Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1
Благовещенского района Алтайского края»
Согласовано Принята Утверждаю
Школьным МО Педагогическим советом школы Директор школы
Руководитель ШМО Протокол №1 Приказ №134 от
31.08.2021
__________/_Пашотина Л.В.. от 26.08.2021 г ______ Умрихина О.А.
Протокол № 1 от 25.08.2021 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Родная литература»
9класс
на 2021-2022 уч.год.
Уровень образования 5-9 классы
Количество часов по программе:
в 9 классе-17 ч (0,5ч в неделю)
Настоящая программа по родной литературе разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577), примерной основной образовательной программой основного общего образования, «Концепцией преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637, «Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Котелянец З.И.
с.Леньки
2021г
Структура рабочей программы
1..Пояснительная записка
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
3. Содержание учебного предмета
4.Тематическое планирование
5.Лист внесения изменений
6.Выполнение программ
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Родная литература» разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования. Содержание курса ориентированона сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса родной литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения литературных произведений с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
• формирование отношения к литературе как к одной из основных национально- культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;
• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
• развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
• формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
• воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; развитие коммуникативно-эстетических способностей через активизацию речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии. Процесс обучения в основной школе должен быть построен так, чтобы его вектор был направлен на решение этих задач, которое может быть условно завершено лишь в старшей школе. Следует учитывать, что и само решение этих задач – специфично, достигаемый результат – не четкий и окончательный; скорее результатом будет создание условий для протекания постоянного процесса (именно поэтому многие задачи описываются через термины «формирование», «развитие», которые предполагают процессуальность).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:
-воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
-приобщение к литературному наследию своего народа;
-формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
-осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
В соответствии с Федеральным государственным образовательный стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
-осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
-понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
-обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
-воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
-развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
-овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по родной литературе:
-определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;
-пересказывать сюжет, вычленять фабулу, владеть различными видами пересказа; выявлять особенности композиции;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
выявлять особенности языка и стиля писателя;
-определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;
-объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
-выделять в произведениях художественные элементы и обнаруживать связи между ними; анализировать литературные произведения разных жанров;
-определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;
-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для написания сочинения, эссе, создания проекта на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;
-выразительно читать произведения художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения программы по родной литературе являются:
-Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
-Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
-Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
-Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
-Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
-Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
-Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
-Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
-Самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «Я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты
-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, осознанно выбирая наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
-Навыки смыслового чтения;
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владение устной и письменной речью;
-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий
Предметные результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
-Воспитание творческой личности путём приобщения к литературе как искусству слова;
-Совершенствование умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
-Совершенствование читательского опыта;
-Совершенствование мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
-Совершенствование умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
-Развитие интереса к творчеству;
-Развитие умения характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
-Развитие навыка характеристики и анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
-Развитие умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
-Формирование умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
-Формирование умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений
Важнейшими умениями являются следующие:
-Умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
-Выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
-Осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
-Умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты); — умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
-Умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
-Умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
-Умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
-Умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
-Умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
-Умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения.
Содержание учебного предмета
Содержание программы включает в себя произведения родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Примерная программа по литературе дает свободу в распределении материала по годам обучения, в выстраивании особой логики его компоновки. Общность инвариантных разделов программы обеспечит преемственность в изучении литературы и интеграцию обязательного содержания программы с программой по родной литературе, независимо от выбранного УМК. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей учеников и с опорой на отечественные традиции преподавания литературы в школе.
Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Также в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Рабочая программа учебного курса строится на интеграции произведений из трех списков: А, В и С. Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В инвариантные блоки программ включаются все указанные в списке А произведения. Список В представляет собой перечень авторов; конкретное произведение выбирается составителем программ (минимальное количество произведений указано, например: А.Блок. 1 стихотворение; М.Булгаков. 1 повесть). Иногда в списке В названо произведение – в таком случае речь идет о выборе его фрагментов (например А.Твардовский. «Василий Теркин», главы по выбору). Единство списков скрепляется в списке В фигурой автора; вариативная часть – конкретное произведение, выбор которого оказывается тоже во многом предопределен (традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.)
Программа по родной литературе строится с опорой на список С, который представляет собой перечень авторов, сгруппированных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.) с добавлением регионального компонента. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Поскольку эти «точки сборки» притягивают к себе нескольких авторов, представляется возможным расширить этот список произведениями региональной литературы. Единство содержания скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков региональным компонентом. Единство прошивает программу на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения или УМК или региона обучающийся попадет в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.
Тематическое планирование
9 класс
(Котелянец З.И.))
№ | Содержание | Кол-во часов | Уроки контроля | Развитие речи |
1 | Из мифологии и устного народного творчества | 3 | | |
2 | Из древнерусской литературы | 2 | | |
3 | Из литературы 19 века | 3 | | |
4 | Из литературы 20 века | 8 | | |
5 | Сочинение | 1 | | 1 |
| Всего | 17 | | |
Календарно-тематическое планирование
9 класс -17ч.
(Котелянец З.И.)
№ | Тема | Количество часов | Сроки | Дата |
Из мифологии и устного народного творчества (3ч.) | | |
1 | Литература родного края Алтайские народные сказки | 1 | 1нед | 15.01 |
2 | Сказки народов Сибири о животных. Устное народное творчество алтайцев. Загадки. | 1 | 2нед | 22.01 |
3 | Сказки народов Сибири о животных. Устное народное творчество алтайцев. Загадки. | | 3нед | 29.01 |
Из древнерусской литературы (2ч.) | | |
4 | А.Иванов. « Тобол» | 1 | 4нед | 05.02 |
5 | Алтайский народный героический эпос: «Алтай-буучай». «Когутэй» | 1 | 5нед | 12.02 |
Из литературы 19 века(3ч) | | |
6 | В.Шишков «Чуйские были» | 1 | 6нед | 19.02 |
7 | Произведения о покорении и заселении Сибири Черкасов «Хмель» | 1 | 7нед | 26.02 |
8 | Н.Наумов «Рассказы о старой Сибири» | 1 | 8нед | 05.03 |
Из литературы 20 века(8ч.) | | |
9 | Творчество Р.Рождественского | 1 | 9нед | 12.03 |
10 | М.Д.Зверев «Таинственные перья» | 1 | 10нед | 19.03 |
11 | Рассказы алтайских писателей о животных. М.Д.Зверев «Пешая птичка» | 1 | 11нед | 09.04 |
12 | Г.Гребенщиков «Алтайская Русь» | 1 | 12ед | 16.04 |
13 | Великая Отечественная война в творчестве М.Юдалевича, Л.Квина, П.Бородкина и др. поэтов и писателей Алтая. | 1 | 13нед | 23.04 |
14 | В.М.Шукшин «Далекие зимние вечера» | 1 | 14нед | 30.04 |
15 | Рассказы В.Свинцова. «Мой друг Сенька» | 1 | 15нед | 07.05 |
16 | Защита проектов. | 1 | 16нед | 14.05 |
17 | Сочинение «Мечты об Алтае» | 1 | 17 нед | 21.05 |
Учебные пособия:
Учебник «Литература Алтая» (готовится к изданию в новом учебном году- обзорно-аналитическое пособие для учителей по творчеству писателей и поэтов Алтайского края)
Дополнительная литература для учителя:
Алтай – Беловодье. Сказы, легенды,сказки, былины, календарная обрядовая поэзия. – Барнаул :Алт. Дом печати, 2007. – 324 с.
Алтайские писатели – детям : антология в 2 т.– Кемерово : Технопринт, 2017. – 527 с.
Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных./ Составитель Эрта Геннадьевна Падерина.— Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.— 144 с.
Испытание временем : альманах о жизни и творчестве писателей-фронтовиков Алтайского края. - Барнаул: Алтай, 2015. - 219 с.
Образ Алтая в русской литературе XIX-XX вв. Антология: в 5 т. / Под общ. ред. А.И. Куляпина. – Барнаул: ООО «Издательский дом «Барнаул», 2012.
Писарев, С. Кошка Муська и ее друзья: правдивые истории из жизни животных Барнаульского зоопарка / С. В. Писарев.– Барнаул : ИД «Барнаул», 2011. – 15 с.
Региональная литература: Сибирь, Алтай, Барнаул: учебное пособие / Т. А. Богумил ; Алтайский государственный педагогический университет. — Барнаул : АлтГПУ, 2017. — 26 с.
Цхай И. Поющая Радуга: сказки/ И. Цхай.– Барнаул
Лист внесения изменений
(Котелянец З.И.)
№п\п | № урока | Дата проведения по плану | Фактическая дата проведения урока | Причина | Обоснование (дата и № приказа) |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Выполнение программы 2021 – 2022 учебного года.
Котелянец З.И.
Родная литература
9 класс
Период | По плану | Фактически | Отставание | Способ устранения отставания |
3 четверть | | | | |
4 четверть | | | | |
Год | | | | |