СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "основы православной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "основы православной культуры"»

11


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Почтовская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

Подпись______Э.Э.Менадиева

Протокол №____________

от «____»_________2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Подпись_____Л.Я. Дерменджи



«_____»___________2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

______ Л.А.Гончар


Приказ №_____

от «_____»________2020 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ


МОДУЛЬ: «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

4 КЛАСС

НА 2022/ 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД



НАПРАВЛЕНИЕ : духовно- нравственное

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1 ч. всего за год 34 ч.

УЧИТЕЛЬ: Семенчук Н.И.

КАТЕГОРИЯ: высшая



СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры» под редакцией А.Кураева, с использованием УМК А.Кураева «Основы православной культуры».










п. Почтовое, 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры» под редакцией А.Кураева, с использованием УМК А.Кураева «Основы православной культуры».Согласно учебному плану школы на изучение модуля «Основы православной культуры» в начальной школе отводится 34 часа.

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России. Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — вглубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего, должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

  • усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

  • привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

  • ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);

  • привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

  • ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

  • ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры

России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице Сергиева Лавра);

  • усвоения основных духовно - нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

  • усвоения основных духовно - _нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

  • формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

  • воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

  • формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.































































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные задачи реализации содержания: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о православии, ее роли в культуре, истории и современности России.

Раздел I. Введение в православную духовную традицию. (16 ч.)


1. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

3. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Изучают основы духовной традиции православия.

4. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

5. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Дают определения основных понятий православной культуры.

6. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

7. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

8. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

9. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

10. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

11. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

13. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

14. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

15. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

16. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества


Раздел II. Православие в России. (18 ч.)


17. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

18. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

19. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

20. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

21. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

22. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

23. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

24. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

25. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

26. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

27. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

28. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

29. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

30-31. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди». Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранной теме.

32. Мировые религии. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

33. Мой мир, мое Отечество.

34. Повторение и закрепление пройденного материала.





































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




раздела

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Практическая часть

1.

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

16

Проект - 1

2.

Раздел II. Православие в России.

18

Проект - 2


Всего:

34














































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Сроки выполнения

Название раздела (количество часов), темы урока


Примечание

По плану

Фактически

По плану

Фактически


Раздел I. Введение в православную духовную традицию (16 ч.)


03.09


Россия – наша страна.



10.09


Культура и религия.



17.09


Человек и Бог в православии.



24.09


Православная молитва.



01.10


Библия и Евангелие.



08.10


Проповедь Христа.



15.10


Христос и Его крест.



22.10


Пасха.



29.10


Православное учение о человеке.



13.11


Совесть и раскаяние.



20.11


Заповеди.



27.11

26.11

Милосердие и сострадание.



03.12


Золотое правило этики.



10.12


Храм.



17.12


Икона.



24.12


Творческие работы учащихся.



Раздел II. Православие в России (18 ч.)


14.01


Как христианство пришло на Русь.



21.01


Подвиг.



28.01


Заповеди блаженств.



04.02


Зачем творить добро?



11.02


Чудо в жизни христианина.



18.02


Православие о Божием суде.



2502


Таинство причастия.



04.03


Монастырь



11.03


Отношение христианина к природе.



29.03


Христианская семья.



01.04


Защита Отечества.



08.04


Христианин в труде.



15.04


Любовь и уважение к Отечеству.



22.04


Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди».



29.04



Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди».



07.05


Мировые религии.



13.05


Мой мир, мое Отечество.



20.05


Повторение и закрепление пройденного материала.