Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа № 34 имени Александра Шостака»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО Рекунова М. А. Протокол № 1 от « 28 » 08 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Пройдисвет Н. Е. « » 2017г. | «Рассмотрено» на заседании педагогического совета ГБОУ СОШ № 34 Протокол № 1 от " " 2017г. | "Утверждаю" Директор ГБОУ СОШ № 34 Мася Ю. Л. Приказ № _________ от « » ______ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету Изобразительное искусство
Класс 3-А
Учитель Шильдяева Ирина Алексеевна
Количество часов по программе 34
Учебный год 2017 - 2018
г. Севастополь
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гурова и др., которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:
• развитие личности учащихся средствами искусства;
• получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни:
в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
Ученики должны знать:
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
Ученики должны уметь:
• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:
Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда - от древности до наших дней. Задача -введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, КУРСА (34 часа)
Искусство в твоём доме(8 ч.)
Мастера ведут ребенка по его дому и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твоя игрушка.
Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных Мастера — Изображения, Постройки и Украшения. Их совместная работа — это три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.
Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.
Твоя посуда.
Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Работа Мастеров Постройки, Украшения и Изображения по изготовлению посуды: конструкция — форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов
Мамин платок.
Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения.
Обои, шторы, в твоем доме.
Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, или гостиная, или комната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты.
Твоя книжка.
Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров при создании книги. Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. Вариант задания (сокращение): иллюстрация выбранной сказки или конструирование обложки для книжки-игрушки.
Поздравительная открытка (декоративная закладка).
Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии
Искусство на улицах твоего города (7ч)
Наследие предков: памятники архитектуры. Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие произведения архитектуры — это достояние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.
Витрины на улицах.
Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Реклама на улице.
Парки, скверы, бульвары.
Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумывает не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Рассмотреть, как построены парки и сады, там, где мы живем.
Ажурные ограды.
Чугунные ограды в Санкт- Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.
Фонари на улицах и в парках. Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт- Петербурга, других городов
Транспорт.
Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.
Художник и зрелище (10 ч)
Художник и театр. Спектакль — вымысел и правда театральной игры. Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания театрально-сценического оформления. Образ театрального героя. Мир театра, мир условности, мир игры. Театр кукол как пример видового разнообразия кукол. Тема. Театральные маски. Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике. Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм. Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Афиша. Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт.
Художник в цирке. Праздник в городе. Роль художника в цирке. Цирк — образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности — веселая тема детского творчества. Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.
Художник и музей (9 ч)
Музеи в жизни города.
Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музей родного города. Рассказ учителя и беседа.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И, Левитана,
А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины.
Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.
Картины исторические и бытовые. Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть картины. Скульптура в музеях и на улицах. Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
| Искусство в твоем доме | 8 часов |
1. | Твои игрушки придумал художник. | 2 часа |
2. | Посуда у тебя дома. | 1 час |
3. | Обои и шторы в твоем доме. | 1 час |
4. | Мамин платок. | 1 час |
5. | Твои книжки. | 1 час |
6. | Поздравительная открытка. | 1 час |
7. | Что сделал художник в нашем доме (обобщение) | 1 час |
| Искусство на улицах твоего города | 7 часов |
8. | Памятники архитектуры – наследие веков. | 1 час |
9. | Парки, скверы, бульвары. | 1 час |
10. | Ажурные ограды. | 1 час |
11. | Фонари на улицах и в парках. | 1 час |
12. | Витрины магазинов. | 1 час |
13. | Транспорт в городе. | 1 час |
14. | Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение) | 1 час |
| Художник и зрелище | 10 часов |
15. | Художник в цирке. | 1 час |
16. | Художник в театре. | 2 часа |
17. | Театр кукол. | 3 часа |
18. | Маска. | 1 час |
19. | Афиша и плакат. | 1 час |
20. | Праздник в городе. | 1 час |
21. | Школьный праздник-карнавал (обобщение) | 1 час |
| Художник и музей | 9 часов |
22. | Музей в жизни города. | 2 часа |
23. | Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. | 1 час |
24. | Картина-портрет. | 1 час |
25. | Картина-натюрморт. | 2 часа |
26. | Картины исторические и бытовые. | 1 час |
27. | Скульптура в музее и на улице. | 1 час |
28. | Художественная выставка (обобщение) | 1 час |
| Итого | 34 часа |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИ
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТНЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебники:
Н.А.Горяева, Л.А.Неменская. Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса - М. Просвещение, 2015.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Специфическое сопровождение (оборудование):
-репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
-портреты художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
-схемы рисования предметов, растений, животных человека;
-открытки и календари с репродукциями;
-таблицы по ДПИ;
- демонстрационные и постановочные материалы;
-разнообразные художественные материалы.
Электронно-программное обеспечение:
-презентации к урокам на дисках и флеш.носителях;
-DVD – фильмы по ИЗО;
-записи классической и народной музыки.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук с художественными программами,
-интерактивная доска;
-музыкальный центр;
-магнитная доска;
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
«Рассмотрено» Руководитель МО Рекунова М.А. Протокол № 1 от « » ____________ 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Пройдисвет Н. Е. « »_______________ 2017г. | «Утверждено» Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 34 Протокол № 1 от « »________________ 2017г. | «Утверждено» Директор ГБОУ СОШ № 34 Мася Ю. Л. Приказ № _________________ от « » ________________2017г. |
Календарно- тематическое планирование
по предмету изобразительное искусство
в 3- А классе
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Шильдяева Ирина Алексеевна
специалист
Календарно- тематическое планирование по предмету изобразительное искусство
на 2017 – 2018 учебный год.
№ п/п | Дата проведения | Кол-во часов | Тема урока | Обучающая цель | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
по плану | по факту | понятия | предметные результаты | универсальные учебные действия (УУД) | личностные результаты |
I четверть (8 ч.) |
Искусство в твоем доме (8 ч.) |
1. | 01.09 | | 1 | Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете | | Воплощение замысла в искусстве. | Проводить наблюдения, оформлять результаты. | Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: уметь слушать учителя, задавать вопросы с целью уточнения информации. | Формирование социальной роли ученика |
2. | 08.09 | | 1 | Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины. | Создавать выразительную пластическую форму игрушки из пластилина и украшать её. | Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хох-ломы, Гжели. | Умение преобразиться в мастера. Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки. | Регулятивные: Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия Познавательные: Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: Умение находить нужную информацию. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека |
3. | 15.09 | | 1 | Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги. | Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке. | «сервиз» | Умение изобразить посуду по своему образцу. | Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану Познавательные: Понимать и объяснять единство материала. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог | Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. |
4. | 22.09 | | 1 | Мамин платок Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка « Платок для своей мамы» | Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. | Б.Кустодиев «Купчиха». | Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка. | Регулятивные: последовательно (пошагово) выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. Познавательные: принятие учебной задачи Коммуникативные: ставить вопросы напарнику, работа в группах | Культура общения и поведения |
5. | 29.09 | | 1 | Обои и шторы у тебя дома Рисование с помощью трафарета. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. | Рисование с помощью трафарета. | Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Умение радоваться успехам одноклассников. | |
6. | 06.10 | | 1 | Иллюстрация твоей книжки. Иллюстрирование русских народных потешек. | Понимать роль художника и Братьев – Мастеров в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации | Знание художников, выполняющих иллюстрации. | Овладевать основами графики. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. | Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Познавательные: Знание отдельных элементов оформления книги. Коммуникативные: учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. | Овладеть навыками коллективной работы |
7. | 13.10 | | 1 | Поздравительная открытка (декоративная закладка). | Познакомить с видами графических работ (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике) Научить выполнить простую графическую работу | работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике | Понимать роль художника и Братьев – Мастеров в создании форм открыток изображений на них. | Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Познавательные: Овладевать основами графики. Коммуникативные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. | Ориентация на понимание причин успеха в деятельности |
8. | 20.10 | | 1 | Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме. | Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме. | | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов. | Регулятивные: Умение анализировать образцы, работы, определять материалы Познавательные высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Эстетически оценивать работы сверстников |
II четверть |
Искусство на улицах твоего города (7 ч.) |
9. | 27.10 | | 1 | Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания. | Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа. | Архитектурный образ, образ городской среды. | Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея | Регулятивные: Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Познавательные: составление осознанных высказываний Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество | Умение видеть красоту труда и творчества |
10. | 10.11 | | 1 | Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания. | Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа. | Архитектурный образ, образ городской среды. | Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея | Регулятивные: Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Познавательные: составление осознанных высказываний Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество | Умение видеть красоту труда и творчества |
11. | 17.11 | | 1 | Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера. | Познакомить с умением изобразить парк или сквер. Восприни мать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. | Архитектурный образ | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды | Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: Делать предварительный отбор источников информации: Коммуникативные: Участие в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ | Положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде. |
12. | 24.11 | | 1 | Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград. | Закрепить приемы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных формы ажурных сцеплений металла. | Ажурные решетки. | Научатся конструировать из бумаги ажурные решетки. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: выполнение заданий в учебнике, расширение пространственных представлений Коммуникативные: уметь выражать свои мысли. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. |
13. | 01.12 | | 1 | Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки. | Познакомить с изготовлением проекта фонаря при помощи туши и палочки. | Тушь, палочка, перья. | Отмечать особенности формы и украшений. | Регулятивные: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли | Понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности |
14. | 08.12 | | 1 | Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины, используя восковые мелки. | Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта. Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги. | фантастические машины | Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. | Регулятивные: Умение анализировать образцы, определять материалы Познавательные: проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения Коммуникативные: оценивать высказывания и действия партнера и сравнивать их со своими высказываниями | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. |
15. | 15.12 | | 1 | Труд художника на улицах твоего города. Изготовление проекта улицы города. | Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода | Проект улицы | Овладеть приемами коллективной творческой деятельности | Регулятивные: прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения Коммуникативные: формулировать собственное мнение. | Соблюдать правила безопасной работы инструментами |
Художник и зрелище (10 ч.) |
16. | 22.12 | | 1 | Художник в цирке. Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке. | Учить изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные | Цирк | Научатся понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. | Регулятивные: последовательно (пошагово) выполнять работу Познавательные: анализ изделия с целью выделения признаков, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы Коммуникативные: уметь слушать учителя, задавать вопросы | Оценка результатов собственной предметно-практической деятельности |
III четверть |
17. | 12.01 | | 1 | Образ театрального героя. Изготовление эскиза куклы | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя. | Эскиз куклы | Научатся: Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения. | Регулятивные: последовательно (пошагово) выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. Познавательные: Осуществлять поиск информации о подготовке соломки для изготовления изделия Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены |
18. | 19.01 | | 1 | Театральные маски. Изготовление эскиза маски | Научить конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | Эскиз маски | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его | Регулятивные: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Познавательные: Знание истории происхождения театральных масок. Коммуникативные: вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения. | Соблюдают правила безопасности труда и личной гигиены. |
19. | 26.01 | | 1 | Театр кукол. Изготовление головы куклы | Осваивать технологию создания театральных кукол из различных материалов. | театральные куклы | Овладевать навыками коллективного художественного творчества | Регулятивные: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. самостоятельно выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с его назначением Познавательные: находить информацию об автомобилях в разных источниках Коммуникативные: Использовать куклу для игры в кукольный театр. | Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности |
20. | 02.02 | | 1 | Театр кукол. Изготовление костюма куклы | Дать умение создать театральных кукол из различных материалов | Костюм | Овладевать навыками коллективного художественного творчества | Регулятивные: выполнять изделие на основе материала учебника. Познавательные: Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории. Коммуникативные: уметь презентовать свою работу | Правила безопасности труда и личной гигиены |
21. | 09.02 | | 1 | Художник в театре. Изготовление эскиза декораций | Познакомить с изготовлением эскиза декораций | Декорации | Знание устройства театра. Знание театральных художников. | Регулятивные: выполнять изделие на основе материала учебника. Познавательные: Умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Коммуникативные: Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса. | Умение видеть красоту труда и творчества. |
22. | 16.02 | | 1 | Художник в театре. Изготовление макетов декораций. | Познакомить с изготовлением макетов декораций | Декорации | Знание устройства театра. Знание театральных художников. | Регулятивные: выполнять изделие на основе материала учебника. Познавательные: Умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Коммуникативные: Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса. | Умение видеть красоту труда и творчества. |
23. | 02.03 | | 1 | Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю. | Дать представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста. | Афиша и плакат. | Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения. | Регулятивные: контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Познавательные: Умение анализировать образцы, работы, определять материалы Коммуникативные: формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи; проявлять инициативу в ситуации общения. | Мотивация к работе руками, усидчивость, старание |
24. | 09.03 | | 1 | Праздник в городе. Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица. | Знание элементов праздничного оформления, умение использовать художественные | Масленица | Узнают: элементы праздничного оформления, Научатся передавать настроение в творческой работе. | Регулятивные: составлять план изготовления изделий Познавательные: Фантазировать, как можно украсить город к празднику Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, |
25. | 16.03 | | 1 | Место художника в зрелищных искусствах. Школьный карнавал. Обобщение темы | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | Карнавал | Овладение навыками коллективного художественного творчества. | Регулятивные: контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Познавательные: Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Коммуникативные: уметь презентовать свою работу | Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности |
Художник и музей (9 ч.) |
26. | 23.03 | | 1 | Музей в жизни города Изготовление проекта интерьера музея. | Дать знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея. | Третьяковская галерея, Эрмитаж | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. | Регулятивные: распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника самостоятельно. Познавательные: осуществление поиска информации в учебнике Коммуникативные: по заданным критериям оценивать работы одноклассников | Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности |
IV четверть |
27. | 06.04 | | 1 | Картина-натюрморт Изображение предметов объемной формы. | Умение изобразить пейзаж по представлению. | Жанр натюрморта. | Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. | Регулятивные: анализировать изделие, составлять план, контролировать качество своей работы. Познавательные: поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, Коммуникативные: оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству |
28. | 13.04 | | 1 | Рисование натюрморта. | Осваивать технику изображения предметов объемной формы. | Жанр натюрморта. | Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта. | Регулятивные: анализировать, изделие, составлять план, контролировать качество своей работы. Познавательные: высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника Коммуникативные: Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. |
29. | 20.04 | | 1 | Рисование пейзажа | Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению. | Картина-пейзаж. | Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства | Регулятивные: анализировать, , изделие, составлять план, контролировать качество своей работы. Познавательные: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям. | Ориентируются на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности |
30. | 27.04 | | 1 | Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета. | Дать умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета. | Картина-портрет. | Иметь представление о жанре портрета | Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные: Рассказывать об изображенном на картине человеке. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности |
31. | 04.05 | | 1 | Картины исторические и бытовые. Рисование на тему ”Мы играем”. | Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике. | Знание отличия исторических и бытовых картин. | Навыки изображения в смешанной технике. | Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради Коммуникативные: Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. |
32. | 11.05 | | 1 | Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина. | Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином. | Скульптура | Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве. Познавательные: Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника Коммуникативные: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Формирова-ние чувства прекрасного на основе знакомства с художествен-ной культу-рой; |
33. | 18.05 | | 1 | Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Эскиз образца ДПИ | Рассказать о древних архитектурных памятниках. Учиться изображать соборы и церкви. Закрепление работы графическими материалами. | Пастель | Знание правил работы с пастель и восковыми мелками | Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные: Рассказать о древних архитектурных памятниках. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом |
34. | 25.05 | | 1 | Художественная выставка. Обобщение темы | Организовать выставкудетского художественного творчества, проявляя творческую активность. Провести экскурсии по выставке детских работ. | | Знание крупнейшие музеи страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека. |