)
7. Повар (презентация)
8. Модельер (презентация)
9. Официант (презентация)
10. Стилист (презентация)
Тематическое планирование
Тема и номер урока | Содержание учебного предмета (Раздел, количество часов) |
Введение (2 часа) |
1.Введение в проектную деятельность. | Что такое проект и чем интересна проектная деятельность? История развития проектного метода. Возможности и смыслы проекта. Основные элементы проектной деятельности Основные понятия: проект, проектная деятельность Ознакомление учащихся с целями, задачами и содержанием курса. |
Этапы работы над проектом (4 часа) |
2. Общий алгоритм деятельности по выполнению творческого проекта. | Что может быть объектом для проектной деятельности. Ознакомление с тематикой проектов. Определение и формулировка проблемы. Титульный лист. Содержание творческого проекта. Содержание каждого этапа (организационно-подготовительного, основного: графической и технологической частей, заключительного). Определение и формулировка проблемы, содержание «звездочки обдумывания». Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация. Требования к общему оформлению. Критерии оценки. Основные понятия: алгоритм, потребность, титульный лист, «звездочка обдумывания», эскиз, стиль, основная часть, графическая часть, технологический этап, конфекционная карта, экономический аспект, экологический аспект, контроль качества, самоконтроль, Ознакомление с тематикой проектов. Выполнение оформления титульного листа. |
3. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. |
Что такое презентация? Защита проекта (4 часа) |
4. Критерии и требования к презентации творческого проекта. | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Запуск программы Power Point, подготовка к работе. Создание презентации. Ввод и редактирование текста. Форматирование слайдов. Вставка рисунков, диаграмм, иллюстраций, фотографий, графических объектов. Настройка анимации. Критерии и требования к презентации творческого проекта. План защиты проекта. Реклама. Основные понятия: презентация, защита проекта, реклама проекта. «Публичные пробы», разработка рекламы, товарного знака изделия (услуги). |
5. Защита проекта. Критерии и требования к защите проекта. |
Классификация проектов. Виды проектов и их характеристика (2 часа) |
6. Классификация проектов. Виды проектов и их характеристика. | Информационные проекты. Мини-проекты. Прикладной проект (кулинарный проект, проекта по технологии обработки материалов, декоративно-прикладной проект). Исследовательский проект. |
Информационные проекты. Мини-проекты (10 часов) |
7. Особенности информационных проектов. | Особенности информационных проектов. Структура проекта: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) – презентация (публикация, обсуждение на конференции и пр.). Структура деятельности с целью информационного поиска и анализа: предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов – аналитическая работа над собранными фактами – выводы – корректировка первоначального направления – дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов – обобщение – выводы – получение данных, удовлетворяющих участников проекта – заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка). Работа над проектом. Основные понятия: классификация проектов, информационные проекты, мини-проекты |
8. Работа над информационным проектом. Выбор темы, составление плана проекта. |
9. Работа над информационным проектом. Сбор, анализ и отбор информации. |
10. Работа над информационным проектом. Оформление проекта и сопроводительной документации подготовка проекта к защите. |
11. Работа над информационным проектом. Подготовка доклада публичное выступление (защита). |
Прикладной кулинарный проект (10 часов) |
12. Особенности и структура прикладного проекта. | Особенности кулинарных проектов. Структура проекта: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, доклад, видео и пр.) – презентация (публикация, обсуждение на конференции и пр.). Содержание организационно-подготовительного этапа, критерии выбора блюда; план проекта по разделу Кулинария. Работа над проектом. Контроль качества. Требования к готовому проектному изделию. Заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка). Основные понятия: кулинарного проекта, «звездочка обдумывания», экономический аспект, экологический аспект, контроль качества, самоконтроль. |
13. Планирование кулинарного проекта. Выбор темы, составление плана проекта. |
14. Работа по созданию кулинарного проекта. Сбор, анализ и отбор информации. |
15. Работа по созданию кулинарного проекта. Подготовка доклада. |
16. Подготовка проекта к защите. Защита кулинарного проекта. |
Прикладной проект по технологии обработки материалов (10 часов) |
17. Особенности и структура прикладного проекта по технологии обработки материалов. | Особенности швейных проектов. Структура проекта: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, доклад, видео и пр.) – презентация (публикация, обсуждение на конференции и пр.). Содержание каждого этапа (организационно-подготовительного, основного: графической и технологической частей, заключительного). Определение и формулировка проблемы, содержание «звездочки обдумывания». Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Работа над проектом. Контроль качества. Требования к готовому проектному изделию. Заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка). Основные понятия: швейный проект, «звездочка обдумывания», эскиз, стиль, основная часть, графическая часть, технологический этап, конфекционная карта, экономический аспект, экологический аспект, контроль качества, самоконтроль. |
18. Планирование швейного проекта. |
19. Работа по созданию проекта по технологии обработки материалов. Оформление проекта и сопроводительной документации. |
20. Работа по созданию проекта по технологии обработки материалов. Подготовка проекта к защите. Подготовка доклада. |
21. Защита проекта по технологии обработки материалов. |
Прикладной проект по декоративно-прикладному творчеству (10 часов) |
22. Особенности и структура прикладного проекта. | Особенности декоративно-прикладных проектов. Структура проекта: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, доклад, видео и пр.) – презентация (публикация, обсуждение на конференции и пр.). Содержание каждого этапа (организационно-подготовительного, основного: графической и технологической частей, заключительного). Определение и формулировка проблемы, содержание «звездочки обдумывания». Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Работа над проектом. Контроль качества. Требования к готовому проектному изделию. Заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка). Основные понятия: декоративно-прикладной проект, «звездочка обдумывания», основная часть, графическая часть, технологический этап, конфекционная карта, экономический аспект, экологический аспект, контроль качества, самоконтроль. |
23. Планирование декоративно-прикладного проекта. |
24. Работа по созданию декоративно-прикладного проекта. Сбор, анализ и отбор информации. |
25. Работа по созданию декоративно-прикладного проекта. Оформление проекта и сопроводительной документации. Подготовка проекта к защите. |
26. Защита декоративно-прикладного проекта |
Исследовательский проект (10 часов) |
27. Особенности и структура исследовательского проекта. | Особенности исследовательских проектов. Структура проекта: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) – презентация (публикация, обсуждение на конференции и пр.). Структура деятельности с целью информационного и исследовательского поиска и анализа: предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов – аналитическая работа над собранными фактами – выводы – корректировка первоначального направления – дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов – обобщение – выводы – получение данных, удовлетворяющих участников проекта – заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка). Работа над проектом. Основные понятия: классификация проектов, исследовательский проект, мини-проекты |
28. Планирование проекта. |
29. Работа по созданию исследовательского проекта. |
30. Оформление исследовательского проекта и сопроводительной документации |
31. Публичное выступление (защита) |
Запуск индивидуального проекта (8 часа) |
32. Выбор темы проекта. Обоснование темы проекта. | Работа над проектом. |
33. Планирование индивидуального проекта. Критерии выбора индивидуального проекта. Сбор материалов. |
34. Работа над проектом. Оформление, подготовка проекта к защите. |
35. Защита. |
Итого: | 70 часов |
Приложения
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
курса «Основы проектной и исследовательской деятельности»
Критерии оценки проектной работы учитывают цели и задачи проектной деятельности на данном этапе образования. Итоговый индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющиеся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
Выбор интегрального или аналитического способа описания результатов
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности учащегося в ходе выполнении проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что учащийся способен выполнять самостоятельно, а что – только с помощью руководителя проекта, является основной задачей оценочной деятельности.
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Критерии | Базовый уровень | Повышенный уровень |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания. |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; часть этапов выполнялась под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося. | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа / сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. |
Критерии для оценки последовательности выполнения проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2.Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4.Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5.Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6.Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7.Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Лист оценивания проекта
Что оценивать | Критерии оценивания | Баллы |
1.Практическая часть | 1.качество 2.сложность 3.уровень творчества 4.практическая значимость 5.оригинальность Итого- | 3 3 4 3 2 15 |
2.Пояснительная записка (описательная часть проекта) | 1.качество оформления (эстетика) 2.объем и полнота разработок 3.анализ идей 4.экономический расчет и экологическая оценка 5.самоанализ Итого- | 3 5 3 2 3 15 |
3.Публичное выступление (защита проекта) | 1.аргументировать выбор темы 2.объем и глубина знаний 3.эрудиция и культура речи 4.объективность самооценки и качество ответов на вопросы 5.оригинальность презентации Итого- | 4 5 4 4 3 20 |
Всего баллов | | 50 |
Максимальная оценка –50 баллов
45-50 баллов –«5»
44-35баллов –«4»
34-25 баллов –«3»
Ниже 25 баллов-«2»
Темы проектов 6 класс
Темы (информационных) проектов отражающие НРЭО
1. Коркино. Улицы родного города (или Моя улица) (презентация)
2. Коркино. Достопримечательности (презентация)
3. Знаменитые спортсмены (земляки или Они прославили наш город, край) Коркино (презентация)
4. Ветераны Великой Отечественной войны нашего города (бумажный справочник)
5. Известные выпускники и учителя школы (электронная страница)
6. Моя школа, мой класс и я. (презентация)
Темы проектов по кулинарии
1. Блюдо для праздничного стола (пояснительная записка с презентацией)
2. Рыбное блюдо в моей семье (пояснительная записка с презентацией)
3. Праздничный салат (пояснительная записка с презентацией)
4. Обед в походных условиях (пояснительная записка с презентацией)
5. Гурьевская каша (исследовательский проект)
6. Появление столовых приборов (исследовательский проект)
7. Блюда национальной кухни для традиционных праздников.(НРЭО)
8. Сервировка стола к празднику (пояснительная записка с презентацией)
мини-проекты по кулинарии
1. Приправы и пряности: укроп (презентация)
2. Приправы и пряности: чеснок (презентация)
3. Приправы и пряности: петрушка (презентация)
4. Приправы и пряности: гвоздика (презентация)
5. Приправы и пряности: лавровый лист (презентация)
6. Приправы и пряности: перец (презентация)
7. Приправы и пряности: тархун (презентация)
Темы проектов по технологии обработки материалов
1. Юбка в народном стиле (пояснительная записка с презентацией)
2. Отделка швейного изделия (пояснительная записка с презентацией)
3. Пляжная юбка (пояснительная записка с презентацией)
4. Школьная юбка (пояснительная записка с презентацией)
5. Юбка, исторические сведения (исследовательский проект)
6. Стили в одежде (исследовательский проект)
7. Зрительные иллюзии в одежде (исследовательский проект)
мини-проекты по технологии обработки материалов
1. Какие свойства ткани необходимо учитывать, чтобы сшить юбку для школы (исследование) (презентация)
2. Какой текстильный рисунок ткани зрительно может уменьшить фигуру человека (исследование) (презентация)
3. Какие природные красители можно использовать для окрашивания текстильных материалов (исследование) (презентация)
4. Мода XX века. Юбка (исследование) (альбом)
Темы проектов по рукоделию (ДПТ)
1. Изделия в технике лоскутного шитья (пояснительная записка с презентацией)
2. Отделка швейного изделия (пояснительная записка с презентацией)
3. Диванная подушка (пояснительная записка с презентацией)
4. Игольница «Сердечко» (пояснительная записка с презентацией)
5. Лоскутная кукла (пояснительная записка с презентацией)
6. Сувенир (подарок своими руками) (пояснительная записка с презентацией)
7. Коллекция образцов декоративно-прикладного искусства края (исследование) (альбом) (НРЭО)
8. Украшение юбки вышивкой бисером и блестками (пояснительная записка с презентацией)
9. Сумка с вышивкой (пояснительная записка с презентацией)
10. Декоративное украшение кухни (детской) (пояснительная записка с презентацией)
11. Набор салфеток с отделкой для сервировки стола (пояснительная записка с презентацией)
Темы проектов по профессиям
1. Вышивальщица (презентация)
2. Дегустатор (презентация)
3. Дизайнер (презентация)
4. Закройщик (презентация)
5. Кондитер (презентация)
6. Лекальщик (презентация)
7. Повар (презентация)
8. Модельер (презентация)
9. Официант (презентация)
10. Стилист (презентация)