СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс «УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Рабочая программа по изобразительному искусству   составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе примерной программы по изобразительному искусству, с учётом авторской программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев («Изобразительное искусство». 1-4 класс. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2012. УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс «УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной»»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шурскольская средняя общеобразовательная школа







«Утверждена»

Приказ № ____________________

От «_____» ___________________ г.

Директор школы ________ Матвейчук Н.П.











Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»

для 1 «Б» класса










Составитель:

учитель начальных классов

Хромуничева Полина Андреевна










с. Шурскол

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе примерной программы по изобразительному искусству, с учётом авторской программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев («Изобразительное искусство». 1-4 класс. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2012. УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной).

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43);

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»»

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;

  • Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты второго поколения) под редакцией А.М. Кондакова и Л.П. Кезина.- М.: Просвещение, 2011 и авторская программа по обучению грамоте по «Букварю» Т.М. Андрианова, «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373». (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);

  • Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. Стандарты второго поколения. – http://standart.edu.ru.

  • Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.

Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческогопотенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.

Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

  • Приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  • Реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности;

  • Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;

  • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

  • Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни ( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

  • формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

  • формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;

  • развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.


Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство в конце 4 класса

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

  • положительно относится к урокам изобразительного искусства.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • познавательной мотивации к изобразительному искусству;

  • чувства уважения к народным художественным традициям России;

  • внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

  • эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметныерезультаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

  • выполнять работу по заданной инструкции;

  • использовать изученные приёмы работы красками;

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

  • вносить коррективы в свою работу;

  • понимать цель выполняемых действий,

  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;

  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

  • решать творческую задачу, используя известные средства;

  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

  • «читать» условные знаки, данные в учебнике;

  • находить нужную информацию в словарях учебника;

  • вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

  • различать цвета и их оттенки,

  • соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

  • характеризовать персонажей произведения искусства;

  • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

  • конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • комментировать последовательность действий;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы;

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Обучающиеся получат возможность научится:

  • выражать отношение к произведению;

  • чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

  • изображать форму, строение, цвет предметов;

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка;

  • определять холодные и тёплые цвета;

  • выполнять эскизы декоративных узоров;

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • применять приёмы народной росписи;

  • расписывать готовые изделия по эскизу;

  • применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.


Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы и реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культура народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическим характере народной культуры (украшение сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты)

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, толстое и тонкое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие и толстые, волнистые и прямые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст предметов и форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, порывистый, замедленный, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


Содержание курса

1 класс (33 ч)

Рисование с натуры (5 ч)

Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.

Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы

предметов.

Рисование на темы, по памяти и представлению(13 ч)

Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.

Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.

Декоративная работа (9 ч)

Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.

Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.

Лепка (4 ч)

Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание).

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.

Беседы (2 ч)

Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.


В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 135 часов. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс – 33 часа (1 час в неделю), 2 класс – 34 часа (1 час в неделю), 3 класс – 34 часа (1 час в неделю), 4 класс – 34 часа ( 1 час в неделю).


Тематическое планирование

п/п

Виды занятий

Количество часов

по программе

в рабочей программе

1

Рисование с натуры

5

5

2

Рисование на темы, по памяти и представлению

13

13

3

Декоративная работа

9

3

4

Лепка

4

4

5

Беседы

2

4

6

Художественное конструирование и дизайн

-

4


Всего

33

33

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства

1 класс

п/п

Тема урока

Дата

(П)

Дата

(Ф)

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

В мире волшебных красок (9 ч)

1.

Рисование по памяти и по представлению радуги акварелью. Смешение цветов на палитре и вливание цвета в цвет.



Язык искусства. Цвет основа языка искусства. Мысли и чувства художника. Материалы и инструменты художника. Живописные материалы. Приёмы работы живописными материалами: гуашь, акварель. Смешение красок. Практическое овладение основами цветоведения.

Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин). Приёмы работы с пластилином. Роль рисунка в искусстве. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально (осенние листочки). Образ осеннего дерева. Ознакомление с произведениями народных хдожественных промыслов в России. Орнаменты народов России.

Правильно работать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, лепить из пластилина. Называть цвета спектра. Определять названия простых и сложных цветовых состояний поверхности предметов. Выполнять простые композиции. Выполнять простейшие узоры в полосе из геометрических форм и декоративных форм растительного мира. Учиться выполнять простейшие приёмы народной кистевой росписи.

Личностные:

Действия, характеризующие уважительное отношение к тру­ду людей и к продукту, производимому людьми разных про­фессий. Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий. Ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности.


Регулятивные:

Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу. Осуществлять контроль и самоконтроль, самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом). Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.


Познавательные:

Под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях. Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.


Коммуникативные:

Допускать существование различных точек зрения. Контролировать свои действия при совместной работе. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий. Договариваться с партнёрами и приходить к общему решению. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимо­помощи при реализации проектной деятельности.Принимать участие в работе парами и группами.

2.

Беседа на тему:

«Декоративно-прикладное искусство». Рисование волшебных листьев и ягод.



3.

Лепка дымковской игрушки, работа по украшению дымковской игрушки.



4.

Декоративная работа. Составление геометрического орнамента в полосе из фигур.



5.

Художественное конструирование из геометрических фигур несложного предмета..



6.

Рисование растительного орнамента в цвете с элементами городецкой росписи.



7.

Рисование с натуры элементов декоративного изображения хохломской росписи.



8.

Рисование по памяти или по представлению на тему: «Народные промыслы России» (деревянные игрушки)



9.

Декоративная работа. Рисование смешанного орнамента в композиции.



Мы готовимся к празднику (7 ч)

10.

Лепка овощей с натуры.



Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Скульптурные и живописные изображения овощей и фруктов. Приёмы работы различными живописными материалами. Создание с помощью цвета выразительных образов деревьев, передача эмоционального состояния природы.

Форма, конструкция, пропорции предметов (новогодние игрушки). Сюжетная композиция.

Пользоваться простейшими приёмами лепки. Овладеть приёмами работы различными графическими и живописными материалами. Изготавливать эскизы и модели новогодних игрушек. Эмоционально откликаться на красоту праздников. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла в

сюжетной композиции.



Личностные:

Представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности. Действия, характеризующие уважительное отношение к тру­ду людей и к продукту, производимому людьми разных про­фессий. Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности.


Регулятивные:

Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Осуществлять контроль и самоконтроль; самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).

Познавательные:

Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.


Коммуникативные:

Уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Принимать участие в коллективных работах. Договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.


11.

Лепка фруктов с натуры.



12.

Рисование с натуры осеннего дерева акварелью.



13.

Рисование на тему: «Первый снег».



14.

Беседа на тему: «Народная культура в украшении жилища, предметов быта и одежды». Рисование предметов быта.



15.

Художественное конструирование и дизайн. Изготовление новогодней игрушки.



16.

Рисование с натуры новогодней ёлки.





Красота вокруг нас (9 ч)

17.

Беседа на тему: «В мире красоты». Рисование сюжетной композиции из любимой сказки.



Представление человека о добре и зле, отражённые в сказках. Иллюстрирование к русским народным сказкам. Разница в изображении природы в разное время года. Жанр пейзажа. Образ зимнего дерева. Жизнь природы в творчестве художников-пейзажистов. Время года: зима. Произведения разных видов и жанров изобразительных искусств в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Произведения нижегородских художественных промыслов (Городец, Хохлома). Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Природные формы в декоративно-прикладном искусстве.

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, сказочного героя. Изображать портреты персонажей.





Личностные:

Представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности. Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий. Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Действия, характеризующие уважительное отношение к тру­ду людей и к продукту, производимому людьми разных про­фессий.


Регулятивные:

Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Осуществлять контроль и самоконтроль; самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом). Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.


Познавательные:

Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях.


Коммуникативные:

Уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Договариваться с партнёрами и приходить к общему решению. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимо­помощи при реализации проектной деятельности. Контролировать свои действия при совместной работе

18.

Рисование по памяти и по представлению. В гостях у сказки. Изображение сказочного персонажа по выбору.



19.

Лепка. Сказочные образы народной скульптуры.



20.

Рисование на тему: «Сказочный город и его жители».



21.

Рисование с натуры игрушек, изображающих добрых и злых персонажей.



22.

Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Композиция на тему городской жизни.



23.

Рисование с натуры зимнего дерева акварелью.



24.

Рисование по памяти и по представлению морозных узоров на окне.



25.

Художественное конструирование и дизайн. Вырезание снежинок.



Встреча с Весной – красной (8 ч)

26.

Рисование на тему: «Встречаем Весну – красу» (весенние деревья).



Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшениях предмета быта. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве. Красота и разнообразие природы. Весенний пейзаж, цветы. Знакомство с художественными образами, изображающими природу в различных эмоциональных состояниях. Объём в пространстве и объём на плоскости. Выразительные образы объёмных изображений. Лепка птиц.

Понимать смысл знаков-образцов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм.

Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель).

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы.

Использовать простые формы для создания выразительных образов птиц в скульптуре.

Личностные:

Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий. Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности. Ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. Сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.


Регулятивные:

Осуществлять контроль и самоконтроль. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Совместно с учителем и одноклассниками оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Познавательные:

Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла. Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебниках и учебных пособиях. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.


Коммуникативные:

Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимо­помощи при реализации проектной деятельности. Уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Допускать существование различных точек зрения. Контролировать свои действия при совместной работе.

27.

Декоративная работа. Украшение растительными узорами разделочной доски.



28.

Рисование по памяти или по представлению весенней природы.



29.

Художественное конструирование и дизайн. Аппликация «Цветы на лугу»



30.

Рисование любимого цветка по памяти.



31.

Рисование по памяти и по представлению посуды с украшением по мотивам народных промыслов.



32.


33.

Рисование на тему: «Здравствуй, лето» (создание выразительного образа природы).




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета


Учебно-методическое обеспечение:

Методические пособия для обучающихся:

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник – М.:Дрофа, 2014

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь – М.:Дрофа, 2014


Методические пособия для учителя:

  • Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009

  • Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2013

  • Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011.

  • Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2012.

  • О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.


Печатные учебные изделия:

  • портреты русских и зарубежных художников;

  • таблицы по цветоведению перспективе построению орнамента;

  • таблицы по стилям архитектуры,одежды, предметов быта;

  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

  • таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно - прикладному искусству;

  • дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.


Материально-техническое оснащение:

Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для   крепления таблиц;

  • магнитная доска;

  • интерактивная доска;

  • персональный компьютер;

  • мультимедийный проектор.

  • ксерокс.


Инструменты и приспособления:

  • муляжи овощей и фруктов;

  • гербарий;

  • изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов;

  • гипсовые и пластмассовые геометрические тела.


Оборудование:

  • учебные столы;

  • тумбочка на колесах для технических средств обучения;

  • магнитная доска.