СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи. Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста. Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире. Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории». При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались следующие принципы:
многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и • многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период; направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся,
• воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления; внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявля-ются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса; акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ
• общеисторических тенденций и специфики отдельных стран; ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные содержательные линии: эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития
• производительных сил и характера экономических отношений; процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей; образование и развитие государственности в последовательной смене форм и
• типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы; социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями; эволюция международных отношений;
• развитие культуры разных стран и народов.
• Содержание учебной дисциплины «История» разработано с ориентацией на профили профессионального образования, в рамках которых студенты осваивают профессии СПО и специальности СПО ФГОС среднего профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При освоении профессий СПО, специальностей СПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей история изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
В процессе изучения истории рекомендуется посещение:
исторических и культурных центров городов и поселений (архитектурных комплексов кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. п.); исторических, краеведческих, этнографических, историко-литературных, ху-дожественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом); мест исторических событий, памятников истории и культуры;
• воинских мемориалов, памятников боевой славы;
• мест археологических раскопок.
• Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов). Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА
Утверждаю:
Зав. Филиалом
__________________ Н.А.Романова
« »________________________2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины
«История»
Для студентов ОПОП «Парикмахер»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев(2015 – 2018)
Уровень освоения :базовый
2015
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Разработчик: Решетникова А.В., преподаватель
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
Рассмотрена на заседании методической комиссии, протокол № ______
«_____»___________2015 г.
Председатель: ____________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей:
• формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
• формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;
• усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
• формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
• воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи. Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста. Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире. Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории». При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались следующие принципы:
многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и • многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период; направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся,
• воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления; внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявля-ются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса; акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ
• общеисторических тенденций и специфики отдельных стран; ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные содержательные линии: эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития
• производительных сил и характера экономических отношений; процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей; образование и развитие государственности в последовательной смене форм и
• типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы; социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями; эволюция международных отношений;
• развитие культуры разных стран и народов.
• Содержание учебной дисциплины «История» разработано с ориентацией на профили профессионального образования, в рамках которых студенты осваивают профессии СПО и специальности СПО ФГОС среднего профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При освоении профессий СПО, специальностей СПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей история изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
В процессе изучения истории рекомендуется посещение:
исторических и культурных центров городов и поселений (архитектурных комплексов кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. п.); исторических, краеведческих, этнографических, историко-литературных, ху-дожественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом); мест исторических событий, памятников истории и культуры;
• воинских мемориалов, памятников боевой славы;
• мест археологических раскопок.
• Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов). Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «История» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История как наука.
История в системе гуманитарных наук. Взаимосвязь истории, философии, культурологи, эстетики, религиоведения. Основные концепции исторического развития человечества .Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. Периодизация всемирной истории.
Учащийся должен:
Уметь:
-определять историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности
-устанавливать историческую связь между периодами всемирной истории и истории России.
Знать:
-факторы исторического развития, особенности истории как науки, закономерности истории России и мира.
Раздел 1. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.
Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда.
Учащийся должен
Уметь:
- называть факторы способствовавшие выделению человека из мира природы.
- выявлять причины изменений форм социальных связей и их особенностей в первобытном обществе.
- характеризовать хозяйственную деятельность человека.
Знать:
- гипотезы происхождения человека.
- религиозные представления первобытного человека.
- факторы зарождения имущественного неравенства.
Раздел 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 2.1 Архаичные цивилизации древности. Мифологическая картина мира. Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология.
Тема 2.2 Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.
Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.
Тема 2.3Античная цивилизация
Античные цивилизации Средиземноморья. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, ее причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Формирование научной формы мышления. Александр Македонский и эллинизм.
Древний Рим - этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций.
Тема 2.4 Религии Древнего мира и культурное наследие древних Цивилизаций
Возникновение религиозной картины мира. Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций.
Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время». Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Учащийся должен
Уметь:
- выявлять предпосылки формирования древнейших цивилизаций.
- давать характеристику восточным цивилизациям и культурному наследию Древнего Востока.
- характеризовать античную цивилизацию.
Знать:
- особенности религии древнего мира.
- возникновения мировых религий.
- особенности культуры восточных цивилизаций и античной цивилизации.
РАЗДЕЛ 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
Тема 3.1 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века
Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций. Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Тема 3.2 Китайско-конфуцианская цивилизация
Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.
Тема 3.3 Буддизм на Востоке в Средние века
Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.
Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.
Тема 3.4 Арабо-мусульманская цивилизация
Возникновение ислама. Мухаммад. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в.
Тема 3.5 Становление западноевропейской средневековой цивилизации Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Хронологические рамки западного Средневековья.
Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).
Великое переселение народов и его исторические результаты.
Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины.Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв.
Тема 3.6 Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации
Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии.
Тема 3.7 Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации
Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Начало формирования «феодальной лестницы».
Аграрный характер средневековой цивилизации. Феномен средневекового города. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения.
Тема 3.8 Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья:
особенности развития
Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.
Учащийся должен
Уметь:
- отличать особенности средневекового периода западноевропейской цивилизации.
- определять характерные черты восточнохристианской цивилизации.
Знать:
- особенности развития цивилизаций Востока и Запада в средние века.
-периодизацию средневековой истории Китая, Индии.
- сущность буддизма и ислама.
- исторические итоги средневекового периода.
РАЗДЕЛ 4. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН
ДО КОНЦА XVII ВЕКА
Народы и древнейшие государства на территории России
Тема 4.1 Восточная Европа: природная среда и человек. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство.
Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность.
Тема 4.2 Племена и народы Восточной Европы в древности
Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э.Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян.
Тема 4.3 Восточные славяне в VII—VIII вв.
Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.
Тема 4.4 Формирование основ государственности восточных славян.
Предпосылки образования государства у восточных славян. Формирование союзов племен. Вече. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус. Влияние Византии.
Тема 4.5 Рождение Киевской Руси.
Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины.«Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.
Тема 4.6 Крещение Руси
Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.
Тема 4.7 Русь и ее соседи в XI–начале XII вв
Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.
Тема 4.8 Древняя Русь в эпоху политической раздробленности
Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности .Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.
Тема 4.9 Борьба Руси с иноземными завоевателями. Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие.
Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.
Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Русь под властью Золотой Орды.
Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму.
Тема 4.10 Русь на пути к возрождению
Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.
Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Флорентийская уния.
Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Борьба Руси, Литвы и Орды за политическое господство в Восточной Европе.
Тема 4.11 От Руси к России.
Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.
Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти.
Тема 4.12 Россия в царствование Ивана Грозного
Территория и население России в XVI в. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.
Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Мнения историков о сущности опричнины.
Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.
Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России.
Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.
Тема 4.13 Смута в России начала XVII в .Кризис общества и государства
Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве.
Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.
Тема 4.14 Россия в середине и второй половине XVII века.
Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права.
Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия.
Городские восстания середины XVII столетия. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Тема 4.15 Русская культура в ХIII–ХVII вв
Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.
Учащийся должен
Уметь:
- высказывать свою точку зрения по поводу разных теорий образования древнерусского государства.
- анализировать деятельность первых русских князей, выделять особенности правления.
анализировать исторические факты, работать с исторической картой и историческими источниками.
- определять причины и характер смуты.
Знать:
- выделение славян из индоевропейской языковой общности.
-предпосылки образование государства у восточных славян.
-причины распада Древнерусского государства и усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.
-сущность и особенности нового централизованного государства.
-особенности правления Ивана Грозного.
- социальные движения XVII века.
РАЗДЕЛ 5. ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ
Тема 5.1 Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона.
Тема 5.2 Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.
Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности.
Тема 5.3 Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии
Причины и предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Каравеллы. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Великие географические открытия. Карта мира.
Тема 5.4 Государство и власть в эпоху перехода
к индустриальной цивилизации.
Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы
Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.
Тема 5.5 Эволюция системы международных отношений
в раннее Новое время.
Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.
Тема 5.6 Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни социальных нормах.-
XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.
Тема 5.7 Век Просвещения.
Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.
Тема 5.8 Технический прогресс и Великий промышленный переворот.
Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.
Тема 5.9 Революции XVIII века и их значение для утверждения индустриального общества
Война за независимость североамериканских колоний. попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.
Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции. Феномен Террора.
Учащийся должен
Уметь:
- выделять причины и предпосылки великих географических открытий.
-характеризовать причины перехода европейских стран к абсолютизму.
-называть предпосылки и особенности абсолютизма в Англии, России, Франции.
- называть социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота.
-характеризовать причины, особенности и значения первых буржуазных революций.
Знать:
- предпосылки возникновения феномена модернизации и его содержательную сторону.
- философско мировоззренческие основы идеологии просвещения.
РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ
Тема 6.1 Россия в период реформ Петра I
Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.
Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. Закрепощение крестьян. «Регулярное государство».
Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Культурный переворот петровского времени.
Тема 6.2 Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I(1725–1762 гг.)
Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.
Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.
Тема 6.3 Россия во второй половине XVIII в.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Характер и направленность реформ Екатерины II.Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования.
Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.
Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.
Тема 6.4 Культура России в середине и во второй половине XVIII
Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.
Учащийся должен
Уметь:
- Давать характеристику преобразованиям Петра Великого.
-Анализировать внутреннюю политику Екатерины II.
- Определять направления внешней политики России XVIII века.
-Показывать противоречивый характер политики Павла I.
Знать:
- особенности модернизационного процесса в Росси в начале XVIII в.
-Причины дворцовых переворотов.
-Характер и направленность реформ Екатерины II.
РАЗДЕЛ 7. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Тема 7.1 Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу
Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.
Тема 7.2 Развитие капиталистических отношений и социальной
структуры индустриального общества в XIX в
Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.
Тема 7.3 Особенности духовной жизни нового времени.
Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира.
Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».
Расцвет книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм.
Учащийся должен
Уметь:
- излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества.
Знать:
-различные Европейские модели перехода от традиционного общества к индустриальному.
-Особенности духовной жизни нового времени.
РАЗДЕЛ 8. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА.
Тема 8.1 Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Создание колониальных империй, формы их организации. Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации .Судьба Индии в «короне» Британской империи.
Тема 8.2 Попытки модернизации в странах востока.
Попытки модернизации в странах Востока«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».
Учащийся должен
Уметь:
- характеризовать хозяйственную деятельность традиционных обществ Востока.
-Выделять основные этапы британского завоевания Индии.
Знать:
-модели модернизации традиционных обществ Японии и Китая.
РАЗДЕЛ 9. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ
Тема 9.1 Россия в первой половине XIX в.
Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».
Тема 9.2 Власть и реформы в первой половине XIX в.
Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.
Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы.
Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.
Тема 9.3 Внешняя политика Александра I и Николая I
Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.
Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция.
Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.
Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России.
Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».
Тема 9.4 Интеллектуальная и художественная жизнь России
первой половины XIX в.
Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.
Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».
Развитие науки и техники в России в первой половине XIX вОткрытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.
Тема 9.5 Россия в эпоху великих реформ Александра II
Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.
Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.
Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.
Тема 9.6 Пореформенная Россия.
Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Феномен российской интеллигенции.
Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм.
Тема 9.7 Россия в системе международных отношенийвторой половины XIX в.
Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.
Тема 9.8 Интеллектуальная и художественная жизньпореформенной России
Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознания народов империи.
Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.
Тема 9.9 Повседневная жизнь населения России в XIX в.
Крестьянство. Крестьянская община. Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Повседневная жизнь русского города. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии.
Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество. Дворянство.
Учащийся должен
Уметь:
-выделять основные направления внешней политики России в начале XIX века.
- называть характерные черты внутренней политики России начала XIX века.
- называть существенные черты идеологии общественных движений.
-называть выдающихся представителей и достижения Российской культуры XIX века.
Знать:
-причины отмены крепостного права. Выделять этапы подготовки данного процесса. Оценивать характер.
- знать динамику развития пореформенной экономики страны.
-утверждения капиталистической модели экономического развития.
-промышленный переворот и его значения.
-геополитические интересы Российской империи второй половины XIX века.
- особенности интеллектуальной и художественной жизни России.
-российские сословия.
РАЗДЕЛ 10. От новой истории к новейшей
Тема 10.1 Международные отношения в начале XX в.
Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Начало борьбы за передел мира. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.
Тема 10.2 «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ
Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение.
Тема 10.3 Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX вв.
Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства. Индустрия и среда обитания.
Тема 10.4 Россия в начале XX в.
Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Социальные стереотипы.
Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет.
Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.
Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.
Экономические реформы П.А. Столыпина. Степень готовности общества к экономической модернизации по западным образцам.
Тема 10.5 Первая мировая война.
Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система..Россия в Первой мировой войне
Тема 10.6 Россия в Первой мировой войне
Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы.
Тема 10.7 Февральская революция в России
Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.
Тема 10.8 Приход большевиков к власти в России
Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги советской власти.
Формирование однопартийной системы. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».
Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.
Учащийся должен
Уметь:
- характеризовать изменения в системе международных отношений в начале XX века.
-характеризовать особенности развития Российской империи в начале XX века.
- определять предпосылки и причины Февральской революции 1917 года.
-определять характер первых преобразований большевиков.
- выделять причины Гражданской войны и интервенции.
Знать:
-место России в системе международных отношений в начале XX века.
-складывание двух военно-политических блоков Тройственного Союза и Антанты.
-особенности внешней политики России накануне Первой Мировой войны. Участие России в Первой Мировой войне.
РАЗДЕЛ 11 Между мировыми войнами
Тема 11.1 Страны Европы в 20-е годы ХХ в.
Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов.
Тема 11.2 Запад в 30-е годы ХХ в
Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм.
Тема 11.3 Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.
Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Латинская Америка на путях модернизации.
Тема 11.4 Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в.
Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Рибентропа.
Тема 11.5 Строительство социализма в СССР:
модернизация на почве традиционализма
Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности.
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Переход от революционной идеологии к традиционалистским принципам. Ритуализация коммунистической идеологии. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.
«Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.
Учащийся должен
Уметь:
-выделять особенности послевоенного развития стран Запада.
-характеризовать особенности Восточных традиционных обществ.
-исторические особенности Латинской Америки и борьбу народов Латинской Америки за преобразования.
- выссказывать свою точку зрения о путях и методах построения социализма в СССР.
-Давать оценочные суждения на методы проведения политики индустриализации и коллективизации, культ личности Сталина и массовые репрессии.
Знать:
-особенности международных отношений в 20 – 30-е годы XX века.
-переходе к НЭПу.
РАЗДЕЛ 12. Вторая мировая война
Тема 12.1 Вторая мировая война: причины, ход, значение
Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.
Тема 12.2 СССР в годы Великой Отечественной войны
Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика.
Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.
Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.
Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.
Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.
Учащийся должен:
Уметь:
-характеризовать изменения в системе международных отношений перед началом Второй Мировой войны.
- работать с историческими источниками, справочной литературой и документами.
-делать анализ первоисточников.
Знать:
-причины начала и ход Второй Мировой войны.
- основные этапы военных действий Великой Отечественной войны.
Раздел 13. Мир во второй половине XX в
Тема 13.1 «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны.
Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.
Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».
Тема 13.2 Научно-технический прогресс. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства.
Тема 13.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки
Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.
Учащийся должен
Уметь:
-называть достижения научно-технического прогресса второй половины XX века.
Знать:
- о складывании двухполюсного мира и борьбе сверхдержав США и СССР за гегемонию.
- развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки в системе биполярного мира.
РАЗДЕЛ 14. СССР в 1945–1991 г
Тема 14.1 Советский Союз в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе
Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.
Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.
Тема 14.2 Советский Союз в период частичной либерализации режима
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.
Культурная жизнь общества. «Оттепель». Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.
Тема 14.3 СССР в конце 1960-начале 1980 –х годов
Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.
Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.
Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».
Тема 14.4 СССР в период перестройки
Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.
СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.
Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.
Учащийся должен
Уметь:
-называть особенности послевоенного развития СССР.
- выделять направления внешней политики СССР в 50-е – 80-е годы.
-давать оценочные суждения политики перестройки.
Знать:
- о частичной либерализации режима в период руководства Хрущевым
- общественно-политическое развитие СССР в период руководства Брежнева Л.И.
-причины реформ Горбачева М.С. и переход к политике перестройки.
РАЗДЕЛ 15. Россия и мир на рубеже ХХ–XХI вв
Тема 15.1 Российская Федерация на современном этапе
Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени . Августовские события 1991 г.
1993г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.
Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская культура в условиях радикального преобразования общества.
Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности., достойное для России место в мировом сообществе.
Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.
Тема 15.2 Мир в ХХI в.
Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Место России в международных отношениях.
Учащийся должен
Уметь:
-называть основные этапы становления новой российской государственности.
Знать:
-этапы становления Президентской республики. Первые президентские выборы.
- участие России в мировых интеграционных процессах.
- участие российской экономики в мировой экономической системе.
- уроки мировых войн и мировых конфликтов.
-основные достижения научно-технического прогресс
Требования к результатам освоения программы
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность основных фактов, процессов и явлений, осознавать социальную значимость отечественной и всемирной истории.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, основываясь на историческом опыте предков и понимании закономерностей явлений, исходя из причин и предвидя последствия своей деятельности.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, опираясь на полученную историческую информацию, представленную в разных знаковых системах( текст, карта, таблица, схема), осуществлять текущий и итоговый контроль, различать факты и мнения, исторические описания.
ОК 4 Осуществлять поиск информации: изучение учебной литературы, использование первоисточников и представлять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать ИКТ для получения новых знаний, определения собственной позиции,, для исторического анализа ,при критическом восприятии получаемой извне информации.
ОК 6 Соотносить свои действия и поступки окружающих с историческими формами социального поведения, с целью эффективного общения с коллегами, руководством, клиентами.
Тематический план
Максимальная учебная нагрузка(всего) | 257 |
Обязательная аудиторная нагрузка(всего) | 171 |
Введение | 1 |
Древнейшая стадия истории человечества | 10 |
Цивилизации Древнего мира | 8 |
Цивилизации Запада и Востока в Средние века | 12 |
История России с древнейших времен до конца XVII века | 20 |
Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв. | 8 |
Россия в XVIII веке | 6 |
Становление индустриальной цивилизации | 6 |
Процесс модернизации в традиционных обществах Востока | 6 |
Россия в XIX веке | 8 |
От Новой истории к Новейшей | 6 |
Россия в начале XX века | 20 |
Между мировыми войнами | 10 |
Вторая мировая война | 20 |
Мир во второй половине XX века | 10 |
СССР в 1945-1999 гг. | 10 |
Россия и мир на рубеже XX-XXI | 10 |
Cамостоятельные работы | 86 |
Итого | 257 |
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
• Происхождение человека: дискуссионные вопросы.
• Начало цивилизации.
• Древний Восток и Античность: сходство и различия.
• Феномен западноевропейского Средневековья
• Восток в Средние века. • Основы российской истории.
• Происхождение Древнерусского государства. • Русь в эпоху раздробленности.
• Возрождение русских земель (ХIV— ХV века).
• Рождение Российского централизованного государства.
• Смутное время в России. • Россия в ХVII веке: успехи и проблемы.
• Наш край с древнейших времен до конца ХVII века.
• Истоки модернизации в Западной Европе.
• Революции ХVII— ХVIII веков как порождение модернизационных процес- сов.
• Страны Востока в раннее Новое время.
• Становление новой России (конец ХVII — начало ХVIII века).
• Россия ХVIII века: победная поступь империи.
• Наш край в ХVIII веке. • Рождение индустриального общества.
• Восток и Запад в ХIХ веке: борьба и взаимовлияние.
• Отечественная война 1812 года.
• Россия ХIХ века: реформы или революция.
• Наш край в ХIХ веке.
• Мир начала ХХ века: достижения и противоречия.
• Великая российская революция.
• Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития.
• Советский вариант модернизации: успехи и издержки.
• Наш край в 1920 — 1930-е годы.
• Вторая мировая война: дискуссионные вопросы.
• Великая Отечественная война: значение и цена Победы.
• Наш край в годы Великой Отечественной войны.
• От индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
• Конец колониальной эпохи.
• СССР: триумф и распад.
• Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов.
• Российская Федерация и глобальные вызовы современности.
• Наш край на рубеже ХХ— ХХI веков.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об- разования. — М., 2014.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учрежде- ний сред. проф. образования. — М., 2015. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 — 2000. — М., 2010.
Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2011.
Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.
Санин Г.А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.
Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.
Для преподавателей
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об- разования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М., 2012.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2015.
Шевченко Н.И. История для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013.
История России. 1900 — 1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А. А. Данилова. — М., 2010.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10 — 124.
Интернет-ресурсы
www.gumer.info (Библиотека Гумер).
www.hist.msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа). www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека).
www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).
www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
www.old-rus-maps.ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты Рос- сии, изданные в XVI— XVIII столетиях).
www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).
www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
www.intellect-video.com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
www.historicus.ru (Историк: общественно-политический журнал). www.history. tom.ru (История России от князей до Президента).
www. statehistory.ru (История государства).
www.kulichki.com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).
www.raremaps.ru (Коллекция старинных карт Российской империи). www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России). www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).