Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени
Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО начальных классов МБОУ «Кардымовская СШ» Протокол №1 От 31.08.2017 года Руководитель МО _______Пономарева О.И. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______ Морковкина Н.В. 31.08.2017 года | УТВЕРЖДЕНО Педсоветом МБОУ «Кардымовская СШ» Протокол №1 От 30.08.2017 года |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
Класс 3 А (1 группа, 2 группа)
СОСТАВЛЕНО УЧИТЕЛЕМ
начальных классов
Петруниной Л. В.
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика», составлена для учащихся 3 А класса на 2017 – 2018 учебный год на основании:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)
Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2017-2018 учебного года
На изучение программы в 3 классе (2 год обучения) отводится 34 часа.
Выход на конец года – проект «Моя любимая игрушка».
Пояснительная записка
Основной целью является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Программа «Занимательная грамматика» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
В программе выделены 2 блока:
1 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 1 и 2 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.
2 блок «К тайнам слова» рассчитан на 3 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
ЗАДАЧИ КУРСА
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение
I ступень (1 год обучения)
дать представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
научить пользоваться словарями русского языка;
научить писать сочинения-миниатюры;
воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;
II ступень (2 год обучения)
углубить представления детей об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
дать представление о морфологии;
использовать словари русского языка;
научить составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;
III ступень (3 год обучения)
развить интерес к изучению тайн русского языка;
воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
углубить уже имеющиеся знания о лексике;
изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;
научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
научить обобщать, делать выводы;
стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
воспитывать ответственность, самостоятельность.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
сочинение своих сказок
Содержание программы.
1 год обучения. «Секреты русского языка» - 34ч.
В мире фонетики – 13ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный (безударный); согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Уроки речевого творчества – 2ч
«Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен).
«Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).
В мире орфографии – 11ч
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
правописание гласных и согласных в корне слова;
разделительные Ь и Ъ
В мире словообразования – 2ч
Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
В мире слов, или что такое лексика? – 5ч
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.
Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» - 1ч
Смотр знаний по русскому языку.
2 год обучения. «Секреты русского языка» - 34ч
В мире фонетики – 6 ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласны звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.
Уроки речевого творчества – 3ч
Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».
Рисование на тему «Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Рассказ учителя «Из истории матрешки», составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление рассказа и рисование любимой игрушки.).
Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).
В мире орфографии – 2ч
Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
правописание гласных и согласных в корне слова;
разделительные Ь и Ъ
В мире словообразования- 5ч
Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.
В мире морфологии – 7ч
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.
В мире слов, или что такое лексика? – 10ч
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.
Итоговое занятие. Урок-игра «Мой любимый русский язык»- 1ч
Смотр знаний по русскому языку.
3 год обучения. 3 блок «К тайнам слова» - 34ч
Лексическое значение слова.-1ч.
Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.
Прямое и переносное значение слова.-1ч.
Особенности прямого и переносного значения слов.
Ударение меняет значение. -2ч.
Особенности русского ударения.
Пестрое семейство синонимов.-2ч.
Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.
Великое противостояние антонимов.-2ч.
Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.
Слова-двойники. Омонимы. -1ч.
Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.
Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.
Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.
Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.
Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.
Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.
Устойчивые сравнения.-1ч
Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.
Фразеологические сочетания-3ч.
Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
Шарада -1ч.
Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.
Поиграем в слова-1ч.
Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами.
Откуда ты, имя?-1ч.
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
Отчество и фамилия-1ч.
Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
Времена года -4ч.
Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
Крутится-вертится шар голубой-1ч.
Что означают названия материков, частей света.
В гостях у сказки.-1ч.
Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
Что нужно школьнику.-1ч.
Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
Скатерть-самобранка.-1ч.
Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.
Откуда пришли названия некоторых растений.
Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.
Откуда пришли названия животных.
О том, что мы носим.-1ч.
Что означают названия некоторых предметов одежды.
Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.
Ожидаемые результаты обучения по программе:
учащиеся должны
1 год обучения
должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться писать сочинения-миниатюры;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним
2 год обучения
углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
получить представление о морфологии;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга
3 год обучения
знать об основных терминах, связанных с лексикой;
знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
уметь подбирать синонимы и антонимы;
уметь различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
В конце каждого года занятий программа предусматривает практический выход в форме: игр, викторин, КВН, олимпиад и других форм.
2 класс – викторина «Знаешь ли ты русский язык?»
3 класс – КВН «В мире слов»
4 класс – игра «Счастливый случай»
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения – 2016 – 2017 учебный год
№ | Тема занятия | Всего часов | Дата |
1 | 2 |
| 1 блок «Секреты русского языка» | | |
| В мире фонетики | 12 часов | |
-
| Что изучает фонетика? | 1 | 06.09 | 08.09 |
-
| Легко ли быть согласным звуком? | 2 | 13.09 20.09 | 15.09 22.09 |
-
| Мягкие согласные. | 2 | 27.09 04.10 | 29.09 06.10 |
-
| Фонетический разбор | 2 | 11.10 18.10 | 13.10 20.10 |
-
| Самый долгий слог. | 2 | 25.10 08.11 | 27.10 10.11 |
-
| Буквы в слове переставим – много новых слов составим. | 2 | 15.11 22.11 | 17.11 24.11 |
-
| Урок-игра: «Все о фонетике» | 1 | 29.11 | 01.12 |
| Уроки речевого творчества. | 2 часа | |
-
| «Автопортрет» | 1 | 06.12 | 08.12 |
-
| «Моя дружная семья» | 1 | 13.12 | 15.12 |
| В мире орфографии. | 10 часов | |
-
| Зачем изучать графику? | 1 | 20.12 | 22.12 |
-
| Писать ли, как слышится, или что такое орфография? | 1 | 27.12 | 19.01 |
-
| Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. | 2 | 17.01 24.01 | 26.01 02.02 |
-
| В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. | 2 | 31.01 07.02 | 09.02 16.02 |
-
| Про чк, чн, чт, нч, рщ… | 2 | 14.02 21.02 | 02.03 09.03 |
-
| Ъ и Ь – помощники в словах | 2 | 28.02 07.03 | 16.03 23.03 |
| В мире словообразования | 2 часа | |
-
| Корень- родоначальник, или что такое словообразование? | 2 | 14.03 21.03 | 06.04 13.04 |
| В мире слов, или что такое лексика? | 5 часов | |
-
| К тайнам слова. Синонимы. | 2 | 04.04 11.04 | 20.04 27.04 |
-
| К тайнам слова. Антонимы. | 2 | 18.04 02.05 | 04.05 11.05 |
-
| Игры в слова и со словами. | 1 | 16.05 | 18.05 |
-
| Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» | 1 | 23.05 | 25.05 |
| Итого: | 32 часа | |
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения – 2017 – 2018 учебный год
№ | Тема | Всего часов | Дата |
| 2 блок «Секреты русского языка» | | 1 группа | 2 группа |
1. | В мире фонетики | 3 часа | | |
1 | Загадки согласных. | 1 | 04.09 | 07.09 |
2 | Удивительные гласные. | 1 | 11.09 | 14.09 |
3 | Забавные игры со слогами. | 1 | 18.09 | 21.09 |
2. | Уроки речевого творчества. | 7 часов | |
4 | Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…» | 1 | 25.09 | 28.09 |
5 | Эмоции и творчество. Подготовка к проекту «Моя любимая игрушка». | 1 | 02.10 | 05.10 |
6 | Игры с игрушками и загадки об игрушках. Выполнение рисунков к словам | 1 | 09.10 | 12.10 |
7 | Из истории игрушек. Составление словарика. | 1 | 16.10 | 19.10 |
8 | Составление рассказа и рисование любимой игрушки. | 1 | 23.10 | 26.10 |
9 | Защита проекта «Моя любимая игрушка» | 1 | 06.11 | 09.11 |
10 | Сочинение и рисование на тему: «Мой друг» | 1 | 13.11 | 16.11 |
3. | В мире орфографии | 2 часа | |
11-12 | Зоркий глаз. Орфограммы в словах. | 2 | 20.11 | 23.11 |
27.11 | 30.11 |
4. | В мире словообразования | 4 часа | |
13-14-15 | Как разобрать и «собрать» слово? | 3 | 04.12 | 07.12 |
11.12 | 14.12 |
18.12 | 21.12 |
16 | Как откопать древний корень, или этимологический разбор. | 1 | 25.12 | 28.12 |
5. | В мире морфологии | 7 часов | |
17 | Колонны слов, или что такое морфология | 1 | 15.01 | 18.01 |
18 | В гостях у существительного! | 1 | 22.01 | 25.01 |
19 | Здравствуй, имя прилагательное! | 1 | 29.01 | 01.02 |
20 | Его величество – Глагол! | 1 | 05.02 | 08.02 |
21 | Универсальные заменители: поговорим о местоимении | 1 | 12.02 | 15.02 |
22 | Слова-помощники | 1 | 19.02 | 22.02 |
23 | Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!» | 1 | 26.02 | 01.03 |
6. | В мире слов, или что такое лексика? | 10 часов | |
24-25 | В стране синонимов. | 2 | 05.03 | |
12.03 | 15.03 |
26-27 | В стране антонимов. | 2 | 19.03 | 22.03 |
02.04 | 05.04 |
28-29 | В стране омонимов. | 2 | 09.04 | 12.04 |
16.04 | 19.04 |
30-31 | Многозначность слова. | 2 | 23.04 | 26.04 |
30.04 | 03.05 |
32 | КВН «В мире слов». | 1 | 07.05 | 10.05 |
33 | Игры в слова и со словами | 1 | 14.05 | 17.05 |
34 | Урок-игра «Мой любимый русский язык» | 1 | 21.05 | 24.05 |
| Итого: | 34 часа | |
Календарно-тематическое планирование
3 год обучения
| 3 блок «К тайнам слова» | Всего часов | Дата |
1. | Лексическое значение слова. | 1 час | |
2. | Прямое и переносное значение слова. | 1 час | |
3. | Ударение меняет значение. | 2 часа | |
|
4. | Пестрое семейство синонимов | 2 часа | |
|
5. | Великое противостояние антонимов. | 2 часа | |
|
6. | Слова-двойники. Омонимы. | 1 час | |
7. | Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов. | 2 часа | |
|
8. | Похожи, но не одинаковы. Паронимы. | 1 час | |
9. | Из глубины веков. Архаизмы. | 2 часа | |
|
10. | Устойчивые сравнения. | 1 час | |
11. | Фразеологические сочетания. | 2 часа | |
|
12. | Шарада | 2 часа | |
|
13. | Поиграем в слова | 1 час | |
14. | Откуда ты, имя? | 1 час | |
15. | Отчество и фамилия | 1 час | |
16. | Времена года | 4 часа | |
|
|
|
17. | Крутится-вертится шар голубой | 1 час | |
18. | В гостях у сказки | 1 час | |
19. | Что нужно школьнику | 1 час | |
20. | Игра «Занимательная грамматика» | 1 час | |
21. | Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» | 1 час | |
22. | Птицы и звери - почему их так называют? | 1 час | |
23. | Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай». | 1 час | |
24. | О том, что мы носим | 1 час | |
| Итого: | 34 часа | |
Ресурсное обеспечение.
Информационно-методические ресурсы.
Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе.
Научно-методические ресурсы.
Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
Организационные ресурсы.
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
Наглядность.
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.
Литература
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981