Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ставропольского края «Средняя общеобразовательная школа № 3»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО начальных классов Руководитель ШМО Подпись_________/Ф.М.Ижаева/ Протокол №____________ от «____»_________2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ /З.Х-Б. Темирбулатова/ «_____»___________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________ /А.А. Яцына/ Приказ №_____ от «_____»________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
4 КЛАСС
ФГОС НОО
НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ основы религиозных культур и светской этики
КЛАСС 4 Б
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34
УЧИТЕЛЬ Гедиева Файзурат Магометовна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
авторская программа Шемшурина А.А. «Окружающий мир» по учебно-методическому комплекту «Школа России» - М: «Просвещение», 2017.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
Учебник для 4 класса «Шемшурина А.И. /Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики – 7-е издание – М.: Просвещение, 2019
п. Мирный, 2020
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение светской этики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных и метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные УУД:
- Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
- Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д. - Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
- Оценка и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
- Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
- Составлять план текста;
- Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
-Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
- Умение слушать и слышать;
- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, выполнять работу по цепочке;
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Предметные результаты
-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-осознание ценности человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. 2 часа. Этика – наука о нравственной жизни человека
Этика общения. 4 часа. Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Этикет. 4 часа. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Представление проектов по теме.
Этика человеческих отношений. 4 часа. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе. 4 часа. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс- мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины. 4 часа. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться. 4 часа. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер. 4 часа. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».
Судьба и Родина едины. 4 часа. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века. Слово, обращённое к себе.
В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:
знать/понимать:
- общие этические понятия на разных языках России;
- общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;
- понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг;
- «Золотое правило нравственности»;
- ценные качества человеческой души;
- ценности рода и семьи;
- светские правила;
- как появилась семья;
- семейные традиции;
- правила поведения в школе;
- права и обязанности школьника;
- правила дружбы;
- понятие: этикет;
- сокровища нравственности;
- роли в семье;
- понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;
- понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.
уметь:
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- строить отношения между людьми в школе;
- жить по законам чести;
- держать слово;
- иметь силу воли;
- строить отношения в семье;
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
- жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;
- любить страну, Родину и Отечество.
Тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов |
Введение | 2 |
Этика общения | 4 |
Этикет | 4 |
Этика человеческих отношений | 4 |
Этика отношений в коллективе. | 4 |
Простые нравственные истины | 4 |
Душа обязана трудиться. | 4 |
Посеешь поступок – пожнёшь характер. | 4 |
Судьба и Родина едины. | 4 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | № раздела и темы | Тема урока | Дата проведения урока | Домашнее задание | Примечание Причина корректировки |
(план) | (факт) |
Раздел I. Введение (2 ч.) |
1 | 1.1 | Этика – наука о нравственной жизни человека. | 03.09 | | Стр. 4-7, ответить на вопросы на стр.7 | |
2 | 1.2 | Этика – наука о нравственной жизни человека. | 10.09 | | Стр. 4-8, выполнить задания на стр.8 | |
Раздел II. Этика общения (4 ч.) |
3 | 2.1 | Добрым жить на свете веселей. | 17.09 | | Стр. 10-15, выполнить задания на стр.15 | |
4 | 2.2 | Правила общения для всех. | 24.09 | | Стр. 16-19, выполнить задания на стр.19 | |
5 | 2.3 | От добрых правил – добрые слова и поступки. | 01.10 | | Стр. 20-23, выполнить задания на стр.23 | |
6 | 2.4 | Каждый интересен. | 08.10 | | Стр. 24-28, выполнить задания на стр.28 | |
Раздел III. Этикет (4 ч.) |
7 | 3.1 | Премудрости этикета | 15.10 | | Стр. 30-33, выполнить задания на стр.33 | |
8 | 3.2 | Красота этикета | 22.10 | | Стр. 34-37, выполнить задания на стр.37 | |
9 | 3.3 | Простые школьные и домашние правила этикета | 29.10 | | Стр. 38-41, выполнить задания на стр.41 | |
10 | 3.4 | Чистый ручеёк нашей речи | 12.11 | | Стр. 42-46, выполнить задания на стр.46 | |
Раздел IV. Этика человеческих отношений (4ч.) |
11 | 4.1 | В развитии добрых чувств- творение души | 19.11 | | Стр. 48-51, выполнить задания на стр.51 | |
12 | 4.2 | Природа – волшебные двери к добру и доверию | 26.11 | | Стр. 52-55, выполнить задания на стр.55 | |
13 | 4.3 | Чувство Родины | 03.12 | | Стр. 56-59, выполнить задания на стр.59 | |
14 | 4.4 | Жизнь протекает среди людей | 10.12 | | Стр. 60-62, выполнить задания на стр.62 | |
Раздел V. Этика отношений в коллективе.(4 ч.) |
15 | 5.1 | Чтобы быть коллективом | 17.12 | | Стр. 64-67, выполнить задания на стр.67 | |
16 | 5.2 | Коллектив начинается с меня | 24.12 | | Стр. 68-69, выполнить задания на стр.69, подготовить проекты | |
17 | 5.3 | Мой класс- мои друзья Презентации. Проекты | 14.01 | | Стр. 70-74, выполнить задания на стр.74 | |
18 | 5.4 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 21.01 | | Стр. 76-80, выполнить задания на стр.80 | |
Раздел VI. «Простые нравственные истины» (4 ч.) |
19 | 6.1 | Жизнь священна | 28.01 | | Стр. 82-85, выполнить задания на стр.85 | |
20 | 6.2 | Человек рождён для добра | 11.02 | | Стр. 86-89, выполнить задания на стр.89 | |
21 | 6.3 | Милосердие – закон жизни | 18.02 | | Стр. 90-93, выполнить задания на стр.93 | |
22 | 6.4 | Жить во благо себе и другим | 25.02 | | Стр. 94-98, выполнить задания на стр.98 | |
Раздел VII. «Душа обязана трудиться» (4 ч.) |
23 | 7.1 | Следовать нравственной установке | 04.03 | | Стр. 100-103, выполнить задания на стр.103 | |
24 | 7.2 | Достойно жить среди людей | 11.03 | | Стр. 104-109, выполнить задания на стр.109 | |
25 | 7.3 | Уметь понять и простить | 18.03 | | Стр. 110-115, выполнить задания на стр.115 | |
26 | 7.4 | Простая этика поступков | 01.04 | | Стр. 116-120, выполнить задания на стр.120 | |
Раздел VIII. «Посеешь поступок – пожнёшь характер» (4 ч.) |
27 | 8.1 | Общение и источники преодоления обид | 08.04 | | Стр. 122-125, выполнить задания на стр.125 | |
28 | 8.2 | Ростки нравственного опыта поведения | 15.04 | | Стр. 126-129, выполнить задания на стр.129 | |
29 | 8.3 | Доброте сопутствует терпение | 22.04 | | Стр. 130-133, выполнить задания на стр.133 | |
30 | 8.4 | Действия с приставкой «со» | 29.04 | | Стр. 134-138, выполнить задания на стр.138 | |
Раздел IX. «Судьба и Родина едины.» (4 ч.) |
31 | 9.1 | С чего начинается Родина. | 06.05 | | Стр.140-143, выполнить задания на стр.143 | |
32 | 9.2 | В тебе рождается патриот и гражданин. | 13.05 | | Стр.144-149, выполнить задания на стр.149 | |
33 | 9.3 | Человек – чело века | 20.05 | | Стр.150-153, выполнить задания на стр.153 | |
34 | 9.4 | Слово, обращённое к себе. Обобщающий урок | 27.05 | | | |
| Итого за год 34 ___часа |