РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
подготовки обучающихся 9 класса
к ОГЭ по русскому языку
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для обучающихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа. Курс состоит из 4 модулей: «Учимся писать сжатое изложение», «Сочинение – рассуждение», «Итоговое собеседование», «Учимся выполнять тестовые задания». Каждое занятие включает в себя теоретическую (повторение орфографических и пунктуационных правил, изучение приёмов сжатия текста и т.д.) и практическую (написание изложения и сочинения, выполнение тестовой части и т.д.) части.
Цель: обеспечение поэтапной систематической подготовки обучающихся 9 класса к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку.
Задачи курса:
- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации;
- обобщать и систематизировать знания орфографических и пунктуационных правил русского языка, закреплять умения применять их на практике, совершенствовать грамотность учащихся;
-способствовать развитию творческих способностей обучающихся, коммуникативных умений и навыков;
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Результаты освоения курса
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Содержание курса
Модуль 1. Учимся писать сжатое изложение (6 часов)
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля или научно-популярного подстиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Содержание модуля 1.
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ.
Задание 1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Тема. Идея. Авторский замысел.
Задание 1. Структурные особенности сжатого изложения.
Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёмов исключения, обобщения и упрощения. Практическое занятие.
Задание 1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.
Модуль 2. Сочинение-рассуждение (7 часов)
Третья часть работы ОГЭ подразумевает выбор одного из трёх альтернативных творческих заданий (13.1, 13.2, 13.3). Задание проверяет умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.
Содержание модуля 2.
Задание 13.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценивания задания 13.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.
Задание 13.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.
Задание 13.2. Структура сочинения-рассуждения по цитате из текста. Критерии оценивания задания. Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении 13.2.
Задание 13.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.
Задание 13.3. Структура сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Критерии оценивания задания. Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении 13.3. Комментарий к тезису.
Задание 13.3. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.
Практическое занятие. Написание сочинения.
Модуль 3. Итоговое собеседование по русскому языку (4 часа)
Итоговое собеседование — это устная часть ОГЭ по русскому языку, а также допуск к его основной части. Экзамен состоит из 4 заданий и проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся девятых классов (умения вести монологи на разные темы, выразительно читать, пересказывать текст и также поддерживать диалог).
Содержание модуля 4.
Знакомство с процедурой устного экзамена по русскому языку. Задание 1. Чтение текста. Знакомство с критериями оценивания заданий 1,2. Чтение и пересказ текста с включением цитаты.
Выполнение задания 3. Монологическое высказывание по выбранной теме. Описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Критерии оценивания.
Задание 4. Диалог с экзаменатором- собеседником. Критерии оценивания. Виды речевых и грамматических ошибок.
Тренировочная работа в формате устного экзамена по русскому языку.
Модуль 4. Учимся выполнять тестовые задания (17 часов)
Вторая часть экзаменационной работы включает в себя 11 тестовых заданий по следующим темам:
— морфология,
— орфография,
— синтаксис,
— пунктуация,
— лексика,
— нормы грамматики русского языка.
Содержание модуля 4.
Задание № 2. Определение грамматических основ в предложениях.
Задание № 3.Синтаксический анализ простого и сложного предложений.
Задание № 4, 5. Установление соответствия между пунктуационными правилами и предложениями. Пунктуационный анализ предложения.
Задание № 6. Орфографический анализ. Правописание приставок, корней.
Задание №7. Орфографический анализ. Правописание суффиксов, окончаний разных частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Задание № 8. Морфологические нормы.
Задание № 9. Синтаксический анализ. Виды подчинительной связи в словосочетании. Грамматическая синонимия словосочетаний.
Задание № 10. Анализ содержания текста.
Задание № 11. Анализ средств выразительности. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие)
Задание № 12. Лексический анализ слова.
Тренировочная работа в формате ОГЭ. Анализ предыдущих работ. РНО.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№п/п. | Тематика курса/количество часов | Виды деятельности |
Модуль 1. Учимся писать сжатое изложение (6 часов) |
1 | Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ. | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ГИА. |
2 | Задание 1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | Работа с текстом, границы микротем исходного текста. |
3 | Задание 1. Структурные особенности сжатого изложения. | Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. |
4 | Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёмов исключения, обобщения и упрощения. Практическое занятие. | Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. |
5 | Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёмов исключения, обобщения и упрощения. Практическое занятие. | Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. |
6 | Задание 1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. | Создание собственного текста изложения, оценивание работы. |
Модуль 2. Сочинение – рассуждение (7 часов) |
7 | Задание 13.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценивания задания 13.1.(1ч) Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. |
8 | Задание 13.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие. | Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие. |
9 | Задание 13.2. Структура сочинения-рассуждения по цитате из текста. Критерии оценивания задания . Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении 13.2. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по цитате из текста. Знакомство с критериями оценки выполнения задания. Подбор аргументов в сочинении 13.2. |
10 | Задание 13.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие. | Написание сочинения-рассуждения по цитате из текста. |
11 | Задание 13.3. Структура сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Критерии оценивания задания. Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении 13.3. Комментарий к тезису. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения задания. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении 13.3. |
12 | Задание 13.3. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие. | Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. |
13 | Практическое занятие. Написание сочинения. | Написание сочинения-рассуждения по тексту. |
Модуль 3. Итоговое собеседование по русскому языку (4 часа) |
14 | Знакомство с процедурой устного экзамена по русскому языку. Задание 1. Чтение текста. Знакомство с критериями оценивания заданий 1,2. Чтение и пересказ текста с включением цитаты. | Изучение инструкции по выполнению заданий итогового собеседования по русскому языку. Знакомство с критериями оценивания выполненных заданий. Работа с демонстрационным вариантом устного собеседования. |
15 | Выполнение задания 3. Монологическое высказывание по выбранной теме. Описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Критерии оценивания. | Повторение функционально-смысловых типов речи. Практическое занятие по построению разных типов речи. Знакомство с критериями оценивания. |
16 | Задание 4. Диалог с экзаменатором- собеседником. Критерии оценивания. Виды речевых и грамматических ошибок. | Участие в диалоге с собеседником. Оценивание грамотности речи собеседников. |
17 | Тренировочная работа в формате устного экзамена по русскому языку. | Участие в тренировочном устном собеседовании по русскому языку. |
Модуль 4. Учимся выполнять тестовые задания (17 часов) |
18 | Задание № 2. Определение грамматических основ в предложениях. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
19 | Задание № 3.Синтаксический анализ простого и сложного предложений. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
20 | Задание № 4, 5. Установление соответствия между пунктуационными правилами и предложениями. Пунктуационный анализ предложения. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
21 | Задание № 6. Орфографический анализ. Правописание приставок, корней. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
22 | Задание №7. Орфографический анализ. Правописание суффиксов, окончаний разных частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
23 | Задание № 8. Морфологические нормы. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
24 | Задание № 9. Синтаксический анализ. Виды подчинительной связи в словосочетании. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
25 | Задание № 10. Анализ содержания текста. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
26 | Задание № 11. Анализ средств выразительности. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие) | Работа с тестом, заполнение бланков. |
27 | Задание № 12. Лексический анализ слова. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
28 | Тренировочная работа в формате ОГЭ. Анализ предыдущих работ. РНО. | Работа с тестом, заполнение бланков, написание изложения и сочинения. |
29 | Тренировочная работа в формате ОГЭ. Анализ предыдущих работ. РНО. | Работа с тестом, заполнение бланков, написание изложения и сочинения. |
30 | Тренировочная работа в формате ОГЭ. Анализ предыдущих работ. РНО. | Работа с тестом, заполнение бланков, написание изложения и сочинения. |
31 | Тренировочная работа в формате ОГЭ. Анализ предыдущих работ. РНО. | Работа с тестом, заполнение бланков, написание изложения и сочинения. |
32 | Тренировочная работа в формате ОГЭ. Анализ предыдущих работ. РНО. | Работа с тестом, заполнение бланков, написание изложения и сочинения. |
33 | Тренировочная работа в формате ОГЭ. Анализ предыдущих работ. РНО. | Работа с тестом, заполнение бланков, написание изложения и сочинения. |
34 | Тренировочная работа в формате ОГЭ. Анализ предыдущих работ. РНО. | Работа с тестом, заполнение бланков, написание изложения и сочинения. |
| Общее количество часов | |
Список использованной литературы:
Дощинский Р.А, Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные 0-39 варианты: 36 вариантов/ под ред. Р.А. Дощинского, И.П. Цыбулько. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2024.
Егораева Г.Т. ОГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ОГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2022
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2020
Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый форме. – Санкт-Петербург: Сага, 2021
Сенина Н.А. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Подготовка к государственной итоговой аттестации. Типовые тестовые задания. 9 класс. – Ростов-на - Дону: Легион , 2022
Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2021
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2023
Интернет-ресурсы:
http://4oge.ru/
ФИПИhttp://www.fipi.ru/
http://fipi.ru/oge-i-gve-9/normativno-pravovye-dokumenty (Обязательное знание нормативной и правовой документации по сдаче OГЭ)
http://www.oge.edu.ru/ru/classes-9/egerus/ (тестовый режим подготовки)
https://rus-oge.sdamgia.ru/
http://russkiy-na-5.ru/
https://mogu-pisat.ru/spravochnik/nachalo/?clear_cache=Y?ELEMENT_ID=181332
http://www.oge.edu.ru
http://reshuoge.ru/
http://www.yaklass.ru