Предмет:АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Аннотация
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия "адаптивная физическая культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная", что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что обучающиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей обучающихся, так как воспитанники представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (речь и альтернативная коммуникация, математические представления, изобразительная деятельность, предметно-практическая деятельность), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучающихся являются:
1) освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
3) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
6) освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
7) освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие
Предметными результатами являются:
1) правильное выполнение упражнений;
2) расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья;
3) обучение и применение дыхательной гимнастики.
Содержание предмета.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево ). Ползание на четвереньках. Прыжки на двух ногах .Прокатывание мяча двумя руками друг другу. Перешагивание через препятствие.
Ходьба.
Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе.
Прыжки.
Прыжки на двух ногах на месте ,с продвижением вперед (назад, вправо, влево).
Тематический планирование
№п\п | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. | 3 |
2 | Ходьба | 2 |
4 | Прыжки. | 3 |
5 | Ползание, лазание. | 1 |
Итого | | 9 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт |
1 | Т.Б.на занятиях лёгкой атлетикой Произвольный вдох (выдох) через рот (нос) | | | |
2 | Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев, сгибание пальцев в кулак. | | | |
3 | Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. | | | |
4 | Ходьба между предметами. Соблюдение правил игры «Болото». | | | |
5 | Прокатывание мяча двумя руками друг другу. «Запомни порядок». | | | |
6 | Поскоки на месте на двух ногах | | | |
7 | Прыжки на месте на двух ногах. Игра «Отгадай по голосу» | | | |
8 | Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия (веревку, невысокие предметы) с помощью учителя. Игра «Слушай сигнал» | | | |
9 | Беговые упражнения | | | |
10 | Челночный бег 3*10 | | | |
11 | Многоскоки | | | |
12 | Прыжки в длину с места. | | | |
13 | Прыжки в длину с места. | | | |
14 | Прыжки в длину с 3-4 шагов | | | |
15 | Прыжки в длину с 3-4 шагов | | | |
16 | Подвижные игры на свежем воздухе. | | | |
17 | Т.Б.на занятиях гимнастикой | | | |
18 | Упоры. Висы. | | | |
19 | Упоры .Висы. | | | |
20 | Стойка на лопатках. | | | |
21 | Упражнения в равновесии. | | | |
22 | Стойка на лопатках. | | | |
23 | Упражнения в равновесии | | | |
24 | Стойка «мостик» | | | |
25 | Упражнения со скакалкой | | | |
24 | Упражнения с обручем | | | |
25 | Стойка «мостик» | | | |
26 | Прыжки со скакалкой | | | |
27 | Поднимание туловища.Отжимание | | | |
28 | Поднимание туловища.Отжимание | | | |
29 | Упражнения в равновесии | | | |
30 | Повторение различных видов гимнастических упражнений | | | |
31 | Повторение различных видов гимнастических упражнений | | | |
32 | Повторение различных видов гимнастических упражнений | | | |
33 | Т.Б.на занятиях лыжной подготовкой | | | |
34 | Надевание ботинок ,крепление лыж | | | |
35 | Скользящий шаг | | | |
36 | Скользящий шаг | | | |
37 | Скользящий шаг без палок | | | |
38 | Скользящий шаг без палок | | | |
39 | Попеременный ход | | | |
40 | Попеременный ход | | | |
41 | Попеременный ход | | | |
42 | Попеременный ход без палок | | | |
43 | Попеременный ход без палок | | | |
44 | Передвижение на лыжах | | | |
45 | Передвижение на лыжах | | | |
46 | Передвижение на лыжах | | | |
47 | Передвижение на лыжах | | | |
48 | Повороты переступанием | | | |
49 | Повороты переступанием | | | |
50 | Повороты переступанием | | | |
51 | Прохождение дистанции до 1500м | | | |
52 | Прохождение дистанции до 1500м | | | |
53 | Т.Б.на занятиях легкой атлетикой и спортивными играми | | | |
54 | Беговые упражнения | | | |
55 | Подскоки ,многоскоки | | | |
56 | Бег 60м | | | |
57 | Прыжковые упражнения | | | |
58 | Спортивные игры | | | |
59 | Правила игры в пионербол | | | |
60 | Подача мяча | | | |
61 | Прыжки в длину с места | | | |
62 | Прыжки в длину с места | | | |
63 | Прыжки в длину с разбега | | | |
64 | Бег30,60м | | | |
65 | Бег30,60м | | | |
66 | Челночный бег | | | |
67 | Челночный бег | | | |
68 | Подвижные игры | | | |
69 | Подвижные игры | | | |
70 | Подвижные игры | | | |