СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи
МБОУ "Налобихинская СОШ им. А.И. Скурлатова"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1088910)
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Фогель Ольга Романовна
Учитель начальных классов
с.Налобиха 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
На курс «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина.
Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др.
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари, С. Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
1.1. | Фольклор (устное народное творчество) | 9 | 0 | 1 |
| Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения; | Практическая работа; |
|
1.2. | О Родине и её истории | 14 | 0 | 2 |
| Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания произведений в этом разделе, установление мотива изучения; | Устный опрос; |
|
1.3. | Творчество А.С.Пушкина | 10 | 0 | 2 |
| Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; | Устный опрос; |
|
1.4. | Творчество И.А.Крылова | 4 | 0 | 1 |
| Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; | Устный опрос; |
|
1.5. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века | 9 | 0 | 2 |
| Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; | Устный опрос; |
|
1.6. | Творчество Л.Н.Толстого | 10 | 0 | 2 |
| Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; | Устный опрос; |
|
1.7. | Литературная сказка | 9 | 0 | 1 |
| Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; | Устный опрос; |
|
1.8. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века | 9 | 0 | 2 |
| Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и целичтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; | Устный опрос; |
|
1.9. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных | 14 | 0 | 2 |
| Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удерживание учебной задачии ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; | Устный опрос; |
|
1.10. | Произведения о детях | 21 | 0 | 3 |
| Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удерживание учебной задачии ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?», обсуждение событий из истории страны: жизнь крестьянских детей, нелёгкие судьбы детей в период войны; | Устный опрос; |
|
1.11. | Юмористические произведения | 9 | 0 | 2 |
| Учебный диалог: анализ юмористических ситуаций (с опорой на текст), постановка мотива и цели чтения; | Устный опрос; |
|
1.12. | Зарубежная литература | 10 | 0 | 3 |
| Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; | Устный опрос; |
|
1.13. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) | 8 | 0 | 2 |
| Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку: знакомство с правилами и способами выбора необходимой книги, выполнение правил юного читателя: культура поведения в библиотеке, работа с каталогом; | Устный опрос; |
|
Резервное время | 0 |
| ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 0 | 25 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | |||||
всего | контрольные работы | практические работы | |||||||
1. | Что уже знаем и умеем. В мире книг. Русские народные песни. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
2. | Докучные сказки. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
3. | Народные промыслы. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
4. | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
5. | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
6. | Сказка «Иван-царевич и Серый волк». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
7. | Сказка «Иван-царевич и Серый волк». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
8. | Сказка «Иван-царевич и Серый волк». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
9. | Сказка «Сивка-бурка». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
10. | Сказка «Сивка-бурка». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
11. | Поговорим о самом главном. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
12. | Обобщение по теме «Устное народное творчество». Проверь себя. | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; | |||
13. | Входная проверка техники чтения. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
14. | Проект «Сочиняем волшебную сказку» | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
15. | Былины об Илье Муромце | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
16. | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
17. | Ф. Тютчев «Листья». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
18. | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
19. | И Никитин "Встреча зимы" | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
20. | И. Суриков «Детство», «Зима» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
21. | Н Некрасов «Не ветер бушует над бором» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
22. | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
23. | А. Пушкин. Подготовка сообщений "Что интересного я узнал о жизни Пушкина" | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
24. | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало.», | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
25. | А.С. Пушкин. «В тот год осенняя погода» «Опрятней модного паркета» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
26. | А.С. Пушкин. «Зимнее утро» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
27. | А.С. Пушкин. «Зимний вечер» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
28. | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
29. | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
30. | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
31. | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
32. | Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
33. | И.А.Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
34. | И.А.Крылов. Басня «Мартышка и очки». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
35. | И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
36. | Басни И.А. Крылова: подготовка к театрализации басен. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
37. | Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
38. | М.Ю. Лермонтов «Утёс». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
39. | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком» , | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
40. | Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Детство Л.Н. Толстого. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
41. | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
42. | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
43. | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
44. | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; | |||
45. | Л.Н. Толстой «Прыжок». Обучение пересказу: подробному и выборочному. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
46. | Л.Н. Толстой «Ореховая ветка» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
47. | Л.Н. Толстой «Белка и волк» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
48. | Обобщение по теме раздела. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
49. | Проверим себя и оценим свои достижения к.р. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
50. | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
51. | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
52. | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
53. | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
54. | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
55. | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
56. | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
57. | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
58. | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
59. | Проверка техники чтения. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
60. | Что уже знаем и умеем .Как подробно пересказать произведение с помощью плана. В мире книг. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
61. | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
62. | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
63. | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
64. | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
65. | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
66. | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
67. | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Поговорим о самом главном. Притча «Что побеждает?» | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
68. | А. Куприн «Слон» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
69. | А. Куприн «Слон» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
70. | А. Куприн «Слон» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
71. | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
72. | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» «Воробей», «Слон». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
73. | А. Блок «Сны», «Ворона» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
74. | М. Пришвин «Моя Родина». | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
75. | С. Есенин «Черёмуха»., «Береза» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
76. | С. Есенин «Черёмуха»., «Береза» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
77. | А.П.Чехов «Степь» ( отрывок) | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
78. | И.А.Бунин «Первый снег» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
79. | К.Д.Бальмонт «Снежинка» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
80. | Обобщение по теме раздела. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
81. | И.Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
82. | И.Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
83. | В. Белов «Малька провинилась» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
84. | В. Белов «Ещё про Мальку» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
85. | В. Белов «Ещё про Мальку» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
86. | В. Драгунский «Он живой и светится…» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
87. | В. Астафьев «Капалуха» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
88. | В. Астафьев «Капалуха» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
89. | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
90. | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
91. | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
92. | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
93. | Проверим себя. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
94. | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
95. | Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
96. | Использование с учетом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации) | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
97. | Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
98. | Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
99. | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
100. | М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
101. | М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
102. | Н. Носов «Федина задача» «Телефон» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
103. | А. Платонов "Цветок на земле" | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
104. | А. Платонов "Цветок на земле" | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
105. | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
106. | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
107. | Ш.Перро «Подарки феи» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
108. | Ш.Перро «Подарки феи» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
109. | Р.Киплинг «Маугли» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
110. | Р.Киплинг «Маугли» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
111. | Ц.Топелиус «Солнечный луч в ноябре» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
112. | Ц.Топелиус «Солнечный луч в ноябре» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
113. | Проверка техники чтения. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
114. | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
115. | К.Д.Ушинский «Наше Отечество» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
116. | Ф.Н.Глинка «Москва» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
117. | К.М.Симонов «Родина» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
118. | А. П.Чехов «Ванька» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
119. | А. П.Чехов «Ванька» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
120. | В. Г.Короленко«Слепой музыкант» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
121. | В. Г.Короленко«Слепой музыкант» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
122. | М. Горький «Пепе» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
123. | Л. Пантелеев «Честное слово» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
124. | Л.Пантелеев «На ялике» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
125. | Л. А.Кассиль«Алексей Андреевич» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
126. | А. П.Гайдар «Горячий камень» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
127. | А. П.Гайдар «Горячий камень» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
128. | А.П.Гайдар «Тимур и его команда» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
129. | А.П.Гайдар «Тимур и его команда» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
130. | Н. Н. Носов «Огурцы» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
131. | Е. А.Пермяк «Дедушкин характер» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
132. | В. Ф.Панова «Серёжа» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
133. | С. В.Михалков «Данила Кузьмич» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
134. | А. И.Мусатов «Оружие» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
135. | И. Никулина «Бабушкин кактус" | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | |||
136. | Комплексная проверочная работа | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 0 | 25 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
http://school-collection.edu.ru/catalog/
https://mosmetod.ru/sh404sef-custom-content/materialy-dlya-organizatsii-distantsionnogo-obucheniya.html-
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/catalog/
https://mosmetod.ru/sh404sef-custom-content/materialy-dlya-organizatsii-distantsionnogo-obucheniya.html-
https://uchi.ru/
https://sites.google.com/site/bockarevanv/detskaa-literatura/skazki-zarubeznyh-pisatelej/setevoj-urok-skazki-zarubeznyh-pisatelej-20-veka
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Образовательные Интернет-порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного http://www.ndce.edu.ru
оборудования и электронных образовательных
ресурсов для общего образования 1-4 класс
6. Школьный портал http://www.portalschool.ru
7. Федеральный портал «Информационно- http://www.ict.edu.ru
коммуникационные технологии в образовании»
8. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
9. Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru
учебников комплекта «Школа России» 1-4 кл.
10. Газета «Математика» Издательский Дом http://www.math.1september.ru
«Первое сентября»
11. Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru
сайт для учителей» 1-4 класс
12. Сайт «Я иду на урок русского языка» http://www.rus.1september.ru
и электронная версия газеты «Русский язык» 1-4 кл.
13. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
14. Музыкальная коллекция Российского http://www.musik.edu.ru
общеобразовательного портала
15.Официальный ресурс для учителей, www.nachalka.co детей и родителей (1-4 класс)
16. База разработок для учителей начальных классов http://pedsovet.su 1-4 класс
17. Раздел начальная школа: Архив учебных программ. http://www.rusedu.ru
18. Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://kopilurokov.ru/,
сайт для учителей» 1-4 класс
19. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
20. Газета «1 сентября» www.1september.ru
21. «Учительская газета2 www.ug.ru
22. Издательство "Просвещение" http://www.prosv.ru/
23. Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
24.Детский портал Солнышко. Сценарии http://www.solnet.ee для маленьких учеников 1-4 класс
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
компьютер
Проектор acer
Акустическая система SVEN 2. 0
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Классная магнитная доска.
Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
Колонки
Компьютер
Мультимедийный проектор