Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новотырышкинская СОШ»
«Рассмотрено» Руководитель МО Будницкая И.Б. /__________/ Протокол № 1 от 19 августа 2021г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Климцева Н.В. /__________/ 20 августа 2021г | «Утверждено» Директор МБОУ « Новотырышкинская СОШ» Горяева Л.В. /_______________/ Приказ № 121-р от 21 августа 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский родной язык»
(68 часов)
2 класс
Составитель: Жукова Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом примерной программы начального общего образования, на основе примерной рабочей программы под редакцией О.М.Александровой.
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
общая характеристика учебного предмета
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
1.2. место учебного предмета
Во 2 классе количество часов на изучение предмета составляет 68 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце второго года изучения курса русского родного языка в
начальной школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и
настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского
быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки),
понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами;
понимать значения фразеологических оборотов, связанных с
изученными темами; осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения
лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения
нормативного написания слов;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского
народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее
существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в
народных праздниках.
содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (25 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки,
салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например,
ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса,
плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба,
каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них
сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например,
шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых
связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры,
утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие
коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных
языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в
Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).
Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (15 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением
места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и
сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за
сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (25 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить
товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные
выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения;
использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.
Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на
практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами
связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев;
повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Резерв учебного времени – 3 ч.
тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов |
| Русский язык: прошлое и настоящее | 25 |
1-2 | По одёжке встречают… | 2 |
3-5 | Ржаной хлебушко калачу дедушка | 3 |
6-7 | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи | 2 |
8-10 | Каша – кормилица наша | 3 |
11-13 | Любишь кататься, люби и саночки возить | 3 |
14-17 | Делу время, потехе час | 4 |
18-20 | В решете воду не удержишь | 3 |
21-24 | Самовар кипит, уходить не велит | 4 |
25 | Представление результатов выполнения проектных заданий: «Секреты семейной кухни», «Интересная игра», «Музеи самоваров в России», «Почему это так называется?» | 1 |
| Язык в действии | 15 |
26-27 | Помогает ли ударение различать слова? | 2 |
28-29 | Для чего нужны синонимы? | 2 |
30-31 | Для чего нужны антонимы? | 2 |
32-34 | Как появились пословицы и фразеологизмы? | 3 |
35-37 | Как можно объяснить значение слова? | 3 |
38-39 | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | 2 |
40 | Представление результатов выполнения практической работы «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» | 1 |
| Секреты речи и текста | 25 |
41-44 | Учимся вести диалог | 4 |
45-48 | Составляем развёрнутое толкование значения слова | 4 |
49-54 | Устанавливаем связь предложений в тексте | 6 |
55-62 | Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования | 8 |
63-64 | Представление результатов выполнения проектных заданий | 2 |
65 | Творческая проверочная работа «Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году» | 1 |
66-68 | Резерв | 3 |