СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению. Цель программы: формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом, в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
РАССМОТРЕНО: ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
На заседании МО на заседании педсовета Приказ №
Протокол № № Директор:_____
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»
для обучающихся 1-9 класса
Направление: социальное
Составитель дополнительной
образовательной программы:
учитель
2018
Пояснительная записка
Наше общество переживает период переоценки ценностей:
напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками образовательного учреждения.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Мой мир».
При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовались положениями личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.) о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, педагогики Рудольфа Штейнера. В основу программы «Мой мир» положены следующие принципы:
принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Цель программы: Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи:
Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения.
Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.
Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
способность ставить цели и строить жизненные планы;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе.
Предметные результаты: У обучающихся формируется представление навыка планирования и умения эффективно распределять собственные дела, предотвратить возникновение состояния перегрузки, усталости, неверие в собственные силы, когда подросток считает, что он «всё равно не справится, не стоит и стараться». К тому же соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное развивает у обучающихся навык самоконтроля, самоорганизации и устойчивости к внешнему давлению.
У обучающихся формируется представление о внимании (как одна из важнейших психологических функций человека, позволяют обучающимся самостоятельно оценить характеристики своего внимания, но и помогут развить эту способность.
Учатся оценивать свои черты характера, формируется представления о хороших и плохих поступках, умение прогнозировать последствия поступков.
Программа дает возможность обучающимся задумать о своих желаниях, способностях и возможностях, т. е. уметь оценивать себя. От самооценки человека зависят его отношения с окружающими, его требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.
Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением,
- извлекать необходимую информацию из текста,
- определять и формулировать цель в совместной работе,
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях,
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит,
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми,
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого,
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять,
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях,
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости,
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта,
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию,
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии,
- учиться контролировать свою речь и поступки,
- учиться толерантному отношению к другому мнению,
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении,
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей,
- формулировать своё собственное мнение и позицию.
- учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Содержание курса
1-3 класс (5 ч.)
Я – неповторимый человек
Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются. Упражнение « Горка». Задание « Кленовые листочки». (сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках».
Что в имени моем?
Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ
« Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие « Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение « Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка».
Посеешь характер - пожнешь судьбу
Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня?
Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило:
избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение « Каким я себе нравлюсь»
Ответственность и я
Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Чтение и анализ художественных произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Игра «Сказочное путешествие»(вопросы по сказкам).Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям?
Моя внимательность и внимание
Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые – задания: «Найди одинаковые предметы», « Найди игрушку», «Что это?», « Что появилось?», «Найди отличия», « Что потерялось?».
2-4 класс (6 ч.)
Добро и зло
Что такое добро? Решение проблемных ситуаций. Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему? Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко
«Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».
Какими в жизни следует быть?
Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений.
Я и мое настроение
Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я- веселый, я- хмурый»
Эмоции и мое поведение
Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Как управлять своими эмоциями? (правила)
Вредные привычки
Знакомство с понятием «вредные привычки».
Игра «Достоинства и недостатки». Слушание сказки «Привычки». Какие вы знаете пословицы о привычках? Разыгрывание ситуаций из жизни детей. Какое поведение считается культурным? Над какими вредными привычками вы решили поработать, чтобы избавиться от них?
Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо?
Что значит быть трудолюбивым? Быть трудолюбивым – это хорошо лил плохо? Что такое лень? Упражнение «Что делать, если я ничего не хочу делать». Игра « К нам гости пришли…»(ситуации). Упражнение « Трудолюбивый - ленивый стульчик». Практическое задание: « Покупка молока» (ситуация). Чтение и анализ художественных
произведений.
5 класс (6 ч.)
Здесь и сейчас мы собрались. Легко ли быть учеником. Эмоциональное отношение к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения взрослого. Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе. Форма работы: этическая беседа, познавательная беседа.
Умение слышать и слушать. Правила честного спора. Понятие активного слушания. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека. Форма работы: игровая. Беседа. Занятия с использованием художественных средств выразительности.
Как избежать конфликтов. Сплоченность и доверие. Актуализация опыта детей, связанного с ситуацией «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», « когда при мне кого-то дразнят»; психологические средства избегания конфликта.
Выяснение представлений детей о понятиях «командный дух», «единство», «ответственность за общее дело»; практические задания по осознанию данных понятий.
Как преодолеть негативные эмоции. Определение способов, помогающих справляться с негативные эмоции; практическое применение данных способов в конкретных ситуациях.
Правила здорового питания. Воспитание желание здорового образа жизни путем формирования понимания основного рационального сбалансированного питания учащимися.
Мои достижения. Самоанализ деятельности данного направления
6-7 класс (6 ч.)
Если хочешь быть здоров, закаляйся. Нужно ли соблюдать режим дня? Азбука правильного питания. Профилактика простудных заболеваний. Составляем правила здорового образа жизни. Участие в осеннем беговом кроссе.
На пороге Новый год. Традиции и обычаи нового года на Руси. Традиции и обычаи встречи нового года в других странах. Новогодние стихи и песни. Фотовыставка: «Как встречают новый год в моей семье». Загадываем желания под новый год.
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Изучаем Конвенцию о правах ребенка. От кого надо защищать детей? Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Обсуждение отрывка из рассказа Чехова «Ванька». Викторина: «Права литературных героев».
Мама – это слово святое. Образ Матери в стихах, рассказах, произведениях искусства. «Загляните в мамины глаза» - правильно ли я поступаю в той или иной ситуации. Мое отношение к маме (пишем маме письмо).
Нравственные ценности жизни. Размышления о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении», о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия. Поступки добрые и злые. Доброе слово и кошке приятно (об отношении к животным
Мои таланты и увлечения. Выставка поделок, коллекций, фотографий домашних питомцев. Мини-сочинение на тему: «Какой я? Кто я?»
8-9 класс
Как готовить себя к будущей профессии. Определение «профессия», «специализация». Подготовка к профессиональной деятельности. Значение трудовой деятельности.
Составление профессиограммы. Определение профессиограммы. Способы ее составления. Знакомство с профессиями. Информация по профессиям.
Профессиональные интересы, склонности и способности. Профессиональный интерес: сущность понятия, признаки, значение. Практическое занятие "Карта интересов"-2 часа Задатки способностей. Профессиональная родословная.
Свойства нервной системы и профессиональная деятельность. Тип нервной системы, свойства нервной системы, индивидуальный стиль деятельности в зависимости о типа нервной системы. Тип темперамента.
Знакомство с типом профессий. Типы профессий. «Человек-человек», «человек-техника», человек-знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ».
«Путь к цели». Постановка цели на будущее. Как добиться успеха в трудовой деятельности? Что необходимо для этого сделать?
Формы и методы работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
занятия с использованием художественных средств выразительности;
упражнения;
тренинги;
экскурсии;
тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1-3 | ||
1 | Я – неповторимый человек | 1 |
2 | Что в имени моем? | 1 |
3 | Посеешь характер – пожнешь судьбу | 1 |
4 | Ответственность и я | 1 |
5 | Моя внимательность и внимание | 1 |
2-4 | ||
1 | Добро и зло | 1 |
2 | Какими в жизни следует быть | 1 |
3 | Я и мое настроение | 1 |
4 | Эмоции и мое поведение | 1 |
5 | Вредные привычки | 1 |
6 | Быть трудолюбивым – это хорошо или плохо | 1 |
5 класс | ||
1 | Здесь и сейчас м собрались. Легко ли быть учеником | 1 |
2 | Умение слышать и слушать. Правила честного спора | 1 |
3 | Как избежать конфликтов. Сплоченность и доверие | 1 |
4 | Как преодолеть негативные эмоции | 1 |
5 | Правила здорового питания | 1 |
6 | Мои достижения | 1 |
6-7 класс | ||
1 | Если хочешь быть здоров, закаляйся | 1 |
2 | На пороге Новый год | 1 |
3 | Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав | 1 |
4 | Мама – это слово святое | 1 |
5 | Нравственные ценности жизни | 1 |
6 | Мои талант и увлечения | 1 |
9 класс | ||
1 | Как готовить себя к будущей профессии | 1 |
2 | Составление профессиограммы | 1 |
3 | Профессиональные интересы, склонности и способности | 1 |
4 | Свойства нервной системы и профессиональная деятельность | 1 |
5 | Знакомство с типом профессий | 1 |
6 | Путь к цели | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Содержание | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
1 |
| Я – неповторимый человек | Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются. Упражнение « Горка». Задание « Кленовые листочки». (сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках».
| ученики научатся понимать основные признаки неповторимости человека, придут к осознанию собственной уникальности без возвышения над остальными людьми. | Регулятивные: целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | смыслообразование – осознают значение учебной деятельности. | |
2 |
| Что в имени моем? | Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ « Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие « Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение « Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка».
| совершенствовать представление о сущности и особенности имени; получить возможность рассказать о своём имени, о проведённом статистическом исследовании.
| познавательные: учиться, самостоятельно определять тему занятия, формировать учебные задачи и решать их, анализировать, обобщать, выделять главное, использовать на практике полученные знания регулятивные: применять освоенные способы действия, осуществлять самоконтроль и самооценку собственной деятельности. коммуникативные: учиться работать в парах, группах, оценивать действия партнёра, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| проявлять интерес к процессу чтения и поиска информации; использовать воображение, учиться уважительному отношению к товарищам, окружающим.
| |
3 |
| Посеешь характер – пожнешь судьбу | Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение « Каким я себе нравлюсь» | Учащиеся расширят представление о значимости ценности праведное поведение в становлении характера человека. | Познавательные УУД планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять,- обогатить представление о собственных возможностях и способностях,- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости,- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта. Коммуникативные УУД учиться контролировать свою речь и поступки, - учиться толерантному отношению к другому мнению, - учиться самостоятельно решать проблемы в общении,- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей,- формулировать своё собственное мнение и позицию.
| - Формирование к готовности и способности к саморазвитию
| |
4 |
| Ответственность и я | Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Чтение и анализ художественных произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Игра «Сказочное путешествие»(вопросы по сказкам).Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям?
| 1.осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей; | Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: | 1.Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; 2.формирование мотивации к обучению и познанию; целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; | |
5 |
| Моя внимательность и внимание | Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые – задания: «Найди одинаковые предметы», « Найди игрушку», «Что это?», « Что появилось?», «Найди отличия», « Что потерялось?».
| формируется представление о внимании (как одна из важнейших психологических функций человека, позволяют обучающимся самостоятельно оценить характеристики своего внимания, но и помогут развить эту способность | Регулятивные УУД -определять и формулировать цель в совместной работе,- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого,- соотносить результат с целью и оценивать его. Познавательные УУД - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять,- обогатить представление о собственных возможностях и способностях,- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости,
| - Формирование к готовности и способности к саморазвитию - сформировать мотивацию к учению и познанию | |
2-4 класс | |||||||
1 |
| Добро и зло | Что такое добро? Решение проблемных ситуаций. Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему? Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра –сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».
| Усвоение новых понятий, умение ими пользоваться. Осознание представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. | Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий: самоотверженность, святой, добро и зло, устанавливать причинно-следственные связи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке, предвидеть возможности получения конкретного результата, способность выделять осознавать учащимися того, что усвоено на уроке. Коммуникативные: умение признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.
| умение давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям, стремление совершать добрые поступки. | |
2 |
| Какими в жизни следует быть? | Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений | - формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям; -облагораживание души и сердца подростка;-обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей.
| Регулятивные УУД - Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе; - Развитие регуляции учебной деятельности; - Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний Познавательные УУД - умение видеть проблему; умение ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение терминам; делать выводы и умозаключения; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Коммуникативые УУД: формировать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение приносило радость; развивать навыки работы в группе; навыки самопознания; формирование эмпатического отношений к другим людям; формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве | Готовность и способность учащихся к саморазвитию, формирование мотивации к учению и познанию, социальной компетентности, личностных качеств | |
3 |
| Я и мое настроение | Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я- веселый, я- хмурый»
|
| Регулятивные УУД определять цель учебной деятельности; развитие устойчивости внимания, организация детей; анализировать свою работу; проявлять и использовать творческую работу Познавательная УУД воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы Коммуникативные УУД. Умение слышь и слушать; участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.
|
| |
4 |
| Эмоции и мое поведение | Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Как управлять своими эмоциями? (правила)
| 1. Обучение умению выражать свои эмоции 2. Выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации 3.Выявление предрасположенности к различным типам негативного поведения
| Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные:
| Действие смыслообразования. | |
5 |
| Вредные привычки | Знакомство с понятием «вредные привычки». Игра «Достоинства и недостатки». Слушание сказки «Привычки». Какие вы знаете пословицы о привычках? Разыгрывание ситуаций из жизни детей. Какое поведение считается культурным? Над какими вредными привычками вы решили поработать, чтобы избавиться от них? | Формирование представлений о пагубности вредных привычек для растущего человека, о профилактических мероприятиях, направленные на здоровый образ жизни подростков | Познавательные УУД: знать пагубность влияния вредных привычек на здоровье человека. Коммуникативные УУД: работа с информацией, выработка основных навыков профилактики табакокурения. Регулятивные УУД: выработать стойкое неприятие к курению табака.
|
| |
6 |
| Быть трудолюбивым – это хорошо или плохо | Что значит быть трудолюбивым? Быть трудолюбивым – это хорошо лил плохо? Что такое лень? Упражнение «Что делать, если я ничего не хочу делать». Игра « К нам гости пришли…»(ситуации). Упражнение « Трудолюбивый - ленивый стульчик». Практическое задание: « Покупка молока» (ситуация). Чтение и анализ художественных произведений. | Обучающиеся смогут характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. | регулятивные: обучающиеся смогут определять основные проблемы темы; планировать учебную деятельность для решения проблем. коммуникативные: обучающиеся смогут уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; излагать свое мнение по проблеме: «Труд – источник всех богатств или основное условие человеческой жизни?», аргументируя его. познавательные: обучающиеся смогут объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества; различать материальную и моральную оценку труда; точно выражать свои знания о том, что создается трудом человека.
| обучающиеся смогут определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде; содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии. |
5 класс
№ | Дата | Тема занятия | Содержание | Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 |
| Здесь и сейчас мы собрались. Легко ли быть учеником | Эмоциональное отношение к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения взрослого. Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе. Форма работы: этическая беседа, познавательная беседа
|
| Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий: самоотверженность, святой, добро и зло, устанавливать причинно-следственные связи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке, предвидеть возможности получения конкретного результата, способность выделять осознавать учащимися того, что усвоено на уроке. Коммуникативные: умение признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.
| Готовность и способность учащихся к саморазвитию, формирование мотивации к учению и познанию, социальной компетентности, личностных качеств |
2 |
| Умение слушать и слышать. Правила честного спора. | Понятие активного слушания. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека. Форма работы: игровая. Беседа. Занятия с использованием художественных средств выразительности
| помочь осознать важность умения слушать и слышать в процессе общения с окружающими людьми; помочь учащимся в овладении правилами хорошего слушания, побудить к работе над собой. | Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий: самоотверженность, святой, добро и зло, устанавливать причинно-следственные связи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке, предвидеть возможности получения конкретного результата, способность выделять осознавать учащимися того, что усвоено на уроке. Коммуникативные: умение признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.
| Готовность и способность учащихся к саморазвитию, формирование мотивации к учению и познанию, социальной компетентности, личностных качеств |
3 |
| Как избежать конфликтов. Сплоченность и доверие | Актуализация опыта детей, связанного с ситуацией «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», « когда при мне кого-то дразнят»; психологические средства избегания конфликта. Выяснение представлений детей о понятиях «командный дух», «единство», «ответственность за общее дело»; практические задания по осознанию данных понятий; Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный. Формы: фронтальная, групповая. | Познакомить обучающихся с понятием «конфликт». 2.Изучить виды конфликтов и причины их возникновения. 3.Рассмотреть основные тактики поведения в конфликтных ситуациях. 4.Развивать и закреплять умения и навыки правильного разрешения конфликтных ситуаций.
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
| проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
4 |
| Как преодолеть негативные эмоции. | Определение способов, помогающих справляться с негативные эмоции; практическое применение данных способов в конкретных ситуациях. Форма работы: фронтальная, групповая
| -сформировать у учащихся понятие о способах снятия негативных эмоций; | регулятивные: принимать и решать учебную проблему, контролировать свои эмоции. | умение выполнять познавательные и практические задания; |
5 |
| Правила здорового питания | Воспитание желание здорового образа жизни путем формирования понимания основного рационального сбалансированного питания учащимися. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
|
- Учить выбирать полезные продукты для здорового питания, избегать пищевых отравлений. | регулятивные – умение планировать промежуточное действие, чтобы достигнуть полученный результат, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные - выполнение работы по выявлению наиболее ценных в пищевом отношении пищевых продуктов. | Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. |
6 |
| Мои достижения | Самоанализ деятельности данного направления. | оценивания степени успешности личных достижений | Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные:
| Готовность и способность учащихся к саморазвитию, формирование мотивации к учению и познанию, социальной компетентности, личностных качеств |
6 – 7 класс
№ | Дата | Тема занятия | Содержание | Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 |
| Если хочешь быть здоров, закаляйся! | Нужно ли соблюдать режим дня? Азбука правильного питания. Профилактика простудных заболеваний. Составляем правила здорового образа жизни. Участие в осеннем беговом кроссе. | - Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья. - Рассмотреть некоторые формы закаливания. - Познакомить с простейшими правилами закаливания и первыми шагами по закаливанию организма. - Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма.
| Регулятивные: контроль и самоконтроль – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – обсуждать правила закаливания, осознавать, что занятия спортом тоже закаляют человека. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
| самоопределение – проявляют готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения. |
2 |
| На пороге Новый год. | Традиции и обычаи нового года на Руси. Традиции и обычаи встречи нового года в других странах. Новогодние стихи и песни. Фотовыставка: «Как встречают новый год в моей семье». Загадываем желания под новый год. | познакомить детей с историей и традициями праздника Нового года в разных странах; выучить имена Дедов Морозов в разных странах мира; развивать чёткую и грамотно поставленную речь; воспитывать любовь к традициям своего народа. | Регулятивные: контроль и самоконтроль – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – обсуждать правила закаливания, осознавать, что занятия спортом тоже закаляют человека. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
| формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства; формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам. развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
|
3 |
| Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. | Изучаем Конвенцию о правах ребенка. От кого надо защищать детей? Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Обсуждение отрывка из рассказа Чехова «Ванька». Викторина: «Права литературных героев». | Познакомить учащихся с правами и обязанностями; формировать представление о группах прав | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему урока, цель своей деятельности; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; работать в паре, группе. Познавательные УУД: - извлекать информацию; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства; формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам. развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
|
4 |
| Мама- это слово святое. | Образ Матери в стихах, рассказах, произведениях искусства. «Загляните в мамины глаза» - правильно ли я поступаю в той или иной ситуации. Мое отношение к маме (пишем маме письмо). | - Воспитание уважительного отношения к матери, к женщине. - Развитие познавательных интересов, расширение общего кругозора. - Воспитание внимательности, заботливости, уважительного отношения к матери; - Воспитание чувства прекрасного.
| Регулятивные: контроль и самоконтроль – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – обсуждать правила закаливания, осознавать, что занятия спортом тоже закаляют человека. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
| формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства; формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам. развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
|
5 |
| Нравственные ценности жизни.
| Размышления о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении», о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия. Поступки добрые и злые. Доброе слово и кошке приятно (об отношении к животным).
| - познакомить с ценностными ориентирами в жизни человека, - развивать познавательный интерес, ответственность за свое поведение, умение выражать искренние добрые чувства, рассуждать, - воспитывать гуманное и справедливое отношение к окружающему миру.
| Регулятивные: контроль и самоконтроль – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – обсуждать правила закаливания, осознавать, что занятия спортом тоже закаляют человека. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
| формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства; формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам. развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
|
6 |
| Мои таланты и увлечения | Выставка поделок, коллекций, фотографий домашних питомцев. Мини-сочинение на тему: «Какой я? Кто я?» | Расширить кругозор детей, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию; 2. Побуждать к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов; 3. Воспитать понимание ценности каждого человека | Регулятивные: контроль и самоконтроль – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – обсуждать правила закаливания, осознавать, что занятия спортом тоже закаляют человека. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства; формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам. развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
|
8-9 класс
№ | Дата | Тема занятия | Содержание | Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 |
| Как готовить себя к будущей профессии | Определение «профессия», «специализация». Подготовка к профессиональной деятельности. Значение трудовой деятельности. Активное обсуждение вопроса, развивающие и релаксационные упражнения | 1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни; 2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность; 3) Помочь учащимся осознать понятие «осознанного выбора профессии», из составляющих «хочу», «могу» и «надо». 4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.
| Регулятивные УУД- высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. - давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | - воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; - формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
|
2 |
| Составление профессиограммы | Определение профессиограммы. Способы ее составления. Знакомство с профессиями. Информация по профессиям. Изучение теоретического материала, методики составления, практическое составление | Предметные: | Регулятивные УУД - высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. - давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; |
3 |
| Профессиональные интересы, склонности и способности | Профессиональный интерес: сущность понятия, признаки, значение. Практическое занятие "Карта интересов"-2 часа Задатки способностей. Профессиональная родословная. Тестирование, анкетирование, активное обсуждение вопроса | Знать: понятия профессионального интереса, склонностей человека. понятие способностей, видов способностей, этапов развития способностей. Уметь: различать профессиональный интерес от интереса непрофессионального. сопоставлять свои способности по предметам с планируемыми профессиональными планами
| проявляют умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; умения самоконтроля, самооценки. | самооценка умственных и физических способностей в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; |
4 |
| Свойства нервной системы и профессиональная деятельность | Тип нервной системы, свойства нервной системы, индивидуальный стиль деятельности в зависимости о типа нервной системы. Тип темперамента. Тестирование, анкетирование, активное обсуждение вопроса | познакомить учащихся с некоторыми свойствами нервной системы, показать их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения человека, раскрыть ее значение в профессиональной деятельности. | проявляют умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; умения самоконтроля, самооценки. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
5 |
| Знакомство с типом профессий | Типы профессий. «Человек-человек», «человек-техника», человек-знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ». Тестирование, анкетирование, активное обсуждение вопроса | Знать понятие предмета труда. Уметь различать профессии по типам профессий. Уметь находить предмет.
| а) Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям, к соблюдению норм и правил культуры труда б)Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при работе с различными источниками информации, включая энциклопедии, словари Интернет-ресурсы и другие базы данных при выполнении опережающего задания вне урока. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладение элементами организации умственного и физического труда. |
6 |
| «Путь к цели» | Составление плана | Знать: пути получения профессии. Уметь: ориентироваться в большом количестве источников информации о профессиях, путях получения профессии. | проявляют умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, |
Список литературы
Начальные классы
Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П Звездина, Т.П. Щербакова. – М : ТЦ Сфера, 2004.
Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.
Кащенко, В.В. Школа оптимизма : Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М. : ВАКО, 2008. – 160 с.
Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с.
Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М. : Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.
Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.
Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.
Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова. – М. : АРКТИ, 2006 . – 312 с.
Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно- развивающая программа для 5-8 лет / авт. сост. Н.В.Макарычева. - М. : АРКТИ, 2010. – 80 с.
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб. : Речь,2007. - 296с.
Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб. : 2007. – 224 с.
Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. / Л.М. Шипицина. - СПб. : Издательство « Союз», 2004. – 336 с.
5-9 класс
Вачков Методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. М.: "Ось-89",2002.
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. , . – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Обучение жизненно важным навыкам. / - Санкт-Петербург: Образование - Культура,2002.
Рычкова Поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-практическое пособие. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000.
Левина Себя сам / , , .- М.: Народное образование. 2001.
Федорова Подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.
Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003.
Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьёй. Москва: Педагогическое общество России, 2002.
Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Москва: Педагогическое общество России, 2000.
Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга. Москва: «Школьная пресса», 2003.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Москва: 2000.
В.Р.Шмидт Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8-11классы [Текст] / Шмидт В.Р..М.:Творческий центр. 2006г
Волков Б.С., Волкова Н.В. «Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие» [Текст] / Волков Б.С., Волкова Н.В. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 208с.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения [Текст] / Пряжников Н.С– М.: Академия, 2008. – 258 с.
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Ученое пособие. [Текст] / ПряжниковН.С. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. [Текст] / ПряжниковН.С. – М.: Академия, 2008. – 368 с.