МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ «ДЖИДИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ «Джидинский
многопрофильный техникум»
___________________ / Идамжапов А.Ц./
«_____»_______________ 20 _____ г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
с.Петропавловка
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 №1564, регистрационный №44896 от 22.12.2016 г. и примерной основной образовательной программы , разработанной Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российский государственный агарный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева» по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Джидинский многопрофильный техникум»
Разработчики:
Цыбикова Майя Дабаевна, преподаватель экологии и биологии
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рецензенты
_____________________________________________________________________________
Ф.И.О., место работы, должность
_____________________________________________________________________________
Ф.И.О., место работы, должность
Согласована на заседании методического объединения
Протокол №________ от « » 2020 г.
Председатель _______________/ /
Рекомендована на заседании методического совета
Протокол № от « » 2020 г.
Председатель _______________/Гунзенова А.С/
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к естественнонаучному циклу.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 | Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; Грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией | Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; Условия устойчивого состояния экосистем; Принципы и методы рационального природопользования; Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу; Методы экологического регулирования; Организационные и правовые средства охраны окружающей среды. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 4 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 52 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 2 |
консультация | * |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
| 2 КУРС, семестр | | |
Раздел 1. Теоретическая экология | | |
Тема 1.1. Общая экология | Содержание учебного материала | 10 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
1.Введение. | 2 |
2.Виды и классификация природных ресурсов. | 2 |
3.Природопользование. | 2 |
4. Принципы и методы рационального природопользования. | 2 |
5.Контрольная работа №1 по теме: Общая экология | 2 |
Раздел 2. Промышленная экология | | |
Тема 2.1 Техногенное воздействие на окружающую среду | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
1.Техногенное воздействие на окружающую среду. | 2 |
2.Особые и экстремальные виды загрязнений, возникающих при производстве изделий из полимерных композитов. | 2 |
Тема 2.2 Охрана воздушной среды | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
1. Основные технологии утилизации газовых выбросов. Оборудование для обезвреживания и очистки газовых выбросов. | 2 |
2. Определение степени загрязнения воздушной среды. | 2 |
Тема 2.3 Принципы охраны водной среды | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
1.Методы и оборудование для обезвреживания и очистки стоков. | 2 |
2.Практическое занятие: Определение степени загрязнения воды | 2 |
Тема 2.4 Твердые отходы | Содержание учебного материала | 4+2 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
1.Технологии утилизации и экологический эффект использования твёрдых отходов. | 2 |
Практическое занятие Анализ основных загрязнителей окружающей среды. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление диаграммы «Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы токсичными отходами, в том числе пищевой промышленности» Мониторинг окружающей среды районов проживания студентов. | 2 |
Тема 2.5 Экологический менеджмент | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
1.Химическая промышленность. | 2 |
2.Ресурс потребление | 2 |
3.Практическое занятие: Определения требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной документацией. | 2 |
4.Контрольная работа №2 по теме: Промышленная экология | 2 |
Раздел 3. Система управления и контроля в области охраны окружающей среды | | |
Тема 3.1. Юридические и экономические аспекты экологических основ природопользования | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
1. Экологические правила и нормы. Юридическая ответственность. | 2 |
2. Практическое занятие: Изучение охраняемых природных территорий РФ. | 2 |
самостоятельная работа обучающихся:Подготовка сообщения «Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды». Подготовка и обсуждение сообщений по вопросам природоохранной деятельности в области защиты органического мира, планеты. | 1 |
Тема 3.2. Экологическая стандартизация и паспортизация | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
1. Экологическая экспертиза. Экологическая сертификация | 2 |
2. Экологический паспорт предприятия | 2 |
Раздел 4. Международное сотрудничество | 4 | |
Тема 4.1. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу | Содержание учебного материала | 2+1 | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
1.Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. | 2 |
2. Практическое занятие: Изучение нормативных актов по природопользованию. | 2 |
самостоятельная работа обучающихся : Подготовка сообщения « Участие России в деятельности международных организаций по охране окружающей среды», Изучение Федерального закона «Об охране окружающей среды» и природоохранных нормативноправовых документов | 1 |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Самостоятельная работа | 4 | |
Всего: | 48 | |
Макс | 52 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Экология»,
оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий; техническими средствами обучения: персональный компьютер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе. Образовательная организация самостоятельно выбирает учебники и учебные пособия, а также электронные ресурсы для использования в учебном процессе.
3.2.1. Основные источники:
Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: ИЦ Академия, 2014. – 325c.
Рудский В.В. Основы природопользования. – М.: Логос, 2014. – 207 с.
Дополнительные источники:
1. Мамедов Н.М, Суравегина И.Т –Экология - М.: АСТ-Пресс Школа, 2006;
2. Вильчинская О. В., Воробьев А. Е., Дьяченко В. В., Корчагина А. В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.
3. Козачек А. В. Экологические основы природопользования. - М.: Феникс, 2008.
4. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. – М.: Академия, 2014.
Интернет ресурсы:
1. http://ecology-portal.ru/
2. http://mineco-nn.ru/
3. http://www.priroda.su/
4. http://ecologico.ru/
5. http://ecologysite.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: |
Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; Условия устойчивого состояния экосистем; Принципы и методы рационального природопользования; Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу; Методы экологического регулирования; Организационные и правовые средства охраны окружающей среды. | Демонстрирует полноту знаний по освоенному материалу | Результаты выполнения тестового задания |
Умения: |
Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; Грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией | Полнота ответа, умение применять знания на практике, логичность изложения материла | Фронтальный опрос |