СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики А. В. Кураев. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики А. В. Кураев. 4 класс.»

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

Долдыканская средняя общеобразовательная школа

Бурейского района Амурской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/ Кочнева Т. Г.

Протокол № 1

от _______________






«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________/Климко Е.В.

Протокол № 1

от _______________

«Утверждено»

Директор школы

________/Бескоровайная Е.Н.

Приказ № ____

от _______________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Чернышовой Надежды Александровны


по ОРКСЭ


4 класс

















2021-2022 учебный год


Планируемые результаты освоения программы «ОРКСЭ».


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения ОРКСЭ

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование ценностей многонационального российского общества;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»,

  • высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

  • осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

После изучения тем обучающийся научится:

  • объяснять основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;

  • готовить сообщения по выбранным темам.

Обучающийся получит возможность:

  • описывать различные явления религиозной культуры, традиции;

  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  1. познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  2. понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  3. формировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  4. представлять об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  5. поступать согласно своей совести;

  6. воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  7. осознать ценности человеческой жизни.



Содержание учебного предмета


Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры».

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.


Формы обучения:

  • Классно-урочные занятия.

  • Групповая форма обучения.

  • Внеклассные занятия – классные семейные праздники.  

  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме.







Календарно – тематическое планирование по ОРКСЭ


урока

Дата

по плану

Дата по факту

Тема урока

Кол-во часов

УУД

1

06.09


Россия – наша родина.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- задавать вопросы;

- пользоваться условными обозначениями учебника.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- работать с учебником;

- составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

2

13.09


Культура и религия.


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- работать с учебником;

- сформулировать понятия культура и религия.

Предметные УУД:

- сравнивать и различать понятия культура и религия;

- составлять монологическое высказывание;

- задавать вопросы;

- пользоваться условными обозначениями учебника;

- работать в паре.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

- вступать в учебный диалог.

3

20.09


Человек и Бог в православии.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать с учебником;

- рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них полезную информацию;

- работать с разными источниками информации.

Предметные УУД:

- работать в паре, высказывать свое мнение;

- проследить воплощение божества в человеке;

- осмыслить связь веры в Бога с понятиями совесть, доброта, любовь.

Коммуникативные УУД:

- рассуждать на заданную тему (монолог, диалог);

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

4

27.09


Православная молитва.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать с учебником и другими источниками информации;

- различать виды молитв;

- выполнять творческие задания по заданной теме.

Предметные УУД:

- проследить изменение в образе жизни человека под влиянием божественной благодати на примере святых;

- понять значение молитвы «Отче наш» для каждого верующего.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

5

04.10


Библия и Евангелие.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- сформулировать понятия христианин, Библия, Евангелие.

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- работать с разными источниками информации (притчи);

- выступать с сообщением о жизни Иисуса Христа;

- работать в парах (мини группах).

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

6

11.10


Проповедь Христа.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.

Предметные УУД:

- работать с разными источниками информации (притчами, текстами);

- работать со словарем;

- различать материальные и духовные богатства.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

- вступать в диалог, вести дискуссию, находить компромисс, приходить к общему решению.

7

18.10


Христос и Его крест.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понимать символику креста;

- осознать причины Боговоплощения.

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- работать с учебником, иллюстрациями, извлекать полезную информацию;

- вступать в диалог со взрослыми;

- высказывать свои предположения и доводы о том, почему Иисус Христос не уклонился от казни.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

8

25.10


Пасха.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Предметные УУД:

- рассказывать о семейных традициях празднования Пасхи;

- раскрыть смысл пасхальных атрибутов (кулич, яйца).

Коммуникативные УУД:

- высказывать свои суждения;

- отвечать и задавать вопросы;

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

9

08.11


Православное учение о человеке.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- сформулировать понятие о душе;

- понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологических оборотов о душе.

Предметные УУД:

- определять эмоциональное состояние души по художественному образу;

- работать с разными источниками информации;

- выразительно читать стихи.

Коммуникативные УУД:

- высказывать свое мнение;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

- задавать и отвечать на вопросы.

10

15.11


Совесть и раскаяние.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Предметные УУД:

- оценивать поступки героев;

- работать в парах над проблемными ситуациями;

- задавать и отвечать на вопросы;

- работать с учебником, иллюстрациями;

- понять структуру и значение раскаяния;

- инсценировать проблемные ситуации.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

11

22.11


Заповеди.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять значение заповедей;

- сравнивать понятия убийство и воровство.

Предметные УУД:

- работать в группах;

- проанализировать понятие «зависть» на примере сказки «О рыбаке и рыбке»;

- задавать и отвечать на вопросы.

Коммуникативные УУД:

- высказывать свои мысли;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

12

29.11


Милосердие и сострадание.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать понятия «милосердие» и «дружба».

Предметные УУД:

- проанализировать различные виды текстов;

- работать в мини группах;

- работать с разными источниками информации (притчами);

- работать со словарем;

- вступать в диалог;

- высказывать свое мнение;

- составить синквейн к слову «ближний».

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

13

06.12


Золотое правило этики.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать главное правило человеческих отношений;

- сравнивать понятия «осуждение» и «не осуждение».

Предметные УУД:

- работать с учебником;

- задавать и отвечать на вопросы;

- вступать в дискуссию;

- работать с дополнительной информацией.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.


14

13.12


Храм.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять, как устроен православный храм;

- раскрыть смысл посещения храма;

- объяснить значение выражений.

Предметные УУД:

- составить правила поведения в храме;

- задавать и отвечать на вопросы;

- работать со словарем;

- высказывать свои суждения;

- находить противоречия в иллюстрациях;

- работать в парах, группах.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

15

20.12


Икона.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие об иконе;

- понять значение элементов, изображенных на иконе.

Предметные УУД:

- сравнивать и различать иконы;

- различать понятия «молиться иконе» и «молиться перед иконой»;

- высказывать свое мнение;

- работать с учебником, иллюстрациями.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

16

10.01


Творческие работы.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- экскурсия в храм;

- рассмотреть устройство храма.

Предметные УУД:

- соотнести теоретические знания с практическими;

- соблюдать правила поведения в храме;

- высказывать свое мнение, впечатление от экскурсии.

Коммуникативные УУД

- оценить свое эмоциональное состояние.

17

17.01


Подведение итогов.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Предметные УУД:

- подготовить проект

- распределить обязанности;

- составить план работы;

- подбирать текстовый и иллюстративный материал;

- оформить презентации;

- представить проект.

Коммуникативные УУД:

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме;

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

18

24.01


Как христианство пришло на Русь.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- познакомиться с историей крещения Руси;

- понять значение новой веры.

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- различать понятия «храм» и «церковь»;

- понять смысл крещения;

- работать с различными видами информации;

- устанавливать связь между крещением Руси и изменением жизни населения;

- задавать и отвечать на вопросы.

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

19

31.01


Подвиг.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсудить понятие «подвиг»;

- различать виды подвига;

- работать с понятием «подвижник».

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- высказывать свое мнение;

- работать с учебником, дополнительной литературой;

- работать в группах.

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

20

07.02


Заповеди блаженств.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассуждать на заданную тему.

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- понять смысл заповедей блаженств;

- работать с учебником, иллюстрациями;

- задавать и отвечать на вопросы;

- выразительно читать стихотворение.

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

21

14.02


Зачем творить добро.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассуждать на заданную тему.

Предметные УУД:

- работать с учебником, дополнительной литературой;

- вступать в диалог;

- работать в группах.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

22

21.02


Чудо в жизни христианства.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понимать причины, по которым человек не стал эгоистом.

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- отразить в рисунке виды крестов: Христов, Петров, Андреевский;

- рассуждать и высказывать свое суждение;

- работать с различными видами информации;

- работать в парах над притчей «О дикаре и царе».

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

23


28.02


Православие о Божьем суде.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- осмыслить понятие Св. Троицы;

- сформулировать понятие добродетели «вера, надежда, любовь».

Предметные УУД:

- работать с текстом учебника, иллюстрациями;

- выполнить творческую работу и ее обсудить.

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

24

07.03


Таинства Причастия

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассуждать на заданную тему;

- понимать ответственность за свои поступки;

- осознать, что любой человек посланник бога на земле.

Предметные УУД:

- работать с различными литературными жанрами (притчи, легенды);

- работать в мини группах (парах);

- работать с иллюстрациями, извлекать из них нужную информацию.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

25

14.03


Монастырь.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- усвоить, что в таинстве Причастия, Христос дал людям Свое тело и кровь;

- понять смысл и значение Причастия;

- рассуждать на заданную тему, вступать в диалог;

- устанавливать связь между Причастием и Литургией.

Предметные УУД:

- работать с учебником, иллюстрациями;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

26

04.04


Отношение христианина к природе.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие «добро», «дружба», «порядочность», «честь», «достоинство», «самоотверженность».

Предметные УУД:

- работать с учебником, иллюстрациями;

- задавать и отвечать на вопросы;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

27

11.04


Христианская семья

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие «монах» и «монастырь»;

- сравнивать образ жизни мирянина и монаха;

- выяснить причины принятия пострига;

- выяснить призвание монаха;

- рассмотреть стадии становления монашества.

Предметные УУД:

- работать с учебником, иллюстрациями;

- задавать и отвечать на вопросы;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

28

18.04


Защита Отечества.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять, что природа – это дом для человека и Божий храм;

- осознать ответственность за сохранение природы и мира;

- сформулировать понятие «христианское милосердие».

Предметные УУД:

- работать с разными видами текстов, дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

29

25.04


Христианин в труде.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассмотреть основы создания христианской семьи;

- изучить атрибуты содержание венчания;

- понять смысл обручального кольца и венца;

- осознать роль традиций в семейной жизни.

Предметные УУД:

- задавать и отвечать на вопросы;

- работать с разными видами источниками информации;

- работать в парах, группах с иллюстрациями;

- работать со словарем;

- рассуждать, высказывать свое мнение.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

30

02.05



Любовь и уважение к Отечеству.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять в чем состоит первостепенная миссия православного человека (христианина).

Предметные УУД:

- составить синквейн к слову «родина»;

- работать с разными источниками информации (пословицы, иллюстрации);

- участвовать в викторине «Святые защитники Родины»;

- работать с учебником;

-приводить исторические примеры героизма при защите Отечества;

- понять нравственную позицию воина христианина.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

31

09. 05

02.05

Патриотизм, многонациональность и многоконфессиональность народов России.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- осознать первые грехи в истории человечества.

Предметные УУД:

- работать с учебником, словарем, дополнительной литературой (Библией);

- работать в парах;

- выяснить какой труд вреден, а какой радует Бога;

- рассуждать, высказывать свое мнение о понятии «работать на совесть».

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

32-33

16.05


Подготовка творческих проектов.

1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие о многоконфессиональности нашего Отечества;

- осознать, что любовь к Отечеству – это служение;

- понять из чего складывались духовные традиции России;

- составить портрет слова «Отечество» в группах.

Предметные УУД:

- работать с раздаточным материалом, различными источниками информации;

- высказывать свое мнение;

- сформулировать свои права и обязанности по отношению к Отечеству.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

34

23.05


Выступление учащихся с творческими работами.

1

Познавательные УУД:

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

- структурируют знания.

Коммуникативные УУД:

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме;

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.