СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, gпримерной программы по литературному чтению и авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.). К учебникам Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс в 2 частях, М: «Просвещение» 2013 г.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.


Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.

.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение литературного чтения отводится 448 ч, из них в 1 классе - 92 учебных часа(в период обучения грамоте), 40 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа в неделю, во 2 – 4 классах по 136 учебных часов в год (4 часа в неделю, 34 учебные недели)

Содержание курса

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений. Определение вида чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера). Нормы письменной речи: соответствия содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнения), в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв











Календарно- тематическое планирование по литературному чтению 3 класс (136 ч)

п\п

Тема

Дата













Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)





1

Введение. Рукописные книги Древней Руси.







Самое великое на свете чудо (3ч.)





2

Первопечатник Иван Фёдоров.







3

Проверим себя и оценим свои достижения. Урок – путешествие в прошлое.
















Устное народное творчество (15ч.)





4

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни.







5

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.







6

Народные промыслы.







7

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».







8

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».







9

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»







10

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»







11

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»







12

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»







13

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»






14

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»






15

Проект: «Сочиняем волшебную сказку»







16

Обобщение по разделу « Устное народное творчество».







17

Проверим себя и оценим свои достижения.







18

Презентация проектов.









Поэтическая тетрадь 1 ( 12ч.)





19

Знакомство с названием раздела.







20

Проект: «Как научиться читать стихи».







21

Презентация проектов.







22

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».







23

Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья».







24

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Зреет рожь над жаркой нивой…»







25

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно».







26

И. С. Никитин «Встреча зимы».







27

И. З. Суриков «Детство».







28

И. З. Суриков «Зима».







29

Обобщение. Страницы русской классики.







30

Проверим себя и оценим свои достижения.







Великие русские писатели (24ч.)





31

Знакомство с названием раздела.







32

Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».







33

А.С. Пушкин «Лирические стихотворения».







34

А.С. Пушкин « Зимнее утро».







35

А.С. Пушкин «Зимний вечер».






36

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»






37

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»






38

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»






39

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»






40

И.А. Крылов Подготовка сообщения об И.А Крылове






41

И.А .Крылов « Мартышка и очки»






42

И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна»






43

И.А. Крылов « Ворона и лисица»






44

М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи






45

М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..»






46

М. Ю. Лермонтов.«Утес»






47

М. Ю. Лермонтов « Осень»






48

Детство Л.Н. Толстого( из воспоминаний писателя) Подготовка сообщения о жизни и творчестве Л. Н. Толстом






49

Л.Н. Толстой « Акула






50

Л.Н. Толстой « Акула






51

Л.Н. Толстой « Прыжок»






52

Л.Н. Толстой « Лев и собачка»






53

Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря»






54

Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели»









Поэтическая тетрадь 2 ( 6ч.)





55

Знакомство с названием раздела.

Н.А. Некрасов « Славная осень!»






56

Н.А. Некрасов « Не ветер бушует над бором»






57

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»






58

К.Д. Бальмонт « Золотое слово»






59

И.А. Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги»






60

Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 2»








Литературные сказки (8 ч).





61

Знакомство с названием раздела.

Проверка техники чтения






62

Д. Н. Мамин- Сибиряк Присказка «Алёнушкины сказки»






63

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»






64

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»






65

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»






66

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»






67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»






68

Обобщающий урок по разделу

« Литературные сказки »








Были- небылицы (10ч.)





69

Знакомство с названием раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой»






70

М. Горький «Случай с Евсейкой»






71

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»






72

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»






73

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»






74

А.И. Куприн «Слон»






75

А.И. Куприн «Слон»






76

А.И. Куприн «Слон»






77

А.И. Куприн «Слон»






78

Обобщение по разделу «Были- небылицы»







Поэтическая тетрадь 1 (6ч.)





79

Знакомство с названием раздела

С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…»






80

С.Чёрный«Воробей». «Слон».






81

А.А. Блок « Ветхая избушка»






82

А.А. Блок « Сны» « Ворона»






83

С.А. Есенин « Черёмуха»






84

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1»








Люби живое ( 16 ч.)





85

Знакомство с названием раздела

М.М. Пришвин « Моя Родина» ( из воспоминаний»






86

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»






87

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»






88

В.И .Белов « Малька провинилась»






89

В.И .Белов « Ещё раз про Мальку»






90

В.В. Бианки «Мышонок Пик»






91

В.В. Бианки «Мышонок Пик»






92

В.В. Бианки «Мышонок Пик»






93

Б.С. Житков « Про обезьянку»






94

Б.С. Житков « Про обезьянку»






95

Б.С. Житков « Про обезьянку»






96

Б.С. Житков « Про обезьянку»






97

В. Л..Дуров «Наша Жучка»






98

В.П .Астафьев « Капалуха»






99

В.Ю. Драгунский « Он живой и светится»






100

Обобщение по разделу « Люби живое »









Поэтическая тетрадь 2 ( 8 ч.)





101

Знакомство с разделом.

С.Я. Маршак « Гроза днём»






102

С.Я. Маршак В лесу над росистой поляной»






103

А.Л. Барто « Разлука»

Проверка техники чтения






104

А.Л. Барто « В театре»






105

С.В. Михалков « Если»






106

Е.А. Благинина « Кукушка», « Котёнок»






107

Проект « Праздник поэзии»






108

Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2 »








Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.)





109

Знакомство с разделом

Б.В. Шергин « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»






110

А.П. Платонов « Цветок на земле»






111

А.П. Платонов « Цветок на земле»






112

А.П. Платонов « Ещё мама»






113

А.П. Платонов « Ещё мама»






114

М.М Зощенко « Золотые слова»






115

М.М. Зощенко «Великие путешественники»






116

М.М. Зощенко «Великие путешественники»






117

Н.Н. Носов « Федина задача»






118

Н.Н. Носов « Телефон»






119

В.Ю. Драгунский « Друг детства»






120

Обобщение по разделу « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»







По страницам детских журналов (8 ч.)





121

Знакомство с разделом. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»






122

Ю.И. Ермолаев « Проговорился»






123

Ю.И. Ермолаев « Воспитатели»






124

Г.Б. Остер « Вредные советы»






125

Г.Б. Остер « Как получаются легенды»






126

Р. Сеф « Весёлые стихи»






127

Создание сборника добрых советов






128

Обобщение по разделу « По страницам детских журналов»







Зарубежная литература ( 8ч.)





129

Знакомство с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»






130

Знакомство с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»






131

Знакомство с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»






132

Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок»







133

Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок»







134

Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок»






135

Обобщение по разделу

« Зарубежная литература»






136

Итоговая диагностическая работа