Рассмотрено Руководитель ШМО _________/ О.А.Садыкова/ Протокол № 1 от «24» августа 2018 г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» _________/ Р.М.Тазова/ от «____» _________ 2017 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» _______________/З.С. Гилязова / Приказ № 1 от «01» сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7 города Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района
Фазлыевой Гузель Талгатовны
«Принято»
На заседании педагогического совета
Протокол №2
От «29» августа 2017г.
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена на основе:
учебного плана МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ на 2018-2019 учебный год;
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике;
примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ;
программы основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».
Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Из школьного компонента выделен – 1 час для углубленного изучения предмета.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
8 класс
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране каталог диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Календарно - тематическое планирование предмета «Информатика и ИКТ» (8 класс) на 35 часов
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Дата проведения занятий |
По плану | По факту |
8 а (1 подг-па) | 8 а (2 подг-па) | 8 б (1 подг-па) | 8 б (1 подг-па) | 8 а (1 подг-па) | 8 а (2 подг-па) | 8 б (1 подг-па) | 8 б (1 подг-па) |
| Человек и информация | |
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Инструктаж по ТБ. | 05.09.17 | 04.09.17 | 06.09.17 | 04.09.17 | | | | |
2 | Информация как знания человека. Восприятие информации человеком. | 12.09.17 | 11.09.17 | 13.09.17 | 11.09.17 | | | | |
3 | Информационные процессы. Работа с клавиатурным тренажером. | 19.09.17 | 18.09.17 | 20.09.17 | 18.09.17 | | | | |
4 | Работа с клавиатурным тренажером. | 26.09.17 | 25.09.17 | 27.09.17 | 25.09.17 | | | | |
5 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | 03.10.17 | 02.10.17 | 04.10.17 | 02.10.17 | | | | |
| «Первое знакомство с компьютером» | | | | | | | | |
6 | Назначение и устройства компьютера. Принципы организации внешней и внутренней памяти. | 17.10.17 | 09.10.17 | 11.10.17 | 09.10.17 | | | | |
7 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. | 24.10.17 | 16.10.17 | 18.10.17 | 16.10.17 | | | | |
8 | Пользовательский интерфейс. Знакомство с ОС: работа с окнами, запуск, программ, использование встроенной справочной системы. | 07.11.17 | 06.11.17 | 25.10.17 | 06.11.17 | | | | |
9 | Состав и назначение основных устройств персонального компьютера. | 14.11.17 | 13.11.17 | 08.11.17 | 13.11.17 | | | | |
10 | Файлы и файловые структуры. | 21.11.17 | 20.11.17 | 15.11.17 | 20.11.17 | | | | |
11 | Работа с файловой структурой операционной системы. | 28.11.17 | 27.11.17 | 22.11.17 | 27.11.17 | | | | |
12 | Тестирование. Тест №1 «Информация и компьютер» | 05.12.17 | 04.12.17 | 29.11.17 | 04.12.17 | | | | |
| «Текстовая информация и компьютер » | | | | | | | | |
13 | Тексты в компьютерной памяти. | 12.12.17 | 11.12.17 | 06.12.17 | 11.12.17 | | | | |
14 | Административная контрольная работа за I полугодие. | 19.12.17 | 18.12.17 | 13.12.17 | 18.12.17 | | | | |
15 | Работа над ошибками. Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы | 26.12.17 | 25.12.17 | 20.12.17 | 25.12.17 | | | | |
16 | Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, форматирование текста. Печать документа. | 09.01.18 | 08.01.18 | 27.12.17 | 08.01.18 | | | | |
17 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Поиск и замена. | 16.01.18 | 15.01.18 | 10.01.18 | 15.01.18 | | | | |
18 | Использование таблиц. Вставка графического изображения. | 23.01.18 | 22.01.18 | 17.01.18 | 22.01.18 | | | | |
19 | Использование списков. Понятие шаблонов и стилей. | 30.01.18 | 29.01.18 | 24.01.18 | 29.01.18 | | | | |
20 | Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста. | 06.02.18 | 05.02.18 | 31.01.18 | 05.02.18 | | | | |
21 | Тест №2 «Текстовая информация и компьютер». | 13.02.18 | 12.02.18 | 07.02.18 | 12.02.18 | | | | |
| «Графическая информация и компьютер» | | | | | | | | |
22 | Компьютерная графика: область ее применения. Понятие растровой и векторной графики | 20.02.18 | 19.02.18 | 14.02.18 | 19.02.18 | | | | |
23 | Графические редакторы. Растровый графический редактор. Построение изображений. Работа с фрагментами изображения. | 27.02.18 | 26.02.18 | 21.02.18 | 26.02.18 | | | | |
24 | Принципы кодирования изображения | 06.03.18 | 05.03.18 | 28.02.18 | 05.03.18 | | | | |
25 | Работа с векторным графическим редактором. | 13.03.18 | 12.03.18 | 07.03.18 | 12.03.18 | | | | |
26 | Технические средства компьютерной графики | 20.03.18 | 19.03.18 | 21.03.18 | 19.03.18 | | | | |
27 | Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации. | 10.04.18 | 09.04.18 | 04.04.18 | 09.04.18 | | | | |
28 | Создание простейшей презентации с использованием текста, графики и звука. | 17.04.18 | 16.04.18 | 11.04.18 | 16.04.18 | | | | |
29 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | 24.04.18 | 23.04.18 | 18.04.18 | 23.04.18 | | | | |
30 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с использованием гиперссылок. | 01.05.18 | 30.04.18 | 25.04.18 | 30.04.18 | | | | |
31 | Создание презентации с применением записанного изображения и звука | 08.05.18 | 07.05.18 | 02.05.18 | 07.05.18 | | | | |
32 | Административная контрольная работа по итогам полугодия | 15.05.18 | 14.05.18 | 09.05.18 | 14.05.18 | | | | |
33 | Работа над ошибками. Дискретизация аналогово сигнала. Форматы графических файлов | 17.05.18 | 21.05.18 | 16.05.18 | 21.05.18 | | | | |
34 | Форматы графических файлов | 22.05.18 | 25.05.18 | 23.05.18 | 25.05.18 | | | | |
35 | Неопределенность знаний и количества информации | 29.05.18 | 28.05.18 | 30.05.18 | 28.05.18 | | | | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Содержание рабочей программы предмета «Информатика»
8 класс
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
Основные термины по разделу:
Web-браузер. Web-сайт. Web-сервер. Web-страница. WorldWideWeb (WWW). Аналоговая связь. Гипермедиа. Глобальная компьютерная сеть. Доменное имя почтового сервера. Домены. Интернет. Каналы передачи данных. Клиент-программа. Компьютерная сеть. Локальная сеть. Локальная сеть одноранговая. Локальная сеть с выделенным узлом. Модем. Поисковая система. Почтовый ящик. Протоколы, работы сети. Сервер локальной сети. Сервер-программа. Телекоммуникация. Телеконференция. Технология «клиент-сервер». Узлы компьютерной сети. Файловые архивы. Хост-компьютер. Цифровая связь. Шлюз. Шум. Электронная почта. Электронное письмо. Электронный адрес.
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Основные термины по разделу:
Виды информационных моделей. Вычислительный эксперимент. Информационная модель. Имитационная модель. Компьютерная математическая модель. Материальная (натурная) модель. Модель. Объект моделирования. Система. Структура системы. Формализация. Численные методы.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД,
сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Основные термины по разделу:
База данных (БД). БД документальная. БД распределенная. БД реляционная. БД фактографическая. БД централизованная. Дизъюнкция (ИЛИ). Запись. Запрос на выборку. Информационная система. Ключ сортировки. Конъюнкция (И). Логические операции (основные). Логическое выражение. Операции отношения (сравнения). Основные типы полей. Открытие базы данных. Отрицание (НЕ). Первичный ключ. Поле записи. Простое логическое выражение. Реляционная СУБД. Система управления базами данных (СУБД). Сложные логические выражения. Создание базы данных. Сортировка базы данных. Старшинство логических операций. Тип поля. Условие выбора. Формат поля.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Основные термины по разделу:
Абсолютная адресация. Вещественный тип. Внутреннее представление чисел. Деловая графика в электронных таблицах. Диапазон (блок, фрагмент) электронной таблицы. Диапазон значений. Имя (адрес) ячейки ЭТ. Логические функции (И, ИЛИ, НЕ) в электронных таблицах. Операции манипулирования диапазонами электронной таблицы. Переполнение. Погрешность вычислений. Представление вещественных чисел. Принцип относительной адресации. Режимы отображения в электронных таблицах. Содержимое ячейки электронной таблицы. Табличный процессор (ТП). Текст в электронных таблицах. Условная функция в электронных таблицах. Формула в электронных таблицах. Функции обработки диапазона. Целый тип. Электронная таблица (ЭТ). Ячейка электронной таблицы.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Основные термины по разделу:
Алгоритм (определение). Алгоритм управления. Алгоритмический язык (АЯ) (учебный). Блок-схема. Вспомогательный алгоритм. ГРИС. Дискретность алгоритма. Зацикливание. Исполнитель алгоритма управления. Кибернетика. Команда ветвления (развилка). Команда цикла (повторение). Конечность (или результативность) алгоритма. Модель управления в кибернетике. Обратная связь. Подпрограмма (процедура). Понятность алгоритма. Последовательная (пошаговая) детализация алгоритма. Программа. Программное управление. Прямая связь. Система команд исполнителя (СКИ). Среда исполнителя. Структура алгоритма управления. Точность алгоритма. Управление.
Исполнитель. Среда исполнителя КуМир.
Команды испонителя. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)
Учащиеся должны знать:
что такое формальный исполнитель алгоритмов;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
Как работает исполнитель КуМир; какова роль Робота в системах управления;
в чем состоит основное назначение Робота;
способы решения задач: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные комнады: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Основные термины по разделу:
Исполнитель алгоритмов (АЛГ). Цикл ДО. Цикл ПОКА. Цикл Тело цикла. Начало Цикла (НЦ). Конец Цикла (КЦ). Условие Цикла. Поле. Вправо, влево, сверху свободно, снизу свободно, слева свободно, справа свободно, если условие то, если справа свободно то. Программа. Редактирование. Вставка. Инструменты. Робот. Чертежник.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Источники информации и средства обучения
I. Учебно-методический комплект
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009. – 176 с: ил.
Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
II. Литература для учителя.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
III. Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
Операционная система Windows 7.
Антивирусная программа Dr. Web
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер Stamina.
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007 - 2010.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
Формальный исполнитель алгоритмов КуМир.
-
- Нормы оценки знаний, умений и навыков по информатике.
Оценка практических работ
Оценка «5»
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
• в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
• работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
• допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.
Учебно-тематическое планирование
по информатике ИКТ в 8 классе
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Фазлыева Г.Т.
Количество часов: всего 70 часов, в неделю 2 часа
Контрольных работ: 6, в том числе административных контрольных работ: 4
Планирование составлено на основе:
учебного плана МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» на 2018-2019 учебный год;
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике;
примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ;
программы основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».
Учебники:
1) Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-З-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г., утвержден приказом МО и Н РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, № 969
Дополнительная литература:
И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие для учителя. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.
Информатика. Весь школьный курс в таблицах/сост. И74 В.И.Копыл-Минск: Букмастер:Кузьма,2012.-2-е изд.-224с.
Цифровые образовательные ресурсы: по курсу
Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 8 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/
www.klyaksa.net Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ
www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
www.pedsovet.org Интернет портал для учителей
http://www.on-line-teaching.com/ учебники по Word, Excel
http://www.problems.ru/inf /задачи по информатике
http://mega.km.ru/pc/ - Энциклопедия персонального компьютера
Календарно – тематический план по информатике для 8 класса (2 часа в неделю, всего 70 ч)
№ урока (сквозная нумерация | Раздел, тема | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
| Передача информации в компьютерных сетях | 8 б (1 подг-па) | 8 б (2 подг-па) | 8 а | 8 в | 8 б (1 подг-па) | 8 б (2 подг-па) | 8 а | 8 в |
1 | Техника безопасности. Как устроена компьютерная сеть. | 06.09.17 | 05.09.17 | 04.09.18 | 06.09.18 | | | | |
2 | Аппаратное и программное обеспечение сетей | 08.09.17 | 07.09.17 | 06.09.18 | 07.09.18 | | | | |
3 | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске | 13.09.17 | 12.09.17 | 11.09.18 | 13.09.18 | | | | |
4 | Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети | 15.09.17 | 14.09.17 | 13.09.18 | 14.09.18 | | | | |
5 | Работа с электронной почтой | 20.09.17 | 21.09.17 | 18.09.18 | 20.09.18 | | | | |
6 | Интернет и Всемирная Паутина. Способы поиска в Интернете. | 22.09.17 | 26.09.17 | 20.09.18 | 21.09.18 | | | | |
7 | Входная административная контрольная работа | 27.09.17 | 28.09.17 | 25.09.18 | 27.09.18 | | | | |
8 | Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | 29.09.17 | 03.10.17 | 27.09.18 | 28.09.18 | | | | |
9 | Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | 04.10.17 | 05.10.17 | 02.10.18 | 04.10.18 | | | | |
10 | Итоговая работа по теме «Интернет» | 06.10.17 | 10.10.17 | 04.10.18 | 05.10.18 | | | | |
11 | Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | 11.10.17 | 12.10.17 | 09.10.18 | 11.10.18 | | | | |
| Информационное моделирование | | |
12 | Что такое моделирование | | | 11.10.18 | 12.10.18 | | | | |
13 | Понятие модели. Графические информационные модели | 13.10.17 | 17.10.17 | 16.10.18 | 18.10.18 | | | | |
14 | Табличные модели. | 18.10.17 | 19.10.17 | 18.10.18 | 19.10.18 | | | | |
15 | Информационное моделирование на компьютере | 20.10.17 | 24.10.17 | 23.10.18 | 25.10.18 | | | | |
16 | Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | 25.10.17 | 26.10.17 | 25.10.18 | 26.10.18 | | | | |
17 | Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». | 27.10.17 | 09.11.17 | 30.10.18 | 08.11.18 | | | | |
| Хранение и обработка информации в базах данных | | |
18 | Основные понятия | | | 08.11.18 | 09.11.18 | | | | |
19 | Базы данных. Назначение СУБД | 08.11.17 | 11.11.17 | 13.11.18 | 15.11.18 | | | | |
20 | Работа с готовой базой данных | 10.11.17 | 16.11.17 | 15.11.18 | 16.11.18 | | | | |
21 | Основы логики: логические величины и формулы | | | 20.11.18 | 22.11.18 | | | | |
22 | Таблица истинности. Основные логические связи | | | 22.11.18 | 23.11.18 | | | | |
23 | Формулы и их логические возможности | | | 27.11.18 | 29.11.18 | | | | |
24 | Свойства логических операций. Законы логики | | | 29.11.18 | 30.11.18 | | | | |
25 | Создание и заполнение базы данных | 15.11.17 | 18.11.17 | 04.12.18 | 06.12.18 | | | | |
26 | Создание БД на компьютере | 17.11.17 | 23.11.17 | 06.12.18 | 07.12.18 | | | | |
27 | Условия выбора и простые логические выражения | 22.11.17 | 25.11.17 | 11.12.18 | 13.12.18 | | | | |
28 | Формирование простых запросов к готовой базе данных | 24.11.17 | 30.11.17 | 13.12.18 | 14.12.18 | | | | |
29 | Условия выбора и сложные логические выражения | 01.12.17 | 02.12.17 | 18.12.18 | 20.12.18 | | | | |
30 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | 06.12.17 | 07.12.17 | 20.12.18 | 21.12.18 | | | | |
31 | Сортировка, удаление и добавление записей | 08.12.17 | 09.12.17 | 25.01.19 | 10.01.19 | | | | |
32 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | 13.12.17 | 14.12.17 | 10.01.19 | 11.01.19 | | | | |
33 | Итоговая работа по базам данных | 15.12.17 | 16.12.17 | 15.01.19 | 17.01.19 | | | | |
34 | Административная контрольная работа по итогам I полугодия | 20.12.17 | 21.12.17 | 17.01.19 | 18.01.19 | | | | |
| Табличные вычисления на компьютере | | |
35 | История числе и систем счисления. | 22.12.17 | 23.12.17 | 22.01.19 | 24.01.19 | | | | |
36 | Работа над ошибками. Двоичная система счисления | | | 24.01.19 | 25.01.19 | | | | |
37 | Перевод чисел и двоичная арифметика | | | 29.01.19 | 31.01.19 | | | | |
38 | Что такое электронная таблица | | | 31.01.19 | 01.02.19 | | | | |
39 | Представление чисел в памяти компьютера | 27.12.17 | 11.01.18 | 05.02.19 | 07.02.19 | | | | |
40 | Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц | 29.12.17 | 13.01.18 | 07.02.19 | 08.02.19 | | | | |
41 | Работа с готовой электронной таблицей | 10.01.18 | 18.01.18 | 12.02.19 | 14.02.19 | | | | |
42 | Понятие диапазона. Относительная адресация | 12.01.18 | 20.01.18 | 14.02.19 | 15.02.19 | | | | |
43 | Использование встроенных математических и статистических функций | 17.01.18 | 25.01.18 | 19.02.19 | 21.02.19 | | | | |
44 | Деловая графика. Условная функция. | 19.01.18 | 27.01.18 | 21.02.19 | 22.02.19 | | | | |
45 | Логические функции и абсолютные адреса | 24.01.18 | 01.02.18 | 26.02.19 | 28.02.19 | | | | |
46 | Электронные таблицы и математическое моделирование. | 26.01.18 | 03.02.18 | 28.02.19 | 01.03.19 | | | | |
47 | Пример имитационной модели | | | 05.03.19 | 07.03.19 | | | | |
48 | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». | 07.02.18 | 08.02.18 | 07.03.19 | 08.03.19 | | | | |
| Программирование | | |
49 | Языки программирования | 07.02.18 | 10.02.18 | 12.03.19 | 14.03.19 | | | | |
50 | Алгоритмы. Способы описания алгоритмов | 09.02.18 | 15.02.18 | 14.03.19 | 15.03.19 | | | | |
51 | Блок-схемы. Правила выполнения блок-схем | 14.02.18 | 17.02.18 | 19.03.19 | 21.03.19 | | | | |
52 | Основные символы | 16.02.18 | 22.02.18 | 21.03.19 | 22.03.19 | | | | |
53 | Составление блок-схем | 21.02.18 | 24.02.18 | 02.04.19 | 04.04.19 | | | | |
54 | Линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | 23.02.18 | 01.03.18 | 04.04.19 | 05.04.19 | | | | |
55 | Решение задач на выполнение блок-схем | 02.03.18 | 03.03.18 | 09.04.19 | 11.04.19 | | | | |
56 | Ветвления и последовательная детализация алгоритма | 07.03.18 | 08.03.18 | 11.04.19 | 12.04.19 | | | | |
57 | Зачётное задание по алгоритмизации | 09.03.18 | 10.03.18 | 16.04.19 | 18.04.19 | | | | |
58 | Тест по теме «Программирование и алгоритмы» | 14.03.18 | 15.03.18 | 18.04.19 | 19.04.19 | | | | |
| | | | | | | | | |
| Формальный исполнитель алгоритмов | | |
59 | Знакомство с формальным исполнителем алгоритма КуМир | 21.03.18 | 22.03.18 | 23.04.19 | 26.04.19 | | | | |
60 | Основные команды исполнителя | 23.03.18 | 24.03.18 | 25.04.19 | 02.05.19 | | | | |
61 | Разработка и исполнение простейших программ в среде КуМир | 04.04.18 | 05.04.18 | 30.04.19 | 03.05.19 | | | | |
62 | Переменные. Типы переменных. Объявление переменных. | 06.04.18 | 07.04.18 | 02.05.19 | 09.05.19 | | | | |
63 | Алгоритм как модель деятельности исполнителя. СКИ исполнителя. Формы записи алгоритмов. Программа. | 11.04.18 | 12.04.18 | 1.05.19 | 10.05.19 | | | | |
64 | Решение задания из ОГЭ №20.1 | 13.04.18 | 14.04.18 | 07.05.19 | 16.05.19 | | | | |
65 | Итоговая контрольная работа | 18.04.18 | 19.04.18 | 09.05.19 | 17.05.19 | | | | |
66 | Работа над ошибками. Решение задач для исполнителя КуМир. | 20.04.18 | 20.04.18 | 14.05.19 | 23.05.19 | | | | |
67 | Самостоятельная работа: «Построение орнаментов с Помощью исполнителя КуМир» | 25.04.18 | 26.04.18 | 16.05.19 | 24.05.19 | | | | |
68 | Графика в среде КуМир | 27.04.18 | 28.04.18 | 21.05.19 | 30.05.19 | | | | |
69 | | | | 28.05.19 | | | | | |
70 | | | | 30.05.19 | 31.05.19 | | | | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |