муниципальное общеобразовательное учреждение
Шурскольская средняя общеобразовательная школа
«Утверждена»
Приказ № ____________________
От «_____» ___________________ г.
Директор школы ________ Матвейчук Н.П.
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
для 1 «Б» класса
Составитель:
учитель начальных классов
Хромуничева Полина Андреевна
с. Шурскол
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе примерной программы по изобразительному искусству, с учётом авторской программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев («Изобразительное искусство». 1-4 класс. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2012. УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной).
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
Конституция Российской Федерации (ст. 43);
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»»
Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987);
Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;
Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты второго поколения) под редакцией А.М. Кондакова и Л.П. Кезина.- М.: Просвещение, 2011 и авторская программа по обучению грамоте по «Букварю» Т.М. Андрианова, «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний»;
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373». (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);
Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. Стандарты второго поколения. – http://standart.edu.ru.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческогопотенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
Приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
Реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности;
Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Задачи обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни ( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство в конце 4 класса
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность для формирования:
познавательной мотивации к изобразительному искусству;
чувства уважения к народным художественным традициям России;
внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметныерезультаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
выполнять работу по заданной инструкции;
использовать изученные приёмы работы красками;
осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
вносить коррективы в свою работу;
понимать цель выполняемых действий,
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
различать цвета и их оттенки,
соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
комментировать последовательность действий;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы;
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Обучающиеся получат возможность научится:
выражать отношение к произведению;
чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
изображать форму, строение, цвет предметов;
соблюдать последовательное выполнение рисунка;
определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы декоративных узоров;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
применять приёмы народной росписи;
расписывать готовые изделия по эскизу;
применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы и реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культура народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическим характере народной культуры (украшение сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты)
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, толстое и тонкое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие и толстые, волнистые и прямые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст предметов и форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, порывистый, замедленный, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Содержание курса
1 класс (33 ч)
Рисование с натуры (5 ч)
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы
предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению(13 ч)
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Декоративная работа (9 ч)
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Лепка (4 ч)
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание).
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Беседы (2 ч)
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 135 часов. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс – 33 часа (1 час в неделю), 2 класс – 34 часа (1 час в неделю), 3 класс – 34 часа (1 час в неделю), 4 класс – 34 часа ( 1 час в неделю).
Тематическое планирование
№ п/п | Виды занятий | Количество часов |
по программе | в рабочей программе |
1 | Рисование с натуры | 5 | 5 |
2 | Рисование на темы, по памяти и представлению | 13 | 13 |
3 | Декоративная работа | 9 | 3 |
4 | Лепка | 4 | 4 |
5 | Беседы | 2 | 4 |
6 | Художественное конструирование и дизайн | - | 4 |
| Всего | 33 | 33 |
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства
1 класс
№ п/п | Тема урока | Дата (П) | Дата (Ф) | Содержание урока | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
В мире волшебных красок (9 ч) |
1. | Рисование по памяти и по представлению радуги акварелью. Смешение цветов на палитре и вливание цвета в цвет. | | | Язык искусства. Цвет основа языка искусства. Мысли и чувства художника. Материалы и инструменты художника. Живописные материалы. Приёмы работы живописными материалами: гуашь, акварель. Смешение красок. Практическое овладение основами цветоведения. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин). Приёмы работы с пластилином. Роль рисунка в искусстве. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально (осенние листочки). Образ осеннего дерева. Ознакомление с произведениями народных хдожественных промыслов в России. Орнаменты народов России. | Правильно работать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, лепить из пластилина. Называть цвета спектра. Определять названия простых и сложных цветовых состояний поверхности предметов. Выполнять простые композиции. Выполнять простейшие узоры в полосе из геометрических форм и декоративных форм растительного мира. Учиться выполнять простейшие приёмы народной кистевой росписи. | Личностные: Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий. Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий. Ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. Регулятивные: Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу. Осуществлять контроль и самоконтроль, самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом). Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Познавательные: Под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях. Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Коммуникативные: Допускать существование различных точек зрения. Контролировать свои действия при совместной работе. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий. Договариваться с партнёрами и приходить к общему решению. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.Принимать участие в работе парами и группами. |
2. | Беседа на тему: «Декоративно-прикладное искусство». Рисование волшебных листьев и ягод. | | |
3. | Лепка дымковской игрушки, работа по украшению дымковской игрушки. | | |
4. | Декоративная работа. Составление геометрического орнамента в полосе из фигур. | | |
5. | Художественное конструирование из геометрических фигур несложного предмета.. | | |
6. | Рисование растительного орнамента в цвете с элементами городецкой росписи. | | |
7. | Рисование с натуры элементов декоративного изображения хохломской росписи. | | |
8. | Рисование по памяти или по представлению на тему: «Народные промыслы России» (деревянные игрушки) | | |
9. | Декоративная работа. Рисование смешанного орнамента в композиции. | | |
Мы готовимся к празднику (7 ч) |
10. | Лепка овощей с натуры. | | | Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Скульптурные и живописные изображения овощей и фруктов. Приёмы работы различными живописными материалами. Создание с помощью цвета выразительных образов деревьев, передача эмоционального состояния природы. Форма, конструкция, пропорции предметов (новогодние игрушки). Сюжетная композиция. | Пользоваться простейшими приёмами лепки. Овладеть приёмами работы различными графическими и живописными материалами. Изготавливать эскизы и модели новогодних игрушек. Эмоционально откликаться на красоту праздников. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла в сюжетной композиции. | Личностные: Представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности. Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий. Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности. Регулятивные: Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Осуществлять контроль и самоконтроль; самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом). Познавательные: Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла. Коммуникативные: Уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Принимать участие в коллективных работах. Договариваться с партнёрами и приходить к общему решению. |
11. | Лепка фруктов с натуры. | | |
12. | Рисование с натуры осеннего дерева акварелью. | | |
13. | Рисование на тему: «Первый снег». | | |
14. | Беседа на тему: «Народная культура в украшении жилища, предметов быта и одежды». Рисование предметов быта. | | |
15. | Художественное конструирование и дизайн. Изготовление новогодней игрушки. | | |
16. | Рисование с натуры новогодней ёлки. | | |
Красота вокруг нас (9 ч) |
17. | Беседа на тему: «В мире красоты». Рисование сюжетной композиции из любимой сказки. | | | Представление человека о добре и зле, отражённые в сказках. Иллюстрирование к русским народным сказкам. Разница в изображении природы в разное время года. Жанр пейзажа. Образ зимнего дерева. Жизнь природы в творчестве художников-пейзажистов. Время года: зима. Произведения разных видов и жанров изобразительных искусств в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Произведения нижегородских художественных промыслов (Городец, Хохлома). Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Природные формы в декоративно-прикладном искусстве. | Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, сказочного героя. Изображать портреты персонажей. | Личностные: Представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности. Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий. Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий. Регулятивные: Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Осуществлять контроль и самоконтроль; самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом). Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях. Коммуникативные: Уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Договариваться с партнёрами и приходить к общему решению. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности. Контролировать свои действия при совместной работе |
18. | Рисование по памяти и по представлению. В гостях у сказки. Изображение сказочного персонажа по выбору. | | |
19. | Лепка. Сказочные образы народной скульптуры. | | |
20. | Рисование на тему: «Сказочный город и его жители». | | |
21. | Рисование с натуры игрушек, изображающих добрых и злых персонажей. | | |
22. | Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Композиция на тему городской жизни. | | |
23. | Рисование с натуры зимнего дерева акварелью. | | |
24. | Рисование по памяти и по представлению морозных узоров на окне. | | |
25. | Художественное конструирование и дизайн. Вырезание снежинок. | | |
Встреча с Весной – красной (8 ч) |
26. | Рисование на тему: «Встречаем Весну – красу» (весенние деревья). | | | Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшениях предмета быта. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве. Красота и разнообразие природы. Весенний пейзаж, цветы. Знакомство с художественными образами, изображающими природу в различных эмоциональных состояниях. Объём в пространстве и объём на плоскости. Выразительные образы объёмных изображений. Лепка птиц. | Понимать смысл знаков-образцов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства. Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм. Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель). Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы. Использовать простые формы для создания выразительных образов птиц в скульптуре. | Личностные: Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий. Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности. Ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. Сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. Регулятивные: Осуществлять контроль и самоконтроль. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Совместно с учителем и одноклассниками оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Познавательные: Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла. Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебниках и учебных пособиях. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные: Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности. Уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Допускать существование различных точек зрения. Контролировать свои действия при совместной работе. |
27. | Декоративная работа. Украшение растительными узорами разделочной доски. | | |
28. | Рисование по памяти или по представлению весенней природы. | | |
29. | Художественное конструирование и дизайн. Аппликация «Цветы на лугу» | | |
30. | Рисование любимого цветка по памяти. | | |
31. | Рисование по памяти и по представлению посуды с украшением по мотивам народных промыслов. | | |
32. 33. | Рисование на тему: «Здравствуй, лето» (создание выразительного образа природы). | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебно-методическое обеспечение:
Методические пособия для обучающихся:
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник – М.:Дрофа, 2014
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь – М.:Дрофа, 2014
Методические пособия для учителя:
Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2013
Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011.
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2012.
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.
Печатные учебные изделия:
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по цветоведению перспективе построению орнамента;
таблицы по стилям архитектуры,одежды, предметов быта;
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно - прикладному искусству;
дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения:
Инструменты и приспособления:
Оборудование: