ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Родном (русский) язык» для 2 классов общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:
Федерального закона №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ЦО № 33» города Тулы;
Учебного плана МБОУ «ЦО № 33» города Тулы;
Положение о рабочей программе МБОУ «ЦО №33»;
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета родной (русский) язык в начальной школе выделяется во 2—4 классах по 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования родного языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс родного языка направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия родного языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к родному языку, а через него - к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц родного языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах родного литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение родным литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по родному языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение родного языка и владение им - могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение
объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова;
использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Работа с информацией
Обучающиеся научатся:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Совместная деятельность
Обучающиеся научатся:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Обучающиеся получат возможность научиться:
принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства;
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).
Совместная деятельность
Обучающиеся научатся:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Обучающиеся получат возможность научиться:
принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства;
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные результаты
В конце второго года изучения курса родного языка в начальной школе обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени;3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текста: развернутое толкование значения слова.
Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее | 5 |
2 | Раздел 2. Язык в действии | 6 |
3 | Раздел 3. Секреты речи и текста | 6 |
Итого: 17 часов |
Номер урока | Раздел | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
| Русский язык: прошлое и настоящее (5 часов) | Слова, называющие народные русские игры, забавы, игрушки(городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). | Познакомить с пословицами: По одёжке встречают... Ржаной хлебушко калачу дедушка. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша - кормилица наша. Любишь кататься, люби и саночки возить. В решете воду не удержишь. Делу время, потехе час. Самовар кипит, уходить не велит. Сравнивать русские пословиц и поговорки с пословицами и поговорками других народов. Сравнивать фразеологизмы, имеющие в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Выполнять проектные задания. | Распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат своей деятельности в сравнении с обозначенной учебной проблемой и путями ее решения, с поставленной целью деятельности и способами ее достижения. Познавательные: научатся различать слова называющие народые игры,забавы. Коммуникативные: отвечать на вопросы полно и аргументировано, формулировать вопросы для уточнения информации, выяснения каких-либо дополнительных сведений, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам, к справочной литературе. | Осознают внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; развивают навыки сотрудничества в разных ситуациях. Понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного). |
| Слова, называющие предметы традиционного русского быта. |
| Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда. |
| Проектное задание: «Музеи самоваров в России». | Находить необходимую информацию, готовить сообщение на заданную тематику. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат своей деятельности в сравнении с обозначенной учебной проблемой и путями ее решения, с поставленной целью деятельности и способами ее достижения. Познавательные: научатся различать слова называющие народые игры,забавы. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания; принимать активное участие в групповой и парной формах работы. |
| Проектное задание: «Музеи самоваров в России». | Находить необходимую информацию, готовить сообщение на заданную тематику. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат своей деятельности в сравнении с обозначенной учебной проблемой и путями ее решения, с поставленной целью деятельности и способами ее достижения. Познавательные: научатся различать слова называющие народные игры, забавы. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания; принимать активное участие в групповой и парной формах работы. |
| Язык в действии (6 часов) | Учимся правильно произносить слова. | Познакомить с разными способами толкования значения слов. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работать со словарём ударений. Создавать собственный текст: развёрнутое толкование значения слова. | Произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения; Проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; Пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: правильно произносить слова, ударение в слове, различать ударные и безударные слоги. Коммуникативные: участвовать в совместной работе по слоговому анализу слов. | Нравственно-этическая ориентация: приобретают навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций Понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного). |
| Наблюдаем за ударением. |
| Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразиологизмов, имеющих в разных языках общий смысл. | Обогащать активный и пассивный словарный запас. Учиться выполнять синонимическую замену с учётом особенностей текста. Сравнивать фрезеологизмы в разных языках. |
| Как сочетаются слова. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, использовать приём учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм. Познавательные: определять правильное написание слов; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). |
| Учимся писать правильно. |
| Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением». | Читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика). Коммуникативные: уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога. | Понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи. |
| Секреты речи и текста (6 часов) | Учимся общаться. | Изучать приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Использовать устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. | Владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; Анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; Создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека Коммуникативные: уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление. | Обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета. |
| Особенности русского речевого этикета. | Регулятивные: редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. Познавательные: распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика). Коммуникативные: различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. | Расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. |
| Спрашиваете? – Отвечаем! | Устанавливать связь предложений в тексте. Практически овладевать средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Самоопределение: проявляют самостоятельность, осознают личную ответственность за свои поступки. |
| Как связываются предложения? |
| Создаём тексты. | Создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст. Создавать тексты-повествования: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Заслушать устные ответы как жанр монологической устной учебно- научной речи. |
| Творческая проверочная работа «Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году». |