Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Щёлковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОАУ СОШ №2
ЩМР МО
_______________М.С. Силантьева
«29» августа 2014г.
Рабочая программа
по окружающему миру
(базовый уровень)
2 «Б» класс
Составитель:
Аверина Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
первая кв. категория
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОАУ СОШ №2 ЩМР МО на 2011- 2015 годы, авторской программы курса «Окружающий мир» Самковой В. А., Романовой Н. И. (М.:Русское слово» 2013г.), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и соответствует учебному плану школы.
Выбор данной программы обусловлен тем, что ее предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражены в ФГОС. Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных.
Изучение предмета «Окружающий мир» в 2 классе предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации (словари, справочники, энциклопедии, различные электронные издания, Интернет и др.). Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, преобразование, представление информации и ее практическое применение. Системообразующая идея программы 2 класса — «Разнообразие». В содержании раскрывается разнообразие природного мира, многообразие растений и животных.
Цель изучения предмета «Окружающий мир» — приобщение учащихся 1 класса к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны взаимодействия человека с его социальным и природным окружением. Данная цель достигается благодаря систематизации и расширению знаний о многообразии, взаимосвязях и универсальной ценности объектов и явлений окружающей действительности; формированию элементов исследовательской деятельности по изучению ближайшего природного и социального окружения; развитию устойчивого познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
Задачами реализации содержания учебного предмета являются:
— формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
— осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа предусматривает проведение практических работ и опытов, экскурсий, а также участие учащихся в уходе за растениями и животными в своем ближайшем окружении.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Основной формой образовательного процесса является урок.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная;
работа в парах;
работа в группах.
Для достижения планируемых результатов обучения используются следующие методики и технологии.
Технологии обучения:
Методы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, тест.
Место предмета в учебном плане: в соответствии с учебным планом школы на изучение данного курса отводится 68ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели). Порядок прохождения тем соответствует авторской программе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел I. Человек и природа.
Как человек познает окружающий мир – 8 часов
Тела, вещества и энэргия – 8 часов
Земля – планета солнечной системы – 6 часов
Погода – 5 часов
Многообразие живой природы – 6 часов
Раздел II. Человек и общество.
В согласии с природой: народный календарь – 12 часов.
Человек — член общества – 9 часов.
Семья — часть общества – 6 часов.
Родной край — частица России – 8 часов
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Результаты освоения программы предмета в 2 классе «Окружающий мир» проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Личностные результаты представляют собой систему ценностных отношений младших школьников к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам:
• устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;
• повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;
• осознание младшими школьниками необходимости соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.
Важнейшие личностные результаты проявляются также в повышении осмысленности и осознанности ценностно-смысловых установок, благодаря которым ребенок приобщается к системе социальных норм и ценностей:
• уважительное отношение к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
• осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Метапредметные результаты представляют собой овладение способами самоорганизации учебной деятельности и включают в себя умения:
• ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
• оценивать собственный вклад в деятельность группы;
• проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
• владеть элементами исследовательской деятельности: формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составлять его план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы, формулировать выводы по результатам исследования;
• работать с информацией в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией: поиск и систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
• в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;
• в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейших элементов естественно - научных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
• в эстетической сфере — развитие эколого-эстетического восприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
• в сфере правил безопасности жизни — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легких травмах; знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и на природе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Окружающий мир
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в год – 68
№ | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. | Плано-вые сроки прохож-дения. | Скоррек-тирован-ные сроки прохож-дения. |
Раздел I. Человек и природа Тема 1. Как человек познает окружающий мир 8ч. |
1 | Наши органы чувств -«окошки» в окружающий мир | Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. Различать и называть окружающие предметы, описывать их признаки. Выделять главные (существенные) и второстепенные признаки. Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать. Объяснять роль органов чувств, памяти и мышления в способности различать предметы и определять их признаки. Составлять описания, проводить сравнения, выполнять измерения. Использовать простейшие измерительные инструменты и приборы (линейка, весы, термометр). | 02.09 | |
2 | О признаках предметов | 04.09 | |
3 | Память – хранительница опыта | 09.09 | |
4 | Как люди хранят накопленные знания | 11.09 | |
5 | Учимся находить ответы | 16.09 | |
6 | «Глазу верь, а прибором проверь» | 18.09 | |
7 | Наш помощник –воображение | 23.09 | |
8 | Экскурсия в библиотеку | 25.09 | |
| ИТОГО | | 8ч | |
Тема 2. Тела, вещества и энергия 8ч. |
9 | Из чего состоят тела | Приводить примеры веществ. Сравнивать и различать твердые тела, жидкости, газы. Выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воздуха и воды. Приводить примеры различных явлений и процессов, требующих поступления энергии. Предлагать свои варианты опытов, демонстрирующих различные свойства веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии | 30.09 | |
10 | Три состояния вещества | 02.10 | |
11 | Изучаем свойства воды | 07.10 | |
12 | Знакомьтесь – воздух | 09.10 | |
13 | Твердые вещества: от глины до гранита | 14.10 | |
14 | Что такое энергия | 16.10 | |
15 | Энергия и живые существа | 21.10 | |
16 | Учимся быть бережливыми | 23.10 | |
| ИТОГО | | 8ч. | |
Тема 3. Земля — планета Солнечной системы 6ч. |
17 | На берегу космического океана | Находить на глобусе и карте материки и океаны. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. Различать различные виды земной поверхности (на примере своей местности). Находить на карте России равнины и горы, определять их названия. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина. | 28.10 | |
18 | Путешествие по звездному небу. Экскурсия в планетарий | 30.10 | |
19 | Планеты главные члены Солнечной семьи | 11.11 | |
20 | Планета Земля и ее модель - глобус | 13.11 | |
21 | Почему происходит смена дня и ночи | 18.11 | |
22 | Почему происходит смена времен года | 20.11 | |
| ИТОГО | | 6ч. | |
Тема 4. Погода 5ч. |
23 | Погода и ее составляющие | Самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние. Сравнивать погоду и климат. Уметь подбирать одежду в соответствии с погодными условиями. Измерять температуру воздуха с помощью термометра. Объяснять назначение флюгера, анемометра, гигрометра, осадкомера. Изготавливать простейшие приборы: флюгер и анемометр из пластиковых стаканчиков, барометр из елового сучка или шишки. | 25.11 | |
24 | Метеорологические наблюдения | 27.11 | |
25 | Влияет ли погода на наше здоровье и настроение | 02.12 | |
26 | Уроки безопасности | 04.12 | |
27 | Экскурсия на полярную метеостанцию | 09.12 | |
| ИТОГО | | 5ч. | |
Тема 5. Многообразие живой природы 6ч. |
28 | Четыре царства, которых нет на карте | Распознавать виды растений, характерные для растительного мира России. Использовать рисунки и схемы при описании строения цветкового растения. Распознавать виды животных, характерные для животного мира России. Описывать строение позвоночных животных с опорой на схему или рисунок. Сравнивать способы питания растений и животных. Приводить примеры взаимодействия растений и животных. Приводить примеры сходства и различия человека и животных (млекопитающих). Приводить примеры влияния деятельности человека на живую природу. Обосновывать необходимость соблюдения определенных норм и правил поведения в природе. | 11.12 | |
29 | Зеленое царство: растения | 16.12 | |
30 | Царство животных | 18.12 | |
31 | Самое необычное царство: грибы. | 23.12 | |
32 | Царство невидимок: бактерии | 25.12 | |
33 | В лес за грибами | 13.01 | |
| ИТОГО | | 6ч. | |
Раздел II. Человек и общество Тема 6. В согласии с природой: народный календарь 11ч. |
34 | Круглый год | Характеризовать признаки времен года. Проводить наблюдения и описывать сезонные изменения в природе родного края. Выявлять взаимосвязи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. Характеризовать сезонный характер сельскохозяйственных работ. Приводить примеры народных праздников, связанных с различными сезонными явлениями (приход весны, летнее солнцестояние и т.д.). | 15.01 | |
35 | «Год велик, свои приметы знать велит» | 20.01 | |
36 | Зимушка-зима-белокрылая птица | 22.01 | |
37 | Зимние заботы и праздники | 27.01 | |
38 | Матушка-весна всем красна | 29.01 | |
39 | «Весенний день год кормит» | 03.02 | |
40 | Весенние праздники | 05.02 | |
41 | Летит лето на крыльях | 10.02 | |
42 | Летние заботы и праздники | 12.02 | |
43 | Осень золотая | 17.02 | |
44 | «Осень всему счет ведет» | 19.02 | |
| ИТОГО | | 11ч. | |
Тема 7. Человек — член общества 9ч. |
45 | Что общего у человека и других живых существ | Объяснять на конкретных примерах значение понятия «культура». Объяснять на доступном для данного возраста уровне причины многообразия культуры народов, населяющих Россию. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в дополнительной литературе. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях между людьми. Моделировать ситуации общения с людьми разных возрастов, национальностей. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Проводить наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. | 24.02 | |
46 | Чем человек отличается от других живых существ | 26.02 | |
47 | Что такое культура | 03.03 | |
48 | Человек познающий | 05.03 | |
49 | Человек-труженик | 10.03 | |
50 | Человек- художник | 12.03 | |
51 | Человек – член общества | 17.03 | |
52 | Каково человека можно считать воспитанным | 19.03 | |
53 | В краеведческом музее (В Государственном музее природы и человека) | 02.04 | |
| ИТОГО | | 9ч. | |
Тема 8. Семья — часть общества 6ч. |
54 | Семья самое близкое окружение человека | Комментировать изобразительный ряд, видеосюжеты, иллюстрирующие особенности культуры различных народов РФ. Составлять родословное древо семьи вместе со старшими родственниками. | 07.04 | |
55 | Родословная твоей семьи | 09.04 | |
56 | Хозяйство семьи | 14.04 | |
57 | Что такое «семейный досуг» | 16.04 | |
58 | Любимые праздники твоей семьи | 21.04 | |
59 | Семья в русской живописи | 23.04 | |
| ИТОГО | | 6ч. | |
Тема 9. Родной край — частица России 8ч. |
60 | Москва – столица России | Показывать на карте России Москву, Санкт-Петербург, некоторые города Золотого кольца. Описывать по выбору достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга и их окрестностей. Находить на карте свой регион. Готовить в группе рассказ по результатам экскурсий в краеведческий музей, к местам исторических событий, к памятникам истории и культуры. | 28.04 | |
61 | Путешествие во времени: как строилась Москва | 30.04 | |
62 | Санкт-Петербург – наша северная столица | 05.05 | |
63 | Пригороды Санкт- Петербурга | 07.05 | |
64 | Золотое кольцо России | 12.05 | |
65 | Твоя малая родина | 14.05 | |
66 | Достопримечательности России | 19.05 | |
67 | В гостях у Деда Мороза | 21.05 | |
| ИТОГО | | 8ч. | |
68 | Итоговый урок | | 26.05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
УМК по образовательной системе «Начальная инновационная школа»:
Программа курса к учебникам В.А.Самковой, Н.И.Романовой «Окружающий мир». 1-4кл. Авт.сост. В.А.Самкова. М.: ООО «Русское слово», 2013г
Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. М.: ООО «Русское слово», 2013г
Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 2 класса. М.: ООО «Русское слово», 2014г
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол №1 методического
объединения учителей
от 28.08.14
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
Беловащева С.Л.
29.08.14