РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение программы
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования и в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2007г.) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Она разделена на три программы: программа для 1-4 классов, 5-9 классов и 10-11 классов.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе. На его преподавание отводится 102 часа в год - 3 часа в неделю.
Необходимость введения 3-го часа физической культуры обусловлено снижением двигательной активности обучающихся. Цель 3-го урока физической культуры – создание условий для реализации физкультурно – оздоровительной активности учащихся вне зависимости от уровня физической и специальной подготовки обучающихся по отдельным видам спорта, а так же для углублённого изучения материала по каждому разделу программы.
В рабочей программе программный материал делится на две части: базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал на усмотрение учителя и условий материально – технической базы образовательного учреждения.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе уроков.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
В программе двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания). В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой.
Цели
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, Рабочая программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются:
В познавательной деятельности:
- использование наблюдений, измерений и моделирования;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения;
- исследование несложных практических ситуаций.
В информационно-коммуникативной деятельности:
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- умение составлять планы и конспекты;
- умение использовать знаковые системы (таблицы, схемы и т.п.).
В рефлексивной деятельности:
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- владение умениями совместной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета физической культуры приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов и задаются по трем базовым основаниям: «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Физкультурно-оздоровительная деятельность (102 час)
Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности (12 час). Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий физической культурой в его формировании.
Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Туристические походы как одна из форм активного отдыха, основы организации и проведения пеших туристических походов.
Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания, направленно воздействующих на формирование культуры тела, культуры движений, развитие систем организма.
Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок.
Общие представления о работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстановления и повышения работоспособности в режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями: утренняя зарядка и физкультпаузы (основы содержания, планирования и дозировки упражнений), закаливание организма способом обливания (планирование и дозировка), самомассаж, релаксация (общие представления).
Правила ведение дневника самонаблюдения за состоянием здоровья (по показателям самочувствия), физическим развитием и физической подготовленностью.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью (78 час). Индивидуализированные комплексы и упражнения из оздоровительных систем физического воспитания, ориентированные на коррекцию осанки и телосложения, профилактику утомления и сохранения повышенной работоспособности, развитие систем дыхания и кровообращения. Простейшие композиции ритмической гимнастики и аэробики.
Комплексы и упражнения адаптивной физической культуры, учитывающие индивидуальные медицинские показания (на профилактику сколиоза, плоскостопия, остеохондроза, органов дыхания и зрения, сердечно-сосудистой системы и т.п.).
Лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба и оздоровительный бег (ориентированные на развитие функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения).
Физические упражнения туристической подготовки: преодоление искусственных и естественных препятствий с использованием разнообразных способов ходьбы, бега, прыжков, лазания и перелазания, передвижения в висе и упоре, передвижения с грузом на плечах по ограниченной и наклонной опоре.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности (12 час). Составление и выполнение индивидуальных комплексов по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности).
Составление и проведение индивидуальных занятий физическими упражнениями на развитие основных систем организма.
Контроль физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию).
Проведение утренней зарядки и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации.
Содержание программного материала
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы
5 класс. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
Социально-психологические основы
5 класс. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
Культурно-исторические основы
5 класс. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Приемы закаливания
5 класс. Воздушные ванны (теплые, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
Баскетбол
5 класс. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Гимнастика
5 класс. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Легкая атлетика
5 класс. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Лыжная подготовка
5 класс. Техника безопасности при занятиях лыжной подготовкой. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Оказание помощи при обморожениях и травмах.
Задачи физического воспитания учащихся 5 классов:
-содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, профилактика плоскостопия, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
-обучение основам базовых видов двигательных действий;
-формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
-дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
-углубленное представление об основных видах спорта;
-приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям любимым видом спорта в свободное время;
-формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
-содействие развитию психических процессов и обучению психической регуляции.
Распределение учебного времени прохождения программного материала
по физической культуре для 5 класса
1.Базовая часть-68 часов
Разделы:
-легкоатлетические упражнения - (21 часов);
-гимнастика с элементами акробатики - (14 часов);
-лыжная подготовка - (10 часов);
-спортивные игры - (23 часа).
2.Вариативная часть-34 часов
Разделы:
-легкоатлетические упражнения - (9 часов);
-спортивные игры - (7 часов);
-ОФП - (18 часов).
3.Теоретическая часть - выделяется время в процессе урока.
Всего: 102 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате освоения физической культуры выпускник основной школы должен:
Учащиеся должны знать:
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
-об истории развития физической культуры в России;
-особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и коррегирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
-формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями;
-физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках;
-возрастные особенности развития психических процессов и физических качеств;
-психофункциональные особенности собственного организма;
-способы самоконтроля;
- способы закаливания организма и основные приемы самомассажа
-способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
-правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Учащиеся должны уметь:
-технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности организации собственного досуга;
-проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
-разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
-контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
-управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
-соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
-пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
- выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
- осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
- осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых
Список литературы
Программа 5-9 классы В.И. Лях, А.А. Зданевич «Просв» М.: 2000
Физическая культура. Основная школа. А.П. Матвеев 5-11 классы М.:
учебники:
Физическая культура. 5-7 классы/под ред. Г.И. Мейксона .- М.: Просвещение, 2008.
Физическая культура. 8-9 классы/под ред. В.И. Ляха.- М.: Просвещение, 2009.
Распределение учебного времени прохождения программного материала
по физической культуре для 5-9 класса
Вид программного материала | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
Легкая атлетика | 16 | | | 14 |
Гимнастика с элементами акробатики | 2 | 12 | | |
Лыжная подготовка | | | 10 | |
Спортивные игры Подвижные игры | | 11 | 19 | |
ОФП | 6 | 1 | 1 | 10 |
Всего: 102 часа | 24 | 24 | 30 | 24 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 5 КЛАССЕ
1 четверть
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятий | Количество часов | Вид самостоятельной работы |
| Лёгкая атлетика | | | |
1 | Правила безопасности на уроках л/а. Разучивание техники высокого старта | комбинированный | 1 | |
2 | Высокий старт бег 60м | комбинированный | 1 | |
3 | Бег 60м-учет | комбинированный | 1 | |
4 | Прыжок в длину с места | комбинированный | 1 | |
5 | Прыжок в длину с места | комбинированный | 1 | |
6 | Прыжок в длину с места учет | комбинированный | 1 | Учёт |
7 | Метание малого мяча 150г | комбинированный | 1 | |
8 | Метание малого мяча 150г | комбинированный | 1 | |
9 | Метание малого мяча 150г учет | комбинированный | 1 | |
10 | Кроссовая подготовка бег на 500м | комбинированный | 1 | |
11 | Кроссовая подготовка бег на 500м | комбинированный | 1 | |
| Баскетбол | | | |
12 | Техника безопасности на уроках в зале. Элементы баскетбола, силовая подготовка | комбинированный | 1 | . |
13 | Элементы баскетбола,силовая подготовка пресс | комбинированный | 1 | Закреп. |
14 | Элементы баскетбола, силовая подготовка | комбинированный | 1 | |
15 | Элементы баскетбола, отработка бросков, силовая подготовка отжимание | комбинированный | 1 | |
16 | Элементы баскетбола, отработка бросков, силовая подготовка отжимание, пресс. | комбинированный | 1 | Закреп. |
17 | Силовая подготовка, пресс, приседание, отжимание. | комбинированный | 1 | |
18 | Силовая подготовка пресс,подтягивание. | комбинированный | 1 | |
19 | Совершенствование техники подтягивания на перекладине. Игра «Перестрелка» | комбинированный | 1 | |
20 | Учёт техники подтягивания на перекладине. Игра «Перестрелка» | комбинированный | 1 | учёт |
21 | Эстафеты с различными предметами. | комбинированный | 1 | |
22 | Эстафета с баскетбольным мячом | комбинированный | 1 | |
23 | Учет отжимание подвижная игра снайпер | комбинированный | 1 | учет |
24 | Закрепление техники ведения мяча | комбинированный | 1 | закрепление |
25 | Техника безопасности на уроках гимнастики. Акробатика кувырок вперед | комбинированный | 1 | |
26 | Акробатика кувырок вперед, назад | комбинированный | 1 | |
27 | Акробатика кувырок вперед, назад | комбинированный | 1 | |
28 | Акробатика, длинный кувырок, стойка на лопатках | комбинированный | 1 | |
29 | Акробатика, длинный кувырок, стойка на лопатках | комбинированный | 1 | |
30 | Акробатика, длинный кувырок, стойка на лопатках учет | комбинированный | 1 | |
31 | Подводящие упражнения опорного прыжка через козла | комбинированный | 1 | |
32 | Опорный прыжок через козла | комбинированный | 1 | |
33 | Опорный прыжок через козла учет | комбинированный | 1 | Закреп. Учет |
34 | Равновесие бревно,упор на перекладине | комбинированный | 1 | |
35 | Равновесие бревно,упор на перекладине | комбинированный | 1 | |
36 | Равновесие бревно,упор на перекладине | комбинированный | 1 | |
37 | Элементы на бревне, упор на брусьях | | 1 | |
38 | Упор на разновысоких брусьях, упор на брусьях | | 1 | |
39 | Упор на разновысоких брусьях, упор на брусьях | | 1 | |
40 | Баскетбол ведение бросок | | 1 | |
41 | Баскетбол ведение мяча | | 1 | |
42 | Баскетбол ведение мяча бросок | | 1 | |
43 | ОФП пресс приседание | | 1 | |
44 | ОФП приседание , подтягивание | | 1 | |
45 | ОФП подтягивание , отжимание | | 1 | |
46 | Подвижная игра перестрелка | | 1 | |
47 | Подвижная игра снайпер | | 1 | |
48 | Эстафета с мячом | | 1 | |
| |
Лыжная подготовка | | | | |
49 | Правила поведения по лыжной подготовке. Техника безопасности на лыжах. | комбинированный | 1 | |
50 | Лыжная подготовка преодоление дистанции | Комбинированный | 1 | |
51 | Лыжная подготовка преодоление дистанции | комбинированный | 1 | |
52 | Лыжная подготовка попеременно двушажный шаг | комбинированный | 1 | |
53 | Лыжная подготовка попеременно двушажный шаг | | 1 | |
54 | Лыжная подготовка попеременно двушажный шаг | комбинированный | 1 | |
55 | Лыжная подготовка попеременно двушажный шаг | комбинированный | 1 | |
56 | Разучивание техники подъёма на склон ёлочкой. | комбинированный | 1 | |
57 | Закрепление техники подъёма на склон ёлочкой. | комбинированный | 1 | |
58 | Совершенствование техники подъёма на склон ёлочкой учет | комбинированный | 1 | |
59 | Лыжная подготовка попеременно двушажный шаг | комбинированный | 1 | |
60 | Лыжная подготовка попеременно двушажный шаг учет | комбинированный | 1 | Учет |
61 | Лыжная подготовка одношажный шаг | комбинированный | 1 | |
62 | Лыжная подготовка одношажный шаг | комбинированный | 1 | |
63 | Лыжная подготовка одношажный шаг учет | комбинированный | 1 | учёт |
64 | Медленное передвижение 3 км. | комбинированный | 1 | |
65 | лыжные гонки 1 км. | комбинированный | 1 | учёт |
66 | Медленное передвижение 3км. | комбинированный | 1 | |
67 | Совершенствование техники подъёма на склон . Лыжные гонки 1 км. | комбинированный | 1 | |
68 | Совершенствование техники подъёма на склон . Учёт техники на 1 км. | комбинированный | 1 | учёт |
69 | Совершенствование техники подъёма на склон ёлочкой. Игры на лыжах. | комбинированный | 1 | |
70 | Игры на лыжах. | комбинированный | 1 | |
71 | Совершенствование техники подъёма на склон ёлочкой. | комбинированный | 1 | |
72 | Медленное передвижение на лыжах. | комбинированный | 1 | |
73 | Катание на коньках | | 1 | |
74 | Игры на коньках | | 1 | |
75 | Эстафеты на коньках | | 1 | |
76 | Игры на коньках | | 1 | |
| Баскетбол | | 1 | |
77 | Повторение техники безопасности на уроках по баскетболу. Ведение мяча змейкой. | комбинированный | 1 | |
78 | Передача мяча двумя руками в движении. | комбинированный | 1 | |
| Лёгкая атлетика | | | |
79 | Правила поведения на уроках при выполнении бега, прыжков, и метаний. Разучивание техники прыжков в высоту перешагиванием. | комбинированный | 1 | |
80 | Закрепление техники прыжка в высоту перешагиванием. | комбинированный | 1 | |
81 | Закрепление техники прыжка в высоту перешагиванием. Бег 1мин в медленном темпе. | комбинированный | 1 | |
82 | Совершенствование обучения прыжкам в высоту с разбега . | комбинированный | 1 | |
83 | Учёт техники прыжка в высоту с разбега. Учёт техники прыжка в длину с места. | комбинированный | 1 | учёт |
84 | Учёт техники челночного бега 3х10м. Игра «Перестрелка». | комбинированный | 1 | учёт |
85 | Разучивание старта с опорой на одну руку. Бег до 3мин. | комбинированный | 1 | |
86 | Закрепление старта с опорой на одну руку. Совершенствование техники стойки и перемещения без мяча. | комбинированный | 1 | |
| Баскетбол | | | |
87 | Совершенствование техники ловли и передачи мяча двумя руками с последующим перемещением. Бег до 3мин. | комбинированный | 1 | |
88 | Разучивание техники ловли и передачи мяча двумя руками с последующим перемещением. Медленный бег до 3мин. | комбинированный | 1 | |
89 | Учёт техники старта с опорой на одну руку. Совершенствование техники элементов баскетбола | комбинированный | 1 | учёт |
90 | Проведение общеразвивающих упражнений с набивными мячами в парах. Медленный бег до 4мин. | комбинированный | 1 | |
91 | Учёт техники - бег 60м со старта с опорой на одну руку. Совершенствование техники элементов баскетбола. Бег до 5мин. | комбинированный | 1 | учёт |
92 | Разучивание техники прыжков в длину с разбега 11-15 шагов. Бег до 5мин | комбинированный | 1 | |
93 | Совершенствование техники прыжков в длину с разбега. Разучивание техники метания мяча с разбега. Бег до 5мин. | комбинированный | 1 | |
94 | Закрепление техники прыжка в длину с разбега. Разучивание техники метания мяча с разбега. Бег до 6мин. | комбинированный | 1 | |
95 | Совершенствовать технику прыжка в длину с разбега. | комбинированный | 1 | |
96 | Учёт техники прыжка в длину с разбега. Бег до 7мин. | комбинированный | 1 | учёт |
97 | Совершенствование техники метания на дальность. Эстафета с палочкой с этапом до 30м. | комбинированный | 1 | |
98 | Учёт техники метания мяча на дальность. Эстафета с палочкой. | комбинированный | 1 | учёт |
99 | Проведение встречной эстафеты с палочкой 2-3 раза (длина этапа 30м). Бег до 7мин. | комбинированный | 1 | |
100 | Учёт техники бега на 1500м (мальчики и девочки). | комбинированный | 1 | учёт |
101 | Упражнения в движении с преодолением препятствий. | комбинированный | 1 | |
102 | Контрольный урок по двигательной подготовленности: подтягивание на перекладине. Подвести итоги. | комбинированный | 1 | |
Аннотация к рабочей программе по физической культуре для 5 класса
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. (5-е издание .М.: Просвещение,2008). Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа рассчитана на 102 часа, из расчёта 3 часа в неделю. Программный материал имеет две части- базовую и вариативную.На базовую отводится 81 ч, на вариативную 21 ч. Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения этой деятельности человек формируется как целостная личность, проявляющаяся в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. Цели : -Содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической личности школьника. - Развитие основных физических качеств. - Укрепление здоровья ,формирование у учащихся культуры движений,-Обогащение их двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, - Освоение школьниками знаний о физической культуре и спорте, их истории, современном развитии и роли в формировании здорового образа жизни. Задачи физического воспитания направлены : - на содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной санки ,развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностной ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; - обучение основам базовых видов двигательных действий; - дальнейшее развитие координационных ( ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных ( скоростно-силовых , скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей. - углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах; - воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; - выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; - воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности. Программа по физкультуре для 5 класса структурно состоит из следующих разделов: легкая атлетика; гимнастика; лыжная подготовка; спортивные игры. Такое распределение материала позволяет охватить все направления физической культуры как учебного предмета в соответствии с климатическими особенностями региона. Изменения ,вносимые в программу должны быть в обязательном порядке согласованы с врачом и администрацией, утверждены Советом школы; в них должны быть учтены коррекционная направленность и материальное оснащение школы; комплекс учебно- методических задач для каждого этапа обучения должен быть прежде всего направлен на охрану жизни и здоровье учащихся. Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. В раздел «гимнастики» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушения ориентировки в пространстве. Не смотря на трудность, они должны быть обязательным элементом каждого урока. Необходимо постоянно регулировать физическую нагрузку подбором упражнений, изменением исходных положений числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др. Обучение правильному дыханию в покое и при выполнений физических упражнений помогает работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда- правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов. В программу так же включены упражнения с предметами гимнастические палки; малые и большие обручи и скакалки. На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья, перелазания. Упражнения в лазании и перелазании - эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональное и поведенческие реакции детей. Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умения нести, точно и мягко опускать предметы. Раздел «Лыжная подготовка» при внесении изменений или дополнений в программу учителю следует тщательно продумать весь комплекс учебно-методических задач для каждого этапа обучения 5 класса имеется в виду прежде всего охрану жизни и здоровья учащихся, коррекционную направленность обучения, а также материально- техническое оснащение школы, в частности уроков физкультуры. Раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. Специальными целями преподавания физической культуры в школе является: 1.укрепление здоровья и закаливание ,формирование правильной осанки. 2.формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких: как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др. 3.коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне. Общепредметными задачами преподавания физической культуры в школе являются: 1.воспитание учащегося средствами данного предмета; 2.воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности; 3.содействие военно- патриотической подготовке. Данная программа содержит: отобранную в соответствии с задачами обучения систему упражнений в области укрепления мышечной системы, формированию осанки, воспитанию выносливости и др. Данная программа составлена с учетом принципов системности, доступности, преемственности перспективности между различными видами физической подготовки. Одним из основных направлений преподавания физической культуры является организация работы по укреплению здоровья учащихся. |