РАССМОТРЕНО на ШМО учителей начальных классов Протокол №___ от «___»___________ 2020 г. Руководитель ШМО _________/О.Ш. Газизова / | СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя по УВР МОУ – СОШ с. Ямское ______________/М.А. Гладченко / «___»___________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ – СОШ с. Ямское _____________/Л.П.Мякшева / Приказ №___ от «___»___________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
в 3 классе
МОУ – СОШ с. Ямское Краснокутского района
Саратовской области
Составил: учитель начальных классов
Клочкова Надежда Валерьевна
2020 – 2021 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ___ от «___» ______ 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива»( авторы Г.В.Дорофеев; Т.Н.Миракова)
Программа рассчитана в 3 классе на 136 ч ( 34 учебных недель: I четверть — 32 ч, II четверть — 32 ч, III четверть — 40 ч, IV четверть — 32 ч).
Цели обучения:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
- развитие числовой грамотности учащихся путём постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к «культурной арифметике», т. е. арифметике, опосредствованной символами и знаками;
- формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения интеллектуальной ёмкости арифметического материала;
- формирование умений переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений;
- развитие умений измерять величины (длину, время) и проводить вычисления, связанные с величинами (длина, время, масса);
- знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления);
- математическое развитие учащихся, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- освоение эвристических приёмов рассуждений и интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуаций, сопоставлением данных и т. п.;
- развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности учащихся;
- расширение и уточнение представлений об окружающем мире средствами учебного предмета «Математика», развитие умений применять математические знания в повседневной практике
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1.Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
2.Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
3.Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
4.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
5.Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
6.Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
7.Овладение действием моделирования при решении текстовых задач.
Содержание
ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ
Прибавление числа к сумме, суммы к числу. Вычитание числа из суммы, суммы из числа.
Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений.
Сотня как новая счётная единица. Счёт сотнями.
Запись и названия круглых сотен и действия (сложение и вычитание) над ними.
Счёт сотнями, десятками и единицами в пределах 1000. Название и последовательность трёхзначных чисел.
Разрядный состав трёхзначного числа. Сравнение трёхзначных чисел.
Приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел, основанные на знании нумерации и способов образования числа.
Умножение и деление суммы на число, числа на сумму. Устные приёмы внетабличного умножения и деления. Проверка умножения и деления.
Внетабличные случаи умножения и деления чисел в пределах 100. Взаимосвязь между умножением и делением. Правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.
Умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Делители и кратные. Чётные и нечётные числа.
Деление с остатком. Свойства остатков.
Сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд (письменные способы вычислений).
Умножение и деление чисел на 10, 100. Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000.
Умножение трёхзначного числа на однозначное (письменные вычисления). Деление трёхзначного числа на однозначное (письменные вычисления).
Умножение двузначного числа на двузначное (письменные вычисления). Деление на двузначное число.
Решение простых и составных задач в 2—3 действия. Задачи на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального, решаемые методом прямого приведения к единице, методом отношений, задачи с геометрическим содержанием.
ФИГУРЫ И ИХ СВОЙСТВА
Обозначение фигур буквами латинского алфавита. Контуры. Равные фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Фигурные числа. Задачи на восстановление фигур из частей и конструирование фигур с заданными свойствами.
ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ
Единица длины: километр. Соотношения между единицами длины.
Площадь фигуры и её измерение. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника.
Единица массы: грамм. Соотношение между единицами массы.
Сравнение, сложение и вычитание именованных и составных именованных чисел.
Перевод единиц величин.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения математики обучающиеся научатся:
• определять:
— геометрическую фигуру: луч, числовой луч, угол, ломаная линия, многоугольник;
— элементы ломаной линии: звенья, вершина;
— элементы угла: стороны, вершина;
— углы геометрической фигуры.
• Чертить геометрическую фигуру и выполнять с ней учебные действия: обозначение, измерение, сравнение, соотношение и вычисление.
• Подбирать к арифметическому выражению с действием сложения соответ-ствующее выражение с действием умножения.
• Заменять суммы одинаковых слагаемых действием умножения.
• Составлять арифметическое выражение с действием сложения и действием умножения.
• Составлять таблицу умножения чисел от 2 до 10 в пределах 20.
• Выполнять вычисление арифметических выражений с действием умножения, если первый компонент арифметического выражения равен 1 или 0.
• Решать задачи на деление по содержанию и деление на равные части.
• Составлять арифметическое выражение на основе взаимосвязи действий умножения и деления.
• Комментировать арифметическое выражение, используя разные варианты представления.
• Вычислять арифметическое выражение, используя таблицу деления в пределах 20.
• Использовать порядок действий при вычислении арифметического выражения без скобок, которое содержит действия первой и второй ступени.
• Читать и записывать числа от 100 до 1000.
• Рассказывать об образовании трёхзначного числа.
• Раскладывать трёхзначные числа на десятки и единицы.
• Сравнивать круглые числа с другими числами, используя знаки сравнения.
• Выполнять вычисление арифметических выражений с числами от 100 до 1000.
• Измерять длину предмета, используя старинные и современные меры длины.
• Переводить единицу измерения длины «метр» в дециметры, сантиметры и миллиметры.
• Решать задачи на вычисление длины.
• Сравнивать именованные числа.
• Выполнять вычисления арифметического выражения с использованием переместительного свойства умножения.
• Умножать число на 0 и на 1, используя правило.
• Выполнять умножение и деление круглых чисел в пределах 100.
• Выполнять письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел в пределах 1000 без перехода и с переходом через разряд.
• Решать задачи, записывая вычисления в столбик.
• Читать арифметические выражения со скобками.
• Различать выражения со скобками и без скобок.
• Выполнять порядок действий в числовых выражениях со скобками.
• Записывать и вычислять различные числовые выражения со скобками и без них.
• Решать составные задачи в два и три действия и записывать решение с помощью числового выражения
• Измерять и чертить геометрические фигуры: ломаная линия, прямой угол, прямоугольник, квадрат.
• Строить геометрические фигуры по заданному размеру.
• Определять длину ломаной, периметр и площадь многоугольника.
• Переводить единицы измерения времени: часы в минуты, в сутки и наоборот.
• Выполнять вычисление именованных чисел столбиком без перехода через разряд.
• Решать задачи с единицами измерения времени.
• Выполнять сравнение именованных чисел, используя знаки: ,
• Решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Критерии оценки по математике
Контрольная работа.
Примеры. Задачи.
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.
Комбинированная.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.
Грубые ошибки:
вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.
Учебно – тематический план
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
| «Числа от 0 до 100. Повторение» | 7 |
| «Сложение и вычитание» | 31 |
| «Умножение и деление» | 54 |
| «Числа от 100 до 1000. Нумерация.» | 11 |
| «Числа от 100 до 1000. Письменные приемы вычислений.» | 15 |
| «Умножение и деление (Устные приёмы вычислений)» | 7 |
| «Умножение и деление.( Письменные приёмы вычислений)» | 11 |
| Итого: | 136 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во урока | Дата |
план | факт |
| «Числа от 0 до 100. Повторение»Числа от 0 до 100(повторение) | 1 | | |
| Числа от 0 до 100(повторение) | 1 | | |
| Числа от 0 до 100(повторение) | 1 | | |
| Числа от 0 до 100(повторение) | 1 | | |
| Числа от 0 до 100(повторение) | 1 | | |
| Числа от 0 до 100(повторение) | 1 | | |
| « Сложение и вычитание» Сумма нескольких слагаемых | 1 | | |
| Входная контрольная работа | 1 | | |
| Сумма нескольких слагаемых | 1 | | |
| Сумма нескольких слагаемых | 1 | | |
| Цена. Количество. Стоимость. | 1 | | |
| Цена. Количество.Стоимость. | 1 | | |
| Проверка сложения | 1 | | |
| Проверка сложения | 1 | | |
| Проверка сложения | 1 | | |
| Проверка сложения | 1 | | |
| Проверка сложения | 1 | | |
| Проверка сложения | 1 | | |
| Обозначение геометрических фигур | 1 | | |
| Обозначение геометрических фигур | 1 | | |
| Контрольная работа № 2Т. Сложение и вычитание | 1 | | |
| Работа над ошибками. Вычитание числа из суммы. | 1 | | |
| Вычитание числа из суммы | 1 | | |
| Вычитание числа из суммы | 1 | | |
| Проверка вычитания | 1 | | |
| Проверка вычитания | 1 | | |
| Проверка вычитания | 1 | | |
| Вычитание суммы из числа | 1 | | |
| Контрольная работа за 1 четверть | 1 | | |
| Работа над ошибками. Вычитание суммы из числа | 1 | | |
| Приём округления при сложении | 1 | | |
| Приём округления при сложении. | 1 | | |
| Приём округления при сложении | | | |
| Приём округления при вычитании | 1 | | |
| Приём округления при вычитании | 1 | | |
| Равные фигуры | 1 | | |
| Задачи в 3 действия | 1 | | |
| Задачи в 3 действия | 1 | | |
| Урок повторения и самоконтроля | 1 | | |
| Контрольная работа №3.Т. Вычитание суммы из числа и числа из суммы | 1 | | |
| Работа над ошибками. «Умножение и деление»Чётные и нечётные числа | 1 | 24.11 | |
| Чётные и нечётные числа | 1 | | |
| Чётные и нечётные числа | 1 | | |
| Умножение числа 3.Деление на 3. | 1 | | |
| Умножение числа 3.Деление на 3 | 1 | | |
| Умножение суммы на число | 1 | | |
| Умножение суммы на число | 1 | | |
| Умножение суммы на число | 1 | | |
| Умножение числа 4.Деление на 4. | 1 | | |
| Умножение числа 4.Деление на 4. | 1 | | |
| Проверка умножения | 1 | | |
| Умножение двузначного числана однозначное. | 1 | | |
| Умножение двузначного числана однозначное. | 1 | | |
| Задачи на приведение к единице | 1 | | |
| Задачи на приведение к единице | 1 | | |
| Задачи на приведение к единице | 1 | | |
| Умножение числа 5.Деление на 5. | 1 | | |
| Умножение числа 5.Деление на 5. | 1 | | |
| Контрольная работа за 2 четверть | 1 | | |
| Умножение числа 5.Деление на 5. | 1 | | |
| Умножение числа 6,7,8.Деление на 6,7,8. | 1 | | |
| Умножение числа 6,7,8.Деление на 6,7,8. | 1 | | |
| Умножение числа 6,7,8.Деление на 6,7,8 | 1 | | |
| Умножение числа 6,7,8.Деление на 6,7,8. | 1 | | |
| Умножение числа 6,7,8. Деление на 6,7,8. | 1 | | |
| Умножение числа 6,7,8. Деление на 6,7,8. | 1 | | |
| Проверка деления | 1 | | |
| Задачи на кратное сравнение | 1 | | |
| Задачи на кратное сравнение | 1 | | |
| Задачи на кратное сравнение | 1 | | |
| Задачи на кратное сравнение | 1 | | |
| Урок повторения и самоконтроля | 1 | | |
| Контрольная работа. «Умножение и деление» | 1 | | |
| Прямоугольный параллелепипед | 1 | | |
| Прямоугольный параллелепипед | 1 | | |
| Площади фигур. | 1 | | |
| Площади фигур. | 1 | | |
| Умножение числа 9. Деление на 9 | 1 | | |
| Умножение числа 9.Деление на 9 | 1 | | |
| Таблица умножения в пределах 100. | 1 | | |
| Контрольная работа № 5. | 1 | | |
| Деление суммы на число | 1 | | |
| Деление суммы на число | 1 | | |
| Деление суммы на число | 1 | | |
| Вычисления вида 48 : 2 | 1 | | |
| Вычисления вида 48 : 2 | 1 | | |
| Вычисления вида 57 : 3 | 1 | | |
| Вычисления вида 57 : 3 | 1 | | |
| Метод подбора.Деление двузначного числана двузначное | 1 | | |
| Контрольная работа № 6«Деление». | 1 | | |
| «Числа от 100 до 1000. Нумерация.»Счёт сотнями | 1 | | |
| Счёт сотнями | 1 | | |
| Названия круглых сотен | 1 | | |
| Названия круглых сотен | 1 | | |
| Названия круглых сотен | 1 | | |
| Образование чисел от 100 до 1000 | 1 | | |
| Трёхзначные числа | 1 | | |
| Трёхзначные числа | 1 | | |
| Трёхзначные числа | 1 | | |
| Задачи на сравнение | 1 | | |
| Задачи на сравнение | 1 | | |
| Задачи на сравнение | 1 | | |
| Задачи на сравнение | 1 | | |
| «Числа от 100 до 1000. Письменные приемы вычислений.»Устные приёмы сложенияи вычитания | 1 | | |
| Устные приёмы сложенияи вычитания | 1 | | |
| Устные приёмы сложенияи вычитания | 1 | | |
| Устные приёмы сложенияи вычитания | 1 | | |
| Единицы площади | 1 | | |
| Единицы площади | 1 | | |
| Площадь прямоугольника | 1 | | |
| Площадь прямоугольника | 1 | | |
| Контрольная работа № 7.«Устные приёмы сложенияи вычитания» | 1 | | |
| Деление с остатком | 1 | | |
| Деление с остатком | 1 | | |
| Деление с остатком | 1 | | |
| Километр | 1 | | |
| Километр | 1 | | |
| Письменные приёмы сложения и вычитания | 1 | | |
| Письменные приёмы сложения и вычитания | 1 | | |
| Письменные приёмы сложения и вычитания | 1 | | |
| «Умножение и деление (Устные приёмы вычислений)» Умножение круглых сотен | 1 | | |
| Умножение круглых сотен | 1 | | |
| Деление круглых сотен | 1 | | |
| Деление круглых сотен | 1 | | |
| Грамм | 1 | | |
| Грамм | 1 | | |
| Грамм | 1 | | |
| «Умножение и деление.( Письменные приёмы вычислений)»Умножение на однозначное число | 1 | | |
| Умножение на однозначное число | 1 | | |
| Умножение на однозначное число | 1 | | |
| Деление на однозначное число | 1 | | |
| Деление на однозначное число | 1 | | |
| Деление на однозначное число | 1 | | |
| Деление на однозначное число | 1 | | |
| Урок повторения и самоконтроля. | 1 | | |
| Урок повторения и самоконтроля. | 1 | | |
Литература:
1. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. математика: Учебник: 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. 2015г.
2.Дорофеев Г. В., Миракова Т.Н. математика: Рабочая тетрадь: 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.2016г.
3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Уроки математики. 3 класс (160 с.)2015г.