ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 7 класса: курсы «Новая история 1500-1600 гг.» и «История России. Конец XVI-нач XVIII век» составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программой основного общего образования по истории МО РФ 2004г., а также авторских программ А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной (сборник общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2001 г.) Учебник «Новая история 7 – 8 классы» – М.: Просвещение 2013 и под редакцией Пчелова Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII в» для 7 класса основной школы. – М.: Русское слово, 2013. Программа составлена в соответствии со статьей 9, п.6,7 Закона об Образовании в Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 70 часов отводится для изучения истории в 7 классе. Курс «Новая история» рассчитана на 28 ч.- «История России. Конец XVI-XVIII век 7 класс» - на 40 часов Данная программа была выбрана для работы на данной ступени обучения, так как её содержание максимально отвечает требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательных учреждений.
Программа курса охватывает период с 1500-1600 гг., с периода начала Великих географических открытий до эпохи Просвещения. От абсолютной монархии к парламентской, от абсолютизма к парламентаризму.
Общий курс истории в 7 классе направлен на достижение следующих целей:
-воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека;
-освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности
-применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе.
Задачи курса:
Обучения:
-привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, практические работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.
-умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
-умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
-умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
-умения работать с исторической картой;
Развития:
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы
Воспитания:
Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной компетентности: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Ожидаемые РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения истории ученик должен знать:
- основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1500-1600 годов и истории России конца XVI-XVII века;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- важнейшие исторические события и их участников;
- даты важнейших исторических событий;
- периодизацию исторических событий;
уметь:
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных источников одной тематики;
- определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории и истории России;
- читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий;
- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;
- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
Мета предметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, творческую и общественную;
- овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;
- готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;
- формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ РОССИИ (40 ЧАСОВ)
Введение (1 ч)
Р а з д е л I. Создание Московского царства (11 ч) Основные понятия и термины: самодержавие, Боярская дума, думные чины, окольничие, местничество, наместники, волостели, волость, стан, сословия, дворянство, помещики, вотчина, поместье, духовенство, посадский люд, тягло; черносошные, владельческие и монастырские крестьяне, оброк, барщина, казачество.
Иван Грозный — первый русский царь
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Детство Ивана IV и условия становления его личности.
Основные понятия и термины: царь, Избранная рада, Земский собор, приказы, дьяки, губные старосты городовые приказчики, земские старосты, Судебник 1550 г., дворянское ополчение, стрелецкое войско, стрельцы.
Основные персоналии: Елена Глинская, Андрей Старицкий, Иван IV, А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр.
Внешняя политика России при Иване Грозном
Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства.
Народы Поволжья после присоединения к России. Укрепление южных границ Российского государства.
Ливонская война: причины и характер. Причины поражения России и его последствия для экономического и политического положения страны. Основные понятия и термины: опричнина, опричник, земщина, заповедные лета, урочные лета, закрепощение крестьян.
Русская культура в XVI в.Развитие письменности в XVI в. Начало книгопечатания. Основные жанры русской литературы XVI в.Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Домострой. Развитие изобразительного искусства в XVI в..Основные понятия и термины: скоропись,
Р а з д е л II. Смутное время (7 ч)
В преддверии Смуты
Предпосылки и причины Смуты в России на рубеже XVI—XVII вв. Тайна гибели царевича Дмитрия. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Основные понятия и термины: Смутное время, династический кризис, Земский собор.
Основные персоналии: Б.Ф. Годунов, В.И. Шуйский, царевич Дмитрий, Ф.Н. Романов.
Правление Василия Шуйского
Обстоятельства восшествия на престол Василия Шуйского. Причины, социальный состав, цели участников движения И.И. Болотникова; основные эпизоды и причины поражения. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.
Основные понятия и термины: «крестоцеловальная запись», бояре.
Лжедмитрий II. Вторжение
Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая поддержка. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядовОсновные понятия и термины: Тушинский вор, «тушинские перелёты».
Междуцарствие (1610—1613)
Свержение с престола Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор обИзбрании на престол польского королевича Владислава. Вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России. Первое ополчение:, П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий, Д.Т. Трубецкой, Лжедмитрий III. Второе ополчение и освобождение Москвы.
Р а з д е л III. Россия при первых Романовых (20 ч)
Правление Михаила Фёдоровича (1613—1645)
Основные понятия и термины: Столбовский мир, Деулинское перемирие, пятинные деньги, соха,Поляновскиймир,«Азовскоесидение».
Основные персоналии: М.Ф. Романов, патриарх Филарет, М.Б. Шеин.
Правление Алексея Михайловича (1645—1676)
Основные понятия и термины: Соляной бунт, челобитная, белые слободы, Соборное уложение, тягло, крепостное право.
Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Н.И. Одоевский.
Россия в XVII в.
Территория и население России в XVII в. Административное деление страны. Россия как многонациональное государство. Система государственного управления. Укрепление самодержавия и ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Затухание деятельности Земских соборов. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Основные понятия и термины: сословно-представительная монархия, абсолютизм, Боярская дума, Государев двор, приказы,
Русская деревня в XVII Последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Освоение новых сельскохозяйственных угодий. Развитие растениеводства, огородничества и скотоводства в XVII в. Рыбный промысел. КрестьянствовXVIIв.Распространениедворянскогоземлевладения.Основные понятия и
Народные волнения в 1660—1670-е гг.
Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней политикой царя Алексея Михайловича. Медный бунт (1662): причины, социальная база, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 гг. Донское казачество в XVIIв
Основные понятия и термины: Медный бунт, поход «за зипунами», «прелестные письма».
Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, С.Т.Разин.
Наследники Алексея Михайловича
Основные понятия и термины: местничество, подворное налогообложение, cтрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой.
Основные персоналии: Фёдор Алексеевич, Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи, Н.М.Зотов,И.А.Хованский.
Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.
Основные понятия и термины: землепроходцы, «мягкая рухлядь», острог, ясак, Сибирский приказ, Нерчинский договор.
Основные персоналии: Ермак, И.Ю. Москвитин, С.И. Дежнёв, Ф.А. Попов, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В.В.Атласов.
Просвещение, литература и театр в XVII в.
Жизнь и быт различных сословий
Семья и семейные отношения. Изменения в картине мира человека XVII в. Повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Обобщающее повторение (2 ч)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА НОВАЯ ИСТОРИЯ
Введение. От Средневековья к Новому времени
Понятие о Новом времени
Новое время - эпоха великих изменений.
Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.
ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
Тема 1. Технические открытия и выход к Мировому океану
Новые изобретения и усовершенствования
Тема 2. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи
Тема 3. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король:
Тема 4. Дух предпринимательства преобразует экономику
Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли.
Тема 5. Европейское общество в раннее Новое время
Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.
Тема 6. Повседневная жизнь
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Тема 7. Великие гуманисты Европы
От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Темы 8-9. Мир художественной культуры Возрождения
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве
Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.
Тема 10. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.
Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия.
Тема 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия - родина Реформации церкви. Мартин Лютер\
Тема 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация
Тема 13. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы 1.
Тема 14. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье, ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 15. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций
Тема 16. Парламент против короля. Революция в Англии Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное правление короля Карла 1 Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции - созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия - республика.
Тема 17. Путь к парламентской монархии
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание |
По плану | Фактич. |
1 | Введение. Россия в XVI - XVII веках. | 1 | 02.09 | | Стр. 4-6 |
Раздел I. СОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА |
2 | Завершение объединения русских земель | 1 | 05.09 | | §1 стр.6-14 |
3 | Входная контрольная работа | 1 | 09.09 | | |
4 | Иван Грозный – первый русский царь | 1 | 12.09 | | §2 стр.14-23 |
5 | Внешняя политика при Иване Грозном | 2 | 16.09 19.09 | | §3- 4 стр.24-35 |
7-8 | Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей | 2 | 23.09 26.09 | | §5 стр.35- 45 |
9 | Русская православная церковь XVI веке | 1 | 30.09 | | §6 стр.46-51 |
10 | Русская культура в XVI веке | 1 | 03.10 | | §7-8 стр.51-60 |
11 | Повторительно – обобщающий урок | 1 | 07.10 | | тесты |
Раздел IIСМУТНОЕ ВРЕМЯ |
12-13 | В преддверии Смуты | 2 | 10.10 14.10 | | §9 стр.60- 65 |
14-15 | Лжедмитрий I | 2 | 17.10 21.10 | | §10 стр.65-71 |
16 | Правление Василия Шуйского | 1 | 24.10 | | §11стр.71-77 |
17 | Лжедмитрий II. Вторжение | 1 | 28.10 | | §12 стр.77-85 |
18-19 | Междуцарствие (1610-1613) | 2 | 11.11 14.11 | | §13 стр.85-92 |
20-21 | Второе ополчение и освобождение Москвы | 2 | 18.11 21.11 | | §14 стр.92-101 |
22 | Контрольная работа№1 «Смутное время» | 1 | 25.11 | | Повторение |
Раздел III. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ |
23-24 | Правление Михаила Федоровича (1613-1645) | 2 | 28.11 02.12 | | §15 стр.102-109 |
25-26 | Правления Алексея Михайловича (16451676) | 2 | 05.12 09.12 | | §16 стр.109-116 |
27-28 | Россия в XVII веке | 2 | 12.12 16.12 | | §17-18 стр.116-131 |
29 | Русская деревня в XVII веке | 1 | 19.12 | | §19 стр131-139 |
30 | Присоединение Украины к России | 1 | 23.12 | | §20стр.140-147 |
31 | Раскол в Русской православной церкви | 1 | 26.12 | | §21стр.147-159 |
32 | Народные волнения в 1660 – 1670-е годы | 1 | 13.01 | | §22стр.159-166 |
33 | Наследники Алексея Михайловича | 1 | 16.01 | | §23стр.166-173 |
34 | Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке | 1 | 20.01 | | §24стр.173-183 |
35 | Просвещение, литература и театр в XVII веке | 1 | 23.01 | | §25стр.183-190 |
36 | Искусство в XVII веке | 1 | 27.01 | | §26стр.190-198 |
37 | Жизнь и быт различных сословий | 1 | 30.01 | | §27стр.199-208 |
38 | Итоговая контрольная работа | 1 | 03.02 | | Повторение |
39-40 | Повторительно – обобщающий урок. Решение тестовых заданий | 2 | 06.02 | | Повторение |
Часть 2. Новая история 1500 – 1700 гг.
№ | Тема раздела, урока | Колич часов | Основные понятия и требования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дом. задание | Дата проведения |
По плану | фактически |
1 | Вводный урок. От Средневековья к Новому времени | 1 | Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. | | | - | | |
| Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 17 | | | | | | |
2-3 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 2 | Совершенствование техники. | Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. | Опрос | §1 | | |
4 | Встреча миров. Великие открытия | 1 | Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, … . | Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складыван мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен | Опрос | §2 | | |
5 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе | 1 | Реформация. Утверждение абсолютизма | Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. | Опрос | §3 | | |
6 | Повторение | 1 | | | тесты | | | |
7 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. | Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. | Опрос | §4 | | |
8 | Новые ценности преобразуют общество | 1 | Развитие товарного производства. Торговые компании. | Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих. | Опрос | §5 | | |
9 | Повседневная жизнь | 1 | Буржуазия и наемные рабочие. | Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. | Опрос | §6 | | |
10 | Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке | 1 | Эпоха Возрождения. Духовные искания эпохи Возрождения. | От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры. | Опрос | §7-8 | | |
11 | Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (XV-XVII | 1 | Искусство Ренессанса. | Новые тенденции в изобразительном искусстве. Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. | Творческая работа | §9 | | |
12 | Рождение новой европейской науки | 1 | Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. | Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей. | Опрос | §10 | | |
13 | Повторение | 1 | | | к/р | | | |
14 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 1 | Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. | Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. | опрос | §11 | | |
15 | Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации | 1 | Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. | Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. | Опрос | §12 | | |
16 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | 1 | Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии. Генрих VIII. Елизавета I. | Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I. | Опрос | §13 | | |
17-18 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 2 | Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти во Франции. | Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте. | Опрос Проект работа | §14 | | |
| Тема 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) | 8 | | | | | | |
19-20 | Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии | 2 | Первые буржуазные революции. Нидерланды под властью Испании. | Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» | Опрос | §15 | | |
21-22 | Парламент против короля. Революция в Англии | 2 | Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. | Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. | Опрос доклад | §16 | | |
23-24 | Английская революция. | 2 | Провозглашенреспублики. | Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия | Опрос | §17 | | |
25-26 | Международные отношения в XVI – XVIII вв. | 2 | Тридцатилетняя война и Вестфальская система. | Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система». | Тестовая работа | §18 | | |
27-28 | повторение | 2 | | | | | | |