СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 6 класс для детей с умственной отсталостью

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса для детей с умственной отсталостью. 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 6 класс для детей с умственной отсталостью»







Пояснительная записка.

Рабочая программа по коррекции речи составлена на основании:

  • Учебного плана МБОУ «Лесновская СОШ» в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Законодательными актами Российской Федерации и Рязанской области в области образования, на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для детей с умственной отсталостью;

  • Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - 1 вариант (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г.№ 29/2065-п), в соответствии с СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2011 г. N 19993 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10");

  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 20.06.2002 №29/2194-6;.

  • На основе программы под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида:

  • -Н.В.Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи». – Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2009 год.

Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент обучающихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушение сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- нарушение чтения;

- нарушение письма.

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть, направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Обучение в подготовительном классе имеет пропедевтико-диагностическую направленность. Методической основой коррекционно-развивающего обучения является дифференцированный и деятельный подход к организации (доступная предметно-практическая и умственная деятельность).

Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию. Над правильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми, у кого эти нарушения выражены в более грубой форме.

Методологические и теоретические основы программы

Как и любая программа, «Программа по логопедии для обучающихся подготовительного (0), 2 – 7 классов специальной коррекционной школы VIII вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:

принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;

- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Цель и задачи программы

Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Основные задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

  3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.


















6 класс (34 часа)

1 четверть

п\п

Название раздела, темы логопедического занятия

Дидактическая цель

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Обследование.

1

Обследование речи, словарного запаса, грамматического строя речи. Обследование чтения и письма.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. Выявить нарушения чтения и письма. Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

1



Гласные первого и второго ряда.

2

Гласные звуки.

Учить детей слышать и выделять гласные второго ряда.

1









3

Безударные гласные.

Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции.

1



4

Дифференциация гласных звуков[ А]-[Я].


Развивать фонематический слух, расширять словарный запас.

1



5

Дифференциация гласных звуков [ О]-[Е].

Вырабатывать дифференциацию

[ О]-[Е] в словах, предложении. Совершенствовать грамматические формы речи.

1



6

Дифференциация гласных звуков [У]-[Ю].

Обогащать лексический запас, развивать фонематический слух.

1



Дифференциация звонких и глухих согласных.

7

Дифференциация звуков

[ В]-[Ф]

Дифференцировать звуки

[В]-[Ф] в словах, предложениях. развивать фонематический слух.

1



8

Дифференциация звуков

[ З]-[С]

Развивать умение соотносить звуки[ З]-[С] с буквами З и С, расширять словарный запас


1



9.

Дифференциация звуков

[Ж]-[Ш]

Учить дифференцировать звуки [Ж]-[Ш] в словах, предложениях

1



10.

Дифференциация звуков

[Б]-[П]

Развивать слуховую дифференциацию звуков [б]-[п].

1



11

Дифференциация звуков

[Д][-[Т].

Развивать умение соотносить звуки [д],[т] с буквами д и т.

1



12

Дифференциация звуков

[Г]-[-К]

Развивать слуховую дифференциацию звуков

[к] и[ г]. Развивать фонематический слух.

1



13.

Дифференциация звуков

[С]-[Ш]

Формировать умение дифференцировать звуки

[ c]-[ш].

1



14

Дифференциация звуков

[ З-[Ж]

Формирование фонематического восприятия; развивать слуховое и речевое внимание.

1



Состав слова.

15.

Корень слова.

Упражнять в подборе однокоренных слов.

1



16.

Приставка в слове.

Закрепить знания о слогообразующем значении приставки.

1



17.

Суффиксы.

Закрепить знания о словообразующем значении суффикса.

1





















18.

Дифференциация звуков

[ Р]-[Л].

Закрепить дифференциацию звуков [р],[л] в связной речи.

1



19

Значение имени прилагательного в речи

Отметить значение имени прилагательного в речи.

Закрепить знания по теме: «Имя прилагательное».

1



20

Мужской род имен прилагательных.

Закрепить знания о мужском роде имен прилагательных

1



21

Женский род имен прилагательных.

Закрепить знания о женском роде имен прилагательных

1



22

Средний род имен прилагательных.

Закрепить знания о среднем роде имен прилагательных

1



23

Число имен прилагательных.

Закрепление знаний о числе имен прилагательных.

1



24

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Закрепление на практике склонения имен прилагательных во множественном числе.


1



25

Слуховой диктант

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях.

1



26

Умение различать род, число и падеж прилагательного по соответствующим признакам существительного и согласовывать эти части речи.


Учить различать на практике род, число и падеж имен прилагательных.


1























27

Простое предложение.

Научить различать виды простых предложений, правильно составлять предложения.

1



28

Простое предложение с однородными членами.

Закреплять знания о простом предложении с однородными членами, развивать умение строить простые предложения с однородными членами

1



29

Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении.

Формировать умения распознавать сложные предложения в устной и письменной речи.

1



30

Работа с деформированным текстом.

Конструировать предложения из слов, текст из предложений.

1



31

Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.

Упражнять обучающихся путем включения имен прилагательных в текст.

1



32

Контрольный диктант.

Проверить полученные знания .




33-34

Обследование устной и письменной речи.


2



























Основные требования к умениям учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся.



4 этап: 6 – 7 классы

К концу 4 этапа обучающиеся должны

знать:

  • правильное название букв алфавита;

  • части речи;

  • состав слова;

уметь:

  • полноценно разбираться в звуковом составе слова, используя навыки анализа и синтеза;

  • читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»;

  • выделять главную мысль;

  • пересказывать полно и выборочно по плану;

  • подбирать группы родственных слов;

  • различать части речи;

  • строить и распространять простые предложения и предложения с однородными членами;

  • образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

  • различать предлоги и приставки; устанавливать причинно-следственные связи;

  • выделять предложения из сплошного текста;

  • составлять предложения из слов, словосочетаний;

  • письменно отвечать на вопросы;

  • работать с деформированным текстом.

2 уровень (к концу 7 класса):

- Активно пользоваться различными способами словообразования;

-Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций ( т.е. устанавливать связь в предложении);

-Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;

-Определять основную мысль, тему рассказа;

-Определять последовательность и связность предложений в тексте;

-Устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;

-Составлять план связного высказывания и записывать самостоятельно предложения.





Учебно – методический комплекс



1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.

6.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

7.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

8. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.

9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.

10.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

11.М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.

12. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

13. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

14. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

15. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

16.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.

17.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.

18. О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.

19. З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.

20. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.

21. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.

Учебные пособия для работы с детьми:

  1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.

  2. И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.

  3. И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.

  4. Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.

  5. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.

  6. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.

  7. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.

  8. Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.

  9. В.А.Ракитина. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста: Пособие для логопеда: Животные в загадках в алфавитном порядке. – М., 2005.

  10. С.Д.Дмитриев, В.С.Дмитриев. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.

  11. Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.

  12. Г.Ванюхина. Речецветик. – Екатеринбург: «Уральский рабочий», 1993.

  13. В.П.Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: «Просвещение» 1969.

  14. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

  15. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

  16. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2005.

  17. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 1998.

  18. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

  19. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.