11
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почтовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО Подпись______Э.Э.Менадиева Протокол №____________ от «____»_________2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Подпись_____Л.Я. Дерменджи «_____»___________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ______ Л.А.Гончар Приказ №_____ от «_____»________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
МОДУЛЬ: «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
4 КЛАСС
НА 2022/ 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ : духовно- нравственное
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1 ч. всего за год 34 ч.
УЧИТЕЛЬ: Семенчук Н.И.
КАТЕГОРИЯ: высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры» под редакцией А.Кураева, с использованием УМК А.Кураева «Основы православной культуры».
п. Почтовое, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры» под редакцией А.Кураева, с использованием УМК А.Кураева «Основы православной культуры».Согласно учебному плану школы на изучение модуля «Основы православной культуры» в начальной школе отводится 34 часа.
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России. Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — вглубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего, должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры
России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице Сергиева Лавра);
усвоения основных духовно - нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
усвоения основных духовно - _нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные задачи реализации содержания: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о православии, ее роли в культуре, истории и современности России.
Раздел I. Введение в православную духовную традицию. (16 ч.)
1. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
2. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
3. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Изучают основы духовной традиции православия.
4. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
5. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Дают определения основных понятий православной культуры.
6. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
7. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
8. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
9. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
10. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
11. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
12. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
13. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
14. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
15. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
16. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества
Раздел II. Православие в России. (18 ч.)
17. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
18. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
19. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
20. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
21. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
22. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
23. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
24. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
25. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
26. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
27. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
28. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
29. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
30-31. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди». Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранной теме.
32. Мировые религии. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
33. Мой мир, мое Отечество.
34. Повторение и закрепление пройденного материала.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Практическая часть |
1. | Раздел I. Введение в православную духовную традицию. | 16 | Проект - 1 |
2. | Раздел II. Православие в России. | 18 | Проект - 2 |
| Всего: | 34 | |
| | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела (количество часов), темы урока | Примечание |
По плану | Фактически | По плану | Фактически |
Раздел I. Введение в православную духовную традицию (16 ч.) |
| | 03.09 | | Россия – наша страна. | |
| | 10.09 | | Культура и религия. | |
| | 17.09 | | Человек и Бог в православии. | |
| | 24.09 | | Православная молитва. | |
| | 01.10 | | Библия и Евангелие. | |
| | 08.10 | | Проповедь Христа. | |
| | 15.10 | | Христос и Его крест. | |
| | 22.10 | | Пасха. | |
| | 29.10 | | Православное учение о человеке. | |
| | 13.11 | | Совесть и раскаяние. | |
| | 20.11 | | Заповеди. | |
| | 27.11 | 26.11 | Милосердие и сострадание. | |
| | 03.12 | | Золотое правило этики. | |
| | 10.12 | | Храм. | |
| | 17.12 | | Икона. | |
| | 24.12 | | Творческие работы учащихся. | |
Раздел II. Православие в России (18 ч.) |
| | 14.01 | | Как христианство пришло на Русь. | |
| | 21.01 | | Подвиг. | |
| | 28.01 | | Заповеди блаженств. | |
| | 04.02 | | Зачем творить добро? | |
| | 11.02 | | Чудо в жизни христианина. | |
| | 18.02 | | Православие о Божием суде. | |
| | 2502 | | Таинство причастия. | |
| | 04.03 | | Монастырь | |
| | 11.03 | | Отношение христианина к природе. | |
| | 29.03 | | Христианская семья. | |
| | 01.04 | | Защита Отечества. | |
| | 08.04 | | Христианин в труде. | |
| | 15.04 | | Любовь и уважение к Отечеству. | |
| | 22.04 | | Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди». | |
| | 29.04 | | Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди». | |
| | 07.05 | | Мировые религии. | |
| | 13.05 | | Мой мир, мое Отечество. | |
| | 20.05 | | Повторение и закрепление пройденного материала. | |