СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по профильному изучению истории в 10-11 классах

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по профильному изучению истории в 10-11 классах для углубленного изучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по профильному изучению истории в 10-11 классах»


МБОУ СОШ № 34 с. Березняки



CОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР,

____________ Г. П. Зининой

28 августа 2014 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ № 34 /___/___В.И. Левина

_______ 2014 г.


Принята

на заседании МС

Протокол от №1

от «28»_августа2014г

Председатель: Т.Н. Авдиенко.






Рабочая программа по ИСТОРИИ

(ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ)

10 - 11 КЛАССЫ


2014-2015 учебный год




Выполнено: С.А. Веремьёва,

учитель истории













Южно-Сахалинск, 2014






Пояснительная записка


Общая характеристика программы. Рабочая программа по истории для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (2004 г.), Примерной программы по истории (2004 г.) авторских программ Сахарова А.Н., Загладина Н.В.

Согласно ФК ГОС и Примерной программе основные содержательные линии рабочей программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Календарно-тематическое планирование составлено с учетом рекомендованного Министерством образования синхронно-параллельного подхода к изучению истории с интеграцией некоторых тем из состава обоих курсов (например, «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война». Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков и метапредметных компетенций.

Календарно-тематический план конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курсов и отражает последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет получить представление об общей характеристике предмета, месте предмета в базисных планах, целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Место предмета в федеральном / региональном базисных учебных планах

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов (или 14,3 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Место предмета в базисном учебном плане образовательного учреждения

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории, а также специфики организации учебного процесса (зачетные недели, общая тема НИР) в Восточном лицее при изучении истории устанавливается следующая система распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов из расчета 4 учебных часа в неделю:

Классы

Объем учебного времени

Разделы рабочей программы

История России

Всеобщая история

X класс

136 ч

История России

(с древнейших времен до посл. четв. XIX в.) –102 ч

Всеобщая история

(с древнейших времен до конца XIX в.) – 34 ч

XI класс

136 ч

История России

(посл. четв. XIX в. – начало XXI вв.) –102 ч

Всеобщая история

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – 24 ч


Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает учет концентрического подхода, модульной технологии и зачетной системы.

Цели

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.






































Нормы оценивания.

При проведении тестовых работ оценивание производится по шкале единого государственного экзамена:

0-31 % - «2»

32-50 % - «3»

51-70 % - «4»

От 71 % - «5».

При оценивании устного ответа:

«3» балла – уровень репродуктивного воспроизводства

«4» балла – уровень понимания.

«5» баллов – уровень «переноса», свободного владения и оперирование исторической информацией с демонстрацией развитого исторического мышления.


УЧБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.



УМК, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации (Федеральный перечень учебников на 2008/2009 учебный год).

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России с древнейших времен до конца XIX века. Учебник. 10 класс. В 2-х частях. М.: Русское слово, 2006. - 312 с. - Ч. 1; 480 с. - Ч. 2, пер., ил.

Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. и др. История России (базовый и профильный уровни). 11 класс. – М.: Просвещение, 2006.

Загладин Н.В. Всеобщая история : 10 класс - М.: Русское слово, 2005.

Загладин Н.В. Всеобщая история : 11 класс. - М.: Русское слово, 2004.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.


Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2004.

Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2004.

Загладин Н.В. Всемирная история. Программа курса для 10-11 класса. - М.: Русское слово, 2004.

Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. и др. «История Отечества ХХ - начало ХХI века»: 11 класс: При изучении предмета на базовом и профильном уровнях // Методические рекомендации по использованию учебников: Сахаров А.Н. «История России с древних времен до конца XVI века»: 10 класс: Ч. 1; Сахаров А.Н., Боханова А.Н. «История России XVII -XIX века»: 10 класс: Ч. 2. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. и др. «История Отечества ХХ - начало ХХI века»: 11 класс . – М.: Русское слово, 2006.

Загладин Н.В. Всемирная история. XX век. Материалы для учителя для 11 класса.-М.: Русское слово, 2004.

Загладин Н.В. Методические рекомендации по использованию учебников : Загладин Н.В. Всеобщая история. 10 класс. Загладин н.В. Всеобщая история. 11 класс. : Программа курса. Профильное обучение. / Н.В. Загладин, С.И. Козленко. – М.: Русское слово, 2005.

Поурочное планирование к учебнику «Всеобщая история XХ век», Загладин Н.В.: Учебник для 11 класса средних общеобразоват. учреждений. - 9-е изд., М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2007.

Примерная программа по истории. – М.: Просвещение, 2004.

Старобинская Г.И. История

России с древнейших времен до конца XIX века. Поурочные методические рекомендации. 10 класс. В 2-х частях. М.: Русское слово, 2006.

Степанищев А.Т. Историческая правда и ее место в обучении истории // Методика преподавания и изучения истории : Учебное пособие. В 2-х ч. – М.: Владос, 2002.

Стрелова О.Ю. Вяземский Е.Е. Тематическое планирование // Настольная книга учителя истории. 5-11 классы / Авт.-сост. М. Н. Чернова. – М: Эксмо, 2006.

Стрелова О.Ю. Вяземский Е.Е. Учебник истории: стандарт в новый век: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006.













ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. 10 класс.

История как наука (4 ч). История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации1.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (35 ч.)

Древнейшая история человечества. Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья. Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Новое время: эпоха модернизации. Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Итоги развития мира (зачет)

ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 класс. (105 ч.)

История России – часть всемирной истории. Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.

Народы и древнейшие государства на территории России. риродно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Русь в IX – начале XII вв. Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Российское государство во второй половине XV – XVII вв. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Россия в XVIII – середине XIX вв. Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Резерв – 3 ч.






































Календарно - тематический план по курсу история

10 класс


п.п

дата

Тема

Основное содержание

Форма урока

Дата /корр.

Элементы технологии

Всеобщая история

История как наука (4 ч.)


1-4




История как наука и учебная дисциплина

Периодизация всемирной истории

Объект и предмет истории. Вспомогательные исторические дисциплины. Методы познания. Исторические источники. Историография, источниковедение.

Лекции с элементами беседы



Историческая хронология. Обобщение и характеристика предмета.

Вспомогательные исторические дисциплины

Стадиальная теория. Формационная теория. Цивилизационная теория.

Этапы исторического развития.


Определение понятий (ВИД) и предметов научного познания

Древнейшее человечество (2 ч.)


3-6

Первобытная история человечества. Неолитическая революция

Этапы антропогенеза. Археологическая периодизация. Анимизм. Тотемизм. Мания. Переход к производящему хозяйству.

Комбинированный урок


Анализ и систематизация

Цивилизации Древнего мира и Средневековья (16 ч.)


7-12

Древний Восток: деспотии Востока.


Первичные цивилизации: общее и особенное. Историография и источники.

Древний Египет, государства Междуречья.

Расширение ареала цивилизаций.

Древняя Индия, Древний Китай.

Культурный атлас Древнего Востока.

Лекция и комбинированные уроки


Упражнение в синхрониз.

информации

Обобщение

Зачет

Оценочные суждения.

13-14

Античная эпоха в истории человечества.

Древняя Греция

Древний Рим

Античность. Города-государства. Демократический полис (Афины), олигархический полис (Спарта). Войны. Великие греки. Культурное наследие.

Этапы истории. Республика. Гражданские традиции. Империя. Законы. Великие римляне. Культурное наследие. Христианство в древнем Риме. Причины крушения цивилизации. Византия.

Лекция и

Комбинированные уроки


Упражнение в синхрониз.

информации

Обобщение

15-16

Основные достижения античных цивилизаций

Коллоквиум


Причинно-следственные отношения

Систематизация

17-18

Религии мира

Сравнительная характеристика

Проблема межконфессионального диалога.


Обзор

Характеристика

Анализ

19-22

Раннее Средневековье.

Карта мира. Европа.

Великая степь.

Периодизация. Карта мира. Структура и особенности общества. Экономические отношения. Арабские завоевания.

Централизация и усобицы. Крестовые походы и инквизиция. Образование централизованных государств. Парламентаризм. Войны.

Комбинированный урок


Упражнение в синхрониз.

информации

Обобщение

Позднее Средневековье

Христианская средневековая цивилизация.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя.


Комбинированный урок

Новое время: эпоха модернизации (12 ч.)


23-24

Понятие «Новое время»

Основные итоги развития мира к началу Нового времени

Первые колониальные империи. Мануфактурное производство. Эпоха Возрождения. Реформация. Абсолютизм. Страны Востока.

Комбинированный урок


Описание

Характеристика

Анализ

обобщение

25-26

Европа в XV- нач.XVII вв. Великие географические открытия


Коллоквиум


Причинно-следственные отношения

Систематизация

27-28

Торговый и мануфактурный капитализм.

Европа в XVII- XIX вв.

Первые буржуазные революции. Изменения в структуре общества. Просвещение в Европе. Промышленный переворот. Мир Востока: колониализм. Образование США. Великая французская революция.

Лабораторная


Опорный

конспект

29-30

Колониальный раздел мира

Наполеоновские войны. Карта мира. Реакция и революции в Европе. Социальные противоречия раннего индустриального общества.

Лабораторная


Опорный конспект

31-32

Мировосприятие человека индустриального общества

Кризис традиционного общества в странах Востока. Идеологии. Наука и искусство.

Комбинированный урок.


Упражнение в характеристике и описании

33-34

Итоги развития мира к началу XX в.

Урок - зачет.


Обобщение

и систематизация знаний

История России


№ п/п, дата

Тема.

Основные термины, понятия, представления

Форма занятия

Дата/

корр

Элементы технологии

Народы и древнейшие государства на территории России (16 ч.)

1-2

История России как часть всемирной истории.

Архаический период славянской истории.

Индоевропейцы. Праславяне. Особенности традиционных цивилизаций. Теории происхождения. Археологические культуры. Автохтонность. Формы общественной организации. Военная демократия. Духовный мир славян. Анемизм. Тотемизм. Магия. Фетишизм. Оборотничество. Полидемонизм

Обзорная лекция.


Исторические источники. Историография истории России. Периодизация.

3-4

Восточные славяне в древности.

Историческое время. Историческое пространство. Историческое движение.

Культура. Быт.

Коллоквиум


Аргументация. Работа с картой

5-6

Образование государства Киевская Русь.

Деятельность первых варяжских князей.

Государство образующий процесс у восточных славян. Теории происхождения государства. Куябия, Славия, Ортания. Признаки государства. Функции государства. Предпосылки государственности у восточных славян. Киевская Русь. Институт власти. Функции князя. Династия. Генеалогия.

Проблемная лекция.


Опора на интеграцию знаний. Образец проблемного изложения.

7-8

Раннефеодальное государство Киевская Русь

Предпосылки, причины, повод. Общая характеристика.

Семинар


Отработка причинно-следственных связей в истории

9-10

Княжение Владимира I. Религиозные реформы.

Религия как феномен культуры. Православие. Догматы веры. Ценности и идеалы. Символы веры. Таинства. Идеи смирения, христианской любви, спасения. Вера и тип политической культуры. Церковная организация. Принятие христианства восточными славянами. Культура Древней Руси.

Лекция с элементами беседы.


Аксиологич.-й анализ

11-12

Киевская Русь при Ярославе Мудром.

Функции княжеской власти. Описание. Характеристика деятельности. «Очередной» порядок наследования. «Золотой век» русской культуры.

Комбинированные уроки


Прием персонификации

13-14



«Русская правда».

Источники древнерусского права. Закон Русский: редакции. Обычное право. Материальное право. Кровная месть. Эволюция правовых норм. Общественные страты. Свободное, зависимое, полусвободное население. Формы феодальной ренты. Основные процессы на Дальнем Востоке. Категории населения. Права и обязанности


Аналогия. Характеристика.

Классификации

15-16

Киевская Русь при Владимире II.

Предпосылки раздробленности

Усобицы. Уделы. Суверенитет.


Принцип историзма. Сравнение.

17-18

Древняя Русь

Основные достижения, факты, процессы, достижения

Зачет


Интеграция знаний.

Русские земли и княжества в XII-середине XV вв. (20ч.)

19-20

Русские земли в ХI-ХII вв. Канун вторжения.

Боярские республики. Княжества. Специфика организации

Комбинированный урок


Историческая карта. Сравнение.

21-22

Держава Чингизидов

Дальний и средний Восток: социокультурные особенности. Пространство, время, человек, общество, власть, традиция. Архаическая история Дальнего Востока. Нашествие: векторы

Проблемная лекция.


Работа с картой

Систематизация.

Проблематизация

23-24

Татаро-монгольское иго

Этно-культурные регионы мира в ХIII в. Великая Степь. Пассионарность. Менталитет. Великий Западный поход. Курултай. «Смертные грехи» и монгольское право. Нашествие. Проблема взаимовлияния. Менталитет и образ жизни. Монголы на Дальнем Востоке.

Комбинированный урок


Мифологическое знание. Стереотип. Теоретическое обоснование.

25-26

Борьба Руси против немецких и шведских орденов.

Католицизм. Политика папства на Востоке. Религиозные войны. Ордена. Крестовые походы. Майорат.

Сравнительная характеристика нашествий

Коллоквиум


Историческая альтернатива. Образец образного повествования.

27-28

Возвышение Москвы. Первые московские князья. Русь и Литва.

Централизованное государство: предпосылки. Рюриковичи или Гедиминовичи.


Установочная обзорная лекция.


Классификация. Опорный конспект

29-30

Деятельность первых московских князей.

Субъективный фактор в истории

Коллоквиум.


Прием сравнительной характеристики.

31-32

Альтернативы Руси ХIII –XV вв.

Проблема цивилизационного выбора

Лекция


Принцип многофакторности в истории


33-34

Культура Руси XIII-XIV вв.

Особенности. Достижения. Памятники.

Проблема заимствования.

Обучающий семинар –погружение в тему.


Характеристика и описание

Российское государство во второй половине XV-XVII вв. (22 ч.)

35-36

Образование централизованного государства с центром в городе Москве.

Формирование централизованного государства. Органы централизованного управления. Государственные символы суверенитета России.

Тематическая лекция.


Логическая цепь от предпосылок к следствиям

37-38

Эпоха Ивана III Великого.

Система кормлений. Местничество. Проблема взаимовлияния цивилизаций.

Обучающий семинар


Персонификация

39-40

Россия в ХVI веке.

Тирания. Самодержавие. Реформы. Сословно-представительная монархия. Земский Собор. Приказы.

Обзорная лекция.


Систематизация

41-42

Эпоха Ивана IV.

Художественные образы и фольклор как исторические источники. Начало освоения Кавказа /Русские казаки в Чечне/.

Урок – салон.


Персонификация

43-44

Культура России ХIV-ХVI в.в.

Менталитет. Российская цивилизация. Космологические представления. Общественные идеи: исихазм, рационализм, эсхатология. Ереси. Жанры литературы: историческая песня, сказания, воинская повесть. Оборонное зодчество. Публицистика. Шатровый стиль. Школы живописи. Иконостас. Книгопечатание. Литейное дело. Метрологические системы.


Коллоквиум



Сюжетное повествование.

Принцип историзма.

45-46

Культурные достижения России в эпоху феодализма.

Коллоквиум.

Тест


Сюжетный рассказ

47-48

Смутное время.

Проблема династического кризиса и ее последствия.

Обзорная лекция.


Образ

эпохи

49-50

Личности в истории России смутного времени.

Портретное описание

Обзорная лекция


Персонификация

51-52

Особенности развития России в эпоху нового времени.

Реформистский маятник. Зарождение абсолютизма. «Бунташный век». Смута как социальное явление. Престиж. Качественные параметры ХVII в. Крепостничество. Крестьянская война. Феномен старообрядничества.

Проблемная лекция.


Доказательство по индуктивному методу

53-54


Первые Романовы.

Роль личности в истории. Абсолютизм в России. Внешняя и внутренняя политика первых Романовых. Обмирщение культуры /антиклерикальность, светскость/.

Семинар.


Систематизация

55-56

Культура России ХVII века.

Эстетические основы секуляризации культуры. Церковный раскол.Образец гражданского поведения. Жанры: переводной рыцарский роман, авантюрные повести, поэзия, драматургия/ «позоры»/. Образование. Медицина. Механика. Мир монастыря. Парсуна. «Нарышкинское барокко».

Урок -исследование


Демонстрация навыка самостоятельного моделирования текста.

57-58

Россия в эпоху нового времени

Проблемы XVII в. Значение деятельности первых Романовых

Семинар


Оценочное суждение

Россия в ХVIII – сер. XIX в. (24 ч.).

59-60

Цивилизационный выбор России в начале ХVIII века.


Идеи и идеалы эпохи. Европеизация. Догоняющее развитие.

Проблемная лекция.


Доказательство по дедуктивному методу

61-62

Эпоха Петра I.



Личность правителя, предшественники и соратники.

Реформы: предпосылки, целесообразность, социальная цена, последствия.


Практическая работа


Опорный конспект

63-64

Внешняя политика России в начале ХVIII века.

Геополитическая доктрина. Векторы внешней политики.

Лабораторно-практическое занятие.


Историческая карта-схема. Упражнение в составлении опорного конспекта.

65-66

Наследники Петра: проблема преемственности власти.

Итоги модернизации. Исторические портреты на фоне эпохи. Абсолютизм. Феномен фаворитизма.

Комбини-рованный урок


Принцип историзма

67-68

Эпоха Екатерины II: либеральный иллюзион «посвященного абсолютизма».

Либерализм. «Просвещенный абсолютизм». «Золотой век дворянства». Внешняя политика России во вт. пол. ХVIII века. «Восточный вопрос»: первый этап. Дальневосточная политика.

Лекция с элементами беседы.


Принцип историзма


69-70

Павел I: жертва или тиран.

Военно-полицейский абсолютизм.

Обзорная лекция.


Проблема стереотипа в истории

71-72

Россия на рубеже ХVIII –XIX вв.:

Российская цивилизация: национальная традиция и модернизация.

Практикум


Цивилизационный подход.

73-74

Культура России ХVIII века.

Культура нового времени. Усложнение духовной и умственной жизни. Образование: система учебных заведений. Благотворительность. Становление науки в России. Классицизм. Реализм. Синтементализм. Масонство в России. Интеллигенция.

Коллоквиум.


Историческое суждение

75-76


Эпоха Александра I: внутренняя и внешняя политика

Юридические нормы и общественные потребности. Разложение крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Русский конституционализм.

Обзорная лекция.


Исторический факт и проблема его интерпретации.

77-78


России в пер. чет. ХIХ века.

Проблемные вопросы в историографии

Мифы и реальность

Отечественной войны 1812 года.

Тест

Тематическая лекция.


Историческая карта России: эволюция границ.

79-80


Освободительное движение в России первой четверти XIX в.

Либеральная мысль и практика. Движение декабристов

Коллоквиум



81-82

Конституционные проекты

«Русская правда» и «Конституция»

Практикум



83-84

Эпоха Николая I: внутренняя политика

Самодержавие – православие – народность. Кризис крепостничества: правительственный выбор.

Обзорная лекция


Альтернативы в истории

85-86

Общественная мысль и практика в России во вт. чет. ХIХ века: поиск путей развития.

Правительственная идеология. Либеральный лагерь. «Философический» спор славянофилов и западников. Русский крестьянский социализм. Просветители – демократы.

Семинар.


Анализ. Демонстрация навыка рассуждения.

89-90

Культурное наследие России пер. пол. XIX в.

Достижения. Личности.

Коллоквиум


Систематизация

Российская империя во вт. пол ХIХ века (12 ч.).

91-92

Внутренняя политика России в 1855-1881 гг.: эпоха Александра II.

Либерально-буржуазные реформы.

Обзорная лекция.


Факт-процесс. Факт- событие.

93-94

Внешняя политика России в сер. ХIХ в.

«Восточный вопрос». Кавказская война. «Кавказское замирение».

Крымская война.

Комбинированный урок


Системный подход.

95-96

Буржуазно-либеральные реформы 60-70 гг. ХIХ в.

« Великие буржуазные реформы». Социальные процессы в России. Социальная система общества. Страты. Эволюция социальных отношений. Отмена крепостного права в удельной и государственной деревне. Земства. Общий суд.

Диспут.


Упражнение в интеллектуальном рассуждении Демонстрация навыка самостоятельной систематизации исторической информации на уровне переноса.

97-98

Общественная мысль и практика в России во вт. пол ХIХ века

Народничество в России. Марксизм в России

Комбинированный урок.


Систематизация знаний.

99-100

Контрреформы Александра III.


Эпоха Александра III Миротворца. Контрреформы. Радикализация общественных настроений.

Комбинированный урок


Сравнение

101

Культура России второй половины XIX в.

Особенности. Достижения. Имена.

Коллоквиум


Презентации

102

103 -105

Зачет «Основные итоги развития российского государства к началу XX в.: Реформы и реформаторы.»

Резерв.



























ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. 11 класс.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».

Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.

Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.

«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».

Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Человечество на этапе перехода к информационному обществу.

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».

Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.

Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.


ИСТОРИЯ РОССИИ. 11 КЛАСС. (105 ч.)

Россия на рубеже XIX-XX вв. Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Революция 1917 г. и Гражданская война в России. Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

Советское общество в 1922-1945 гг. Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

СССР в первые послевоенные десятилетия. Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

Советское общество в 1985-1991 гг. Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.

Российская Федерация (1991-2009 гг.). Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.
















Календарно - тематический план по истории

11 класс

п.п

дата

Тема

Основное содержание

Дата/

корр

Форма урока

Элементы технологии

Всеобщая история

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (22 ч.)


1-2






Мир на рубеже XIX-XX вв.: тенденции развития


Изменения на карте мира

Политическая карта мира. Политические системы. Особенности развития национальных государств. Страны «старого капитализма». США. Идеи. Партии. Движения. Духовная жизнь общества.

Международная обстановка на рубеже веков. Империи и империализм. Локальные конфликты

Межимпериалистические противоречия. Экспансия. Сферы влияния.


Лекция с элементами беседы

Работа с политической картой мира. Обобщение и характеристика

3-4

Основные направления научно-технического прогресса.

Достижения НТР. Опыт индустриального развития. Кризис классических идеологий.


Комбинированный урок

Систематизация

5


Международные отношения на рубеже XIX-XX вв.

Мир накануне первой мировой войны. Глобальный характер противоречий. Войны эпохи империализма.


Разбор учебного материала

Интеграция знаний.

6

Первая мировая война.

События на Западном фронте. От войны к миру. Версальско-Вашингтонская система.


Практикум

Составление опорного конспекта

7-8

Мир в 20-30-х гг. XX в. Европа. США

Мировой экономический кризис. Страны Востока и Латинской Америки в 20-30 г.г. Особенности развития. Старые и новые социальные и демократические движения.


Комбинированный урок.

Анализ и систематизация

Работа с понятиями

Персонализация

9-10

Политическая идеология тоталитарного типа.

Фашизм: от предпосылок к политической практике. Цивилизационный урок.


Коллоквиум

Аксиологич.-й анализ

11-12

Международные отношения в конце 30-х- начале 40-гг.


Угроза фашизма. «Мюнхенский сговор». Попытка создания антифашистского блока. Берлин-Рим-Токио.


Лекция с элементами беседы

Упражнение в поиске предпосылок, причин. Синхронизация информации. Оценочные суждения.

13-14

Вторая мировая война.

Основные участники. Фронты. Союзники. Антигитлеровская коалиция.

Лекция с элементами беседы

15-18

Мир в 50-80-х гг. «Холодная война»

Восстановление и модернизация экономики стран Запада.

Формирование и развитие мировой системы социализма. Новые подходы к регулированию международных отношений. Два политических лагеря. Проблема бинарности. Влияние «Холодной войны» на общественно-политические процессы.



Практическая работа

Анализ и систематизация

Раскол мира. Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Кризис моделей развития: конец 60-х-70 гг. Экономические и структурные кризисы. Ускорение научно-технического прогресса. Информационное общество.



Комбинированный урок

Анализ и систематизация

19-22


Культура мира в XX в.

Ведущие черты нового типа цивилизации западного образца. Развитие общества, науки, тенденции духовной жизни.


Разбор учебного материала

Аналитический разбор.

Глобализация. Единое информационное пространство. Безопасность и выживание мировой цивилизации. Наука, искусство и мировоззрение во вт. пол. XX.в.СМИ и массовое общественное сознание.

Постмодернизм и «посткультурные» течения. Элитарная и массовая культура. Место идеологий.


Составление опорных конспектов.

Человечество на этапе перехода к информационному обществу (12 ч.)

23-24

Модернизац.-ные процессы в мире конца XX в.

Страны Западной Европы: постиндустриальная эпоха.

Постсоветское пространство Европы: его роль, место и значение в мировом сообществе. Судьба партократического социализма в Европе. США: неконсервативная модернизация. Страны Европы: пример интеграции. Страны Азии и Африки: проблема «мирового юга».


Комбинированный урок

Аналитический анализ.

25-32

Страны мира.

Этапы и итоги цивилизационного развития


Учебные презентации.

Демонстрация результатов исследовательской работы

33-34


Мир в начале

XXI в.

Геополитические альтернативы на рубеже XX-XXI в.в.


Итоговый урок


Обобщения пройденного материала

История России


п/п

Тема занятия

Основные понятия, термины, представления

Дата/

корр.

Тип урока /

форма

Элементы технологии

Россия на рубеже XIX-XX вв. (8 ч.).

Прим: предусмотреть предварительное изучение содержания модуля « Мир в конце XIX-нач. ХХ века» по курсу всеобщей истории./5 ч./

1-2


Россия на рубеже XIX-XX вв. Особенности социально-экономического развития и общественно-политического развития.

Сословный строй. Сословные привилегии. Слои. Классы. Маргиналы. Люмпены. Многоукладность. Империализм: признаки. Капитализация деревни. Феномен кустарной промышленности. Монополизация. «Перестройка» графа С.Ю.Витте. Цикличный характер развития экономики. Экономический кризис Кризис самодержавия.


Комбинированный урок

Создание мотивационной основы. Ориентация на образец.

Локализация объекта в пространстве. Прием портретного описания.

3-4

Революционная ситуация. Политические партии и движения в России в начале ХХ века.

Консервативно-либеральный синтез. Консерватизм. Либерализм. Радикализм. Политические лагеря: правительственный, либеральный, демократический.


Комбинированный урок.

Демонстрация индуктивного и индуктивного изложения

5-6

«Дальневосточный узел противоречий». Русско-японская война.

Внешняя политика России на рубеже ХIХ –ХХ веков. Объективные и субъективные факторы активизации внешнеполитического курса. Национализм. «Безобразовская клика».


Тематическая лекция.

Образец работы с картой. Отработка понятий. Опора на межкурсовые связи.

7-8

Революция 1905-1907 гг: «на подъеме», «на спаде».

Характер революции. Движущие силы. Особенности. Иллюзия парламентаризма. Дума. Два пути развития революции. Причины поражения социальной революции. Консолидация правого лагеря.


Практикум

Образец логической обработки материала (опорный конспект).

Революция 1917 г. и Гражданская война в России (24 ч.)

11-12

Рождение русского парламентаризма. Государственная Дума.

«Просвещенный абсолютизм». «Октябристский маятник». Кадеты. Октябристы. Прогрессисты. Трудовики. «Рабочий вопрос» в России. Просчеты и уроки.



Комбинированный урок.

Показ образца проблемного изложения исторического материала.

13-14

Столыпинская аграрная реформа.

Россия в условиях третьеиюньской монархии. Реформа деревни: отруба, хутора. Политическая и идеологическая мотивация. Переселенческая политика.


Семинар

Упражнение в поиске противоречий, альтернатив.

15-16

Новый революционный подъем. «Ленский расстрел».

Раскол в социалистическом блоке. «Ликвидаторы». «Отзовисты».


Комбинированный урок.

Обнаружение причинно- следственных связей.

Прим: предусмотреть тему «Мир в первой мировой войне» по курсу всеобщей истории / 1 час./

15*

16*



Россия в Первой мировой войне.

Германофобия. Национальные интересы. Особенности милитаризация экономики. Легальная и нелегальная оппозиция. Кризис в социалистическом лагере. Революционная ситуация.


Комбинированный урок.

Обнаружение причинно- следственных связей.

17-18

Политический кризис в России. Февральская революция и падение царизма.

Предпосылки революции. Манифест об отречении. Падение монархии. Приказ №1. Советы. Демократизация армии. Временное правительство. Особенности Февральской революции в России. Период «двоевластия». «Апрельские тезисы». «Демократический мир». Коалиционные правительства. Съезд Советов.


Проблемная лекция.

Показ образца проблемного изложения. Упражнение в составлении схемы-опорного конспекта

19-20

«Двоевластие».

Россия: от февраля к октябрю. Кризис буржуазной власти. Конец «двоевластия». Курс на социалистическую революцию. Попытка военного переворота: «Корниловский мятеж». Демократические совещания. Предпарламент.


Семинар

Развитие информационного навыка, навыка самостоятельного моделирования.

21-22

Великая Октябрьская социалистическая революция.

Политические альтернативы. Первые документы Советской власти: декреты «О мире», «О войне». СНК. ВРК. ВИКЖЕЛЬ. «Советы без коммунистов». Учр.собрание.


Комбинированный урок.

Показ образца проблемного изложения содержания. Формирование мотива.

23-24

Демократия- революция – диктатура.

Проблема «революционно-демократического синтеза


Семинар

Демонстрация навыка участия в дискуссии

25-26

1917 г.: альтернативы развития России в

Проблема выбора.


Зачет-тест


27-28

Советская власть: первый опыт государственного строительства

/Х.1917-IХ. 1918 гг./

«Экономическая корниловщина». ВЧК. ВСНХ. РККА. РККФ. ВЦИК. Левые эсеры. Контрреволюция. «Триумфальное шествие Советской власти». «Декларация прав народов России». «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Политическая эволюция : от диктатуры класса к диктатуре партии. Рабочий контроль. Комбеды. Брестский мир. Советская Конституция.


Обзорная лекция.

Демонстрация принципа вариативности оценочных суждений. Информационное изложение. Упражнение в классификации, моделировании, диалогической речи

29-30

Гражданская война и интервенция.

Антанта. Интервенция. Мятеж чехословацкого корпуса. Белая армия. Террор. Политика «военного коммунизма». Аннулирование Брестского мира. Польская война. «Турецкий вал». Рижский мир. ДВР.


Комбинированный урок

Прием эмоционально-образного воздействия, подведение под ценность.

31-32

Политика «военного коммунизма».

Сущность. Последствия.

Основные итоги гражданской войны


Дискуссия

Упражнение в аксиологическом анализе

Прим: предусмотреть тему «Мир в 20 –30 г.г.» по всеобщей истории./6 часов/

Советское общество в 1922-1941 гг. (18 ч.)

33-34


Образование СССР. НЭП.


Национально-государственное строительство. Проекты «автономизации», «федерации». «Грузинское дело». СССР. Конституция СССР. Право наций на самоопределение: декларация и реальность.


Комбинированный урок.

Исследование

/работа с документом/. Информационное изложение.

35-36

Успехи, противоречия и кризисы НЭПа.

Кооперация. Новая экономическая политика. Курс «лицом к деревне». Кризис НЭПа. Коллективизация: сущность, методы, результаты. Колхозное строительство. Кулачество. Причины свертывания нэпа


Тематическая лекция

Образец оперирования историческими фактами и их интерпретациями.

37-38

Индустриализация в СССР: целесообразность, источники, методы, цена. Коллективизация.

План ГОЭЛРО. Индустриализация. Источники. Методы. Планы экономического развития. МТС. Социалистическая собственность на средства производства.


Работа с учебником.

Образец аргументации ключевых фактов-событий, фактов-процессов.

39-40

Идеологические основы советского общества. Общественно-политическая и культурная жизнь страны в 20-30 г.г.

Тоталитаризм. «Пролеткульт». Воинствующий материализм» и РПЦ. ВКП (б). Режим личной власти. Культурная революция. АН СССР. ВАСХНИЛ. Принцип социалистического реализма. Творческие союзы. Номенклатура. Политические процессы. Репрессии. «Кировский поток». ГУЛАГ. Конституция 1936 года: декларация и реальность. «Враг народа».


Тематическая лекция

Принцип историзма как синоним временного характера политической событийности. Сюжетный рассказ.

41-42

Внешняя политика СССР в 20-30-х годах. Канун ВОВ.

Советская дипломатия. Крах «железного занавеса». Генуэзская конференция. Социнтерн. Коминтерн. Система коллективной безопасности. Дипломатическое признание. Антисоветские провокации. Лига наций. Локальные вооруженные конфликты и войны.


Коллоквиум.

Упражнение в интеграции знаний.

43-44

Основные вехи и итоги развития страны к началу 40-х гг.


Семинар

Систематизация

45-46

Культура России в первой трети XX в.


Тематическая лекция

Информационное изложение.

47-48

Советское общество в 1922-1941 гг.


Зачет


Прим: предусмотреть тему «Международные отношения в конце 30-х- начале 40-гг.» по курсу всеобщей истории. /2 часа/

49-50

ВОВ: периодизация, основные события, причины первых неудач.

«Блиц-криг». План «Барбаросса». План «Ост». Стратегическая оборона. Блокада. Восточный фронт. «Проблема Второго фронта».


Вводная лекция.

Образец проблемного изложения. Персонификация.


51-52

Коренной перелом. Война на Дальнем Востоке.

Партизанское движение. Подполье. Международные конференции. ООН.


Конференция*.

Демонстрация навыка самостоятельной работы с учебной литературой, монологического изложения.

53-54

Мобилизация страны на войну. Идеология и культура.

Страна - единый боевой лагерь. Предприятия – дублеры. КЗОТ. Зерновая проблема. Военная реформа. Мобилизации. Ставка. Совет обороны. Эвакуация. Закон «О восстановлении разрушенного войной народного хозяйства». Стройки союзного значения. Отмена карточной системы. Чрезвычайщина. Психология масс при социализме.


Коллоквиум.

Работа с учебными текстами. Упражнение в свертывании информации.

55-56

Итоги и уроки ВОВ. Цена Победы.


Комбинированный урок


Прим: предусмотреть модуль « Мир в 50-80 гг. «Холодная война» по всеобщей истории./6 уроков/

СССР в первые послевоенные десятилетия (12 ч.)

57-58

СССР в первые послевоенные десятилетия.

Восстановление народного хозяйства. Идеологическая кампания. Борьба с космополитизмом. Репрессии: «дело врачей», «ленинградское дело». «Суды чести ».


Тематическая лекция.

Прием объяснения.

59-60

Мир после войны

Апогей сталинизма. Триумвират. Лидерство или коллективное руководство.


Практикум

Создание документального комплекса

61-62

Экономические реформы 50-нач. 60-х гг.

Внутренняя политика Хрущева Н.С. Зерновая проблема и целинная эпопея. Волюнтаризм. Модернизация. Совнархозы. Совхозы. Социальные реформы. НТР.

Концепция построения коммунизма.


Лекция

Упражнение в свертывании информации.

63-64

Внешняя политика СССР в 60-х гг.

ОВД. НАТО. СССР в глобальных и региональных кризисах. Венгрии, КНР, Польше, Албании. Советско-американские отношения: «Карибский кризис». Берлинский кризис. Антиколониализм. Переговоры в Сан-Франциско и Московкий форум об урегулировании территориального спора с Японией.


Комбинированный урок.

Прием апеллирования к памяти семьи.

65-66

Духовная жизнь общества.

«Оттепель».


Лекция с элементами беседы

Прием рассуждения. Персонификация

67-68

Демократизация общественной жизни: либерально-консервативный синтез.


Практикум.


Прим: предусмотреть модуль « Человечество на этапе перехода к информационному обществу»./14 уроков/

СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. (10 ч.)

69-70

СССР в сер. 1960-нач. 1980 –х гг. Духовная жизнь общества

Экономическая реформа 1965 года. Амбициозные программы. Застой. Концепция развитого социализма. Коррупция. Административно-командная система.


Обзорная лекция

Характеристика эпохи

71-72

Социально-экономическое развитие

Консервативный уклон. Социальная апатия. «Теневая» экономика.


Проблемная лекция.

Аналитическое описание.

73-74

«Развитой социализм». Конституция 1977 г.

Персонализация власти. Институциональный плюрализм. Конституция 1977 года. Критика и самокритика. Принцип демократического централизма.


Комбинированный урок.



75-76

Политика разрядки и причины ее срыва.

Детант. МАГАТЭ. Мораторий. СБСЕ. ОСВ-1. СССР и «Пражская весна». События на о. Даманском. СССР и страны третьего мира. Афганская война. Проблема Курильских островов.


Комбинированный урок.


Прием рассуждения.

77-78

Эпоха «развитого социализма» или «годы застоя».


Зачетный урок- семинар по темам модуля.


Советское общество в 1985-1991 гг.(8 ч.)

79-80

Перестройка. Попытки модернизации: ускорение и его итоги.

Кризис власти. Борьба с коррупцией. Реформа управления н/х. Реформа ускорения. «Антиалкогольная кампания». Программа «500 дней»


Тематическая лекция

Прием портретного описания.

81-82


Гласность и десталинизация.

События августа 1991 года.

Курс на «правовое государство». Демократизация. Гласность. Съезды народных депутатов. Пост Президента СССР. Многопартийность. Плюрализм. Народные фронты. «Парад суверенитетов». «Новоогаревский процесс».


Проблемная лекция.

Прием аналитического описания.

83-84

«Новое мышление» и поворот во внешней политике.

«Новое политическое мышление». Разоружение. ОСНВ-1. Мораторий. «Отношения с «большой семеркой». Крах социалистической системы. Политика на Дальнем Востоке.



Комбинированный урок.

Лекция с элементами беседы. Интеграция знания.

85-86


Политические итоги перестройки.


Зачет

Демонстрация навыка решения тестовых задач

Российская Федерация (1991-2009 гг.) (12 ч.)

87-88

Россия в 90-х-г.г. XX.в. –начале XXI в.в. Становление новой российской государственности

Кризис власти. Конституция 1993 года. Президентская республика. СНГ



Тематическая лекция.


Персонификация

89-90

Буржуазно-либеральные реформы 90-х годов.

Либерализация. Приватизация. Ваучер. Социальная цена. Инфляция. Прожиточный минимум. Средний класс. Социальная дифференциация. Итоги либерально-буржуазных реформ.


Коллоквиум.

Систематизация. Опорный конспект

91-92

Участие России в формировании международно-правовой системы.

Программа «Партнерство во имя мира». ОСНВ-2. РФ и государства АТР. Проблема «северных территорий». Вооруженный конфликт в Чечне.


Комбинированный урок.

Работа с дополнительной литературой.

Обобщение

93-94

Российская культура в условиях радикальных преобразований.

Особенности духовной жизни общества.


Лекция с элементами беседы

Персонифиация

95-96

Россия в 2000-2009 г.г.

«План Путина». Курс на инновационную экономику. РФ и проблемы глобализации.

Проблема коллективной безопасности и СНГ. Внешняя политика РФ на современном этапе.


Комбинированный урок. Коллоквиум.

Систематизация. Аналитическое описание.

97-98

Итоговое зачетное занятие.

Судьба России в третьем тысячелетии.


Эссе

Демонстрация ценностных умозаключений на уровне убеждений.

99-105

Резерв

ПРИМ: часы могут быть в связи со сроками ЕГЭ, карантином и др.


1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.