Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Сысертская школа- интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
школьным методическим объединением учителей Директор ГКОУ СО «Сысертская школа- интернат»
Протокол №____ от «__» ____________2017 г. _____________ В.Д. Фрик
Приказ № ______ от « _____» _______2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
7 класс
на 2017-2018 учебный год
Разработчик программы: учитель
Яковлева Елена Евгеньевна
г. Сысерть, п. Школьный
2017 год
Пояснительная записка
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности
В школе для детей c нарушениями интеллектуального развития в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
В процессе изучения русского языка у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс русского языка направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Максимальная нагрузка учащихся по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей учащихся конкретного класса.
Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания. Большое значение имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого ученика к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Школьникам в 7 классе прививаются навыки делового письма (оформление деловых бумаг). В то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме. Уделяется внимание и графическим навыкам, то есть четкому и аккуратному письму.
Курс русского языка в 7 классе расчитан на 5 часов в неделю, 170 часов за год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Минимальный уровень:
-знание отличительных грамматических признаков основных частей речи;
-разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
-образование слов с новым значением с опорой на образец, при помощи сложения двух корней;
-представления о грамматических разрядах слов;
-различение изученных частей речи по вопросу и значению;
-использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или
коллективного составленного алгоритма;
-составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
-установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
-нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
-нахождение в тексте однородных членов предложения;
-различение предложений, разных по интонации;
-нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
-участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной
мысли;
-выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
-оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
-письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами
описания (30-35 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
-составление и письмо небольших по объему сочинений (до 30 слов) повествовательного характера (с элементами
описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после
предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
-знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
-разбор слова по составу с использованием опорных схем;
-образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и
суффиксов с опорой на схему;
-дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
-определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного,
глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
-нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
-пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
-построение простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную
тему и т. д.;
-установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по
вопросам учителя, опорной схеме;
-нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
-составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
-составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
-различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
-отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
-отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
-выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
-оформление всех видов изученных деловых бумаг;
-письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после
предварительного разбора (до 45 слов);
-письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы,
основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (45-50 слов).
Результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 7 классе
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы следующие умения:
-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, живописи, музыки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, живописи, музыки.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях учебного взаимодействия;
-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Обучающийся получить возможность научиться:
- вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях учебного взаимодействия;
-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять цели и задачи выполнения типовых практических упражнений, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
-осознанно действовать на основе разных видов инструкций и алгоритмов для выполнения практических упражнений и грамматических заданий;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Обучающий получит возможность научиться:
- принимать и сохранять цели и задачи выполнения типовых практических упражнений, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
-осознанно действовать на основе разных видов инструкций и алгоритмов для выполнения практических упражнений и грамматических заданий;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
-дифференцировать главные и второстепенные члены предложения;
- дифференцировать части речи, их значение;
- применять на практике наиболее распространенные правила написания слов;
-писать под диктовку текст, применять правила написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-писать изложение и сочинение;
-строить простое распространенное предложение с однородными членами, сложное предложение;
-пользоваться школьным орфографическим словарем;
-оформлять деловые бумаги.
Обучающиеся получать возможность научиться:
-дифференцировать главные и второстепенные члены предложения;
- дифференцировать части речи, их значение;
- применять на практике наиболее распространенные правила написания слов;
-писать под диктовку текст, применять правила написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-писать изложение и сочинение;
-строить простое распространенное предложение с однородными членами, сложное предложение;
-пользоваться школьным орфографическим словарем;
-оформлять деловые бумаги.
Развитие жизненной компетенции:
-Связно высказываться устно и письменно.
-Применять простые распространенные предложения с однородными членами в устной и письменной речи.
-Оформлять деловые бумаги
Содержание учебного предмета «Русский язык» 7 класс
Обучение русскому языку представлено разделами:
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Контрольные и самостоятельные работы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Повторение Состав слова Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Глагол Предложение Повторение Контрольные работы за четверть Всего: | 9 32 20 19 16 36 33 6 4 170 ч. | 1 2 1 1 1 2 2 |
Повторение
Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисления без союзов, с одиночным союзом и, а, но. Сложное предложение с союзами и, а, но.
Состав слова.
Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Имя существительное. Основные грамматические категории- род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в ед.ч. и мн. Ч.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных ед.ч. и мн.ч.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на –ся, -сь.
Предложение
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Виды предложений по интонации, Знаки препинания в конце предложения. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Учебно –методическое обеспечение | дата |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 | Повторение-9 часов Входящая диагностика Простое и сложное предложение. Простое предложение с однородными членами. Предложение с одиночным союзом И, союзами А, НО. Составление рассказа из деформированного текста. Сложное предложение с союзами И ,А,НО и без союзов. Контрольная работа по теме «Повторение» Состав слова-32 часа. Однокоренные слова. Корень. Составление рассказа по личным наблюдениям «Осень». Приставка. Суффикс. Окончание. Правописание безударных гласных в корне слова. Деловое письмо. Объяснительная записка. Диктант по теме: «Правописание б/уд гласных в корне слова Работа над ошибками. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Составление рассказа по опорным словам. Непроизносимые согласные в корне слова. Правописание Ъ после приставок. Составление рассказа по данному началу. Приставка и предлог. Диктант по теме: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» Работа над ошибками Составление текста поздравительной открытки. Сложные слова. Правописание сложных слов. Имя существительное-20часов. Имя существительное. Основные грамматические категории: род, число, падеж, склонение. Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. Адрес. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Деловое письмо. Расписка. Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Диктант по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных» Работа над ошибками. Имя прилагательное-19часов. Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Составление отзыва о прочитанной книге. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе. Изложение по коллективно составленному плану. Диктант по теме: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных» Работа над ошибками. Личные местоимения- 16часов. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения 1,2 и 3 лица. Склонение личных местоимений 1-го лица Склонение личных местоимений 2-го лица Склонение личных местоимений 3-го лица Упражнения на закрепление по теме «Личные местоимения» Диктант по теме: «Правописание личных местоимений Глагол-36часов. Глагол. Выделение из текста, вопросы. Роль глагола в предложении. Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов. Будущее время глаголов. Изложение по коллективно составленному плану. Прошедшее время глаголов. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам Диктант. Работа над ошибками. Частица НЕ с глаголами. 1-е лицо глаголов 2-е лицо глаголов 3-е лицо глаголов Глаголы на- ся (-сь). Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. Сочинение «О мире на земле.» Правописание личных окончаний глаголов 3 лица единственного числа. Заметка в стенгазету. Диктант. Работа над ошибками. Правописание глаголов с -тся и -ться Деловое письмо. Телеграмма. Составление рассказа по картине. Предложение – 33час. Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Предложение с однородными членами. Распространённые однородные члены Деловое письмо. Заявление. Диктант по теме «Однородные члены предложения» Работа над ошибками. Бессоюзное перечисление однородных членов. Составление рассказа по цветным картинкам. Союзы И, А, НО при однородных членах. Знаки препинания при однородных членах. Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и Сложное предложение Главные и второстепенные члены сложного предложения Обращение. Знаки препинания при обращении. Составление рассказа «Весна». Диктант по теме «Знаки препинания при обращении» Работа над ошибками Упражнения на закрепление | 1 1 2 1 1 1 2 2 1 2 2 3 2 1 1 1 2 1 2 1 2 2 1 1 1 1 3 3 3 1 5 1 5 1 1 4 4 1 3 3 2 1 1 1 2 3 3 3 2 2 1 2 2 2 1 2 2 1 1 2 1 2 2 1 3 1 3 1 1 1 2 1 1 2 2 3 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 3 2 1 1 1 1 3 | Текст к/р Стр.3-5 Стр.6-9 Стр.9-13 Карточки с текстом Стр.13-16 Текст к/р Стр.24-26 Алгоритм составления текста Стр.27-30 Стр.31-32 Стр.33-35 Стр.37-40 Алгоритм составления объяснительной записки Текст диктанта Стр.41-43 Карточки с опорными словами Стр.44-46 Стр.51-52 План рассказа Стр.53-55 Текст диктанта Алгоритм составления открытки Стр.58 Стр.59-60 Стр.68-73 Стр.73-74 Алгоритм написания адреса Стр.75-88 Алгоритм написания расписки 89-100 Текст диктанта Стр.105-108 Стр.108-112 Алгоритм составления отзыва Стр.113-130 Стр.130-137 Текст и план изложения Текст диктанта Стр.145-147 Стр.150-154 Стр.155-159 Стр.160-165 Стр.166-170 Стр.175-180 Текст диктанта Стр.183-185 Стр.189 Стр.190 Стр.191-194 План изложения Стр.199-204 Текст диктанта Стр.206-209 Стр.212-213 Стр.214-215 Стр.216-218 Стр.218-220 Стр.220-223 План сочинения Стр.224-226 Алгоритм составления стенгаз. Текст диктанта Стр.227 Алгоритм составления телеграммы Репродукция картины Стр.238-239 Стр.239-243 Стр.244 Стр.245 Алгоритм составления заявления Текс диктанта Стр.245 Набор цветных картинок Стр.246-247 Стр.248-251 Стр.253 Стр.254-257 Стр.258-260 Стр.260-262 План рассказа Текст диктанта | |
| Повторение –6часов | | | |
94 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 2 | | |
95 | Приставка и предлог | 1 | | |
96 | Простое и сложное предложение | 2 | | |
97 | Обобщающий урок за год | 1 | | |
98 | Контрольные работы за четверть | 4 | | |
| Всего за год | 170 часов | | |
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Русский язык»
Книгопечатная продукция:
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 кл.:В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. –М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2011
-Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М., «Просвещение».2010
Методические пособия:
-И.М. Стронская «Орфография русского языка в таблицах и схемах»СПб.: Издательский дом Литера, 2008.
-И.К. Новиченок «Грамматика русского языка в таблицах и схемах» СПб.: Издательский дом Литера, 2009.
-О.Д. Ушакова « 65 упражнений на все правила русского языка» СПб.: Издательский дом Литера, 2008.
-И.М. Стронская « Все части речи русского язвка в таблицах и схемах» СПб.: Издательский дом Литера 2009.
Таблицы и наглядные пособия:
1) Главные члены предложения;
2) Второстепенные члены предложения;
3) Бессоюзное сложное предложение;
4) Знаки препинания в предложениях с обращением;
5) Второстепенные члены предложения;
6) Сказуемое;
7) Подлежащее.
8) Виды предложений по цели высказывания;
9) Сложные предложения;
10) Знаки препинания в предложениях с однородными членами;
11) Виды простого предложения;
12Дидактический и раздаточный материал. Русский язык 5-7 классы;
Цифровые образовательные ресурсы:
1) ФРАЗА. Обучающая программа-тренажер по русскому языку;
2) Русский язык. 5 -11 классы (наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями);
3) Русский язык. Грамматика 5 -11 классы (наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями);
4) Русский язык. Основные правила орфографии и пунктуации 5 -9 классы (наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями);
5) Презентации «Имя существительное»;
6) Презентации «Имя прилагательное»;
7) Презентации «Местоимение»;
8) Презентации «Глагол»;
9) Презентации «Прямая речь. Диалог»;
10) Презентации «Стили речи»;
11) Презентации «Текст»;
12) Презентации «Сложные предложения и обращения».
Технические средства:
-ноутбук;
-интерактивная доска.