Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Русскожуравская
средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области».
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» ШМО учителей начальных классов Протокол № ___ от «____»____________2017г. Руководитель МО_________ Кортунова С. А. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Русскожуравская СОШ» ________ _Иноземцева О.В. «____»____________2017 г. | «Утверждено» Директор МКОУ «Русскожуравская СОШ» ___________ _Безручко А.А. Приказ № ___ от «___»____2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Основы православной культуры и светской этики»
4 класс
на 2017– 2018 учебный год
Составитель:учитель ВКК
Агибалова Т.П.
2017 год
Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры и светской этики» разработана на основе
Программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа. — М. :Вентана-Граф, 2016 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы православной культуры: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова.– М.: Вентана-Граф
;
Образовательной программы начального общего образования МКОУ «Русскожуравская СОШ»,
Учебного плана МКОУ «Русскожуравская СОШ» на 2017-18 учебный год
Федерального перечня учебников
Положения о разработке структуры и утверждении рабочей программы
Программа рассчитана на 1 часа в неделю, всего 34 часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ »
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
· овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:
·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
· Работать с историческими источниками и документами
СОДЕРЖАНИЕПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – страна, объединившая народы.
Россия – многонациональная держава. Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки.
Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой».
Конституция РФ – основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.
Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.
Когда люди объединяются.
Защита Отечества – долг гражданина, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война – пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов – представителей разных народов.
Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию.
Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства – представители разных народов.
Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).
Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.
Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества.
Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности.
Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость – общечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания.
Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий.
Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
4 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во час | Дата по плану | Дата по факту | Тип урока | Дом.задание |
Россия – страна, объединившая народы. |
1 | Россия- многонациональная держава. Как всё начиналось. Древняя Русь | 1 | 01.09 | | Урок открытия новых знаний | Прочитать текстс.7 – 16 |
2 | Как всё начиналось. Народы Поволжья. | 1 | 08.09 | | Урок открытия новых знаний | С.17 – 23, прочитать текст |
3 | Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа | 1 | 15.09 | | Урок открытия новых знаний | С.24 – 28 |
4 | Как всё начиналось. Народы Сибири | 1 | 22.09 | | Урок-путешествие | С.29 – 39 |
5 | Русский язык– государственный язык России. Когда люди объединяются. | 1 | 29.09 | | Урок общеметодологической направленности | С.40 – 48 |
Многообразие культур народов России. |
6 | Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить. | 1 | 06.10 | | Урок открытия новых знаний | С.50 – 59 |
7 | Приглашаем к праздничному столу. | 1 | 13.10 | | Урок общеметодологической направленности | С.60 – 66 |
8 | Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм. | 1 | 20.10 | | Урок открытия новых знаний | С.67 – 78 готовить пересказ текста, |
9 | Войдём в буддийский храм .Войдём в мечеть. Войдём в синагогу. | 1 | 27.10 | | Урок-путешествие | С.78 – 87 |
10 | Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз. Этот весёлый праздник Новый год. | 1 | 03.11 | | Урок с групповой формой работы | С.88 – 92 |
11 | Рождество. Пасха. Курбан-байрам. | 1 | 17.11 | | Урок открытия новых знаний | С.93 – 96 |
12 | День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота. Шмуэль-тряпичник. Пурим.ПраздникВесак. | 1 | 24.11 | | Урок открытия новых знаний | С.97 – 103 |
Что объединяет разные народы. |
13 | Как возникли правила. Будь милосерден и добр | 1 | 01.12 | | Урок общеметодологической направленности | С.105 – 119 Подготовить рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. |
14 | Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка). Будь щедрым, довольствуйся малым. | 1 | 08.12 | | Урок общеметодологической направленности | С.119 - 131 |
15 | Не завидуй. Не предавай. | 1 | 15.12 | | Урок общеметодологической направленности | С.132 – 138 |
16 | Будь терпим, умей прощать. | 1 | 22.12 | | Урок общеметодологической направленности | С.139 – 144 |
17 | Будь честным | 1 | 12.01 | | Урок общеметодологической направленности | С.144 - 151 |
Православие в России |
18 | Православное христианство. Монастырь и его обитатели | | 19.01 | | Урок открытия новых знаний | С. 6 -14 |
19 | Монастыри-центры культуры. «Троица» Андрея Рублева | | 26.01 | | Урок творчества | С. 15-31 |
Чему учит православное христианство. |
20 | Человек и Бог в православии | | 02.02 | | Урок открытия новых знаний | С. 36 -42 |
21 | Десять заповедей Божиих | | 09.02 | | Урок с групповой формой работы | С.43-48, готовить пересказ текста |
Сын Божий Иисус Христос |
22 | Сын Божий Иисус Христос | | 16.02 | | | С. 51- 60 |
23 | Чудеса Иисуса Христа. Притчи Иисуса Христа | | 02.03 | | Урок с групповой формой работы | С. 61- 69, готовить пересказ текста |
24 | Предательство Иуды | | 09.03 | | Урок общеметодологической направленности | С. 70-80 |
25 | Апостолы-ученики Иисуса Христа | | 16.03 | | Урок с групповой формой работы | С.81- 85, подготовить рассказ о любом апостоле |
26 | Библия и Евангелие | | 23.03 | | Урок открытия новых знаний | С. 86-90 |
Традиции православного христианства |
27 | Зачем творить добро? | | 06.04 | | Урок общеметодологической направленности | С.92-94 |
28 | Христианская семья. | | 13.04 | | Урок общеметодологической направленности | С. 94- 102 |
Богослужение в Русской Православной Церкви |
29 | Крест-символ православной веры | | 20.04 | | Урок открытия новых знаний | С. 103-106 |
30 | Молитва в православии | | 27.04 | | Урок открытия новых знаний | Выучить молитву с.. 106-109 |
31 | Храм-дом Божий | | 04.05 | | Урок открытия новых знаний | С. 110-124, готовить пересказ текста |
Православный календарь. |
32 | Православный календарь. | | 11.05 | | Урок с групповой формой работы | Сообщение о традиционных религиозных праздниках , читать с. 125-137 |
33 | Итоговая контрольная работа | | 18.05 | | Урок контроля | |
34 | Защита творческих проектов | | 25.05 | | Урок развивающего контроля | Подготовка к защите проекта |