МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«специализированная гуманитарная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей _____________________ Протокол от «__» __________ № ____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________Л.М.Козлицкая «__» _____________ 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ____________И.И.Сушков «__» _____________ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математика»
начального общего образования
Базовый уровень
3 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель рабочей программы:
Учитель высшей категории,
учитель - методист
А.Н.Царук
Донецк
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее – ПООП НОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682), с учетом учебно-методического комплекса «Школа России», ««Математика» 1-4классы: / М.И. Моро, С.И. Волкова и др. – М.: Просвещение, 2016», Примерной рабочей программы по учебному предмету «Математика». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 59 с., Рабочего учебного плана образовательной организации (утвержденным приказом по школе от 30.08.2021 № 122).
Основой для составления Рабочей программы учителя стала:
Примерная программа по учебному предмету «Математика». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 62 с.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Место предмета «Математика» в учебном плане
Предмет «Математика» относится к образовательной области «Математика иинформатика».
Количество часов
На изучение предмета в начальной школе в каждом классе отводится по 4 часа в неделю: во 2-4 классах – 136 часов (34 недели).
Формы организации образовательного процесса: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Технологии обучения: системно-деятельностный подход;технология проблемного диалога;проектная технология;ИКТ-технологии;технология уровневой дифференциации.
Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Математика» должны отражать сформированность умений:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
представлять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
находить число, большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 100 – устно, в пределах 1000 – письменно; умножение и деление в пределах 100 – устно;
письменно на однозначное число; деление с остатком в пределах 100;
устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления;
использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
выполнять проверку результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора;
использовать при решении задач и в практических ситуациях единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (час, минута, секунда), стоимости (копейка, рубль); уметь преобразовывать одни единицы данной величины в другие (в пределах 1000);
знать и объяснять единицы площади: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр;
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события;
сравнивать предметы и объекты на основе измерения величин; сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на/в»;
выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;
называть, находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); сравнивать величины, выраженные долями;
решать текстовые задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), на сравнение (разностное, кратное);
знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях соотношения между: ценой, количеством, стоимостью; началом, окончанием и продолжительностью события;
решать задачи в одно-два действия: моделировать и представлять задачу графически, планировать ход решения, записывать решение по действиям и с помощью числового выражения, анализировать решение (искать другой способ решения), записывать и оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;
сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата);
распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-трехшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
классифицировать объекты по одному-двум признакам;
извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными
реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);
структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными;
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
№ п/п | Дата | Номер контрольной работы | Вид контрольной работы |
По плану | По факту |
1 | | | Контрольная работа №1 | комбинированная |
2 | | | Контрольная работа №2 | тестовая |
3 | | | Контрольная работа №3 | тестовая |
4 | | | Контрольная работа №4 | комбинированная |
5 | | | Контрольная работа №5 | тестовая |
6 | | | Контрольная работа №6 | комбинированная |
7 | | | Контрольная работа №7 | тестовая |
8 | | | Контрольная работа №8 | комбинированная |
9 | | | Контрольная работа №9 | комбинированная |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения | Приме-чание |
План | Коррекция |
Тема 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение) | 10 | |
| | Повторение: сложение и вычитание, устные приёмы сложения и вычитания | 1 | 01.09 | | |
| | Повторение: сложение и вычитание, устные приёмы сложения и вычитания | 1 | 03.09 | | |
| | Повторение: сложение и вычитание, устные приёмы сложения и вычитания | 1 | 06.09 | | |
| | Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении | 1 | 07.09 | | |
| | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым и вычитаемым | 1 | 10.09 | | |
| | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым и вычитаемым | 1 | 13.09 | | |
| | Обозначение геометрических фигур буквами | 1 | 14.09 | | |
| | «Странички для любознательных» | 1 | 15.09 | | |
| | Что узнали. Чему научились | 1 | 17.09 | | |
| | Что узнали. Чему научились | 1 | 20.09 | | |
Тема 2. Табличное умножение и деление (продолжение) | 8 | |
| | Конкретный смысл умножения и деления. Связь умножения и деления. Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления с числом 2 | 1 | 21.09 | | |
| | Таблица умножения и деления с числом 3 | 1 | 22.09 | | |
| | Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач | 1 | 24.09 | | |
| | Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач | 1 | 27.09 | | |
| | Контрольная работа №1 (комбинированная) | 1 | 28.09 | | |
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов | 1 | 29.09 | | |
| | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | 1 | 01.10 | | |
| | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | 1 | 04.10 | | |
Тема 3. Зависимости между пропорциональными величинами | 20 | |
| | Связь между величинами: расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы | 1 | 05.10 | | |
| | Повторение. «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились | 1 | 06.10 | | |
| | Что узнали. Чему научились | 1 | 08.10 | | |
| | Таблица умножения и деления с числом 4 Таблица Пифагора | 1 | 11.10 | | |
| | Задачи на увеличение числа в несколько раз | 1 | 12.10 | | |
| | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 1 | 13.10 | | |
| | Таблица умножения и деления с числом 5 | 1 | 15.10 | | |
| | Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел | 1 | 18.10 | | |
| | Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел | 1 | 19.10 | | |
| | Задачи на кратное и разностное сравнение чисел | 1 | 20.10 | | |
| | Задачи на кратное и разностное сравнение чисел | 1 | 22.10 | | |
| | Таблица умножения и деления с числом 6 | 1 | 25.10 | | |
| | Контрольная работа №2 (тестовая) | 1 | 26.10 | | |
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 6 | 1 | 27.10 | | |
| | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального | 1 | 29.10 | | |
| | Таблица умножения и деления с числом 7 | 1 | 08.11 | | |
| | Таблица умножения и деления с числом 7 Странички для любознательных | 1 | 09.11 | | |
| | Что узнали. Чему научились | 1 | 10.11 | | |
| | Что узнали. Чему научились | 1 | 12.11 | | |
| | Проект «Математические сказки» | 1 | 15.11 | | |
Тема 4. Числа от 1 до 100 Табличное умножение и деление с числами 8 и 9 | 20 | |
| | Единица площади — квадратный сантиметр | 1 | 16.11 | | |
| | Площадь прямоугольника | 1 | 17.11 | | |
| | Таблица умножения и деления с числом 8 | 1 | 19.11 | | |
| | Закрепление. Задачи-расчеты | 1 | 22.11 | | |
| | Таблица умножения и деления с числом 9 | 1 | 23.11 | | |
| | Единица площади — квадратный дециметр | 1 | 24.11 | | |
| | Сводная таблица умножения | 1 | 26.11 | | |
| | Решение задач на изученные темы. | 1 | 29.11 | | |
| | Контрольная работа №3 (тестовая) | 1 | 30.11 | | |
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Единица площади — квадратный метр | 1 | 01 12 | | |
| | Повторение пройденного. Задачи-расчеты. | 1 | 03.12 | | |
| | «Странички для любознательных» Что узнали. Чему научились | 1 | 06.12 | | |
| | Что узнали. Чему научились | 1 | 07.12 | | |
| | Умножение на 1 и 0 | 1 | 08.12 | | |
| | Деление вида а : а, 0 : а | 1 | 10.12 | | |
| | Деление вида а: а, 0 : а | 1 | 13.12 | | |
| | Задачи в 3 действия. | 1 | 14.12 | | |
| | Контрольная работа №4 (комбинированная) | 1 | 15.12 | | |
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. «Странички для любознательных» | 1 | 17.12 | | |
| | «Странички для любознательных» Повторение изученного материала. | 1 | 20.12 | | |
Тема 5. Доли | 8 | |
| | Доли. Образование и сравнение долей | 1 | 21.12 | | |
| | Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр) Вычерчивание окружностей с использованием циркуля | 1 | 22.12 | | |
| | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле | 1 | 24.12 | | |
| | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле | 1 | 27.12 | | |
| | Единицы времени — год, месяц, сутки | 1 | 28.12 | | |
| | Странички для любознательных | 1 | 10.01 | | |
| | Что узнали. Чему научились | 1 | 11.01 | | |
| | Что узнали. Чему научились | 1 | 12.01 | | |
Тема 6. Приёмы умножения для случаев вида 23 · 4, 4 · 23 | 14 | | | |
| | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3 | 1 | 14.01 | | |
| | Приём деления для случаев вида 80 : 20 | 1 | 17.01 | | |
| | Умножение суммы на число | 1 | 18.01 | | |
| | Решение задач несколькими способами | 1 | 19.01 | | |
| | Приёмы умножения для случаев вида 23 · 4, 4 · 23 | 1 | 21.01 | | |
| | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | 1 | 24.01 | | |
| | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | 1 | 25.01 | | |
| | Контрольная работа №5 (тестовая) | 1 | 26.01 | | |
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Выражение с двумя переменными. «Странички для любознательных» | 1 | 28.01 | | |
| | Деление суммы на число | 1 | 31.01 | | |
| | Деление суммы на число. Закрепление | 1 | 01.02 | | |
| | Связь между числами при делении | 1 | 02.02 | | |
| | Проверка деления умножением | 1 | 04.02 | | |
| | Приём деления для случаев вида 87 : 29. | 1 | 07.02 | | |
Тема 7. Приёмы деления для случаев вида 78: 2, 69: 3, 87: 29 | 14 | | | |
| | Приём деления для случаев вида 66 : 22 | 1 | 08.02 | | |
| | Проверка умножения с помощью деления | 1 | 09.02 | | |
| | Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления. «Странички для любознательных» | 1 | 11.02 | | |
| | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | 14.02 | | |
| | Выражения с двумя переменными вида а+b, a-b, ab, cd. | 1 | 15.02 | | |
| | Деление с остатком | 1 | 16.02 | | |
| | Деление с остатком | 1 | 18.02 | | |
| | Приёмы нахождения частного и остатка | 1 | 21.02 | | |
| | Приёмы нахождения частного и остатка | 1 | 22.02 | | |
| | Деление меньшего числа на большее | 1 | 25.02 | | |
| | Проверка деления с остатком | 1 | 28.02 | | |
| | Контрольная работа №6 (комбинированная) | 1 | 01.03 | | |
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились | 1 | 02.03 | | |
| | Наши проекты: «Задачи-расчёты» Странички для любознательных | 1 | 04.03 | | |
Тема 8. Числа от 1 до 1000. Нумерация | 12 | |
| | Устная и письменная нумерация | 1 | 07.03 | | |
| | Разряды счётных единиц | 1 | 09.03 | | |
| | Натуральная последовательность трёхзначных чисел | 1 | 11.03 | | |
| | Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз | 1 | 14.03 | | |
| | Замена числа суммой разрядных слагаемых | 1 | 15.03 | | |
| | Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трёхзначных чисел | 1 | 16.03 | | |
| | Сравнение трёхзначных чисел | 1 | 18.03 | | |
| | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе Странички для любознательных | 1 | 21.03 | | |
| | Контрольная работа №7 (тестовая) | 1 | 22.03 | | |
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Единицы массы — килограмм, грамм. Соотношение между ними | 1 | 23.03 | | |
| | Что узнали. Чему научились | 1 | 25.03 | | |
| | Что узнали. Чему научились | 1 | 04.04 | | |
Тема 9. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 12 | |
| | Сложение и вычитание круглых чисел. Творческая работа над задачей. Решение уравнений | 1 | 05.04 | | |
| | Приёмы устных вычислений Сложение и вычитание круглых чисел | 1 | 06.04 | | |
| | Разные способы вычислений. Проверка вычислений | 1 | 08.04 | | |
| | Приёмы письменных вычислений | 1 | 11.04 | | |
| | Алгоритм письменного сложения | 1 | 12.04 | | |
| | Алгоритм письменного вычитания | 1 | 13.04 | | |
| | Виды треугольников (по соотношению сторон) | 1 | 15.04 | | |
| | Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный и равносторонний | 1 | 18.04 | | |
| | Приёмы устных вычислений. | 1 | 19.04 | | |
| | Контрольная работа №8 (комбинированная) | 1 | 20.04 | | |
117 118 | 11 12 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Приёмы устных вычислений Что узнали. Чему научились. | 1 | 22.04 | | |
Тема 10. Умножение и деление | 18 | |
119120 | 1 -2 | Приёмы устного умножения Приёмы устного деления | 1 | 26.04 | | |
121 | 3 | Странички для любознательных» | 1 | 27.04 | | |
122 123 | 4 5 | Виды треугольников: прямоугольный тупоугольный, остроугольный Устное деление вида 720:4. Распознавание треугольников | 1 | 29.04 | | |
124 | 6 | Письменное умножение трехзначного числа на однозначное без перехода через десяток | 1 | 03.05 | | |
125 | 7 | Письменное умножение трехзначного числа на однозначное с переходом через десяток. Составление и решение уравнений | 1 | 04.05 | | |
126 | 8 | Вычисление значений числовых выражений с действиями разной степени. Нахождение периметра треугольника | 1 | 06.05 | | |
127 | 9 | Письменное деление трехзначного числа на однозначное вида 864:2,748:2, 856:4. | 1 | 10.05 | | |
128 | 10 | Проверка деления умножением. Решение уравнений. Нахождение площади фигур | 1 | 13.05 | | |
129 | 11 | Натуральная последовательность трёхзначных чисел. Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000 | 1 | 16.05 | | |
130 | 12 | Решение задач изученных видов | 1 | 17.05 | | |
131 | 13 | Контрольная работа №9 (комбинированная) | 1 | 18.05 | | |
132 | 14 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач изученных видов | 1 | 20.05 | | |
133 | 15 | Знакомство с калькулятором | 1 | 23.05 | | |
134 | 16 | Распознавание и изображение геометрических фигур: треугольник. | 1 | 24.05 | | |
135 | 17 | Итоговое повторение. «Что узнали. Чему научились в 3 классе» | 1 | 25.05 | | |
136 | 18 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | 27.05 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы.
Моро М.И. и др. Математика. Учеб. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1.
Моро М.И. и др. Математика. Учеб. 3 кл. В 2 ч. Ч. 2
Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 3кл. В 2 ч. Ч. 1.
Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 3 кл. В 2 ч. Ч. 2.
Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 кл.
Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. 3 кл
Волкова С.И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 3 кл
Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс
(Диск CD-ROM), авторы В.Л.Соколов, В.А.Гуружапов
Технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер с принтером.
4. Ксерокс.
5. Фотокамера
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Наборы счётных палочек.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.
4. Наборное полотно.
5. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду,
цилиндр.6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
7. Демонстрационный чертёжный треугольник.8. Демонстрационный циркуль.
9. Палетка