Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Касторенская средняя общеобразовательная школа №1"
Касторенского района Курской области
Рассмотрена на заседании ШМО учителей ………. Протокол №___ . от «___»______________20____г, Руководитель ШМО __________/________________/ | Согласована на методическом совете Протокол №__ от «__»______________20___г. Заместитель директора по УВР _________/________________/ | Принята на заседании педагогического совета школы Протокол № ___ от «___»_______________20__г. Председатель педагогического совета ________/________________/ |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по учебному предмету «Окружающий мир»
для обучающихся 4 класса
срок реализации 1 год
Разработала:
Учитель : Мулявко Лариса Николаевна,
I кв. категория
Утверждена приказом №__ от«___»_________20___г. Директор школы_________ /_______________/ |
2019 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом программ, включённых в структуру ООП НОО.
Место рабочей программы в образовательном процессе
На изучение окружающего мира в начальной школе отводится 2 ч в неделю.
Программа в 4 классе рассчитана на 68 часов (34 учебные недели, 2 ч. - резерв).
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС)
Личностные результаты.
У выпускника будут сформированы (базовый уровень):
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования (повышенный уровень):
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Планируемые метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится (базовый уровень):
самостоятельно формулировать тему и цели урока (1 четверть);
самостоятельно выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы (2 четверть);
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность (3 четверть);
самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием (4 четверть).
Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):
определять и формулировать цель деятельности;
составлять план действий по решению проблемы (задачи);
осуществлять действия по реализации плана;
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится (базовый уровень):
овладевать гибким чтением (3 четверть);
составлять план письменного текста (4 четверть);
понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной работы (1 четверть);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (2 четверть).
Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):
находить необходимую информацию для решения учебной задачи в несколько шагов самостоятельно;
выявлять причины и следствия простых явлений;
самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии;
записывать выводы в виде правил «если, … то…»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если, … то…».
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится (базовый уровень):
высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы (1 четверть);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации самостоятельно (2 четверть);
принимать другую, непохожую на свою точку зрения (4 четверть);
вычитывать с помощью учителя информацию, данную в Неявном виде (3 четверть).
Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):
организовывать учебное взаимодействие в группе;
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
самостоятельно вычитывать концептуальную информацию текста (формулировать главную мысль текста).
Содержание учебного предмета, курса
Мы - граждане единого Отечества (13 часов)
- общество - это мы;
--российский народ;
- Конституция России;
- права ребенка;
- государственное устройство России;
- границы государства; путешествие за границу;
- сокровища России.
Проект «За страницами учебника»
По родным просторам (20 часов)
- карта России;
- по равнинам и горам;
- в поисках подземных кладовых;
- наши реки и озера;
- морские просторы;
- с севера на юг: пустыни, тундры, леса, степи;
- как сберечь природу России: Красная книга, заповедники и национальные парки.
Проект «Чудесное путешествие по России»
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.
Путешествие по Реке времени (26 часов)
- путешествие с археологами;
-по страницам летописи;
-Древняя Русь;
-история России.
Экскурсия в Музей Боевой Славы
Проект «За страницами учебника»
Мы строим будущее России (9 часов)
-современная Россия.
--хороша честь, когда есть, что есть;
- начни с себя;
- наши проекты. Проект «За страницами учебника»
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов |
Мы - граждане единого Отечества (13 часов) |
1 | Общество – это мы! | 1 |
2 | Российский народ. | 1 |
3 | Конституция России. | 1 |
4 | Права ребёнка | 1 |
5 | Государственное устройство России. | 1 |
6 | Российский союз равных. | 1 |
7 | Государственная граница России. | 1 |
8 | Путешествие за границу России. | 1 |
9 | Сокровища России и их хранители. | 1 |
10 | Творческий союз. | 1 |
11-13 | Обобщение по теме: «Мы - граждане единого Отечества». Наши проекты «За страницами учебника» Проверочная работа№1 | 3 |
14 | Карта – наш экскурсовод. | 1 |
15 | По равнинам и горам. | 1 |
16 | В поисках подземных кладовых. | 1 |
17 | Наши реки. | 1 |
18 | Озёра – краса земли. | 1 |
19 | По морским просторам. | 1 |
20 | С севера на юг. | 1 |
21 | В ледяной пустыне. | 1 |
22 | В холодной тундре. | 1 |
23 | Среди лесов. | 1 |
24 | В широкой степи. | 1 |
25 | В жаркой пустыне. | 1 |
26 | У тёплого моря. | 1 |
27 | Мы- дети родной земли. | 1 |
28 | В содружестве с природой. | 1 |
29 | Как сберечь природу России? | 1 |
30 | По страницам Красной книги. | 1 |
31 | По заповедникам и национальным паркам. Обобщение. | 1 |
32-33 | Проверочная работа№2 Создание проекта: «Чудесное путешествие по России» | 2 |
Путешествие по Реке времени (26 часов) |
34 | В путь по Реке времени. «Календарь памятных дат». | 1 |
35 | Путешествуем с археологами. | 1 |
36 | По страницам летописи. | 1 |
37 | Истоки древней Руси. | 1 |
38 | Мудрый выбор. | 1 |
39 | Наследница Киевской Руси. | 1 |
40 | Москва – преемница Владимира. | 1 |
41 | Начало Московского царства. | 1 |
42 | Подвижники Руси и землепроходцы. | 1 |
43 | На пути к единству. | 1 |
44 | Начало Российской империи. | 1 |
45 | «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» | 1 |
46 | Отечественная война 1812 года. | 1 |
47 | Великий путь. | 1 |
48 | Золотой век театра и музыки. | 1 |
49 | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 1 |
50 | В поисках справедливости. | 1 |
51 | Век бед и побед. | 1 |
52 | Вставай, страна огромная! | 1 |
53 | Трудовой фронт. | 1 |
54 | Нет в России семьи такой… | 1 |
55-56 | После великой войны. Экскурсия в музей боевой славы | 2 |
57 | Достижения 1950 – 1970 годов. | 1 |
58-59 | Наши проекты «За страницами учебника» Проверочная работа№3 | 2 |
60 | Современная Россия. | 1 |
61 | Хороша честь, когда есть, что есть. | 1 |
62 | Умная сила России. | 1 |
63 | Светлая душа России. | 1 |
64 | Начни с себя! | 1 |
65 – 68 | Наши проекты «За страницами учебника» Итоговая контрольная работа Игра «Брейн-ринг». Обобщение пройденного за год | 4 |
Учебно-методический комплекс:
1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательной школы в 2-х частях/ Москва «Просвещение» 2014 год.
2. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир: рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательной школы в 2-х частях/ Москва «Просвещение» 2019 год.
3.Электронное приложение к учебнику Окружающий мир.
Для учителя: 1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
Дополнительная литература по темам учебника:
1. «Я познаю мир» (энциклопедия)
2. Электронное приложение к учебнику Окружающий мир..
3. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс
5. Электронные образовательные ресурсы.