СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по черчению 8 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно- технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения. В изучении курса черчения используются следующие методы: Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по черчению 8 класс»

Рабочая программа по черчению 8 класс


Пояснительная записка


Рабочая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский,В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2011, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//Москва 2006.


Общая характеристика учебного предмета. Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно- технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения. В изучении курса черчения используются следующие методы: Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.

Цели и задачи курса:

Программа ставит целью: научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

  • обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

развить пространственные воображения и представления, пространственные логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

  • обучить основным правилам приемам построения графических изображения, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

  • -содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

  • научить пользоваться учебниками и справочным материалом, сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно.

  • привить учащимся культуру графического труда.


Изучение курса черчения в 8 классе рассчитано на 68 часов, 2 час в неделю.


Формы контроля и возможные варианты его проведения

Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа, самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).

Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

Самоконтроль;

Фронтальный контроль;

Контроль графических и практических работ.

Программа курса направлена на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

  1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В программе отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач с творческим содержанием.

  2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. Программа предусматривает решение разноплановых графических задач, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные компоненты творческого мышления. Изучение программы способствует развитию пространственных представлений учащихся.

  3. Обучение базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью, задания моделируют элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имеют прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В программе отражены межпредметные связи черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой.

  4. Учитываются индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.), совершенствуется уровень их развития.

  5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.

Для повышения эффективности урока, предусмотрены следующие подходы к обучению:

  1. Равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей.

  2. Сведены к минимуму непродуктивные элементы графической деятельности.

  3. Обучение выполнению графических построений без отрыва от обучения методу проекций.

  4. При проведении и оценке первых графических работ и последующих уделяется внимание качеству их выполнения.

  5. В качестве объектов при обучении ортогональному проецированию выбираются предметы, имеющие прямые и наклонные элементы, что активизирует представления в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета.

  6. Обучение ортогональному проецированию производится последовательно на одну, две и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.

  7. При выполнении чертежей по моделям, а также при эскизировании с натуры организуется наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, формируя пространственные представления об объекте.

  8. Формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и аксонометрических проекциях осуществляется с минимальным разрывом во времени.

  9. Обучение аксонометрическим проекциям (диметрии и изометрии) проводится одновременно в плане их сравнения, обращая внимание учащихся на выбор аксонометрической проекции в зависимости от формы объекта и на рациональную последовательность его изображения.

  10. При обучении выполнению разрезов и сечений используется подход, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений. Природа образования разрезов и сечений едина – мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различие между ними, сравнит их возможности, он сможет сознательно пользоваться изображениями.

  11. В основу упражнений, графических и практических работ положены разноплановые графические задачи:

    • построение аксонометрии по чертежу и наоборот;

    • построение третьей проекции по двум заданным;

    • построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;

    • сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;

    • оперирование развертками;

    • связь чертежа с разметкой;

    • реконструкция изображений;

    • построение изображений в аксонометрии с вырезом;

    • выполнение различных разрезов и сечений;

    • занимательные задачи;

    • графические диктанты;

    • преобразование формы и пространственного положения объектов;

    • с творческим содержанием.

Творческие задачи подразделяются на два вида. Пропедевтические творческие задачи не имеют проектного содержания. Их решение учащимися предусматривает применение знаний по пройденному разделу курса и формирование готовности к решению задач более высокого уровня. Таковыми являются задачи с элементами проектной деятельности (технического конструирования, дизайна). Для урочных заданий рекомендуются задачи с элементами конструирования, для решения которых у школьников имеется наибольшая предварительная подготовка.

  1. Работа с учебником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) неотъемлемая часть учебного процесса.

  2. При обучении черчению используются учебные и наглядные пособия: плакаты, таблицы, модели, детали, мультимедиа презентации и т. д.

  3. Придается большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту, организации выставок работ учащихся, проведению конкурсов, олимпиад.



Планируемые результаты освоения предмета «Черчение»

Учащиеся должны знать:

- приемы работы с чертежными инструментами;

-простейшие геометрические построения;

-приемы построения сопряжений; основные сведения о шрифте;

-правила выполнения чертежей;

-основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

-принципы построения наглядных изображений.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

-осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

-читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов; анализировать графический состав изображений; выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

-читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски; проводить самоконтроль -правильности и качества выполнения простейших графических работ;

- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;

- выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой;

-приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.

Содержание учебного предмета «Черчение»


Раздел 1. Повторение сведений о способах проецирования.

Раздел 2. Сечения и разрезы.

Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Графическая работа №12. Эскиз. Детали с выполнением сечений. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов Обозначение разрезов. Условные обозначения материалов в сечениях и разрезах Местный разрез Решение занимательных задач. Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза. Решение графических задач. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о разрезах и сечениях. Аксонометрические изображения с разрезами. Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Построение разрезов в аксонометрических проекциях. Подготовка к графической работе. Графическая работа №13. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза. Подготовка к графической работе

Графическая работа №14. Чертеж детали с применением разреза. Выбор количества изображений и главного изображения

Условности и упрощения на чертежах. Подготовка к практической работе. Практическая работа №15. Чтение чертежей. Графическая работа №16. Эскиз с натуры. Решение занимательных задач

Раздел 3. Сборочные чертежи

Общие сведения о соединениях деталей. Стандартные детали. Изображение и обозначение резьбы. Как работать со справочным материалом.

Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Изображение болтовых соединений. Изображение шпилечных соединений. Графическая работа №17. Чертежи резьбового соединения. Изображение шпоночных соединений. Изображение штифтовых соединений. Изображение винтовых соединений. Соединение деталей заклепками. Соединение деталей сваркой, пайкой и склеиванием. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Спецификация. Разрезы на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей.

Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Практическая работа №18. Чтение сборочных чертежей.

Понятие о деталировании. .Графическая работа №19. Деталирование. Подготовка к практической работе. Практическая работа №20. Решение творческих задач с элементами конструирования.

Раздел 4. Чтение строительных чертежей

Основные особенности строительных чертежей. Масштабы строительных чертежей. Размеры на строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей. Подготовка к практической работе. Практическая работа №21. Чтение строительных чертежей (с использованием справочных материалов).

Раздел 5. Повторение. Подготовка к контрольной графической работе. Графическая работа №22. Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы. Решение занимательных задач. Обзор разновидностей графических изображении



Тематическое планирование по предмету «Черчение»


Разделы

Количество часов

1

Повторение сведений о способах проецирования

1

2

Сечения и разрезы

28

3

Сборочные чертежи

25

4

Чтение строительных чертежей

7

5

Повторение

7


Всего:

68

Календарно - тематическое планирование по черчению 8 класс

Авторы учебника: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. Москва «Астрель» 2011

Всего: 68 часов.

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Требования к уровню достижений

план

факт

I четверть

1



Повторение сведений о способах

проецирования

1

§19 Упр45

Уметь решать занимательные задачи, выполнять чертежи деталей. Навыки графического построения

Сечения и разрезы – 28 часов

2



Общие сведения о сечениях и разрезах

1


§20

Знать сведения о сечениях. Уметь находить сечения по чертежу в прямоугольных проекциях.

3



.Назначение сечений

1

§21

Уметь определять места сечений. Ознакомить учащихся с типичными конструктивными элементами деталей для выявления формы, которых необходимо применение сечений.

4



Правила выполнения сечений

1

§22. Принести формат

Знать обозначения сечений на чертеже и особенности выполнения сечений. Уметь находить сечения по чертежу в прямоугольных проекциях. Формирование навыков построения сечений

5



Графическая работа №12. Эскиз

детали с выполнением сечений.

1

§20-22

Закрепление ЗУН по выполнению эскиза детали с выполнением сечений.

6



Назначение разрезов

1

§23

Знать назначение разрезов, различие между разрезами и сечениями; простые разрезы. Уметь находить и начертить

простые разрезы по чертежу в прямоугольных проекциях. Формирование навыков построения целесообразных разрезов

7



Правила выполнения разрезов

1

§24

Знать правила выполнения разрезов. Уметь выполнять разрезы

8



Обозначение разрезов

1

§24.3

Знать обозначение разрезов, использование разомкнутой линии, положение стрелок, применение буквенных обозначений. Уметь находить и начертить простые разрезы по чертежу в прямоугольных проекциях. Навыки графического построения.

9



Условные обозначения материалов в сечениях и разрезах

1

§24.4

Знать условные обозначения материалов в разрезах

10



Местный разрез

1

§24.4

Знать назначение и обозначение местного разреза. Уметь правильно выбирать и чертить местный вид.

11



Решение занимательных задач

1

дочертить

Уметь решать занимательные задачи, выполнять чертежи деталей. Навыки работы чертежным инструментом.

12



Соединение части вида и части разреза

1


§25.1

Знать правила соединения части вида и части разреза.

13



Соединение половины вида и половины разреза

1


§25.2

Знать правила соединения вида и разреза, особенности нанесения размеров на половине вида и разреза. Уметь выполнять чертеж симметричных деталей. Навыки графического построения.

14



Решение графических задач

1

дочертить

Уметь решать графические задачи, выполнять чертежи деталей. Навыки работы чертежным инструментом.

15



Тонкие стенки и спицы на разрезе

1

§26


16



Другие сведения о разрезах и сечениях

1


§27

Знать некоторые графические обозначения материалов в сечениях.

17



Аксонометрические изображения с разрезами

1

§27.1

Знать правила выполнения аксонометрических изображений с разрезами

18



Применение разрезов в аксонометрических проекциях

1


§27.2

Знать в каких случаях применяют разрезы в аксонометрических проекциях. Навыки графического построения

II четверть

19



Построение разрезов в аксонометрических проекциях


1

§27.2

Знать правила нанесения штриховки при выполнении и разрезов. Уметь строить разрезы в аксонометрических проекциях. Навыки графического построения

20



Подготовка к графической работе

1

§23-27

формат

Закрепление навыков выполнения эскиза детали, совершенствование навыков резьбового соединения

-Формирование навыков самостоятельной работы


21



Графическая работа №13. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза

1




Закрепление ЗУН по начертанию эскиза детали с выполнением необходимого разреза

22



Подготовка к графической работе

1

формат

Закрепление навыков выполнения чертежа детали с применением разреза

23



Графическая работа №14. Чертеж детали с применением разреза

1

дочертить

Закрепление ЗУН по выполнению чертежа детали с применением разреза.

24



Выбор количества изображений и главного изображения

1

§28

Знать принципы выбора количества изображений и главного изображения.

25



Условности и упрощения на чертежах

1


§29

Знать определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах.

26



Подготовка к практической работе

1

дочертить

Закрепление навыков чтения чертежей, формирования навыков самостоятельной работы, графического построения

27



Практическая работа №15. Чтение чертежей

1

формат

Закрепление ЗУН по теме чтение чертежей.

28



Графическая работа №16. Эскиз с натуры

1

дочертить

Закрепление ЗУН по выполнению эскиза с натуры.

29



Решение занимательных задач

1

дочертить

Уметь решать занимательные задачи, выполнять чертежи деталей. Навыки работы чертежным инструментом

Сборочные чертежи – 25 часа

30



Общие сведения о соединениях деталей

1

§30

Знать общие понятия о соединении деталей. Уметь определять разъемные и неразъемные соединения.

31



Стандартные детали

1

§30

Уметь определять стандартные детали.

32



Изображение и обозначение резьбы

1

§31

Знать изображение и обозначение резьбы на чертежах. Уметь изображать резьбу на стержне и в отверстии. Совершенствование навыков резьбового соединения

III четверть

33



Как работать со справочным материалом

1

§31.3

Уметь работать на уроке со справочным материалом.

34



Чертежи болтовых и шпилечных соединений

1

§32

Знать правила изображения болтовых и шпилечных соединений. Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов. Совершенствование навыков резьбового соединения

35



Изображение болтовых соединений

1

§32.1

Уметь выполнять чертежи болтовых изображений. Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов. Совершенствование навыков резьбового соединения

36



Изображение шпилечных соединений

1

§32.2формат

Уметь выполнять чертежи шпилечных изображений. Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов

37



Графическая работа №17. Чертежи резьбового соединения

1

33.1

Закрепление ЗУН по выполнению чертежа резьбового соединения.

38



Изображение шпоночных соединений

1

§33.1

Уметь выполнять чертежи шпоночных изображений. Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов

39



Изображение штифтовых соединений

1

§33.2

Уметь выполнять чертежи штифтовых изображений. Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов

40



Изображение винтовых соединений

1


§33.2

Уметь выполнять чертежи винтовых изображений. Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов. Совершенствование навыков резьбового соединения

41



Соединение деталей заклепками

1

§33.2

Уметь выполнять чертежи заклепочного соединения

42



Соединение деталей сваркой, пайкой и склеиванием

1


§33.2

Уметь выполнять чертежи сварочного соединения

43



Общие сведения о сборочных чертежах изделий

1


§34

Уметь обобщить и систематизировать знаний о сборочных чертежах

44



Спецификация

1

§34.1

Уметь читать спецификацию чертежа

45



Разрезы на сборочных чертежах

1

§34.2

Знать назначение разреза на сборочных чертежах. Уметь выполнять разрезы на сборочных чертежах.

46



Размеры на сборочных чертежах

1

§34.3

Уметь проставлять размеры на сборочных чертежах.

47



Порядок чтения сборочных чертежей

1


§35

Уметь читать сборочные чертежи.

48



Условности и упрощения на сборочных чертежах

1


§36

Знать условности и упрощения при выполнении сборочных чертежей.

49



Чтение сборочных чертежей

1

§36

Уметь читать сборочные чертежи. Уметь выделять стандартные детали, входящие в изделие

50



Практическая работа №18. Чтение сборочных чертежей

1



51



Понятие о деталировании

1

§37 фомат

Знать понятие – деталирование, порядок деталирования.

52



Графическая работа №19. Деталирование

1



Закрепление ЗУН по теме деталирование

IV четверть

53



Подготовка к практической работе

1

дочертить

Формирования навыков самостоятельной работы, графического построения

54



Практическая работа №20. Решение творческих задач с элементами конструирования

1





Чтение строительных чертежей -7 часов

55



Основные особенности строительных чертежей

1

§38

Знать об архитектурно-строительных чертежах, правила их оформления и выполнения

56



Масштабы строительных чертежей

1

§38.2

Знать о масштабах строительных чертежей

57



Размеры на строительных чертежей

1

§38.3

Уметь проставлять размеры на строительных чертежах

58



Условные изображения на строительных чертежах

1

§39

Знать условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно- технических оборудований, обозначение материалов.

59



Порядок чтения строительных чертежей

1

§40

Уметь читать строительные чертежи

60



Подготовка к практической работе

1

Повторить

Закрепление навыков чтения строительных чертежей, формирования навыков самостоятельной работы, графического построения

61



Практическая работа №21. Чтение строительных чертежей (с использованием справочных материалов)

1


Закрепление ЗУН по пройденным темам

Повторение – 7 часов

62



Подготовка к контрольной графической работе

1

формат

Закрепление навыков выполнение чертежа детали по чертежу сборочной еденицы, формирования навыков самостоятельной работы, графического построения

63



Графическая работа №22. Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы

1

дочертить

Закрепление ЗУН по пройденным темам

64-65-66



Решение занимательных задач

3

дочертить

Уметь решать занимательные задачи, выполнять чертежи деталей. Навыки работы чертежным инструментом

67



Обзор разновидностей графических изображени

1


Проверка всех знаний полученных на уроках черчения за два года обучения. Закрепление полученных знаний

68



Итоговый урок

1