СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности здоровьесберегающего направления «На лесной тропинке» 1-4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1-4 класса.  На основе методического пособия «Здоровьесберегающие технологии», «Младшие школьники после уроков», тематического планирования авторов Болонов Г.П., Болонова Н.В.

Цель курса: создание условий для формирования и сохранения физического, нравственного, психического  здоровья школьников через целостное восприятие мира.

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности здоровьесберегающего направления «На лесной тропинке» 1-4 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49» города Магнитогорска





Принято Утверждаю______________

на педагогическом совете директор МОУ «СОШ № 49»

протокол № ___ от «___» ____ 20___ г. Тросиненко Е.В.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

здоровьесберегающего направления

«На лесной тропинке»

1-4 класс









Рабочую программу разработала Цыплакова Н.В.

Должность: учитель начальных классов

Квалификационная категория: первая

Подпись разработчика: _________________



Согласовано

На методическом объединении

Протокол № ___ от «___» ____ 20___ г.



Магнитогорск, 2015 год

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и методических рекомендаций:

Нормативные документы

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании» (редакция от 23.07.2013);

  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986;

  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106;

  6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г.;




Региональный уровень

1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961. 3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.

4. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.





Муниципальный уровень

Приказ о введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Магнитогорском городском округе № 332 от 24.06.2010



Школьный уровень

1. О переходе начальной школы на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего образования. Приказ от 01.09.2011 № 121-П

2.Положение о рабочих программах в МОУ «СОШ №49» от 28.05.2015 г.


Рабочая программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1-4 класса.  На основе методического пособия «Здоровьесберегающие технологии», «Младшие школьники после уроков», тематического планирования авторов Болонов Г.П., Болонова Н.В. Программа соответствует заказу общественности об организации внеурочной деятельности































Цели и задачи


Цель курса: создание условий для формирования и сохранения физического, нравственного, психического здоровья школьников через целостное восприятие мира.

Задачи курса:

  • освоение основных социальных норм, необходимых для безопасной жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе;

  • развитие природных задатков и навыков детей, способствующих их личностному самовыражению;

  • освоение технологии здорового образа жизни; усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;

  • развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

  • -оздоровление в активной деятельности на природе;

  • вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую деятельность (проведение наблюдений, опытов и др.);

  • развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью.



































Общая характеристика

Программа внеурочной деятельности по здоровьесберегающему направлению «На лесной тропинке» состоит из 7 разделов:

  1. «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;

  2. «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

  3. «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;

  4. «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения, обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;

  5. «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;

  6. «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;

  7. «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Программа внеурочной деятельности по здоровьесберегающему направлению «На лесной тропинке» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.













Место курса в учебном плане

На изучение курса «На лесной тропинке» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе 33 ч, во 2-4 классах –по 34 ч





















































Личностные, метапредметные и предметные результаты

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «На лесной тропинке» является формирование следующих умений:

  1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

  3. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  4. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  5. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  6. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  5. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.


3. Коммуникативные УУД:

  1. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  2. Слушать и понимать речь других.

  3. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  1. осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  2. социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.



Планируемые результаты

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека.

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,

- экологическое мышление;

- мотивация к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.

Предметные

Обчающиеся научатся:

- выполнять правила поведения на занятиях по общефизической подготовке;

- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;

- называть правила ведения ЗОЖ;

- называть основные физические качества человека;

Метапредметные

Регулятивные

Обчающиеся научатся:

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- следовать на занятиях инструкциям учителя;

- вносить коррективы в свою работу.

Обчающиеся получат возможность научиться:

- понимать цель выполняемых действий;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;

- работать индивидуально и в группе;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- беречь и защищать природу, развивать экологическое мышление.

Познавательные

Обчающиеся научатся:

-- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура », «физические упражнения»,

- определять влияние занятий физическими упражнениями на здоровье человека.

Обчающиеся получат возможность научиться:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, характеризовать основные физические качества.

Коммуникативные

Обчающиеся научатся:

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- выслушивать друг друга;

- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновения физической культуры, о личной гигиене;

Обчающиеся получат возможность научиться:

- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе;

-слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

















































Содержание программы


Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «На лесной тропинке» состоит из четырёх частей:

1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.

№ п/п


Содержание программы (разделы)

Количество часов по примерной программе

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Коррекция и обоснование

1

Введение «Вот мы и в школе».



4


2

Питание и здоровье



5


3

Моё здоровье в моих руках



7


4

Я в школе и дома



6


5

Чтоб забыть про докторов



4


6

Я и моё ближайшее окружение



3


7

«Вот и стали мы на год взрослей»



4



ИТОГО


33ч.

33ч.



2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятиеоб иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.


№ п/п


Содержание программы (разделы)

Количество часов по примерной программе

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Коррекция и обоснование

1

Введение «Вот мы и в школе».



4


2

Питание и здоровье



5


3

Моё здоровье в моих руках



7


4

Я в школе и дома



6


5

Чтоб забыть про докторов



4


6

Я и моё ближайшее окружение



4


7

«Вот и стали мы на год взрослей»



4



ИТОГО

34

34

34



3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.

№ п/п


Содержание программы (разделы)

Количество часов по примерной программе

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Коррекция и обоснование

1

Введение «Вот мы и в школе».



4


2

Питание и здоровье



5


3

Моё здоровье в моих руках



7


4

Я в школе и дома



6


5

Чтоб забыть про докторов



4


6

Я и моё ближайшее окружение



4


7

«Вот и стали мы на год взрослей»



4



ИТОГО


34

34



4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

№ п/п


Содержание программы (разделы)

Количество часов по примерной программе

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Коррекция и обоснование

1

Введение «Вот мы и в школе».



4


2

Питание и здоровье



5


3

Моё здоровье в моих руках



7


4

Я в школе и дома



6


5

Чтоб забыть про докторов



4


6

Я и моё ближайшее окружение



4


7

«Вот и стали мы на год взрослей»



4



ИТОГО


34

34





















Календарно-тематическое планирование


1 класс

«Первые шаги к здоровью»

Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.

Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год



№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего,

час.

В том числе


Форма

контроля


лекции

практи-ческие

занятия

I

Введение «Вот мы и в школе».

4

1

3

праздник

II

Питание и здоровье

5

3

2

викторина

III

Моё здоровье в моих руках

7

3

4

Викторина

IV

Я в школе и дома

6

3

3

Игра - викторина

V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

Круглый стол

VI

Я и моё ближайшее окружение


3

1

2

Ролевая игра

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»


4

2

2

Диагностика


Итого:

33

14

19



2 класс

«Если хочешь быть здоров»

Цель:культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

Режим занятий: 1 час в неделю(34 часа)


№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего,

час.

В том числе


Форма

контроля


лекции

практи-ческие

занятия

I

Введение «Вот мы и в школе».

4

1

3

КВН

II

Питание и здоровье

5

3

2

викторина

III

Моё здоровье в моих руках

7

3

2

За круглым столом

IV

Я в школе и дома

6

3

3

КВН

V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

«Разговор о правильном питании» конкурс

VI

Я и моё ближайшее окружение


4

2

2

Школьная научно – практическая конференция

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»


4

2

2

Диагностика


Итого:

34

16

18



3 класс

«По дорожкам здоровья»

Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.

Режим занятий: 1 час в неделю


№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего,

час.

В том числе


Форма

контроля


лекции

практи-ческие

занятия

I

Введение «Вот мы и в школе».

4

1

3

праздник

II

Питание и здоровье

5

3

2

викторина

III

Моё здоровье в моих руках

7

3

4


IV

Я в школе и дома

6

3

3


V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3


VI

Я и моё ближайшее окружение


4

2

2

Соревнование

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»


4

2

2

Диагностика


Итого:

34

16

18



4 класс

«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»

Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

Режим занятий: 1 час в неделю


№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего,

час.

В том числе


Форма

контроля


лекции

практи-ческие

занятия

I

Введение «Вот мы и в школе».

4

1

3

Круглый стол

II

Питание и здоровье

5

3

2

КВН

III

Моё здоровье в моих руках

7

4

3

Викторина

IV

Я в школе и дома

6

3

3

Игра- викторина

V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

«Разговор о правильном питании»

VI

Я и моё ближайшее окружение

4

2

2

Научно- практическая конференция

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2

2

Диагностика Книга здоровья


Итого:

34

16

18