СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
с. Благодатное Петровского района Ставропольского края
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-географического цикла Протокол №1 от 29 .08. 2017 г. Руководитель МО ________________( )
Принято на заседании методического совета Протокол № 1 от 30.08. 2017 г. | Утверждаю Директор МКОУ СОШ № 8 __________ А. С. Кибалко Приказ № 203 от 31.08.2017 г.
|
Рабочая программа
по химии
для 9 класса
основного общего образования
2 часа в неделю (всего 70 часов)
срок реализации 2017-2018 учебный год
Разработчик: Сень Оксана Викторовна
учитель химии
высшей квалификационной категории по должности «учитель»
с. Благодатное, 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263)
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2014 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. - М.: Просвещение, 2014. -56с.).
Распределение часов по темам составлено по авторской программе. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе. Включены элементы содержания (авторская программа):
Гидролиз солей.
Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)
Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
Минеральные удобрения
Сероводородная и сернистая кислоты и их соли.
Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах
Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, кроме уроков:
«Сущность процесса электролитической диссоциации» - в учебнике, «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы» - в авторской программе.
«Диссоциация кислот, щелочей и солей» - в учебнике, «Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей» - в авторской программе.
«Соединения железа» - в учебнике, «Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)» - в авторской программе.
«Органическая химия» - в учебнике, «Первоначальные сведения о строении органических веществ» - в авторской программе.
«Жиры» - в учебнике, «Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот»
«Аминокислоты. Белки» - в учебнике, «Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах»
«Лекарства» - в учебнике, «Химия и здоровье. Лекарства»
Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из Примерной программы.
Кроме того, увеличена практическая часть (по сравнению с Примерной программой): лабораторные опыты и демонстрации № 1,2,3,7,8,11,12,18,19 соответствуют авторской программе. На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской, были внесены следующие изменения:
В примерную: включены (взяты из авторской программы):
Гидролиз солей.
Минеральные удобрения
Стекло. Цемент.
Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах
Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха от загрязнений
Расширена практическая часть за счет увеличения лабораторных опытов:
2.Реакции обмена между растворами электролитов
7. Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония).
8. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
18. Этилен, его получение, свойства
Демонстраций:
Испытание веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Аллотропия кислорода – озон.
11. Ознакомление с образцами природных силикатов.
12. Ознакомление с видами стекла.
И практических работ:
Практическая работа №4 «Определение минеральных удобрений» отсутствует в Примерной программе, но является очень важной с практической точки зрения, особенно для сельских школьников.
В Примерной программе определены практические занятия «Изготовление моделей углеводородов», в авторской они заменены на демонстрации моделей молекул органических веществ.
Практические занятия «Знакомство с образцами лекарственных препаратов» и
«Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены» в авторской программе отсутствуют, в рабочей программе - демонстрация.
Все изменения, внесенные при составлении рабочей программы, выделены курсивом с подчеркиванием.
Рабочая программа может быть реализована в 9 классе (основное общее образование, общеобразовательный уровень). Учебники линии Г.Е. Рудзитиса.В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
При составлении рабочей программы использовался учебно – методический комплект:
для учителя:
Брейгер Л.М. Химия. 9 класс: контрольные и самостоятельные работы, тесты /Л.М.Брейгер. – Волгоград: Учитель, 2006
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2014. -56с.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.
для учащихся:
1. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с. : ил.
Рабочая программа рассчитана на 70часов в 9 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 6 часов, практических работ - 7 часов.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.На изучение курса химии в 9 классе предусмотрено 70 часов, а согласно базисному плану и фактически их 68, то 2 часа резервного времени и используется в этом случае.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ХИМИИ 9 КЛАССА
Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель. Гидролиз солей.
Демонстрации. Испытание веществ на электронную проводимость Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Тема 2. Кислород и сера (9 ч)
Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (4). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства серной кислоты. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.
Демонстрации: Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных соединений серы.
Лабораторные опыты. Распознавание сульфат – ионов, сульфит-ионов и сульфид – ионов в растворе.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы (количества, объема) вещества по известной массе (количеству, объему) одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ.
Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)
Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония . Оксиды азота (2) и (4). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
Практические работы. Получение аммиака и изучение его свойств. Определение минеральных удобрений.
Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)
Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Круговорот углерода в природе. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрации. Кристаллическая решетка угля и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с видами стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на карбонат – и силикат – ион.
Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)
Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблемы безотходного производства в металлургии и охрана окружающей среды. Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (2) и (3) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
Практические работы. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы 1а – 3а групп периодической системы химических элементов». Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2ч)
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Тема 7. Углеводороды (4 ч)
Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства.
Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах.
Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение метана и обнаружение продуктов горения. Горение этилена и обнаружение продуктов горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства.
Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Тема 8. Спирты (3 ч)
Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3ч)
Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.
Тема 10. Углеводы (2 ч)
Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
Тема 11. Белки. Полимеры (5 ч)
Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров. Химия и здоровье. Лекарства.
Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп | Тема | Количество часов по рабочей программе | В том числе практических работ | В том числе контрольных работ |
1 | Повторение основных вопросов курса химии 8 класс | 3 | - | 1 |
1 | Тема № 1 Электролитическая диссоциация | 10 | 1 | 1 |
2 | Тема № 2 Кислород и сера | 8 | 1 | - |
3 | Тема № 3 Азот и фосфор | 11 | 2 |
|
4 | Тема № 4 Углерод и кремний | 8 | 1 | 1 |
5 | Тема № 5 Общие свойства металлов | 14 | 2 | 1 |
6 | Тема № 6 Первоначальные представления об органических веществах | 13 | - | 1 |
7 | Повторение | 3 | - | 1 |
| Итого | 70 | 7 | 6 |
Перечень практических и контрольных работ по учебному предмету «Химия» 9 класс
Наименование тем | Практические работы | Контрольные работы |
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса |
| Стартовая контрольная работа № 1
|
Тема № 1 Электролитическая диссоциация
| Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» |
Контрольная работа № 2 по теме «Электролитическая диссоциация»
|
Тема № 2 Кислород и сера
| Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» |
|
Тема № 3. Азот и фосфор | Практическая работа №3 «Получение аммиака и изучение его свойств» Практическая работа №4 «Определение минеральных удобрений»
|
|
Тема № 4 Углерод и кремний. | Практическая работа №5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
|
Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы» |
Тема № 5 Общие свойства металлов
| Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Элементы 1а – 3а групп периодической системы химических элементов»» Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» |
Контрольная работа №4 по теме «Общие свойства металлов» |
Тема № 6 Краткий обзор важнейших органических веществ |
| тестирования по теме «Органические соединения» |
Повторение |
| Итоговая контрольная работа № 5 по курсу неорганической химии 9 класса.
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии в 9 классе ученик должен
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов, или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
Тема 1. Электролитическая диссоциация
Учащиеся должны знать:
определение электролитов и неэлектролитов, электролитической диссоциации;
определения «основание», «кислота», «соль» - в свете теории электролитической диссоциации;
определение «степень ЭЛД»;
определение реакций ионного обмена, условий осуществления данных реакций;
определение окислительно – восстановительных реакций, окислителя, восстановителя;
определение гидролиза солей.
Уметь:
объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью;
записывать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей;
сравнивать по строению и свойствам ионы и атомы;
составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций;
выполнять опыты по проведению реакций ионного обмена, делать выводы;
определять с помощью расчетов вещество, данное в избытке, и проводить вычисления массы, объема или количества вещества продукта реакции по данному исходному веществу;
определять окислительно – восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса, расставлять коэффициенты, используя метод электронного баланса;
применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 2. Кислород и сера
Учащиеся должны знать:
определение аллотропии и аллотропных видоизменений, причины аллотропии;
физические свойства серы и области ее применения;
строение и свойства оксидов серы, сероводорода, сернистой и серной кислот, области их применения;
качественную реакцию на сульфат – ион;
определение скорости химических реакций;
зависимости скорости реакции от различных условий.
Уметь:
давать характеристику главной подгруппы по плану;
сравнивать простые вещества, образованные элементами главной подгруппы 6 группы;
указывать причины их сходства и отличия;
доказывать химические свойства серы и ее важнейших соединений, записывая уравнения реакций в молекулярном, ионном и окислительно – восстановительном видах;
объяснять влияние различных факторов на скорость химической реакции;
решать задачи;
применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 3. Азот и фосфор
Учащиеся должны знать:
физические и химические свойства азота;
строение молекулы аммиака, физические и химические свойства, производство;
строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства, химизм производства;
состав, строение, свойства и применение солей аммония и нитратов;
характеристику фосфора как химического элемента и простого вещества, строение и свойства соединений фосфора, применение минеральных удобрений.
Уметь:
давать характеристику подгруппы азота, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, учитывая закономерности протекания окислительно – восстановительных реакций;
доказывать химические свойства аммиака;
определять массовую (объемную) долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (решать задачи).
доказывать общие и особенные свойства солей на примере солей аммония и нитратов
Тема 4. Углерод и кремний
Учащиеся должны знать:
общую характеристику элементов подгруппы углерода, исходя из положения в ПС и строения атома; понятие адсорбции, применение углерода и кремния;
состав, строение, свойства, применение оксидов углерода и оксида кремния;
состав, строение, свойства, применение угольной и кремниевой кислоты, их солей.
Уметь:
сравнивать по строению и свойствам углерод и кремний, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода в молекулярном и окислительно – восстановительном виде;
сравнивать строение и свойства оксидов углерода и кремния, указывать причины сходства и отличия;
доказывать химические свойства угольной и кремниевой кислот и их солей, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;
решать расчетные задачи на вычисление массы (объема) продукта реакции по указанной массе (объему) исходного вещества, одно из которых содержит примеси.
Тема 5. Общие свойства металлов
Учащиеся должны знать:
понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, физические свойства и способы получения металлов;
состав, строение, свойства простых веществ, а также оксидов, оснований, солей металлов главных подгрупп 1-3 групп, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;
определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых в развитии металлургии, понятия руды и пустой породы, основные стадии получения металлов.
Уметь:
записывать уравнения реакций получения металлов с точки зрения ТЭД и учения об окислительно – восстановительных процессах;
характеризовать металл по его положению в ПС и строению атома, химические свойства простого вещества и важнейших его соединений, записывая уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;
доказывать химические свойства оксидов, оснований и солей металлов главных подгрупп и железа, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах
Учащиеся должны знать:
определение органической химии, различия между органическими и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органических веществ;
основные положения теории А.М.Бутлерова (кратко).
Уметь:
записывать структурные формулы органических веществ;
определять изомеры, давать им названия.
Тема 7. Углеводороды
Учащиеся должны знать:
определение углеводородов, их классификацию;
некоторые свойства углеводородов;
иметь представление о природных источниках углеводородов.
Уметь:
записывать структурные формулы органических веществ;
определять изомеры, давать им названия;
записывать некоторые уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства углеводородов (предельных и непредельных).
Тема 8. Спирты
Учащиеся должны знать:
определение одноатомных и многоатомных спиртов;
свойства и применение спиртов.
Уметь:
записывать структурные формулы спиртов;
называть некоторые спирты по систематической номенклатуре.
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры
Учащиеся должны знать:
определение карбоновых кислот и жиров;
свойства и применение карбоновых кислот и жиров.
Уметь:
записывать структурные формулы карбоновых кислот и жиров;
называть некоторые карбоновые кислоты по систематической номенклатуре.
Тема 10. Углеводы
Учащиеся должны знать:
иметь общие понятия о глюкозе и сахарозе как важнейших представителях углеводов;
иметь общие понятия о свойствах и применении углеводов.
Уметь:
выполнять тренировочные упражнения по теме.
Тема 11. Белки Полимеры
Учащиеся должны знать:
иметь общие понятия о белках;
иметь общие понятия о полимерах на примере полиэтилена;
иметь общие понятия о свойствах и применении белков и полимеров;
общее представление о лекарствах и лекарственных препаратах.
Уметь:
выполнять тренировочные упражнения по теме.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5.Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Стартовая контрольная работа № 1
Вариант 1.
1.Дополнить:
Химический элемент магний находится в____________ периоде, _________группе, ___________подгруппе.
2.Выбрать правильный ответ:
Атом кислорода имеет следующее распределение электронов по энергетическим уровням:
2e4e 2. 2e6e 3.2e8e6e
3.Дополнить:
В периоде с возрастанием порядкового номера у химических элементов металлические свойства___________, а неметаллические свойства____________.
4.Выбрать правильный ответ:
В веществах, имеющих химические формулы O2, HCI, M9O
ионная связь ковалентная неполярная связь ковалентная полярная связь | Указать степень окисления химических элементов |
5.Установить соответствие:(назвать вещества)
основной оксид кислотный оксид основание соль кислота | HCl, CuO, SO2, KOH, H2SO3, CuSO4, NaCl |
Вариант 2.
1.Дополнить:
Номер периода указывает на____________.
2. Выбрать правильный ответ:
Атом хлора имеет следующее распределение электронов по энергетическим уровням:
2e5e 2.2e8e7e 3.2e7e
3. Дополнить:
В главной подгруппе с возрастанием порядкового номера у химических элементов металлические свойства___________, а неметаллические свойства____________.
4. Выбрать правильный ответ:
В веществах, имеющих химические формулы H2, CuO, H2O
ионная связь ковалентная неполярная связь ковалентная полярная связь | Указать степень окисления химических элементов |
5. Установить соответствие:(назвать вещества)
основной оксид кислотный оксид основание соль кислота | H2SO4, NaOH, CO2, K2O, CuCl2, CaCO3 |
Контрольная работа №2 по химии по теме «Электролитическая диссоциация»
Вариант № 1
Часть А.
Процесс распада электролита на ионы называют:
А) ассоциацией Б) гидратацией В) диссоциацией Г) нейтрализацией
2. Лампочка прибора для проверки электропроводимости загорится в растворе:
А) сахара Б) этилового спирта В) кислорода Г) поваренной соли
3. Вещество, при диссоциации которого образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка: А) соль Б) кислота В) вода Г) щелочь
4. Катионы металла и гидроксид-анионы образуются при диссоциации:
А) хлорида натрия Б) соляной кислоты В) гидроксида кальция Г) глюкозы
Часть В
Написать уравнения диссоциации следующих веществ:
а) Н2SO4 , б)Na2CO3
Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?
а) Na2CO3 + HCl → б) нитрат калия и хлорид цинка в) NaOH и H2SO4 =
Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов
а) Na2CO3, б)КСl
Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.
а) KClO3 → KCl + O2 , б) MgO + HCl → в)Са + Н2О=
Вариант № 2
Часть А.
Процесс распада электролита на ионы называют:
А) ассоциацией Б) гидратацией В) диссоциацией Г) нейтрализацией
2. Лампочка прибора для проверки электропроводимости загорится в растворе:
А) сахара Б) этилового спирта В) кислорода Г) поваренной соли
3. Вещество, при диссоциации которого образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка: А) соль Б) кислота В) вода Г) щелочь
4. Катионы металла и гидроксид-анионы образуются при диссоциации:
А) хлорида натрия Б) соляной кислоты В) гидроксида кальция Г) глюкозы
Часть В
1.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:
а) Н2SO3, б) К3РО4
2. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?
а) К3РО4 + HCl = б) силикат натрия и азотная кислота в) AlCl3+ NaOH=
3. Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов
а) Cu(NO3)2 , б) K2SO3
4. Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.
а) K2SO3 + HCl → KCl + SO2 + Н2О, б) Mg + HCl → в) Al +Cl2=
Контрольная работа № 4«Металлы и их соединения» 1 вариант
Часть А.При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. | |||||||||
А1 | Электроннаяформулаатомамагния: 1)1s22s2 2) 1s22s22p63s2 3) 1s22s22p63s1 4) 1s22s22p63s23p2 | ||||||||
А2 | В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств? 1) Na, Mg, Al 2) Al, Mg, Na 3) Ca, Mg, Be 4) Mg, Be, Ca | ||||||||
А3 | Металл, обладающий самой высокой электропроводностью, - это 1) железо 2) медь 3) серебро 4) алюминий | ||||||||
А4 | Наиболее энергично взаимодействует с водой: 1) калий2) натрий3) кальций4) магний | ||||||||
А5 | Гидроксид цинка взаимодействует с каждым из двух веществ: 1) HClи CO2 2) NaOHи H2SO4 3) SiO2 и KOH 4) NaNO3и H2SO4 | ||||||||
А6 | Методы переработки руд, основанные на восстановлении металлов из оксидов при высоких температурах, называются: 1) гидрометаллургия 2) пирометаллургия 3) электрометаллургия 4) гальваностегия | ||||||||
Часть В. В задании В1 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов. | |||||||||
В1. | Установите соответствие между веществами, вступающими в реакцию и продуктами их взаимодействия РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ А) СаO + CO2 Б) Ca(OH)2+ SO2
![]() Г) Ca (HCO3)2 + Ca(OH)2 5) CaSO3 + H2O 6) CaCO3 |
Часть С.
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: FeFeCl3
Fe(OH)3
Fe2O3
Fe
FeCl2.Переход 4 рассмотрите в свете ОВР; переходы 2 и 5 - с позиции электролитической диссоциации.
C2. При взаимодействии 12 г технического магния, содержащего 5% примесей, с избытком соляной кислоты, выделилось 10 л водорода (н.у.). Вычислите объемную долю выхода продукта реакции.
2 вариант
Часть А. При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. | |||||||||
А1 | Электроннаяформулаатомаалюминия: 1)1s22s22р1 2) 1s22s22p63s2 3) 1s22s22p63s23р1 4) 1s22s22p63s23p3 | ||||||||
А2 | В каком ряду химические элементы расположены в порядке увеличения их атомного радиуса? 1) Na, Mg, Al 2) Al, Mg, Na 3) K, Na, Li 4) Mg, Be, Ca | ||||||||
А3 | Металл, обладающий самой высокой пластичностью, - это: 1) золото 2) медь 3) серебро 4) алюминий | ||||||||
А4 | Не взаимодействует с раствором серной кислоты 1) цинк 2) серебро 3) никель 4) железо | ||||||||
А5 | Оксид алюминия взаимодействует с каждым из двух веществ: 1) HCl и O2 2) КOH и H2О 3) HClи KOH 4) NaNO3 и H2SO4 | ||||||||
А6 | В качестве восстановителя при выплавке чугуна в доменных печах используют 1) водород 2) алюминий 3) кокс 4) магний | ||||||||
Часть В. В задании В1 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов. | |||||||||
В1. | Установите соответствие между веществами, вступающими в реакцию и продуктами их взаимодействия РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ А) Fe + Cl2 Б) Fe + HCl В) Fe2O3 + H2SO4
![]() 5) FeSO4 + Cu 6) Fe2(SO4)3 + Cu |
Часть С.
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: CaCa(OH)2
CaCO3
Ca(HCO3)2
CaCl2
Ca(NO3)2. Переход 1 рассмотрите в свете ОВР; переходы 4 и 5 - с позиции электролитической диссоциации.
C2. При взаимодействии 24,15г технического натрия, содержащего 5% примесей, с водой было получено 8,96л водорода (н.у.). Вычислите объемную долю выхода продукта реакции (в %)
Критерии оценивания
№ зада-ния | Проверяемые элементы содержания; умения и навыки | Уровень сложности | Количество баллов | |||||
А1 | Знать положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Уметь составлять электронные формулы атомов металлов. | Б | 1 | |||||
А2 | Знать закономерности изменения свойств элементов в периодах и главных подгруппах ПС. Уметь сравнивать свойства элементов. | Б | 1 | |||||
А3 | Знать физические свойства металлов. | Б | 1 | |||||
А4 | Знать общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Оценивать возможность протекания реакции, используя ряд напряжений металлов. | Б | 1 | |||||
А5 | Знать химические свойства соединений щелочных, щелочно-земельных металлов, алюминия и железа. | Б | 1 | |||||
А6 | Знать способы получения металлов. | Б | 1 | |||||
В1 | Знать свойства металлов и их соединений. Уметь определять продукты реакций. | Б | 4 | |||||
С1 | Знать свойства металлов и их соединений. Определять возможность протекания реакций; уметь составлять уравнения химических реакций в молекулярной и ионной формах; уметь определять значения степеней окисления элементов в соединениях, составлять электронные балансы и расставлять коэффициенты в ОВР | П | 8 | |||||
С2 | Уметь анализировать условие задачи и решать её по известному алгоритму. Уметь рассчитывать массу и количество чистого вещества, если известна массовая доля примесей. Уметь рассчитывать массовую (или объемную долю) выхода продукта в % от теоретически возможного. | В | 8 | |||||
Итоговая оценка | 0- 8 баллов: «2» | 9-16 баллов: «3» | 17 -21 баллов: «4» | 22 -26 баллов: «5» | Всего 26 баллов |
КЛЮЧ
Часть А Часть В
| В1 | ||||||||||||||||||||||
1 | 6542 | ||||||||||||||||||||||
2 | 3415 |
Часть С.
1 вариант | 2 вариант |
С1. Элементы ответа:
| С1. Элементы ответа:
|
С2. Элементы ответа: 1) Mg +2HCl = MgCl2 + H2 1 б. 2) m(Mg)= 12г * 0,95 = 11,4г 2 б. 3) 4) V(H2)= 0,475 моль*22,4 л/моль = 10,64л теория 1б. 5) | С2. Элементы ответа: 1) 2Na +2H2O = 2NaOH + H2 1 б. 2) m(Na)= 24,15г * 0,95 = 22, 94г 2 б. 3) 4) V(H2)= 0,5 моль*22,4 л/моль = 11,2л теория 1б. 5) |
Итоговая контрольная работа по курсу неорганической химии 9 класса
Вариант 1
Задание 1. Напишите ионные уравнения осуществимых химических реакций:
Задание 2.
а) С какими из перечисленных веществ: карбонат натрия (р-р), хлорид кальция (р-р), углекислый газ, оксид железа (II) — может взаимодействовать известковая вода? Напишите ионные уравнения реакций.
б) Между какими из перечисленных веществ: соляная кислота, карбонат кальция, растворы гидроксида лития и хлорида железа (III), цинк — возможны химические реакции? Напишите ионные уравнения реакций.
Задание 3. Напишите уравнения реакций, с помощьюкоторых можно осуществить превращения веществ:
Задание 4.Решите одну из задач.
а)Через раствор, содержащий 5,6 г гидроксида калия, пропустили избыток хлористого водорода. Какое количество соли образовалось?
б) Каков объем сернистого газа (н. у.), полученного при сжигании 1 кг серы, содержащей 4% примесей?
в) Какой объем сернистого газа может быть получен при обжиге 1,2 т пирита FеS2 с выходом 75% ?
Вариант 2
Задание 1. Напишите ионные уравнения осуществимых химических реакций;
1) НС1 + АlCl32) Н2SО4 + Са(ОН)23) HС1 + Си4) Си(ОН)2 + НNO3
Задание 2.
а) С какими из перечисленных веществ: гидроксидом натрия (р-р), хлоридом натрия (р-р), оксидом серы (VI), оксидом железа (И) — может взаимодействовать в растворе сульфат меди (II)? Напишите ионные уравнения реакций
б) Между какими из перечисленных веществ: раствор серной кислоты, гидроксид железа (II), железо, углекислый газ, раствор гидроксида бария — возможны химические реакции? Напишите ионные уравнения реакций.
Задание 3. Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
Задание 4. Решите одну из задач.
а) Рассчитайте объем водорода (н. у.), образовавшегося при действии избытка соляной кислоты на 195 г цинка.
б) Какова масса соли, образовавшейся при пропускании 5 моль углекислого газа через известковую воду, содержащую 2 моль гидроксида кальция?
в) Из 120 т пирита FеS2 получили 147 т серной кислоты. Чему равен выход продукта (в % от теоретически возможного)?
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1. Основная литература
Стандарт основного общего образования по химии.
Примерная программа основного общего образования по химии.
Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – Волгоград: издательство «Учитель», 2008.
Брейгер Л.М. Химия. 9 класс: контрольныеи самостоятельные работы, тесты / Л.М.Брейгер. – Волгоград: Учитель, 2006
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.
Радецкий А.М. Дидактический материал: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис , Ф.Г. Фельдман. – 17-е изд. – М. : Просвещение , 2013. – 191 с. : ил.
2. Дополнительная литература
Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010.
3.Технические средства обучения
1.Интерактивная доска
2.Компьютер мультимедийный
3.Мультимедийный проектор
Список использованной литературы
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.
Брейгер Л.М. Химия. 9 класс: контрольные и самостоятельные работы, тесты /Л.М.Брейгер. – Волгоград: Учитель, 2006.
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.
Демонстрационное поурочное планирование. Общая химия. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007.
Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис , Ф.Г. Фельдман. – 17-е изд. – М. : Просвещение , 2013. – 191 с. : ил.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс | ||||||
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип и форма урока | Вид контроля | Подготовка к ОГЭ * | Задания на дом |
Повторение (3 часа) | ||||||
1 |
| Повторение основных вопросов курса химии 8 класса. | Урок повторения и систематизации знаний | предварительный |
| конспект |
2 |
| Повторение основных вопросов курса химии 8 класса. | Урок повторения и систематизации знаний | текущий |
| конспект |
3 |
| Стартовая контрольная работа № 1 | Урок контроля и коррекции ЗУН | тематический |
|
|
Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 часов) | ||||||
4 |
| Анализ результатов контрольной работы.Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Р.К. ОАО «Ставропольэнерго». | Урок изучения нового материала | предварительный | 2.5 1.1 – 1.6 2.3 2.4 | § 1, упр. 1-5, задача 1 (с. 13)
|
5 |
| Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации | Комбинированный | текущий | 2.3-2.5
| § 2, упр. 6-8, задача 2 (с. 13) § 3, упр. 9-10, (с. 13) |
6 |
| Реакции ионного обмена. | Комбинированный | текущий | 1.1 – 1.6 | § 4, упр. 1-3, задача 1 (с. 22) |
7 |
| Реакции ионного обмена | урок-практикум | тематический | 1.1 – 1.6 | § 4, упр. 3-5, задача 2 (с. 22) |
8 |
| Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель. | Комбинированный | текущий | 2.6 | § 5, упр. 6-7, задача 3 (с. 22) |
9 |
| Окислительно-восстановительные реакции | урок-практикум | тематический | 2.6 | § 5, упр. 8, задачи по карточкам |
10 |
| Гидролиз солей | Комбинированный | текущий | 1.2 2.3 – 2.5 | §6, упр. 9, подготовка к П.Р. №1 (с.24) |
11 |
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» | Урок применения знаний на практике | текущий |
| Стр. 24 |
12 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Электролитическая диссоциация» | Урок обобщения, закрепления и систематизации знаний | текущий |
| Повторить § 1-7, подготовка К.Р. |
13 |
| Контрольная работа №2 по теме «Электролитическая диссоциация» | Урок контроля и коррекции ЗУН | тематический | Решение творческих задач по теме | |
Тема 2. Кислород и сера (8 часов) | ||||||
14 |
| Анализ результатов контрольной работы. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.
| Урок изучения нового материала | текущий | 1.1 1.2
| § 7-8 , упр. 1-3, задача 1 (с. 31) |
15 |
| Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. | Комбинированный | текущий | 3.1.2 | § 9-10, упр. 3-6, задача 2 (с. 31) |
16 |
| Оксид серы (4). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. | Комбинированный | текущий | 3.1.2 | § 11, упр. 1-2, задача 2 (с. 31)§ 12, |
17 |
| Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.
| Комбинированный | текущий | 2.6-3.1.2 | § 13, упр.2-3, задачи 1, 2 (с. 31) |
18 |
| Окислительные свойства серной кислоты.
| Комбинированный | текущий | 2.6 3.1.2 | § 13, упр. 1-3 (б), 4 (с. 38) |
19 |
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | Урок применения знаний на практике | текущий |
| Стр.43 |
20 |
| Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. | Комбинированный | текущий | 2.1 – 2.2 | Повторение § 13 § 14, упр. 1-5, (с. 42) |
21 |
| Вычисления по химическим уравнениям массы (количества, объема) вещества по известной массе (количеству, объему) одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ. | Комбинированный | текущий | 4.4.3 |
|
Тема 3. Азот и фосфор (11 часов) | ||||||
22 |
| Анализ результатов контрольной работы. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. | Урок изучения нового материала | текущий | 3.1 – 3.2.1 | § 15, 16 упр. 1-5, (с. 52) |
23 |
| Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. | Комбинированный | текущий | 3.1 – 3.2.1 | § 17, упр. 6-11, задача 1 (с. 52) |
24 |
| Соли аммония | Комбинированный | текущий | 3.1 – 3.2.1 | § 18, упр. 12-14, (с. 42) |
25 |
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Получение аммиака и изучение его свойств». | Урок применения знаний на практике | текущий |
| Стр.72 § 17-18, повторение |
26 |
| Оксиды азота (2) и (4). Азотная кислота и ее соли. | Комбинированный | текущий | 3.1 – 3.2.1 | § 19, упр. 3-6, задачи 1,2 (с. 60)§ 20, |
27 |
| Окислительные свойства азотной кислоты. | Комбинированный | текущий | 2.6 | § 19, упр.1, 6 (а), задача 3 |
28 |
| Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. | Комбинированный | текущий | 2.1 – 2.2 | § 21, упр. 1-5, задачи 2, 3 (с. 70) |
29 |
| Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения Р.К. Предприятие « Невинномысский Азот» |
Комбинированный |
текущий | 4.4.1 – 4.4.2 | § 22, 23, упр. 6-10, (с. 69) Анализ табл. 20 |
30 |
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4 «Определение минеральных удобрений» | Урок применения знаний на практике | текущий |
| Стр.73 |
31 |
| Обобщение и систематизация знаний по темам «Кислород и сера» «Азот и фосфор»
| Урок обобщения, закрепления и систематизации знаний | текущий |
| Повт. §7-23 |
Тема 4. Углерод и кремний (8 часов) | ||||||
32 |
| Анализ результатов контрольной работы. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Круговорот углерода в природе.Р.К. Предприятия края по переработке угля
| Урок изучения нового материала | текущий | 3.1 – 3.2
| § 24, 25, упр. 1-7, задача 1, 2 (с.91) Подготовка творческих проектов по теме «Наномир» § 25, упр. 5, 6, 8, 9, задача 4 (с. 91) |
33 |
| Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. | Комбинированный | текущий | 3.1 – 3.2
| § 26, упр. 10-13, задача 1 (с. 91) |
34 |
| Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли
| Комбинированный | текущий | 3.1 – 3.2
| § 27, упр. 14-20, задача 3 (с. 91) |
35 |
| Угольная кислота и ее соли | Комбинированный | текущий | 3.1 – 3. | §282 |
36 |
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов» | Урок применения знаний на практике | текущий | 4.1 – 4.2 | § 27-29, упр. 22, 23, задача 5 (с. 91) |
37 |
| Кремний. Оксид кремния (4). Р.К. Добыча кварцевого песка в крае.
|
Комбинированный |
текущий | 3.1 1.1 – 1.6 | § 30-31, упр. 1, 3-5, 8, 9, (с. 101) |
38 |
| Кремниевая кислота и ее соли. Стекло Цемент Р.К. Стекольное производство в крае. | Комбинированный | текущий |
| §32-33 |
39 |
| Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме «Углерод и кремний»
| Урок обобщения, закрепления и систематизации знаний | тематический |
| Повторить §30-33 |
40 |
| Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» | Урок контроля и коррекции ЗУН | тематический |
| Повторить §15-33 |
Тема № 5.Общие свойства металлов (14 часов) | ||||||
41 |
| Положение металлов в ПСХЭ.И.Менделеева. Металлическая связь.
| Урок изучения нового материала | текущий | 1.1-1.6 3.1.1 | § 34-36, упр. 1-4, 8, 9 задача 1-2 (с. 112) |
42 |
| Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов
|
Комбинированный |
текущий | 3.1.1 | § 37, упр. 11-12, задача 4 (с. 112) |
43 |
| Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблемы безотходного производства в металлургии и охрана окружающей среды Р.К. ООО « СтавСталь». |
Комбинированный |
текущий | 4.4 | § 38, 45-47 упр. 1-3, 5-6, 11, 14 задачи 3, 4, 6 (с. 147) |
44 |
| Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений. | Комбинированный |
текущий | 3.1.1 | § 39, упр. 1-5, 7, 8 задачи 2-3 (с. 119) |
45 |
| Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
| Комбинированный |
текущий | 3.1.1 | § 40-41 (до с. 123), упр. 1-12, задачи 1-2 (с. 125) § 41, упр. 13-14, задачи 3-4 (с. 125) |
46 |
| Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. | Комбинированный | текущий | 3.1.1
| § 42, упр. 1-11, задачи 1, 2, 3 (с. 131) |
47 |
| Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. | Комбинированный | текущий | 2.3 – 2.5 | § 42 |
48 |
| Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. | Комбинированный | текущий | 2.6 | § 43, упр. 1-3, задачи 1, 4 (с. 136) |
49 |
| Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III) | Комбинированный | текущий | 3.2.1 – 3.2.4 | § 44, упр. 6-11, задача 3 (с. 136) |
50 |
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 « Решение экспериментальных задач по теме «Элементы 1а – 3а групп периодической системы химических элементов»» | Урок применения знаний на практике | текущий |
| Стр.131 |
51 |
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа №7 « Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». | Урок применения знаний на практике | текущий |
| Стр.136 |
52 |
| Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей. |
Комбинированный |
текущий |
|
|
53 |
| Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме «Общие свойства металлов» | Урок обобщения, закрепления и систематизации знаний | текущий |
| Повторяем тему «Металлы» |
54 |
| Контрольная работа №4 по теме «Общие свойства металлов» УКЗ | Урок контроля и коррекции ЗУН | тематический |
|
|
Тема 9. Первоначальные представления об органических веществах. (1 час) | ||||||
55 |
| Анализ результатов контрольной работы. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений
| Урок изучения нового материала | предварительный | 3.4 | § 48-50 упр. 1, 3, 4 (с. 163) упр. 2, 5, 8, задача 1 (с. 163) |
Углеводороды (3 часа.) | ||||||
56 |
| Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. | Комбинированный | текущий | 3.4.1 | § 51, упр. 6, 7, задача 1 (с. 163) |
57 |
| Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах. | Комбинированный | текущий | 3.4.1 | § 52, упр. 8-10, задача 2 (с. 163) , упр. 11-13, задача 3 (с. 163) |
58 |
| Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Р.К. Нефтяная и газовая промышленность края. | Комбинированный | текущий |
| § 54, упр. 14-16, задачи по карточкам |
Производные углеводородов(2 часа) | ||||||
59 |
| Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. | Комбинированный | текущий | 3.4.2 | § 55, решение задач на примеси по карточкам |
60 |
| Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение. | Комбинированный | текущий | 3.4.2 | § 55, подготовка проекта «Органические молекулы в действии» |
Карбоновые кислоты. Жиры. (2 часа) | ||||||
61 |
| Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. | Комбинированный |
текущей | 3.4.2 | § 56, упр. 4-5, задачи 2, 4 (с. 173) упр. 6, задача 3 (с. 173) |
62 |
| Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров. Р.К. Пищевая промышленность края. |
Комбинированный |
текущий | Повторяем 1.1 -1.3 | § 56, упр. 7 |
Углеводы (2 часа) | ||||||
63 |
| Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. | Комбинированный | текущий | Повторяем 1.4 – 1.6 | § 57, упр. 8-10, задача 5 (с. 173) |
64 |
| Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение. | Комбинированный | текущий |
| § 57 |
Белки. Полимеры (3 часа) | ||||||
65 |
| Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. Применение полимеров. | Комбинированный | текущий | Повторяем 2.1 – 2.3 | § 58, , упр. 6, 7, задача 1 (с. 163)§ 59, упр. 14-15 |
66 |
| тестирования по теме «Органические соединения» | Урок контроля и коррекции ЗУН | тематический |
| Подготовить сообщения и презентации к конференции |
67 |
| Анализ результатов контрольной работы.Химия и здоровье. Лекарства.Р.К. Фармацевтическая промышленность края. | Комбинированный | текущий |
| §60 |
Повторение (3 часа) | ||||||
68 |
| Повторение основных вопросов курса неорганической химии | Урок обобщения, закрепления и систематизации знаний | текущий |
| По тетр. конспкт |
69 |
| Итоговая контрольная работа № 5 по курсу неорганической химии 9 класса. | Урок контроля и коррекции ЗУН | заключительный контроль |
|
|
70 |
| Анализ результатов итоговой контрольной работы. Подведение итогов работы за учебный год. Р.К Экологические ситуации в крае. | Урок- семинар |
|
|
|