СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Доноведению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс направлен на реализацию целей обучения доноведению в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать задачи, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Доноведению 3 класс»

I Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующей нормативной базы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

  • Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;

  • Письмо Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования « (от 12.05.2011 № 03-296 );

  • Авторская программа курса «Доноведение». : канд. пед. наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко)

  • Образовательная программа МБОУ ЕСОШ ;

  • Учебный план МБОУ ЕСОШ на 2018-2019уч.год.

Курс направлен на реализацию целей обучения доноведению в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать задачи, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

Цель изучения курса является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи курса:

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.



II Планируемые результаты

У обучающихся будут сформированы Обучающийся получит возможность
Личностные универсальные учебные действия

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

            1. Предметные универсальные учебные действия
  • представления о связях между живой и неживой природой родного края;

  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

  • об истории родного края;

  • Узнать объекты неживой и живой природы Ростовской области;

  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • государственную символику Ростовской области, своего района;

  • важнейшие события в истории родного края;

  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

  • родственные связи в семье;

            1. Регулятивные учебные действия

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

            1. Коммуникативные учебные действия

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;


III Содержание

Название крупных темы, разделов, модулей курса

Основное содержание крупных темы, разделов, модулей курса

Я и окружающий мир (5 ч)


Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн ростовской области. Ростовская область на карте. Города Ростовской области. История села: достопримечательности. Знакомство с известными людьми.


Природа Донского края (12ч)


Природные условия, процессы и явления, характерные для Ростовской области (гололед, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат. Погода.

Вода. Ее распространение и значение для живых организмов Донского края.

Водоемы Донского края. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч. Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоема.

Рельеф родного края: холмистая равнина, овраги, терриконы, курганы.

Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Донского края и ее значение для Ростовской области.

Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).

Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).


Человек и природа (4 ч)


Профессия – метеоролог.

Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие. Животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3 – 4 профессиях).


Жизнь на Дону (13ч )


Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.

Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремесла), их традиции и праздники. Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии*

«Родной город (село)»;

«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоемов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»; Экскурсия в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.


Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «почвы родного края».

Исследовательская деятельность по проблемам: «Город (станица)… Ростовской области», «Мир природного сообщества родного края», «Водоем родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок) и др.



IV Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Я и окружающий мир ( 4 ч)

1

Край, в котором я живу.

1

3.09

2

О городах и станицах родного края.

1

10.09

3-

4

С днём рождения, родной город (село).

2

17.09

24.09


Природа Донского края ( 6 ч)

5-

6-

7

У природы нет плохой погоды.

3

1.10

8.10

15.10

8

Живая вода.

1

22.10

9

Разнообразие водоемов родного края.

Главная река нашего края.

1

12.11

10

Растения и животные водоёмов.

1

19.11

Жизнь на Дону (10 ч)

11

Тайны Донской земли.

1

26.11

12

Танаис – древний город.

1

3.12

13

Дикое поле.

1

10.12

14

Донской край – казачий край .

1

17.12

15

Первые казачьи городки.

1

24.12

17

Казачья семья.

1

14.01

16

Жилище казака. Проект «Жизнь и быт казаков».

1

21.01

18

История вещей. Одежда.

1

28.01

19

История вещей. Посуда.

1

4.02

20

Славен Дон!

1

11.02

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону (3 ч)

21

Сретение. Сороки.

1

18.02

22

Встреча птиц

1

25.02

23

Пасха, Вербное воскресенье

1

4.03

Природа Донского края (6 ч)

24

Природная поверхность нашего края

1

11.02

25

Из недр Донской земли

1

18.03

26

Почвы родного края

1

1.04

27

Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.

1

8.04

28

Природные экосистемы луга

1

15.04

29

Природные экосистемы леса

1

22.04

Человек и природа (4 ч)

30

Донская земля – житница России. Исследовательская работа «Кто работает на родной земле».

1

29.04

31

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

1

6.05

32

Казачьи посиделки.

1

13.05

33

Сельское хозяйство на Дону: животноводство

1

20.05

Я и окружающий мир (1 ч)

34

Славься наш край!

1

27.05


5